Михаил Ардов
Его "Мелочи архи... прото
и простоиерейской жизни" - книга о церковном юморе.
Книга "Матушка Надежда и прочие невыдуманные рассказы".
Его мемуары: о Гузнякове, о Рожкове.
*
*
К отцу Михаилу Ардову пришли люди в штатском. Представились сотрудниками строительно-архитектурной инспекции при Мосгорстройнадзоре. Заявили, что от соседей поступили жалобы на шум от строительных работ, производимых в квартире о. Михаила в ночное время. При этом заявлений никаких о. Михаилу показано не было.
Отец Михаил спокойно предложил посетителям осмотреть квартиру и убедиться, что никаких строительных работ в последние тридцать лет в ней не производилось. Инспекторы, однако, обратили внимание на глубокие выбоины именно в той стене, которая является общей с соседями и к тому же несущей.
Отец Михаил на требование объяснить происхождение выбоин немного покраснел, но в конце концов признался: "Это некогда меня благословил владыка Григорий Граббе, и я, если днём шутил, ночами колочусь головой о стенку повторяя: "Не шути! Не шути! Не шути!" - "И что, часто у Вас такие ночи?" - осведомился старший инспектор, изучая особенно вдающуюся выбоину. - "Часто, - вздохнул о. Михаил. - "А может, каждую ночь?" - "Каждую..." - поник головой отец Михаил, подумал, и добавил: "Но лучше днём шутить и об этом ночью стучать, чем наоборот". После этих слов незваные гости поспешили удалиться.
*
Весьма типичное интервью, в сжатом виде отразившее его позиции по разным
вопросам:
"МОЛОДЕЖЬ ТАТАРСТАНА"
13 мая 2004 г.
Михаил Ардов: Мы живем в последние христианские времена
Имя протоиерея Михаила Ардова хорошо известно читающей России и русскому
зарубежью: еще в советское время из его уст печатно прозвучали обвинения
в адрес священнослу- жителей в маловерии. Профессиональный публицист -
выпускник журфака МГУ, Михаил Викторович в 1980 году принял священный сан
служителя Московского Патриархата, а уже в 1993 году он переходит в Российскую
Православную Свободную Церковь, являющуюся частью Русской Зарубежной Церкви.
Наш корреспондент Андрей Морозов встретился с ним.
- А что, в царской России общество было более религиозно? Тогда, говорят,
и чудеса чаще были. А почему сейчас-то веры мало?
- Чудеса и сейчас происходят, просто их никто не замечает. Да и в царской
России было очень много плохого. Если бы все так было хорошо, то ни Россия,
ни церковь не рухнули бы. Иоанн Кронштадтский и его предшественники предсказывали,
что произойдет с Россией, если русский народ не покается и не вернется
в лоно православия. Главным образом это, конечно, касалось образованного
сословия, интеллигенции. Но вот как раз они-то и добили Россию.
- Что же вы так русскую интеллигенцию-то не любите?
- Русская интеллигенция повинна в национальной катастрофе, она растлевала
народ целенаправленно, начиная с XIX века. Был такой замечательный епископ
и проповедник Амвросий Харьковский. Он говорил: "Можно не только предсказать,
но и вычислить, когда произойдет катастрофа, когда будет падение русского
народа. Это будет тогда, когда людей, которые отлучены от христианства
и занимаются модным просвещением, будет больше, чем людей христиански нравственных".
Этот баланс как раз нарушился к 1917-му году. К тому времени на войне погибли
лучшие верующие люди, верные своему монарху. Потом те нравственные люди,
кто примкнул к белому движению, тоже были или убиты, или вынуждены эмигрировать.
И все это было предсказано с удивительными подробностями. Так, например,
в 1907 году архиепископ Антоний Храповицкий, потом ставший митрополитом
и основателем зарубежной церкви, говорил в своей проповеди: "Если
в России не будет монархии, то все народности будут требовать автономии.
Автономии будут требовать даже такие народности, о которых мы сейчас ничего
не слышим, например, казанские татары". Но, к сожалению, русская интеллигенция
вроде Александра Блока предпочитала "слушать революцию", а не
пророков. Ну вот и наслушались.
- Для него это кончилось очень печально.
- Для всех, не только для него. Он написал сатанинскую поэму "Двенадцать"
и во цвете лет увял. Действительно, русская интеллигенция несет самый большой
грех перед Россией. Она свалила империю, и сама погибла под ее развалинами.
К власти пришли такие бандиты, как Ленин, Сталин и Дзержинский, они хорошо
позаботились о том, чтобы уничтожить интеллигенцию. Ведь Ленин не просто
исчадие ада. Ленин - это русский интеллигент, доведенный до своего логического
конца.
- Если почитать "Уединенное" Розанова, то можно в этом убедиться:
интеллигенция на своих религиозных собраниях предлагала реформировать церковь.
Тот же Розанов предлагал устраивать брачные ночи в храме, правда, в специальном
приделе.
- Все это было чудовищно... Розанов вообще довольно смрадная фигура,
в конце жизни он покаялся... Это человек без всяких убеждений - то он прославлял
иудеев, то становился антисемитом, то он русских попов прославлял, то осуждал
церковь.
- А почему, кстати, среди церковников так развит антисемитизм?
- Это не церкви свойственно, это свойственно почти всем народам. Во время
войны Сталин командировал Михоэлса в США для того, чтобы тот собирал деньги
у евреев для Красной Армии. Он довольно много денег там набрал. Его принимал
Эйнштейн и спросил: "Существует ли антисемитизм в Советском Союзе?"
Михоэлс приехал как сталинский агитатор и стал рассказывать, что в Советском
Союзе все нации равны, на что Эйнштейн ему сказал: "Оставьте, я-то
знаю, что антисемитизм - это тень еврейского народа, которую он отбрасывает
везде, где бы ни появился".
Кроме того, по мысли не любимого мною Бердяева, но тут я с ним согласен
полностью, христианство относится к любой национальности толерантно, для
христианства национальности не существует, но еврейский народ составляет
исключение, потому что еврейкой была Божья Матерь, Христос воплотился среди
еврейского народа, и из евреев будет Антихрист. Поэтому христианство относится
к евреям с особой настороженностью.
- Когда началась перестройка, огромный интерес к религии был как-то понятен:
люди разуверились в КПСС, и Церковь могла занять это место. Но как объяснить
почти безразличное отношение к вере сегодня?
- Христианство было запретным плодом, поэтому оно и вызвало некоторый
интерес. Но этот интерес развеялся после 1988 года, после того, как пышно
отпраздновали тысячелетие крещения Руси. Московская Патриархия к этому
была не готова и упустила этот момент. Она ничего не сделала для того,
чтобы привлечь сердца людей, да и не могли этого сделать, потому что у
них не было в то время достаточно образованных священников, способных на
проповедь в современном мире. Современным людям никакая серьезная религиозная
жизнь не нужна - они все заняты погоней за земными благами по примеру западных
обществ.
- Знаете, больше всего, что меня поражает, когда прихожу в храм, - это
различие между иконами и священниками. На иконах скорбь, а лица священников
сытые и довольные.
- Мы живем в последние христианские времена. Мир скатывается к апокалипсису
с очень большой скоростью. Московская Патриархия является не только потому
лжецерковью, что она основана безбожником Сталиным и его бандитами-подручными,
но и потому, что она относится к так называемому мировому православию,
то есть связана с модернистами, экуменистами, со всеми теми, кто, в конце
концов, составит религию Антихриста. В мире сейчас больше нет православных
патриархов, все они по большей части "новостильники", в их числе
находится и Московский Патриарх со всем своим синодом и своими епископами.
Это уже пародия на Церковь, это не Церковь.
- Вы как-то рассказывали о признании прихожанина: "Верю. Конечно,
верю. Ну, не так, конечно, верю... Некоторые верят, ну, прям взахлеб".
Насколько это типично для России?
- У нас всего 3 процента населения ходят в православные храмы. Понятно,
что при коммунистах были безбожники и разрушались храмы, убивали священников.
Но в Англии в англиканско-католические храмы ходят те же 3 процента. Это
нормальный для современного христианского мира процент, он будет еще уменьшаться.
Москва - город с населением 12 миллионов человек, а в храмы в пасхальную
ночь приходит 150 тысяч, в лучшем случае - 200 тысяч. А ведь тот, кто не
пошел в пасхальную ночь в храм, уже не считается православным человеком.
Повторю, мы живем в последние христианские времена.
- Вот вы несколько раз сказали, что Русская Православная Церковь не покаялась.
А в чем именно она должна покаяться?
- В том, что они не христиане, а еретики и деляги. Христианство начинается
с покаяния. Вот определение христианства, данное Иоанном Златоустом: "Христианин
- человек кающийся". Они даже не способны осудить своих предшественников,
которые поздравляли Сталина с 70-летием в совершенно холуйском, позорном
тоне. А раз Московский Патриархат не способен к покаянию - значит, он к
христианству отношения не имеет.
- В самом святом месте России - Оптиной пустыни...
- Это не самое святое место России. И вообще, никаких подлинных монастырей
в России нет. Это туристские центры. Святитель Игнатий Брянчанинов, настоящий
монах, говорил, что "монашество - подвиг, не данный нашему времени".
Он предсказывал, что будет падение монастырей. И действительно, падение
произошло, все монастыри в России были закрыты. Те же, кто сегодня находится
в монастырях, от монашества очень далеки. Разве что у греков-старостильников
есть несколько монастырей, несколько скитов на Афоне.
- Вы не только публицист, но и литературовед. За что же вы разгромили
роман "Мастер и Маргарита"?
- Это чудовищное, кощунственное произведение. Булгаков опровергает всех
евангелистов. Это сатанинский роман. В качестве положительных героев выведены
черти, и в центре этого романа находится черная сатанинская месса с ритуальным
убийством, с этой чашей из головы Берлиоза. Это неудачная вещь, неудачная
литературно. Слава Богу, что он вышел из моды, и думаю, что он скоро забудется.
- А вот сатанинские секты расплодились во множестве. Чем они так привлекательны?
- Поклонение врагу рода человеческого гораздо легче, чем христианский
подвиг с постом и молитвой. Все окружено каким-то таинственным ореолом,
и к тому же молодые люди вообще склонны к негативизму.
- Скажите, любой, кто не причастен к Церкви и не крещен, переходит во
власть дьявола?
- Нет. Так говорить нельзя. Но, безусловно, что тот, кто не ищет спасения
в Церкви, в той или иной мере попадает в его власть. Власть мира - это
и есть власть дьявола. То есть человек, который живет мирскими заботами
и не заботится о своем спасении, конечно же, находится во власти дьявола.
Но есть сознательные сатанисты, приверженцы мерзких культов, а есть пассивные,
которые просто живут для того, чтобы обогащаться, иметь дачи, машины, развратничать,
объедаться. Вот они во власти дьявола.
- И кого, по-вашему, сейчас больше на земле, верующих или..?
- Во все времена было больше людей, которые не думали о своем спасении
и не хотели думать. Христианство - это религия противоестественная. Все,
что греховному человеческому естеству хочется, в христианстве запрещено.
Соответственно, истинных христиан во все времена было очень мало.
Пока были христианские империи в Средние века и те, кого называют сегодня
элитой общества, были в какой-то мере ориентированы на Церковь и на спасение,
- простые люди к этому тянулись. Ведь были же святые князья и праведные
помещики, были купцы - благочестивые храмостроители. А теперь все видят,
что влиятельные и образованные люди заняты обустройством своих земных дел.
Поэтому и все прочие этим занимаются.
- Золото в храмах, сотовые на шее у священников рядом или вместо крестов,
растущие тарифы на воцерковление... Не торжники ли это, которых изгонял
из Храма Христос? Где она - истинная церковь?
- Чтобы понять это, нужно читать христианские книги. А что касается золота,
то еще Господь в Ветхом завете велел приносить в храм золото и делать украшения
из самых драгоценных материалов. Золото в Храме никого не должно смущать,
его отсутствие или присутствие ничего не прибавляет.
Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть не
на священнические облачения и не на украшения икон, а должен читать апостольские
книги, слушать проповеди и смотреть, насколько это соответствует учению
православной церкви. Там, где Господь, там и истина.
|