ВИКТОР ФРАНКЛ
Его: Психотерапия на практике. Теория
и терапия неврозов. Психолог в концлагере (в сборнике "Сказать жизни "да").
Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – Спб: Речь, 2000
Лэнгле, Альфред. Виктор Франкл. Портрет. М.: РОССПЭН, 2011. 247 с.
См. библиографию по психотерапии.
ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА
Как фототипия - Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.
Москва, Прогресс, 1990 г.
Д. А. Леонтьев. Вступительная
статья............... 5
От автора ...............................
23
Человек перед вопросом о смысле.................
24
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Плюрализм науки и единство
человека.............. 45
Самотрансценденция как феномен
человека ........... 54
Потенциализм и калейдоскопизм..................
70
Детерминизм и гуманизм: критика
пандетерминизма...... 75
Духовность, свобода и ответственность..............
93
Часть П. ОБЩИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Психолог в концентрационном
лагере............... 130
Общий экзистенциальный анализ:
(1. о смысле жизни. О
смысле смерти. - 2. О смысле
страдания. - 3. О смысле
труда. - 4. Смысл любви)..................
157
Часть Ш. ОСНОВЫ ЛОГОТЕРАПИИ
Что такое смысл ...........................
284
Экзистенциальный вакуум: вызов
психиатрии.......... 308
Критика чистого «общения»:
насколько гуманистична «гуманистическая психология»........................
321
Психотерапия и религия.......................
334
Теория и терапия неврозов
..................... 338
Из других книг: - Коллективные
неврозы наших дней.
Соч.: The Doctor and the Sopul: From Psychotherapy to logotherapy(1955); From
Death-Camp to Existentialism (1959); Man's Search for Meaning (1962); An Introduction
to logotherapy (1963); Psychotherapy and Existentialism (1967); Издатель (совм.
с V. E. von Gebsattel, J. H. Schultz) Encyclopaedia of Psychotherapeuties (5 vols).
Данная статья была опубликована в N 19/2001 (http://psy.1september.ru/2001/19)
еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
Все права на эту публикацию принадлежат автору и издателю.
О нем:
(1905 - 1997)
Я видел смысл своей жизни в том,
чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.
В. Франкл
Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей
последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле
жизни, значит, он серьезно болен». Не менее известно и другое его высказывание:
«В своих исследованиях огромного здания человеческой психики я остановился в подвале».
Попытки его последователей подняться на «верхние этажи» неизбежно приводили к
критической переоценке классического наследия.
Виктор Франкл, увлекшись психоанализом еще в юности, не удовольствовался блужданиями
по «подвалу» и создал в итоге собственную теорию, собственную школу, диаметрально
противостоящую фрейдистской. В отличие от скептической позиции венского патриарха,
именно поиск смысла жизни Франкл назвал путем к душевному здоровью, а утрату смысла
— главной причиной не только нездоровья, но и множества иных человеческих бед.
Самая известная книга Франкла так и называется «Человек в поисках смысла». Наверное,
именно так можно было бы охарактеризовать и ее автора.
МЕЖДУ ФРЕЙДОМ И АДЛЕРОМ
Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, где уже в ту пору на
квартире доктора Фрейда собирался по средам психологический кружок — прообраз
Венского психоаналитического общества. Членов кружка еще можно было пересчитать
по пальцам, но в него уже входил ироничный скептик Альфред Адлер, который 6 лет
спустя со скандалом покинет ряды фрейдистов, чтобы основать собственную школу.
Уже было издано «Толкование сновидений», но почти половина первого тиража еще
пылилась на прилавках невостребованной, а в адрес Фрейда и его последователей
сыпались критические стрелы.
Впрочем, к тому времени, когда Франкл достиг юношеского возраста и перед ним
остро встали проблемы профессионального и личностного самоопределения, психоанализ
уже оформился во влиятельное течение и получил широкое признание. Еще школьником
Франкл заинтересовался идеями Фрейда, вступил с ним в личную переписку. Фрейд
благоволил к юноше, по его протекции статья 19-летнего Виктора Франкла была в
1924 году опубликована в «Международном журнале психоанализа». Однако молодого
человека в не меньшей мере интересовали идеи «отступника» Адлера, создавшего Вторую
венскую школу психотерапии (первой по праву считалась фрейдистская).
Еще не получив законченного образования, Франкл примкнул к адлерианцам. Этот
этап его научной биографии был отмечен публикацией в «Международном журнале индивидуальной
психологии». Впрочем, сотрудничество длилось недолго. В 1927 году на почве очевидных
разногласий с коллегами Франкл покинул Общество индивидуальной психологии. Однако
эти годы не прошли бесследно. Они наложили отпечаток на все последующее творчество
Франкла: практически во всех его трудах присутствуют и Фрейд, и Адлер — как явные
и неявные оппоненты.
Фрейд и Адлер уже принадлежат истории, последующее развитие оставило их далеко
позади... Штекель удачно определил положение дел, когда заметил, поясняя свое
отношение к Фрейду, что карлик, стоящий на плечах гиганта, может видеть дальше,
чем сам гигант. В конце концов, хотя индивид может восхищаться Гиппократом и Парацельсом,
нет никакой необходимости, чтобы он следовал их предписаниям или методам хирургии.
Психоанализ говорит о принципе удовольствия, индивидуальная психология — о
стремлении к статусу. Принцип удовольствия может быть обозначен как воля к удовольствию;
стремление к статусу эквивалентно воле к власти. Но где же то, что является наиболее
глубоко духовным в человеке, где врожденное желание человека придать своей жизни
так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь
это возможно, — где то, что я назвал бы волей к смыслу?
Эта воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает
озабочено смыслом своего существования. Однако психотерапия превращает эту волю
к смыслу в человеческую слабость, в невротический комплекс. Терапевт, который
игнорирует духовную сторону человека и, следовательно, вынужден игнорировать волю
к смыслу, отрицает одно из самых ценных его достоинств.
(Здесь и далее курсивом даны цитаты из работ В. Франкла.)
Пройдя Первую и Вторую венские школы психотерапии, Франкл встал на путь создания
собственной — Третьей. Именно так впоследствии назовут созданное им учение. Но
должны были пройти еще годы накопления опыта, годы тяжелейших жизненных испытаний,
прежде чем юношеские идеи оформились в стройную концепцию.
ИММУНИТЕТ ПРОТИВ НИГИЛИЗМА
О своем юношеском мироощущении Франкл писал: «Будучи молодым человеком, я прошел
через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний
нигилизм. Со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма. Таким
образом я создал логотерапию».
Термин «логотерапия» Франкл предложил еще в 20-е годы, впоследствии в качестве
равноценного использовал термин «экзистенциальный анализ». «Логос» для Франкла
— это не просто «слово», как это обычно понимается в отечественной традиции. (Так,
основоположником отечественной психотерапии К.И. Платоновым термин «логотерапия»
использовался в значении «лечение словом» — в противовес медикаментозному и хирургическому
лечению, то есть как синоним психотерапии; в этом значении термин распространения
не получил. В некоторых отечественных работах по коррекционной педагогике термином
«логотерапия» обозначается совокупность психотерапевтических методов и приемов,
направленных на преодоление речевых нарушений.)
Франкл опирается на более широкое понимание греческой основы: «логос» — это
«слово» не просто как вербальный акт, а как квинтэссенция идеи, смысла, то есть
это и есть сам смысл. Такая трактовка проясняет многие недоразумения при толковании
евангельского текста: «В начале было слово...»
Получив в 1930 году степень доктора медицины, Франкл продолжил работать в
области клинической психиатрии, и уже к концу 30-х годов в статьях, опубликованных
им в разных медицинских журналах, можно найти формулировки всех основных идей,
на основе которых впоследствии выросло здание его теории — логотерапии и экзистенциального
анализа.
Еще в 1928 году Франкл основал Центр консультирования молодежи в Вене и возглавлял
его до 1938 года. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской
клиники. В практической сфере он с 1929 года разрабатывал технику «парадоксальной
интенции» — психотерапевтического инверсионного метода, ориентированного на подкрепление
опасений пациента и достижение лечебного эффекта по принципу «от противного».
В 1933 году им было выполнено интересное исследование «невроза безработицы», имеющее
(к сожалению!) непреходящее значение, однако упоминаемое ныне редко.
«ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ...»
Присоединение Австрии к нацистскому рейху для еврейской части населения страны
(а к ней принадлежал и Франкл) означало верную гибель. Незадолго до аншлюса у
него была возможность эмигрировать в США, однако он ее отверг: полученное из Америки
приглашение не распространялось на его родных, а Франкл считал недопустимым их
бросить. (Наверное, в науке о душе различия в мировоззрении сказываются во всех
сферах: Зигмунд Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой
заботы о своих родных сестрах, и все они сгинули в концлагерях.)
Фортуна дала Франклу несколько лет отсрочки. По счастливой случайности, гестаповец,
оформлявший отправку Франкла в лагерь смерти, оказался его бывшим пациентом и
вычеркнул его из списка. Но в 1942 году про доктора Франкла вспомнили снова. Да
и как было не вспомнить про заведующего отделением Венской Ротшильдовской еврейской
больницы! Печи Освенцима и Дахау требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло
стать одним из миллионов поленьев в их адском пламени.
Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность
— что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть (направлявшихся
не по какой-то конкретной причине, а просто потому, что машину смерти нужно было
кем-то питать). Закономерность — что он прошел через все это, сохранив себя, свою
личность, свое «упрямство духа», как он называл способность человека не поддаваться,
не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В концлагерях получил
проверку и подтверждение его взгляд на человека, и вряд ли удастся найти хоть
одну психологическую теорию личности, которая была бы в такой степени лично выстрадана
и оплачена такой дорогой ценой.
Любая попытка восстановления внутренней силы узника предполагает в качестве
важнейшего условия успеха отыскание некоторой цели в будущем. Слова Ницше: «Если
есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как» — могли бы стать девизом для любых
психотерапевтических и психогигиенических усилий... Горе тому, кто не видел больше
ни цели, ни смысла своего существования, а значит, терял всякую точку опоры. Вскоре
он погибал.
Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из этого опыта, Франкл описал в
книге «Психолог в концлагере», вышедшей вскоре после войны. Эта книга с 1942 по
1945 год фактически «писалась» им в уме, и одним из стимулов к выживанию было
стремление ее сохранить и в конце концов опубликовать. Хотя, как признавался автор,
книгу он «писал с убеждением, что она не принесет, не может принести успех и славу»,
из всех его книг именно эта получила наибольшую популярность.
После того как эта книга вышла в 1959 году на английском языке, она выдержала
баснословное количество переизданий на десятках языков по всему миру и общий ее
тираж уже перевалил за 2,5 миллиона (всего им написано 16 книг, их совокупный
тираж уже не поддается подсчету; на этом фоне особенно огорчительно, в сколь узком
кругу Франкл популярен в нашей стране — многие практические психологи о нем даже
не слышали).
ВОПРОС К СЕБЕ
Конец сороковых отмечен ярчайшим всплеском творческой активности Франкла. Его
книги — философские, психологические, медицинские — появляются одна за другой.
Среди его наиболее значительных работ (помимо названных) — «Доктор и душа», «Психотерапия
и экзистенциализм», «Воля к смыслу», «Время и ответственность», «Подсознательный
бог», «Психотерапия на практике».
В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической больницы,
с 1947 года начинает преподавать в Венском университете, в 1949 году получает
степень доктора философии, в 1950 году возглавляет австрийское общество психотерапевтов.
В 60-е годы издание его трудов на английском языке принесло ему всемирную славу,
запоздало докатившуюся до наших берегов лишь к началу 90-х.
Франкл дважды объехал вокруг света с лекциями о логотерапии, побывал во многих
странах, в том числе и в СССР (аудитория психологов в МГУ встретила его овацией).
Он умер в глубокой старости в своей родной Вене.
В нашей стране его идеи еще ждут настоящего признания. Ведь логотерапия —
это не столько техника, сколько философия. В отличие от столь любимых многими
манипуляторских ухваток, его концепция не содержит директивных рекомендаций и
приемов. На вопрос, существуют ли таковые, Франкл любил отвечать: «Это все равно
что спрашивать гроссмейстера, какой шахматный ход самый лучший». Ведь смысл своей
жизни каждый человек открывает для себя сам.
Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать,
что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.
Сергей СТЕПАНОВ
|