Мари Жозеф Лагранж
В крещении Альбер. Рукоп. 22.12.1883. ум. 10.3.1938.
В 1967 г. останки перенесены в Иерусалим, в храм св. Этьена. В
1988 г. начат процесс беатификации. http://ebaf.op.org/wsw/fr/lagrange.html.
В этой слащавой биографии Лагранж действует чуть ли не по прямому
папскому указанию - "вдохновлен" энцикликой Льва 13
Providentissimus Deus.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЛАГРАНЖ
(Lagrange) Мари Жозеф, иером. (7.3.1855-1938), франц. католич. библеист.
Образование получил в Отюнской ДС и в Париже, где ему присвоили
степень д-ра права (1878). В след. году он принял постриг в Доминиканском
ордене; а поскольку доминиканцы были в то время высланы из Франции,
он завершил богосл. образование в Саламанке и Вене. В Вене Л. познакомился
с нем. библ. критикой, в к-рой господствовали *рационализм и скептицизм.
Именно тогда Л., по выражению нем. экзегета Шульцера А., задумал
дать ей бой на ее собственной территории. В 1890 он был направлен
в *Палестину, где основал *Иерусалимскую библейскую школу. Начинание
имело мало шансов на успех: Л. не располагал ни кадрами, ни достаточными
средствами, но был убежден, что «этого хочет Бог».
Ему пришлось вести продолжит. борьбу на два фронта: против рационалистов,
защищая церковное, благоговейное отношение к Слову Божьему, и против
консерваторов, отстаивая право богословия на науч. исследование
Библии. Со своей программой *«исторического метода» экзегезы он
выступил на Конгрессе католич. ученых (Фрайбург, Швейцария, 1897
[неточно, это Фрайбург Freiburg в Германии и это второй - из четырех
- конгресс неосхоластов]) и на страницах «Библейского обозрения»
(«La revue biblique»), основанного им в 1892. В 1900 Л. положил
начало серии трудов под общим названием «Библейские Исследования»,
куда включил и свои работы. Всего Л. опубликовал более 1700 монографий
и статей и впоследствии был признан «величайшим французским экзегетом
нашего столетия» (*Карминьяк).
«Отец Лагранж, — писал *Карташев, — в своих объемистых трудах,
в бесчисленных этюдах..., через своих учеников и преданных сотрудников,
не без духовных борений, внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной
силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала
библейской критики, названной им "историческим методом". Как глубоко
верующему и законопослушному сыну Церкви, о.Лагранжу пришлось
пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном,
бесшумном, но огромном состязании со школьно-богословской рутиной
осталась за ним». Напряжение между Л. и церк. властями возникло
в связи с подозрением в его причастности к *модернизму (часть
книг Л. попала в существовавший тогда индекс запрещенных книг).
Ему даже пришлось на время покинуть свою Иерусалимскую школу,
но вскоре его правоверие перестало вызывать сомнения, и он снова
вернулся к работе.
Л. исходил из различия между *Откровением и *боговдохновенностью.
Откровение, считал он, связано с новыми истинами, к-рые открываются
свящ. писателю; боговдохновенность же есть воздействие Духа Божьего,
к-рое помогает свящ. писателю использовать *источники, строить
композицию повествования, выбирать слова и т.д. В конечном счете,
верховной Причиной, Автором Библии оказывается Бог, что не лишает
писателей их активности. В работе «Исторический метод» («La m№thode
historique», P., 1903) Л. утверждал постепенность раскрытия духовных
истин в процессе свящ. истории. Не принимая *исторического эволюционизма,
к-рый уподоблял библ. веру др. религиям, Л. призывал считаться
с тем фактом, что ВЗ проходил через определ. фазы становления.
Л. усматривал здесь аналогию с учением о «догматическом развитии
Церкви», сформулир. *Ньюменом (а в России *Соловьевым Вл.). Кроме
того, Л. показал огромное значение, к-рое имеет для историко-литературного
исследования Библии уточнение тех или иных *жанров литературных.
Труды Л. убедили многих, что верующий экзегет при изучении Пятикнижия
должен учитывать специфику *авторства на *Древнем Востоке и может,
не смущаясь, исследовать вопрос об источниках Моисеевых книг.
Однако против этих принципов в то время выступали мн. коллеги
Л., особенно его гл. противник *Вигуру.
Л. внес большой вклад и в новозав. исследования. Он написал монументальный
коммент. к Евангелиям, ставший с тех пор классическим (к Мк в
1911, к Лк в 1920, к Мф в 1923, к Ин в 1925). В нем он, в частн.,
высказал мысль, что за греч. текстом Евангелий стоит семитич.
оригинал (он склонялся к мнению, что этот оригинал был арамейским).
По образному выражению Л., когда специалист по греч. яз. открывает
НЗ и особенно Евангелия, он «переносится в шатры Симоновы». Л.
отрицал возможность полной реконструкции земной жизни Спасителя.
«Евангелия, — по его словам, — это единственная жизнь Иисуса Христа,
какую можно написать. Остается лишь понять их как можно лучше».
Хотя при жизни Л. перевес оставался за школой Вигуру, сам он
пользовался большим уважением и признанием как в Церкви, так и
в науке. Он усилил интерес к Писанию, и не только в католич. кругах.
«Его долгая 83-летняя научно-аскетическая творческая жизнь, —
писал Карташев, — легла незабываемой гранью между двумя эпохами
римско-католической библейской науки, еще вчерашней докритической
и нынешней — критической. Его благочестивый, верующий и верный
догматам Церкви подход может служить опорой и руководством и нам
— православным, еще не начинавшим подвига усвоения библейской
критики».
Труды Л. подготовили поворот, обозначенный энцикликой *Пия XII,
к-рая вышла через 5 лет после смерти экзегета. Она открыла католич.
библеистам путь для свободных исследований и дала возможность
рецепции ими выводов новой исагогики.
u L’Innocence et le P№ch№, RB, 1897, № 6; Historical Criticaism
and the Old Testament, L., 1905; Le Messianisme chez les Juifs,
L., 1909; Synopsys evangelica. Textum Graecum, Barcelona, 1926;
L’Evangile de J№sus Christ, P., 1928 (англ. пер.: The Gospel of
Jesus Christ, L., 1938); Le Judaїsme avant J№sus Christ, P., 1931;
Histoire ancienne du Canon du Nouveau Testament, P., 1933; Critique
textuelle, P., 1935; Au service de la Bible, P., 1967.
l К а р т а ш е в А.В., Ветхозав. библ. критика, Париж, 1947;
*К н я з е в А.П., О боговдохновенности Свящ.Писания, ПМ, 1951,
№ 8; B r a u n F.M., L’oeuvre du P.Lagrange, Fribourg, 1943 (англ.
пер. The Work of P–re Lagrange, Milwaukee, 1963); *V i n c e n
t L. (ed.), M№morial Lagrange, P., 1940; *M u r p h y R.T., P–re
Lagrange and the Scriptures, Milwaukee, 1947; NCE, v.8.
|