ЭМАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ
См. библиографию.
Новый Иерусалим и его Небесное Учение.
О небесах, о мире духов и об аде.
Кратко о С.
О С. Вл. Соловьев. С. и Достоевский - Милош.
Борхеса стилизация под С. - новелла о Меланхтоне.
Кротов.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня - Библия
СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg) Эмануэль (1688-1772), швед. ученый
и мистик. Род. в Стокгольме. Изучал математику, инженерное дело
и классич. языки. Прославился трудами по алгебре, геологии, химии.
Был почетным членом Петерб. АН. Создал собственную теософскую систему,
в к-рой сочетались элементы натурфилософии и оккультизма. С. много
занимался исследованиями Библии. Ортодоксально-протестантские толкования
его не удовлетворяли, и он предпринял попытку найти новый ключ к
ее пониманию. К этому, по собств. признанию, его побудило видение,
к-рое он имел в Лондоне.
По словам С., Бог избрал его, "чтобы раскрыть людям духовный смысл
Священного Писания". Это новое "откровение" С. изложил в ряде книг,
к-рые привлекли к нему внимание во мн. странах. Учение С. является
абсолютным христоцентризмом. Бог есть предвечный Богочеловек, в
недрах Которого пребывают Отец, Сын и Св.Дух. Воплощение означает,
что Св.Дух вошел в земной мир, приняв человеческую природу, чтобы
изгнать из нее демонов. С. учил о множественности духовных миров,
к-рые, по его словам, открывались ему в видениях. Все духовные существа
суть люди, либо пребывающие в свете, либо оставшиеся во тьме, либо
живущие в этом мире в ожидании своей участи. Судьбы этих существ
определяются судами Божьими, к-рые периодически совершаются в мире.
С. считал, что *посмертное бытие человека не статично, а так же
подчинено закону развития, как земная жизнь. В свете подобных взглядов
С. и толковал Библию. В экзегетике С. злоупотреблял *аллегорическим
методом и не останавливался перед самыми смелыми фантазиями. Учение
*Малого Апокалипсиса он рассматривал как пророчество о конце "старой
Церкви" и начале нового, "духовного", христианства. Проповедь С.
вызвала гонения против него со стороны лютеранского духовенства.
Последователи С. составили особую секту "сведенборгиан", или "Церкви
Нового Иерусалима", к-рая существует и поныне (гл. обр. в Англии
и США). Доктрина С. была популярна среди рус. "мистиков" Александровской
эпохи. Церк. авторы подвергали ее критике, хотя митр.*Филарет (Дроздов)
считал, что нравственное учение С. не может вызывать возражений.
u В рус. пер.: О небесах, о мире духов и об аде, Лейпциг, 1863;
Избр. соч., Лондон, 1872, вып.1; О Божественной любви и Божественной
мудрости (посмертное творение), СПб., 1904; Апокалипсис (гл.1) по
смыслу духовному, СПб., 1906, ч.1; О последнем (страшном) суде,
Толкование гл.25 Матфея (Посмертное творение), СПб., 1906; О сообщении
души и тела, СПб., 1910; Увеселения Премудрости о любви супружественной,
М., 1914.
l Кант И., Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика,
в его кн.: Соч., М., 1964, т.2; Леман А., Иллюстриров.
история суеверий и волшебства от древности до наших дней, М., 1900;
О с и н и н И.Г., Шведенборг и его учение, ДБ, 1859, ? 29;
*С о л о в ь е в Вл., С., Соч., СПб., 19142, т.10; *Х р и
с а н ф (Ретивцев), Эмануил С. и его вероучение,
ХЧ, 1866, т.1; Э м е р с о н Р., Избранники человечества,
М., 1912; иностр. библиогр. см. в ФЭ, т.4.
|