Его:
Латинянин или О прибавлении
в Символе. - Послание о Флорентийском
соборе. - О сущности и энергии.
- Опровержение латинских глав относительно
очистительного огня.
проповедь о воскресении;
Слово перед открытием Флорентийского собора. О чистилище слова первое - второе. Ответы на вопросы. - Десять аргументов против существования чистилища. - Латинянин. - Сумма изречений о Святом Духе. - Главы против латинян. - Исповедание веры. - О времени пресуществления. - О Флорентийском соборе. - Окружное послание против унии. - Послание Схоларию. - Послание к Георгию Метонийскому. - Послание патр. Митрофану. - Послание Ватопедскому монастырю. - Послание Феофану на Евбею. - Феофану на Имврийский остров. - Слово перед кончиной.
Марк Эфесский. Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов.
О нем:
Монография Погодина, 1963.
Кротов:
Марк Ефесский (1457). Один из последних великих
византийских богословов, Марк жил в стране, которая уже почти
не имела надежд на выживание: турки наступали. По видимости и отец Мануила Евгеника (так звали Марк в миру) был высоким чином - диаконом и сакелларием при Софийском соборе в Константинополе, мать была дочерью врача, оба были знатные персоны. А на деле уже платили дань туркам. Когда мальчику было 13 лет, его отец умер, но Мануил продолжил образование и вскоре занял отцовское место, стал популярным проповедником. Ежедневно он посещал литургию. В 1418 г. он принял монашество и новое имя в обители на острове Антигон. Но вскоре население островов бежит, опасаясь турецкого завоевания, в Константинополь. Бежали и монахи; Евгеник нашёл приют в Манганском монастыре столицы. В 1437 г. его делают митрополитом Эфесским, чтобы Марк принял участие в составе византийской делегации на Флорентийском соборе не простым монахом, а с внушительным титулом.
Все отчаянно искали
какую-то помощь извне, и поэтому византийские церковные лидеры
решились поехать в Италию и участвовать там во Флорентийском соборе,
чтобы договориться о восстановлении единства Церкви. Даже если
бы и удалось договориться, это еще не гарантировало военной помощи
с Запада, да если бы помощь и пришла, турки бы сломили и ее. Более
того, сама Западная Церковь была расколота, и переговоры вел один
из двух пап. Богословские прения увенчались успехом - если успехом
считать подписание бумаги о воссоединении. Один Марк протестовал,
причем он лучше всех прочих византийцев понимал, что о воссоединении
договорено не благодаря преодолению различий, а благодаря равнодушию
к ним. Но богословы меньше всего решали тогда этот вопрос; когда
было нужно, ими пользовались, когда нет, их просто отодвигали
в сторону. Марк вернулся в империю, выступал против унии, но безуспешно.
Город, где он числился архиереем - Ефес - давно был под властью
турок. Умер Марк через четыре года после падения Константинополя
и империи. Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж,
1859. То же, Спб., 1860. Память 19 января/1 февраля.
*
Монах Каллист Властос Агиорит . Марк Эфесский и Флорентийский собор М.: Смирение, 2009. 224 с.