Ливень на траве
Оп.: НГ-религии, 28.4.1999. Появилась новая книга, хрестоматия «Иудейско-христианский
диалог».
Конечно, пишу я для того, чтобы ее прочитали, но все-таки это - не реклама
и даже не совсем статья, а что-то вроде проповеди. Когда на нее решаешься, ступаешь
на минное поле; но если ты еще и затронешь «еврейскую тему», тебя будут дополнительно
обстреливать с обеих сторон. Одни твердо знают, что евреи, в самом лучшем случае
- шлак. Другие не менее твердо знают, что это просто один из народов, и выделять
его («лучше» он или «хуже») неприлично.
Первая точка зрения столько раз приводила к стыдным и страшным делам,
что в обычной газете я бы этой темы не касалась. Но люди верующие, то есть – доверяющие
Писанию, сами знают, что там Иаков резко выделен. Иногда говорят, что он – не
народ, а Церковь; иногда называют «народами» всех остальных. Что он какой-то особенный,
скрыть невозможно, об этом – вся Библия.
Если мы ей верим, мы вычитаем там много предупреждений. В тех книгах, которые
для нас – уже старый, ветхий Завет, Бог часто предупреждал Свой народ не как жестокий
начальник («Ошибешься – казню»), а как мудрый, почти плачущий отец («Ну, что ж
это ты! Так и дом сгорит»). Дом не сгорел, но разные беды случились. Как жил,
что делал бездомный Иаков изнутри описать не могу, а извне – меня тоже выгнали
с работы в 1950 году из-за папы космополита. Но это – поздняя глава, тогда уже
сбылись и пророчества, а в хрестоматии речь идет о веках скитаний.
Что обличал Христос – иудеев или ту болезнь религиозности, которую мы легко
воспроизводим и без Иакова, здесь говорить не буду. И в книжке, и за ее пределами
об этом много сказано, так что, если мы не слышим, даже Моисей и пророки до нас
не докричались бы. Если предположить, что Христос просил: «Прости им...», имея
ввиду кого-то другого; если забыть, как Он чтил и очищал Закон, все равно останется
правдой, что мы, христиане, обращались с Иаковом гораздо хуже, чем по Новому,
да и по Ветхому Завету вправе с кем-то обращаться. А уж оправдание себе найти
легко.
Помню, один литовец, исповедник катакомбных времен, спросил меня в те самые
времена, бывала ли я в Панеряй (место под Вильнюсом, где убили многих евреев).
Когда я предположила, что «бывать» там нельзя, можно только раздирать одежды и
посыпать голову пеплом, он удивился: «Как, вы не принимаете судов Божьих?
Ну, хорошо, пусть самый святой иудей скажет так о самом себе, ни о ком другом;
но когда христиане это говорят, остается заплакать и покаяться.
Поневоле вспомнишь, как Бонхеффер предлагал «броситься вместе с евреями под
поезд истории».
Многие так и делали, а позже, когда самое страшное кончилось, хотя бы пытались
покаяться за весь Новый Израиль. Здесь, в хрестоматии , есть такие свидетельства,
есть и другие, а главное – есть голос самого обиженного нами Иакова. Как известно,
существование Бога доказать нельзя; но тех, кто хотя бы хочет слышать, поражают
некоторые вещи, очень уж маловероятные, противные всякой логике – скажем то, что
быстро и сравнительно тихо рухнул колосс на глиняных ногах, внутри которого мы
жили.
Одна из таких вещей –то, что древнейший народ, лишенный страны, не рассосался,
не умер, и вернулся в свою землю точно так, как говорили пророки. А стал он или
станет ли таким, как они обещали, особенно – Михей (5:7) – судить не нам. Если
же мы решим, что эти пророчества относятся к Новому Израилю, прикинем, похожи
ли мы на ливень, оживляющий сухую траву.
|