НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОЩЕНИИ
История эта замечательна;
но, восхищаясь ей, мы не должны забывать о более обычных и более трудных вещах.
Вынесем за скобки совершенно мирскую позицию - замкнуть свое сердце, отрезав навсегда
того, кто сделал тебе зло. Если мы так делаем, мы - просто не христиане, и говорить
не о чем.
Теперь представим, что человек, пусть не убивший нас, но тяжело оскорбивший,
просит прощения. Господи, чего же нам еще надо? Именно об этом мы и мечтаем, на
это и надеемся, но далеко не всегда можем этого дождаться.
Несчастье падшего человека именно в том, что он, творя зло, считает себя правым.
Обычное, ежедневное испытание для нас - не озлобиться на тех, кто каяться и не
думал. Если ране дают поджить, это еще ничего, с Божьей помощью, преодолеть можно.
А вот когда рану снова и снова растравляют - дело другое. Тем не менее, Бог сказал
нам, чтобы мы благотворили делающим нам зло. Как же именно?
Конечно, надо о них молиться, лучше бы - тайно, а не приговаривая со сладкой
улыбкой что-нибудь лестное для себя ("Я зла не держу..." и т. п.). Молитва творит
чудеса; сколько раз "делающий злое" каялся или хотя бы переставал зло делать!
Потом, уже на уровне действий, мы не должны отвечать тем же. Да, это трудно.
Это "накладно", как сказал один литовский священник. А Симона Вейль писала: "Кто
берет меч, погибнет от меча, кто меча не берет - умирает на кресте". Надо ли говорить,
что крик, брань, обида - это те же мечи? Сам Христос приравнял оскорбление к убийству.
Умирает - но воскресает! Другого пути нет; а пока, на кресте, остается повторять:
"Прости им, ибо не знают, что делают". Это - правда; очень многие, обижая
ближних, действуют вслепую, утверждая себя, следуя закону падшего мира. Их надо
разбудить. Отвечая тем же, мы их не разбудим. Когда, наконец, христиан будут узнавать
не по штучным и самодовольным "делам", а по очень странному поведению?
|