Первое издание: М., 1922.
Томск: "Водолей", 1996.
Первая часть текста - вторая.
Глава I
ВВЕДЕНИЕ
§1. "Древнегреческая религия" – Новая задача.
– Иллюзия продольности. – Последовательные разрезы. – §2. Понятие эллинизма. –
Условия его возникновения. – Культурное объединение эллинских племен. – Падение
междуэллинской гегемонической идеи. – Централизующая сила извне. – Эллинизация
"варваров". – §3. Распад державы Александра Великого. – Македония. –
Фрако-фригия. – Галлы и Пергам. – Царство Селевкидов. – Египет. – Судьба эллинизма
в этих государствах. – Коренная Греция. – Поглощение эллинистического мира Римом.
– §4. Религия эллинизма. – Процесс религиозного становления. – Путь исследования.
– Религиозное чувство и конфессионализм. – Интерконфессионализм и супраконфессионализм.
Глава II
РЕЛИГИЯ ТАИНСТВ
§5. Два течения в древнегреческой религии. – Религия
Земли. – Деметра элевсинская. – Элевсин и Дельфы. – §6. Прозелитизм в религии
Деметры. – Гомеровский миф о Деметре. – §7. Боги элевсинского культа. – Соединение
Элевсина с Афинами. – "Дельфийское прорицание". – Шествие в Элевсин.
– Иакх-Дионис. – Эвмолпиды, Керики, Ликомиды. – §8. Талисман Аристомена. – Возрождение
Мессении. – Анданийские таинства. – Апостол Мефап. – Таинства Кабиров. – Анданийская
надпись. – §9. Видоизменения культа. – Энна и Рим. – Александрия; гимн Каллимаха
и религиозный сентиментализм. – Анатолия, Кизик и Пергам. – §10. Характер эволюции
религии таинств.
Глава III
ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ БОГОВ
§11. Деметра и Земля. – Богиня-Мать. – Ее исконно-греческий
образ. – Ее азиатский образ в Пессинунте. – Ее греко-азиатский образ. – §12. Идейская
Мать – Молчание Гомера – Афродита и Анхиз. – Великая Мать в Кизике. – Анахарсис
– Ясон и Аргонавты. – §13. Великая Мать в Пессинунте. – Пессинунтский миф. – Реформа
Тимофея. – §14. Таинства Великой Матери. – Горная Мать и экстаз. – Черный камень.
– Самооскопление галлов. – Его смысл. – Обрядность реформированного культа. –
Смерть и воскрешение. – §15 Взгляд назад. – Мать и любовница. – Развитие культа.
Глава IV
ИСИДА
§16. Характер египетской религии. – Особое положение
Исиды. – Миф Плутарха. – Удвоение гибели Осириса. – §17. Эллинизованный культ
Исиды и Сараписа. – Рассказ Тацита. – Тимофей и Манефон. – Возражения. – Кумир
Бриаксида. – §18. Распространение дореформенного культа. – Распространение реформированного
культа. – Освобождение рабов. – Сицилия, Помпеи, Рим. – §19. Характер реформированного
культа. Отсутствие териоморфизма. – Отсутствие магии. – Феоскрасия. – Жречество
и литургия. – Мистерии Исиды.
Глава V
АДОНИС И АФРОДИТА
§20. Астарта и Адон. – Их вавилонская родина. – Иштар
и Таммуз. – Сошествие Иштар. – Элементы религии природы. – Вопрос о мистическом
характере культа. – §21. Библос и Кипр. – Кипрский миф об Афродите и Адонисе.
– Распространение их культа в Греции. – Его частный характер. – Сафо и Праксилла.
– §22. Изменение в эпоху эллинизма. – Александрийский праздник и Феокрит. – §23.
Аттис, Осирис, Адонис. – Религиозный сентиментализм. – Отличие от Деметры: религиозный
эротизм.
Глава VI
ДРЕВНИЙ ОЛИМП
§24. Мнимое оскудение многобожия. – Соотношение литературных
и эпиграфических источников. – Заботы общин о богослужении по надписям. – §25.
Аполлон Дельфийский. – Нашествие галлов. – §26. Власть этолийцев. – Праздник Сотерий.
– Рост дельфийского влияния. Переход гегемонии к Риму. – Сулла и падение Дельфов.
– §27. Селевк-эллинизатор. – Культ бога-Солнца. – Селевк и Аполлон. – Аполлон
Дафнейский. – §28. Торжество Аполлона на Востоке. – Идея Аполлона как бога-сына.
– Скромная роль прочих богов в религии эллинизма. – Ее итоги: бог-сын и богиня-мать.
Глава VII
КУЛЬТ ГЕРОЕВ И АПОФЕОЗ
§29. Герои в эпосе. – Герои-основатели, архегеты,
спасители. – Героизация и заслуга. – §30. Прикрепление героя к могиле. – Роль
оракула. – Культ героев. – Их помощь. – "Благодать". – Темесейский герой
и Клеомед. – § 31. Герои-святые и герои-упыри. – Сила как условие героизации.
– §32. Исторические герои-основатели. – Героизация живых. – Апофеоз. – Ориентализация
греческой религии. – §33. Апофеоз фараонов. – Параллели в Персии. – Диадохи. –
Апофеозы Птолемеев и Селевкидов. – §34. Постулаты апофеоза. – Евгемер и евгемеризм.
– Разновидности героизации и апофеоза. – Идея воплощения бога в человеке.
Глава VIII
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И САКРАЛИЗАЦИЯ
§35. Обе силы в ахейский, эллинский и аттический периоды.—
§36. Переход к эллинизму. – Искусство. – §37. Наука. – "Метеорология",
космология, астрология. – Медицина: школы догматическая, эмпирическая и методическая.
– Храмовые здравницы; Асклепий и жажда чудес. – Историческая наука; Фукидид и
Полибий. – §38. Быт. – Вера и суеверие. – Магия. – §39. Исполнение времен. – Реакция
Востока. – Тиха-фортуна. – Равновесие элементов миросозерцания и его нарушение.
Глава IX
ПОСИДОНИЙ
§40. Философские школы эллинизма. – Религиозная философия
Стои. – Клеанф и его гимн Зевсу. – Война Академии и Стои. – Секуляризация Стои:
Панэтий. – §41. Роль Посидония. – Внешние данные его жизни. – Его литературная
деятельность. – §42. Философия Посидония. – Догмат всемирной симпатии. – Рок.
– Прогностика и ведовство. – "Согласие". – Астрология. – §43. Учение
о душе. – Догмат вознесения души. – Души и демоны. – Рай в религиозной философии
Посидония. – "Сновидение Сципиона". – От Посидония к Данте. – §44. Посидоний
как ученый. – Отношение Посидония к истории. – фортуна Полибия и рок Посидония.
– §45. Посидоний и сакрализация философии; причины его успеха.
Глава X
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§46. От эллинизма к христианству. – Зародыши христианства
в религии эллинизма. – §47. От эллинства к эллинизму. – Аспекты природный, трудовой,
политический. – §48. Эллинистическая религия как продолжение древнеэллинской.
– Прогресс или регресс? |