Александр Доброклонский
РУКОВОДСТВО ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
См. библиографию. К сожалению, здесь лишь половина книги. Целиком есть в виде pdf - Опись А, №2333.
Доброклонский, Александр Павлович - писатель (родился в 1856 г.), воспитанник Московской духовной академии, профессор по кафедре церковной истории в Новороссийском университете. Главные труды Доброклонского: "Сочинение Факунда, епископа гермианского, в защиту трех глав" (Москва, 1880, магистерская диссертация); "Руководство по истории русской церкви" (выпуск I, 1884; выпуск II, 1886, 2-е издание, Рязань, 1889; выпуск III, Москва, 1889; выпуск IV, Москва, 1893). Переиздано в Москве.
Подробно Боярченков и Толстов, 1998.
Домонгольский период (988-1237 гг.)
Введение
Глава I. Распространение христианской веры
Глава II. Состояние церковного управления и иерархии
Глава III. Состояние духовного просвещения и православного вероучения
Глава IV. Состояние богослужения
Глава V. Религиозно-нравственное состояние общества
Период северно-русской митрополии (1237—1588 гг.)
Глава I. Распространение христианской веры
Глава II. Состояние церковного управления и иерархии
Глава III. Состояние просвещения и христианского учения
Глава IV. Состояние богослужения
Глава V. Религиозно-нравственное состояние общества
Патриарший период (1589—1700 гг.)
От автора
Предисловие
Глава I. Распространение христианской веры
Распространение христианской веры в пределах России: в Карелии, у Заволоцкой Чуди и Печеры, зырян, вогулов и вотяков, в Рязанском и Казанском крае, в Сибири.
Успехи христианской веры в Китае и заботы Русского государства о православных Церквах Грузии и Востока.
Глава II. Состояние церковного управления и иерархии
Учреждение патриаршества в России. Епархии.
Права и внешние отличия патриарха: взаимоотношения и преимущества митрополитов, архиепископов и епископов.
Состояние церковного управления и суда: законодательство церковное и гражданское, имевшее отношение к церковному управлению и суду.
Власть патриарха и епархиальных владык; судебные права Церкви; устройство церковного управления и суда.
Материальное положение патриаршей и епископских кафедр.
Белое духовенство.
Перечень патриархов.
Патриарх Иов.
Патриарх Игнатий.
Патриарх Гермоген и духовенство в их служении бедствующему отечеству.
Междупатриаршество.
Патриарх Филарет. Патриархи Иоасаф 1 и Иосиф.
Патриарх Никон до отречения от патриаршества (1658 г.).
Никон по отречении от патриаршества.
Патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.
Взаимоотношение Церкви и государства.
Глава III. Состояние духовного просвещения и христианского учения
Школы и уровень духовного просвещения.
Отношение русских к католикам и пропаганда последних в России.
Отношение великоруссов к юго-западным ученым и спор о пресуществлении святых Даров.
Протестантство в России и отношение к нему русских.
Ересь людей Божиих.
Наличная литература: а) переводная и б) оригинальная.
Глава IV. Состояние богослужения
Храмы и святыни.
Священны времена.
Новые службы, крестные ходы и обряды.
Недостатки богослужебной практики и исправление их.
Противники исправления и образование раскола.
Глава V. Религиозно-нравственное состояние общества
Религиозно-нравственное состояние общества.
Монастыри.
Подвижники.
Глава VI. История юго-западной Церкви
Краткий очерк ее состояния до 1589 г.
Движение в пользу унии.
Меры к насаждению унии и ее введение на соборе Брестском.
Меры, употребляемые православными в борьбе с унией.
Высшая иерархия юго-западной православной Церкви и подчинение киевской митрополии московскому патриарху.
Церковная литература и писатели.
Синодальный период (1700—1890 гг.)
Предисловие
Глава I. Распространение православной веры и отношение русской Церкви к другим православным церквам
Общая постановка миссионерского дела.
Христианство в поволжских и смежных с ними епархиях.
Успехи христианства между самоедами Архангельской губернии и крымскими татарами. Успехи христианства в Сибири и Северной Америке.
Восстановление православия на Кавказе.
Успехи христианства среди евреев.
Православие в Китае и Японии.
Отношение России к православным церквам Востока и славянских стран.
Глава II. Состояние церковного управления и духовенства
Отношение Петра I к великорусскому и малороссийскому духовенству.
Местоблюстительство патриаршей кафедры.
Учреждение Святейшего Синода; его власть и состав.
Учреждения, вспомогательные Синоду. Обер-прокурор Святейшего Синода.
Борьба Феофана Прокоповича с врагами.
Епархии. Церковное и гражданское законодательство, имевшее отношение к церковному управлению и суду.
Епископы, епархиальное управление и церковный суд.
Материальное положение архиереев и архиерейских домов.
Замечательнейшие из преосвященных.
Военное духовенство.
Белое духовенство: меры против его размножения; приходские выборы и наследственность духовного звания; общественное и правовое положение духовенства.
Материальное его положение.
Взаимоотношение Церкви и государства.
Глава III. Состояние духовного просвещения
Школы духовного ведомства.
Духовная цензура.
Духовная литература.
Исправление славянского перевода Библии и русский перевод ее; переводы других книг. Литература оригинальная.
Глава IV. Лжеучения
Общие замечания об отношении православной Церкви и русского правительства к инославным христианским исповеданиям.
Протестантизм и русская православная Церковь в их взаимоотношениях.
Попытки к соединению католической и православной церквей: католичество в пределах России.
Православие и уния в польском крае.
Гавриил Домецкий.
Дело Д. Тверитинова.
Увлечение французской философией
Масонство: мистицизм; союз Татариновой и общество духоносцев.
Религиозно-философские влияния в царствование Николая I и Александра II.
Секты: хлысты.
Скопцы.
Духоборцы.
Молокане и жидовствующие.
Десное братство.
Штундисты.
Пашковцы.
Л. Толстой.
Раскол старообрядства и единоверие.
Глава V. Состояние богослужения
Храмы.
Церковная утварь; колокола; святые иконы; мощи святых.
Новые праздники.
Состояние богослужения.
Глава VI. Религиозно-нравственное состояние общества
Религиозно-нравственное состояние общества.
Монастыри.
Ревнители иноческого благочестия и подвижники.
*
Историк церкви А.П. Доброклонский
Ист.: Рязанские ведомости.1998. 25 декабря.
http://www.starina.ryazan.ru/4a.htm
Все без исключения ученые, хоть раз обращавшиеся к трудам Александра Павловича Доброклонского, отзывались о них с похвалой. По словам академика П.Б. Струве, курс церковной истории Доброклонского - это превосходный общий обзор, равных которому по систематической полноте содержания, обилию фактов и формальной законченности обработки, вряд ли может указать какая либо другая область русской истории. А между тем его биография остается неиз-вестной большинству россиян. Мало знают о Доброклонском и рязанцы, хотя здесь историк провел 11 плодовитых лет своей жизни из 81 года, отпущенного ему судьбой.
Александр Павлович родился 10 (22) декабря 1856 г. в семье священника Богородского уезда Московской губернии. С ранних лет отец готовил его к проторенному не одним поколением Доброклонских-Знаменских пути. Но уже первые экзамены в Заиконоспасском духовном училище обнаружили у юного поповича недюжинные задатки: он сразу был определен в третий класс, и закончил училище одним из первых. Далее была духовная семинария, Московская Ду-ховная Академия. Из всех ее отделений более других Доброклонского привлекло историческое, где блистали известные ученые В.О.Ключевский, Е.Е.Голубинский, А.П.Лебедев и др. Им в значительной степени и принадлежит заслуга в формировании Доброклонского как историка. Спустя несколько месяцев после окончания Академии он представил и защитил магистерскую диссертацию "Сочинение Факунда епископа Германского "В защиту трех глав" (Из эпохи V вселенского собора)", которая, попав в руки маститому протестантскому богослову А.Гарнаку дала повод тому говорить о возросшем уровне русской церковно-исторической науки.
После года работы в Пензенской духовной семинарии, 21 января 1881 г. Доброклонский стал преподавателем церковной истории в Рязанской духовной семинарии. Он быстро завоевал авторитет среди коллег. Здесь им был создан самый известный его труд, получивший высочайшие оценки современников и потомков, - "Руководство по истории русской церкви" в 4-х книгах, выдержавший при жизни автора два издания.
Ректор семинарии И.К.Смирнов на заседании Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК) 23 сентября 1884 г. охарактеризовал Доброклонского как талантливого молодого историка и при поддержке товарища председателя РУАК арх. Владимира рекомендовал его к избранию в члены комиссии. 28 октября 1884 г. он был единогласно утвержден членом РУАК, и оставался в ее составе до момента закрытия в 1918 г.
В одном из документов комиссии Доброклонский характеризовался как один из наиболее полезных членов, "который принимал постоянное и горячее участие в ее деятельности". Он успел проявить себя в археографии, археологии и истории.
Свое сотрудничество в РУАК Доброклонский начал на археографическом поприще, опубликовав уже в марте 1885 г. неизвестные юношеские письма вы-дающегося критика Н.И.Надеждина. Позже он перевел письма сербского просветителя В.С.Караджича к Н.И.Надеждину и совместно с директором архива Министерства юстиции Н.А.Поповым подготовил их к печати. Значительны заслуги Доброклонского в составлении описания дел Солотчинского монастыря. До этого системный учет монастырских актов не велся, и историческую значимость их понимали немногие. Ценным описание является и потому, что многие документы, из просмотренных Доброклонским, оказались утраченными. В 1887 г. Доброклонский выступил с заслуживающей внимания инициативой составить список документов по истории Рязанщины, находящиеся вне ее пределов, копии с них собирать в архив РУАК, публикуя наиболее интересные из них.
Определенный вклад внес Доброклонский и в археологическое изучение края. В 1887 г. он участвовал совместно с А.В.Селивановым и Н.Н.Баженовым в раскопках Кирилова городка близ с.Половское, Спасского уезда.
Наиболее ярко проявил себя Доброклонский как историк-исследователь. За 1885-1887 гг. он на основании более, чем 2000 рукописей воссоздал хозяйственную историю Солотчинского монастыря. Сперва его работа публикова-лась в "Трудах РУАК", позже была перепечатана в "Чтениях Московского общества истории и древностей российских" и вышла отдельным изданием. Среди дореволюционных исследований по вотчинному монастырскому хозяйству, труд Доброклонского признается лучшим.
Много удалось сделать Доброклонскому в изучении и публикации материалов по местной церковной истории, используя пост помощника редактора "Рязанских епархиальных ведомостей", который он занимал в 1889-1892 гг.
Не остался Доброклонский в стороне и от издательской и организационной деятельности комиссии. В 1887 г. он стал одним из членов редсовета "Трудов", а в 1889 г. участвовал в составлении устава РУАК. Признанием заслуг Доброклонского стало избрание его председателем исторического отделения комиссии в 1890 г.
В 1892 г. Доброклонского переводят в Московскую духовную семинарию. Одновременно он был избран приват-доцентом Московского университета, где до своего отъезда в Одессу, читал курс русской церковной истории. С 1899 вплоть до бегства из России в 1920 году жизнь Александра Павловича была связана с Новороссийским университетом. Здесь он стал профессором по кафедре церковной истории, деканом историко-филологического факультета, ре-дактором "Записок Новороссийского университета", председателем Историко-филологического и Педагогического обществ при университете. В тоже самое время Доброклонский преподавал на Одесских высших женских курсах и работал над докторской диссертацией. Диссертация "Преподобный Феодор Исповедник и игумен Студийский. Его эпоха, жизнь и деятельность", блестяще защищенная в 1916 г., представляет собой два громадных тома, более двух тысяч страниц убористой печати. За этот труд, не утративший своего значения и поныне, Доброклонский в 1917 г. был удостоен полной премии митрополита Макария от Синода.
В годы революции и гражданской войны А.П.Доброклонский, весьма далекий от политики, по мере сил продолжал научную деятельность. Но возможность заниматься церковной историей в Советской России ему представлялась более, чем сомнительной. В канун захвата Одессы красными в январе 1920 г. он с супругой Мариной Григорьевной был эвакуирован в трюме английского военного транспорта. По свидетельству очевидца, в непростых условиях на судне, не приспособленном к массовым пассажирским перевозкам, престарелый профессор являл собой пример постоянной бодрости духа и неутомимой активности.
Наряду со многими русскими эмигрантами-учеными, Доброклонский воспользовался приглашением югославского правительства. В июле 1920 г. он был назначен профессором только что открытого Богословского факультета Белградского университета, в организации которого принял самое деятельное уча-стие. Помимо работы в университете Доброклонский активно работал в таких эмигрантских организациях как Общество русских ученых в Югославии, Русский научный институт в Белграде, Русское педагогическое общество и др.
Все эти годы гостеприимная чета Доброклонских неизменно оказывала помощь и поддержку своим соотечественникам, испытывавшим тяготы эмигрантского положения. Сам Александр Павлович отличался неунывающим жизнелюбивым характером, любил простую незатейливую работу: всегда самостоятельно пилил и колол дрова, копал землю в саду, поливал цветы. В молодости увлекался охотой, в старости предпочтение отдавал рыбалке и цветоводству.
С годами здоровье стало сдавать, особенно после кончины любимой жены в 1932 году. А спустя 5 лет, в декабре 1937 г. не стало и самого Александра Павловича. Доброклонский умер бездетным. Накануне смерти он исповедался и причастился. После этого собрался с силами, позвал присутствующих и выразил свою волю: всем должникам он простил долги, а все свои сбережения передавал на благотворительные дела.
Так завершился жизненный путь видного русского ученого и общественного деятеля, для которого Рязанский край был все же больше, чем одно из временных мест службы.
Владислав Боярченков, Виталий Толстов. |