ЭКОТЕОЛОГИЯ
ГОЛОСА СЕВЕРА И ЮГА
Под редакцией Дэвида Г. Холмана.
К оглавлению
ЭКОЛОГИЯ, ФЕМИНИЗМ
И АФРО-АЗИАТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ
К духовности эко-феминизма*
* Эта статья написана в завершение дискуссий по экологии на Консультации по
космологической духовности коренных народов Африки и Азии, проходившей в Коломбо
(Шри Ланка) в июне 1992 г. Чунг Юн Киунг написала её со своей точки зрения,
своим стилем, но после предварительного обсуждения текста со всеми участниками
встречи. Уже написанный текст также был обсужден и одобрен всеми участниками.
Текст вошел в пространную резолюцию, опубликованную Социологически-пастырским
институтом в Маниле (Sоcio-Pastoral Institute, P.O. Box 439, 1099 Manila, Philippines).
Тишина,
Душа моя,
Эти деревья - молитва твоя.
Рабиндранат Тагор
Можем ли мы не разорять землю, защищать разнообразие и равновесие в природе?
Земля в опасности. Её разрушают пугающе быстро. Если не остановить этот процесс,
следующему поколению живых существ достанется в наследство земля, на которой
невозможно жить. Люди, желающие защитить землю, перейти к образу жизни, который
не расхищает её богатства, а поддерживает природу, положили начало экологическому
движению, призывающему всех нас обдумать свои отношения с природой, промышленным
развитием и научным прогрессом. Экологи побуждают нас увидеть, что человек согрешил
против других живых существ. Они призывают нас строить свои отношения со всеми
обитателями космоса по-новому, на основе взаимности, взаимозависимости и жизнеутверждающих
ценностей.
Наш образ жизни был подвергнут радикальной критике также феминистским движением,
охватившим весь мир. Это движение видит причину мучений женщины в патриархальных
концепциях, лежащих в основе иерархической системы господства, в которой мужчина
обладает полнотой власти, правит всеми прочими обитателями космоса при идеологической
поддержке сексизма, расизма, классового деления, культурного империализма и
андроцентризма. Эта система, основанная на принципах господства и подчинения,
стала в мировой истории источником войн, несправедливости и экологических катастроф.
Когда экологическое и феминистское движения встретились, чтобы совместно добиваться
справедливости, мира и целостности в отношении к творению, они обнаружили, что
близки, базируются на сходных предпосылках, одинаково смотрят на мир, одинаково
анализируют его. Участники этих движений ведут весьма похожий образ жизни и
имеют одинаковое представление о будущем. Оба движения противостоят идеологии
внешнего принуждения и властвования, которая вдохновляет дуалистическое и иерархическое
угнетение всего сущего. Они стремятся к свободным отношениям, поощряющим развитие
в человеке желания поделиться силой и властью с другими творениями. Они полагают,
что насилие над женщиной и насилие над землей порождаются одной причиной: внешним
принуждением, которое отличает господство мужчины: он разрушает должные отношения
со всем живым.
Люди, одновременно разделяющие экологическое и феминистское мировоззрение,
участвующие в движении за мир, обновленный с позиций феминизма и экологии, называют
себя экофеминистами, а свои взгляды экофеминизмом. Они направляют свои усилия
на борьбу за утверждение большего равноправия, внимания к телу, уважения к природе
в различных религиях, культурах и идеологиях. Они стремятся к духовности, утверждающей
имманентность Бога, святость земного мира и целостность существования тела,
чувств и сексуальности. Они стремятся заново открыть представление о святости
материи, которое занимало важное место в религиях многих туземных племён мира.
В своей устремлённости к целостной духовности экофеминизм и космическая духовность
могут укрепить и обогатить друг друга.
ДУХОВНОСТЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ
Многие экофеминисты отвергают духовность традиционного западного христианства,
основанную на греко-эллинистическом дуализме, вере в иерархичность бытия и андроцентризме.
Богословие творения, характерное для этой традиции, считает центром вселенной
человека вообще и мужчину в особенности. Мужчине вручено "господство"
над всеми прочими обитателями космоса, и Бог воспринимается при этом как трансцендентный
Иной, властвующий над целой вселенной. Такого Бога мужчины-колонизаторы использовали
как идеологическое орудие для порабощения, эксплуатации и угнетения. Когда Бога
считают белым богатым европейцем, белые европейцы становятся богами для других
народов и обитателей вселенной. Экофеминисты стремятся к иной духовности, которая
может удовлетворить их потребность в утверждении сакральности космоса.
Где же мы можем обнаружить источники такой космической духовности? Многие согласятся
с тем, что главным источником универсальной духовности не могут быть патриархальные,
презрительно относящиеся к миру, окостеневшие в своих внешних формах религии,
и такие люди обращаются к духовности коренного населения Азии и Африки. Эта
духовность способна вполне оценить творение как динамическую и взаимосвязанную
Паутину Жизни. Эта духовность утверждает ценности, поощряющие жизнь: сакральность
земли, уважение ко всем тварям, благоразумное использование земных ресурсов,
их сохранение, сострадание слабым, угнетенным, отверженным. Эти космические
ценности, обряды и поведенческие установки часто считают "суевериями".
Но в них заключено единство со всем космосом, которое может стать опытом, исцеляющим
и преображающим всех нас.
ПАУТИНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Единство со всем космосом есть целостная, гармоничная и сострадательная система
взаимоотношений: межличностных и внутриличностных, общинных и общественных,
глобальных и планетарных. Эти отношения основываются на справедливости, не терпят
эксплуатации. Они строятся на взаимности, глубоком уважении друг к другу, деликатном
равновесии. К примеру, африканцы или азиаты, приближаясь к реке, деревьям, горам,
чтобы пройти через них, или когда они сеют, ловят рыбу, собирают урожай, часто
просят разрешения у духов земли, гор, растений и деревьев, рек и ручьев. Они
не берут у природы больше, чем им нужно, не берут без спроса. Они пытаются как-то
вернуть природе то, что они у неё берут, словно выплачивают свой долг.
Поэтому, соединяя древнюю африканскую или азиатскую духовность с экофеминистской,
мы начинаем по-новому, глубже понимать смысл природы, Бога и человечества. Природа,
прежде всего, перестает быть бесчувственным мёртвым местом. Она становится местом,
в котором пребывает и дышит Бог. Мы начинаем чувствовать глубокое уважение,
даже благоговение к земле, в которой все переплетено, которая даёт жизнь и при
этом необыкновенно хрупка. Земля становится священной. Ритм океанских приливов
и разливы рек становятся танцем Божиим. Животворная плодовитость земли и воды
есть источник пищи, исходящий из чрева Божия. Ветер и воздух становятся животворным
дыханием Божиим. Мы не можем разрушать землю, ибо в ней присутствует Бог. Бог
есть животворящая сила. Космос есть "утроба" Божия. Эта глубинная
связь между Богом и космосом взрывается в энергии оплодотворения, которая производит
и поддерживает жизнь. Бог даёт космосу энергию, а космос, в свою очередь, движется
вместе с Создателем в космическом танце, удивительно уравновешенном и прекрасном.
В этом космическом раскрытии длящегося творения люди становятся сотворцами Бога
и природы.
Такое понимание подлинных взаимоотношений Бога, людей и природы не может оставаться
лишь красивыми словами. Это понимание должно сопровождаться борьбой за выживание
и освобождение, обогащать жизнь и стремления. Феминистское движение всегда подчеркивало,
что "самое личное есть и самое общеполитическое". Мы основываем экофеминизм
на повседневном личном и политическом опыте. Его энергию мы направляем на освобождение
бедняков Третьего мира, на изменение политического и экономического устройства
мира.
Наши сердца содрогаются от воплей гор, с которых содраны леса, отравленных
рек и загрязнённого воздуха - всё это результат развития по западной модели,
внедрения транснациональных корпораций и капитализма. Отчаянные крики женщин
и детей, ставших жертвами сексуального насилия, секс-туризма и бедности, заставляют
рыдать и нас. Мы подтверждаем нашу приверженность борьбе за освобождение наших
народов и природы, и для нас дерево - вдохновляющий символ экофеминизма.
Дерево воплощает в себе животворящую силу и мощь экофеминистского движения.
Его корни уходят глубоко в почву матери земли, защищая ее от эрозии и в то же
время впитывая в себя её животворные соки. Его ствол стремится к небесной свободе,
и ствол каждого дерева уникален очертаниями и размером, листьями, корнями, ветвями.
Листья преображают ядовитую, несущую смерть двуокись углерода в животворный
кислород. Они дают тень и прибежище великому многообразию насекомых, растений,
птиц, животных и людей. Плоды дерева дают пищу для тела, его цветы дают пищу
для души. А затем его листья умирают и становятся удобрением, которое возрождает
почву. Этот повторяющийся процесс творения, вскармливания, исцеления и возрождения
жизни символизирует чаяния космической духовности экофеминизма.
Я попросил дерево:
Скажи мне о Боге.
И оно зацвело.
Рабиндранат Тагор
|