ЭКОТЕОЛОГИЯ
ГОЛОСА СЕВЕРА И ЮГА
Под редакцией Дэвида Г. Холмана.
К оглавлению
ДЖОН ХЬЮТОН
Христиане и окружающая среда:
Что мы можем и что мы должны.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И СОВРЕМЕННОСТЬ
В 1995 году широко праздновался 1900-летний юбилей Откровения Иоанна Богослова.
Мне посчастливилось участвовать в конференции, посвященной этой годовщине и
одновременно проблемам окружающей среды. Эту конференцию организовал Святейший
Вселенский Патриарх Варфоломей I, глава Константинопольской Церкви, и его высочество
принц Филипп в качестве Президента Всемирного фонда защиты дикой природы. Особое
внимание конференция уделила тяжелому наследию распавшегося Советского Союза,
которое продолжает наносить огромный ущерб окружающей природе.
В этой конференции участвовали люди самых различных профессий: ученые, богословы,
политики, экологи, представители средств массовой информации. Мы представляли
самые разнообразные религиозные верования и конфессии. Первый день встречи был
посвящен докладам о книге Откровения. Я предполагал, что после этого разговор
сосредоточится на научных вопросах, на решении экологических проблем, а собственно
духовный аспект стушуется, и было необычайно интересно видеть, что этого не
происходит. Более того, с самых разных точек зрения о важности духовного измерения
говорили так часто, что на нем сосредоточились все участники конференции.
На первый взгляд, Апокалипсис трудно связать с экологией. Тем не менее, эта
книга может многое дать нам, христианам для выработки должного отношения к окружающей
среде. Апокалиптические образы рисуют картину грандиозной экологической катастрофы.
По мере того, как снимаются одна за другой печати (глава 6), звучат трубы (глава
8), на Землю обрушивается война, голод, стихийные бедствия, опустошающие планету.
Но разрушения и опустошения не абсолютны: книга Откровения различает в будущем
новую, преображенную Землю, достойную среду обитания нового, преображенного
человечества.
Не только Апокалипсис - последняя книга Библии - определяет христианское отношение
к окружающей среде. Я надеюсь показать в этой лекции, что это отношение формируется
всей Библией, начиная с самых первых ее строк. В экологическом аспекте Библия
очень ко многому обязывает и каждого христианина, и всю Церковь в целом.
На протяжении истории человечества, были люди, которые заботились об окружающей
среде, стараясь передать ее своим детям и внукам в состоянии лучшем, чем получили
ее от предков. Были и люди, которые ради личного интереса бездумно эксплуатировали
природу, не задумываясь о последствиях, загрязняли воздух, землю, моря, и результаты
такого загрязнения часто необратимы. Мы слишком хорошо знакомы с последствиями
промышленной революции в нашей собственной стране: горы ядовитых отходов, отравленная
земля и реки.
Загрязнение окружающей среды долгое время носило относительно локальный характер.
Однако, на протяжении последних десятилетий произошел демографический взрыв,
и теперь уже не отдельные народы, а человечество в целом стоит лицом к лицу
с масштабной деградацией окружающей среды, с загрязнением, которое имеет глобальный
характер. Например, в тропических странах вырубка лесов достигла такого размаха,
что каждый год пустеет территория, равная площади всех Британских островов.
Исчезновение лесов влечет за собой деградацию почвы и обеднение растительного
и животного мира. Стремительно нарастающий выброс в атмосферу двуокиси углерода
и так называемых парниковых газов влияет на климат всей планеты, вызывая глобальное
потепление. Эти газы распространяется в атмосфере, не обращая внимания на государственные
границы, они задерживаются в ней надолго, и поэтому они изменяют климат в далеких
странах, могут повлиять на условия жизни народов, которые совершенно беззащитны
перед подобными изменениями. Если не принять меры к снижению выброса этих газов
в атмосферу, климат, по мнению ученых, изменится более радикально и быстро,
чем когда-либо за последние десять тысячелетий. Поднимется уровень моря, и хотя
процесс этот будет не слишком впечатляющим в абсолютных цифрах (может быть,
подъем составит метр за столетие), но этого будет достаточно, чтобы пострадали
люди в низинных частях Бангладеш, Египта, Китая, на многих островах, незначительно
возвышающихся над уровнем моря. Более того, последуют изменения в распределении
осадков, и в одних странах участятся засухи, а в других - наводнения. Засухи
и наводнения являются, пожалуй, самыми разрушительными из стихийных бедствий,
и поэтому нужно с максимальной серьезностью отнестись к изменениям климата,
из-за которых они могут участиться.
Глобальные проблемы, перед которыми стоит наш мир, не ограничиваются экологией.
Среди этих проблем - нищета, рост народонаселения, доступность природных ресурсов
и их использование, безопасность людей. Все эти проблемы, в свою очередь, влияют
на окружающую среду, и их нужно рассматривать в связке. Церковь и христиане
не имеют права уклоняться от решения этих проблем, какими бы трудными они ни
были. К примеру, если бы удалось ограничить рост народонаселения, легче стало
бы справляться и с остальными проблемами; к сожалению, Церковь видит эту ситуацию
очень односторонне.
ЗАЧЕМ НАМ ЗАБОТИТЬСЯ О ЗЕМЛЕ?
Но так ли уж важно, насколько мы эксплуатируем или загрязняем окружающую среду?
Зачем нам заботиться о Земле? К примеру, есть люди, которые полагают, что не
стоит слишком уж обременять себя заботами о будущих поколениях, что умный человек
должен прежде всего заботиться о себе. Я помню, как в 1990 году делал доклад
о климатических изменениях перед Маргарет Тэтчер и ее правительством, а затем
шел по Даунинг-стрит с одним министром, который сказал, что его лично эта проблема
не беспокоит, потому что речь идет о слишком отдаленном будущем. И все же такая
позиция противоречит общечеловеческому ощущению, что мы ответственны не только
за собственное выживание, но и за будущие поколения людей, за будущее всех живых
созданий, всех форм жизни на этой планете.
Позвольте мне остановиться на двух принципиальных обоснованиях необходимости
заботиться о нашей планете.
Во-первых, все творение едино. Об этом говорят современные научные открытия,
которые указывают на то, что все мы часть огромной системы, объединяющей все
живое. С каждым годом мы все лучше понимаем, насколько зависим от остальной
природы, насколько взаимосвязаны все формы жизни, все экологические системы,
насколько сильна зависимость жизни на Земле от своего физического и химического
окружения, насколько наше собственное существование обусловлено состоянием всей
вселенной. Этот тезис отлично иллюстрирует гипотеза Джеймса Лавлока о "Гайе".
О единстве творения с особенной силой говорят обычно восточные религии, а не
христиане, хотя я глубоко убежден (и постараюсь ниже обосновать эту убежденность),
что по сути своей христианство ориентировано на единство творения.
Во-вторых, мы призваны заботиться о Земле, ибо творение - хорошо. Рассказ о
творении, с которого начинается Библия, семь раз повторяет: "И увидел Бог
все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1,31). Восторг перед творением
переполняет ветхозаветную поэзию, неотделимую от аграрного строя древнего Израиля,
от земли, которая была доверена этому народу. Во многих евангельских притчах
Иисус использует образы природного мира, который явно был дорог Ему; много изумительных
слов о величии творения содержатся в посланиях апостола Павла.
Творение хорошо, и хорошо оно именно потому, что обладает цельностью, единством,
о котором я только что говорил. Творение хорошо и благодаря своему разнообразию;
ученые считают, что Землю населяет несколько миллионов видов живых существ,
из которых пока изучено менее десяти процентов. Я только что упомянул о тревоге,
которая связана со стремительным исчезновением целых видов, прежде всего, из-за
уничтожения тропических лесов. Творение хорошо и потому, что оно красиво, оно
дарует радость людям и всем живым созданиям.
Не все религии, не все идеологии считают творение благим. Многие считают материю
либо принципиально дурной, либо иллюзорной, либо никчемной реальностью. Некоторые
христиане, делая чрезмерный акцент на духовном, забывают, насколько важна для
христианства тема творения и его благости. Некоторые даже идут дальше и утверждают,
что материальное творение не имеет значение для веры, что важно только духовное.
Может быть, именно поэтому христиане не всегда поддерживают экологические движения,
не всегда находятся в первых рядах сторонников политики, берущей на себя ответственность
и за сохранение природы.
Я бы хотел прежде всего показать неразумность такого подхода. Забота о Божием
творении входит в сущность христианства.
ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА СЛУЖЕНИЕ ЗЕМЛЕ
Когда заходит речь о том, кем является человек по отношению к земле, часто
употребляют слово "управляющий". Но управляющий всегда поставлен кем-то;
кто доверил человеку управлять Землей? Многие защитники природы не считают нужным
отвечать на этот вопрос, другие говорят, что мы управляем от имени будущих поколений
или от имени "человечества вообще". Верующий человек предпочитает
выражаться точнее и заявляет, что мы управляем планетой по доверенности от Бога.
Давно уже идет спор о том, каково место людей в природе. Оправдан ли антропоцентризм,
полагающий, что человек есть центр природы, что все прочие живые существа имеют
смысл только относительно этого центра? Или антропоцентризм следует заменить
экоцентризмом, ставящим на первое место не человечество, а другие виды живой
материи? Как мы должны оценивать окружающее нас творение, должны ли видеть в
нем смысл и какой это должен быть смысл? Многие люди считают, что видеть в человеке
правителя тварного мира означает возвышать его за счет унижения других живых
созданий и целых экологических систем. В этой связи надо отметить два момента.
Во-первых, я убежден, что именно Библия, говоря о целостности и доброкачественности
творения подчеркивает ценность всего живого как такового, а не только как предмета
приложения человеческих сил.
Во-вторых, поскольку мы, люди, сотворены по образу Божию, у нас есть не только
права на управление природой, но и ответственность перед ней. Может быть, человек
уникален среди прочих живых существ именно тем, что он наделен ответственностью.
Когда мы говорим о человеке как об управителе, мы именно подчеркиваем его ответственность,
прежде всего перед Богом, Который поставил нас управляющими Своим творением,
а кроме того, и перед творением, которое знает Бога только через нас.
ЗЕМЛЯ КАК САД
Первые главы Библии, описывающие творение, на которых основывается традиция
иудаизма и христианства, помогают понять, что означает для человека быть "управляющим".
Рассказ о творении сообщает нам, что Бог создал человека для заботы обо всем
прочем творении; таким образом, представление о человеке как управителе, пекущемся
о творении, является невероятно древним! Адам и Ева были помещены в саду - саду
Эдема - ", чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). Наши
прародители изображены как "садовники", которым поручена Земля; Земля
есть сад Божий, а мы - садовники. Что же мы должны делать в качестве "садовников"?
Я бы выделил четыре аспекта этого служения.
1. Сад дает пищу, воду и все необходимое для поддержания жизни во всех ее формах
и для удовлетворения потребностей человека. Любопытно, что рассказ книги Бытия
упоминает не только пищу и воду, но и минералы: "Золото той земли хорошее;
там бдолах и камень оникс" (Быт 2, 12). Земля дает нам, людям, все необходимые
для жизни ресурсы.
2. Сад красив. Деревья в Эдеме были "приятны для глаз". Мы должны
жить в гармонии со всем прочим творением, сознавать ценность всех его частей.
В саду следует заботиться о сохранении всего многообразия видов, особенно тех,
которые наиболее уязвимы. Ежегодно миллионы людей посещают сады, которые специально
созданы для того, чтобы показать невероятное разнообразие и красоту природы.
Сады созданы, чтобы ими наслаждаться.
3. Сад есть место человеческого творчества. Его богатства открывают простор
для творчества. Многообразие видов животных и ландшафтов можно использовать
для того, чтобы красота сада возросла, чтобы он стал плодороднее. Люди научились
создавать разнообразные виды растений, соединять свои научные и технические
познания с неимоверным богатством ресурсов Земли так, чтобы расширялись возможности
для появления жизни, для радостей жизни. Правда, мы слишком хорошо знаем, что
силы человека могут быть обращены не только на добро, но и во зло.
4. За садом следует ухаживать, чтобы в нем могли жить и будущие поколения.
Я никогда не забуду моего предшественника по кафедре физики атмосферы в Оксфорде
Гордона Добсона, автор классических исследований по озону в атмосфере (его содержание
измеряют в единицах Добсона!). У него был сад с множеством плодовых деревьев.
Однажды, когда ему оставалось жить около года (он умер в восемьдесят пять лет),
я застал его в саду: Добсон высаживал новые яблони, хотя и старые могли еще
плодоносить. Это тяжелая работа, и я подумал, что в таком возрасте за нее способен
не всякий. И уж наверное Добсон взялся на нее не ради себя, а думая о будущих
поколениях.
Насколько человечество похоже на садовника, ухаживающего за Землей? Не слишком,
что и говорить. Мы намного чаще выступаем не как садовники, а как эксплуататоры
и отравители. Но рассказ книги Бытия, как и других частей Библии, побуждает
людей управлять Землей, помня о Боге, верховном хозяине творения, управлять
усердно, о чем говорит наименование человека садовником.
ПАР УХОДИТ В СВИСТОК
Многие экологические декларации отражают принцип управления землей как садом.
В июне 1992 года грандиозная международная конференция по экологии собрала в
Рио-де-Жанейро 25 тысяч участников. Были приняты многочисленные конвенции и
резолюции, написаны миллионы слов. Заявлений об идеалах, о том, что надо предпринимать,
более, чем достаточно, но, кажется, совершенно недостаточно способности и решимости
выполнить намеченное. Весь пар уходит в свисток.
Мы прекрасно сознаем, как велико искушение - и лично для каждого из нас, и
для целых наций - использовать природные ресурсы для удовлетворения нашего эгоизма
и жадности. Это не новая, а очень древняя проблема. В рассказе Библии об Эдеме
человеческий грех уже представлен со всеми своими трагическими последствиями:
люди нарушают Божию заповедь, не желают жить рядом с Богом. Разрыв отношений
с Богом влечет за собой разрыв и всех остальных связей. Природные катастрофы,
свидетелями которых мы являемся, красноречиво свидетельствуют о последствиях
таких разрывов.
Христиане, размышляя о грехе и зле, следующих за неповиновением Богу, обычно
думают о грехе против людей, а не против окружающей среды. На упомянутой мной
конференции "Откровение и окружающая среда" научный комитет возглавлял
митрополит Пергамский Иоанн, и он постоянно подчеркивал, что христиане должны
считать грехом загрязнение окружающей среды или недостаточную заботу об окружающей
среде. Такое отношение к природе вытекает из ясной заповеди попечения о Земле,
которую дал людям Бог в начале творения. Невыполнение этой заповеди, этого задания
есть грех и против природы, и против Бога. Эти слова митрополита Иоанна живо
затронули участников конференции, как христиан, так и не христиан.
Итогом конференции стало короткое заявление из семи тезисов. Первый из них
начинался словами: "Грех есть не только то, что традиционно считалось дурным".
И далее пояснялось, что новый взгляд на грех включает в него всякую деятельность,
которая вела к "уничтожению видов, сокращению генного разнообразия, загрязнению
воды, земли и воздуха, разрушению среды обитания, разладу в сбалансированном
образе жизни". Я думаю, что стоит включить в новое представление о грехе
и грех выпускания всей энергии в свисток. Слишком много разговоров, слишком
мало дела!
ВОПЛОЩЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВА МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
Может быть, грехи из-за грехов человечества все уже загажено? Может быть, битва
за Землю уже проиграна и на этой свалке садовникам делать нечего? Как увериться,
что сражение можно выиграть? Есть ли у Земли будущее? Некоторые христиане ответят
отрицательно. Люди часто отказывались от всякой борьбы, заявляли, что надо спасаться
только от духовного зла, и подкрепляли свою позицию цитатами из Библии. Но при
этом игнорировалась тесная связь двух центральных идей христианской теологии:
творения и спасения. Они соединены в воплощении и воскресении Христа.
Скверные новости очевидны, но есть и благие новости. Грехопадение и слабость
человека не вынудили Бога забыть о человечестве. Когда в Иисусе Бог стал человеком
через воплощение, Он в высочайшей степени явил Свое попечение о материальном
мире. Шестьдесят лет назад архиепископ Кентерберийский Уильям Темпл писал: "Христианство
- самая материалистическая из всех религий. Другие религии надеются достичь
духовной реальности, игнорируя материю, называя ее иллюзией ("майя")
или заявляя, что она не существует. ... Христианство основано на Воплощении
и потому считает материю созданной для того, чтобы быть инструментом духа, носительницей
духа, а дух считает действенным настолько, насколько он контролирует и управляет
материей. ... Суть христианства в словах: "Слово стало плотью". ...
По самой своей природе христианство есть вера ... в реальность материи, в то,
что у материи есть свое место в божественном замысле. Другими словами, воплощение
показывает, что Бог интересуется материей и заботится о ней.
Воскресение Иисуса - вот источник нашей надежды на будущее. Восстав из мертвых,
Иисус не покинул тварный, материальный мир, напротив: Он показал, что властен
преобразить этот мир. Профессор Оксфордского университета Оливер О'Донован писал:
"До воскресения Христа ... можно было сомневаться в том, спасется ли творение.
Ведь тварный человек постоянно пытался разрушить себя, а вместе с собою и все
творение, и это означало одно: создание Божие пало так низко, что восстановить
его в первозданном виде невозможно. ... До того, как Бог воскресил Иисуса из
мертвых, единственной возможной надеждой была надежда, которую мы теперь называем
"гностической", надежда на искупление от творения, а не надежда на
искупление творения".
Но мы-то не гностики. Об искуплении творения замечательно говорит апостол Павел
в послании к Римлянам: "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее,
в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы
детей Божиих" (Рим. 8, 19-21).
Тема воскресения и искупления продолжается и в Апокалипсисе, где Иоанн говорит
о том, как ему было видение нового неба и новой земли - искупленной земли и
искупленного человечества, живущего на ней.
Так что у Земли есть будущее! Необходима такая теология творения, которая ставит
в центр Боговоплощение и Воскресение, основывается на этих двух столпах. Наши
размышления о творении должны быть сосредоточены на Христе. Будущее, которое
Он принес на землю, включает в себя и будущее для творения.
СОРАБОТНИЧЕСТВО БОГУ
Я возвращаюсь к практическому аспекту попечения о земле, задачи во всех отношениях
грандиозной. Этому служению мешают эгоизм и жадность человека, которые ведут
к непосильной нагрузке на ресурсы планеты; к тому же человечество страдает от
импотенции, - мы знаем, что надо делать, но воли делать именно это у нас нет.
Часто мы впадаем в отчаянии от неспособности людей делать то, к чему они призваны.
В сущности, это духовная проблема.
Именно здесь особую важность приобретает христианское учение о спасении, которое
говорит о спасение не от чего-либо, а о спасении для чего-то. Вся суть христианской
религии в том, что мы не брошены присматривать за Землей в одиночку. У нас есть
партнер - это сам Бог.
Рассказ книги Бытия о творении выразительно описывает наше соработничество
Богу, когда говорит о том, что Бог ходил "в раю во время прохлады дня"
(Быт. 3, 8). Хотел бы я знать, о чем говорили Бог, Адам и Ева во время этих
вечерних прогулок! Уверен, что говорили они о саде и о том, как людям понять
этот сад и позаботиться о нем.
Христианство увязывает воедино материальное и духовное. Христос однажды сказал
Своим ученикам: "Без Меня не можете делать ничего" (Ио. 15, 5). Обычно
эти слова относят к сфере духа, к религиозной деятельности, но я верю, что Иисус
говорил обо всем, что мы делаем. В конце концов, это ведь вполне достойное Бога
дело: заботиться о Земле.
Более того, Иисус объяснил Своим ученикам, что более не называет их рабами,
а называет друзьями (Ио. 15, 15). Слугам дают приказания, не обременяя себя
объяснениями, но Бог доверяем нам как друзьям. Он не предписывает нам каждый
шаг, Он ждет, что мы используем полученные от Него дары так, чтобы оказаться
достойными соработниками Ему. Невероятно, но мы можем быть соработниками, партнерами,
Самому Богу, Творцу мира.
Таким образом, мы должны решать экологические проблемы, ощущая себя управителями,
проявляя максимум заботы и сообразительности и при этом обращаясь к Богу за
силами выполнить свое предназначение. Ведь в любой ситуации есть нечто, что
не поддается нашему интеллекту, нашей способности контролировать положение вещей.
Мы призваны войти в эту ситуации вместе с Богом, зная, что Он может позаботиться
о том, что неподвластно нам. Быть управителем - занятие и ответственное, и придающее
нам бодрости, когда мы отчетливо понимаем возложенные на нас обязанности и при
этом верим в Божественное присутствие и помощь.
НАУКА, ТЕХНИКА И СМИРЕНИЕ
В заключение я хотел бы подчеркнуть роль науки и техники в нашем попечении
о Земле.
Я считаю научное познание и развитие техники важнейшей частью нашего призвания
как управителей планетой. Достаточно указать на одну чрезвычайно положительную
сторону науки: сообщество ученых обладает высочайшей степенью сотрудничества.
Я имел честь быть председателем и помощником председателя комиссии по научной
оценке изменений климата в Международном комитете по изменениям климата (IPCC).
В работе этой комиссии участвовали почти все ученые, которые вели сколько-нибудь
существенные исследования климата; многочисленное сообщество ученых, готовивших
доклады комиссии, достигли единодушного согласия относительно содержания этих
докладов и о том, как они должны быть составлены. Наука - сфера, в которой по
определению много неясного, и поэтому такое согласие ученых, когда оно достигается,
помогает отличить те области научного познания, которое достаточно разъяснены,
от тех, где еще господствует неопределенность, а именно ясности более всего
жаждут те, кто вырабатывает политические решения.
В ходе этой работы ученые поняли, что имеют дело с реальными, а не выдуманными
фактами. Они поняли, что эти факты имеют первостепенное значение для человечества,
и что долг научного сообщества довести эту информацию до более широко круга
людей, а особенно до тех, кто связан с выработкой политических решений. В науке
есть собственная дисциплина, которую сто лет назад Томас Гексли назвал "смирением
перед фактами"; и это смирение чрезвычайно сплачивает людей.
Принципиальная честность науки так же объединяет людей. Как ученые, мы обязаны
говорить, как обстоят дела на самом деле, ничего не затушевывая и не обостряя.
Доклады Международного комитета по климатическим изменениям имели огромный политический
резонанс потому, что это были честные доклады. Истина обладает внутренней способностью
убеждать людей. Если бы мы преувеличили опасность, чтобы произвести больший
эффект, то добились бы обратного: ведь тогда они перестали бы быть правдой.
Наука и техника, однако, являются и огромным искушением. Они предлагают нам
возможность посягнуть на власть, которая нам не принадлежит, стать "как
боги". Именно с этим искушением столкнулись первые люди в Эдеме. Звучали
голоса, утверждавшие, что повеление Адаму господствовать над творением, изложенное
в первой главе книги Бытия, есть разрешение эксплуатировать ресурсы Земли, используя
их исключительно для выгоды человеческого рода. Мы слишком хорошо знаем, к чему
ведет бесконтрольная, хищническая эксплуатация природных ресурсов, когда она
подкреплена мощью техники. Все, кто знаком с охраной природы, слишком хорошо
знают, как часто наши попытки решить одну экологическую проблему создают другие
проблемы, которые мы не смогли предвидеть. Жизненно необходимо поддерживать
экологическое равновесие в целом.
Когда человеку было доверено попечение о Земле, ему не разрешили бесконтрольно
ее эксплуатировать. Мы должны использовать все возможности науки и техники,
но делать это разумно и сбалансированно, понимая, что наши действия должны способствовать
благосостоянию всех людей, всего живого, что населяет Землю. Мы должны смириться
не только перед научными фактами, но и перед другими людьми, перед другими живыми
существами. В высочайшей степени смирением обладал Господь Иисус, смиривший
Себя до человеческого образа, покоривший Себя смерти на кресте (ср. Филип. 2,8),
чтобы совершить огромный труд спасения. Такое же смирение необходимо нам, хотя
многим из нас тяжелее всего в своих поступках обнаруживать именно эту христианскую
добродетель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я бы хотел подвести краткий итог своим рассуждениям и следующим из них идеям.
1. Миру угрожает беспрецедентный экологический кризис, некоторые аспекты которого
носят планетарный характер.
2. Мы несем ответственность перед Богом за попечение о Земле. Бездумное отношение
к Земле есть грех.
3. Христиане должны подчеркивать единство учения о творении, боговоплощении
и воскресении. Духовное не обособленно от материального, а едино с ним. Следует
развивать соответствующую теологию окружающей Среды.
4. Мы, как христиане, должны управлять Землей, не забывая о том, что мы зависим
от Бога и что Он помогает нам.
5. Чтобы быть достойными управителями Земли, мы должны использовать науку и
технику. В научных исследованиях и использовании их результатов, как и в управлении
Землей, необходимо смирение.
6. Все сказанное открывает огромные перспективы для Церкви. Церковь слишком
долго игнорировала проблемы, связанные с попечением о Земле и об окружающей
среде, она пренебрегала важностью творения и местом материи в целостном христианском
учении. Если бы Церковь смогла достойным образом раскрыть эти темы, ее голос
мощно прозвучал для современных людей, одержимых материальным. Это помогло бы
показать актуальность христианской веры людям, которые считают ее бесполезной,
не видят смысла в том, что мы хотим открыть миру. Поэтому сегодня Церковь должна
включить проблемы окружающей среды в свое благовестие миру.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ И ЦЕРКОВЬ?
Отношение к творению и жизни менять необходимо, но ведь необходимы и какие-то
конкретные действия отдельных христиан и христианских конфессий. Какие? Сэр
Иен Пренс в своей книге "Христианский взгляд на угрозу Земле" недавно
перечислил ряд вещей, которые можно сделать, и не он один об этом писал (достаточно
упомянуть организацию "Союз христианской экологии").
Прежде всего, мы можем изменить наш собственный образ жизни; мы можем стать
менее расточительными, максимально использовать в промышленности вторсырье,
сократить потребление энергии и других ресурсов. Можно хотя бы проследить, чтобы
наши дома лучше освещались солнцем, чтобы автомобили не отравляли атмосферу
и потребляли минимум горючего и т.д.
Кроме того, изменить свой образ жизни может и Церковь. Христианские общины
владеют зданиями, а часто и землей; мы можем проследить, чтобы за церковной
собственностью ухаживали с учетом экологических требований. Церковные школы
могут включить в круг своих предметов обучение христианскому отношению к окружающей
среде.
К голосу Церкви, наконец, прислушивается общество в целом. Церковь слишком
часто мямлит, а не говорит. Между тем она призвана подражать Христу, Который
был и реалистом, и человеком дела, и в этом отношении потенциал Церкви огромен.
На протяжении веков Церковь реализовывала этот потенциал, называла вещи своими
именами, зло - злом, грех - грехом. В современном мире слишком много обмана,
и мы, как христиане, должны говорить о вещах правду, должны говорить правду
и об экологических проблемах, ничего не преувеличивая и не преуменьшая. Мы должны
быть и людьми дела, мы должны пытаться помочь обществу осознать, что происходит,
что следует делать и, более того, перейти к этому самому действию. Ведь мы же
верим, что Бог через Духа Святого дает нам силу действовать.
В заключение я бы хотел вернуться к Апокалипсису, не к заключительному видению
Небесного Иерусалима, а к тем местам, где Иоанн говорит о земле. В одном из
мест Откровения говорится о соработничестве Богу. Иоанн писал современным ему
христианским общинам о том, что ему поручил сообщить воскресший Христос. Лаодикийской
Церкви он был обязан сказать несколько очень горьких слов: христиане этой общины
были столь теплохладными, что Бог хотел извергнуть их. Но кончается это послание
необыкновенно красивым описанием того, что такое соработничеству живому Иисусу
Христу. Христиане Лаодикии выгнали Иисуса из своей жизни, но Он стоит и стучит
в дверь. "Се, стою у двери и стучу, - говорит Господь, - если кто услышит
голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною"
(Откр. 3, 20). Проповедники часто адресовали эти слова не христианам, но ведь
сказаны-то они были именно членам Церкви. Мы столь же теплохладны как лаодикийцы,
и особенно теплохладны мы в исполнении нашего долга перед Землей. Живой Господь
Иисус желает, чтобы мы были Его истинными соработниками в этом мире, Он желает
открыть двери в жизнь каждого из нас, и за трапезой сказать нам, что Он хочет
от нас. Какая честь может быть выше! Если мы, Церковь Христова, серьезно отнесемся
к этому приглашению на пир, то как же мы сможем повлиять на будущее той Земли,
которая вверена нашему попечению!
Библиография
Al Gore. Earht in the Balance. Houghton Muffin Company, 1992.
Ron Elsdon. Greenhouse Theology. Monarch Press, 1992.
Lawrence Osborn. Guardians of Creation. Apollos Books, 1993.
Colin Russell. The Earth, Humanity and God. UCL Press, 1994.
John Houghton. Global Warming: the complete briefing. Lion Publications, 1994.
John Houghton. The search for God: can science help? Lion Publications, 1995.
Ghillean Prance. The Earth under threat: a Christian perspective. Wild Goose
Publications, 1996.
|