1. Таинство собрания. - 2. Таинство
царства. - 3. Таинство входа. - 4.
Таинство слова. - 5. Таинство верных. - 6.
Таинство приношения. - 7. Таинство единства.
- 8. Таинство возношения. - 9.
Таинство благодарения. - 10. Таинство воспоминания.
- 11. Таинство Святого Духа. - 12.
Таинство Причастия. - Библиография.
От автора
Книга эта - не учебник литургического богословия и не ученое исследование.
Я писал ее в редкое свободное время, часто прерывая ее, и теперь, соединяя все
эти главы воедино, я не претендую ни на полноту, ни на систематичность.
Книга эта - ряд размышлений об Евхаристии. Размышления эти, однако, не от "научной
проблематики", а от - пускай и малого, и ограниченного - опыта. Свыше тридцати
лет я служил Церкви - как священник, как преподаватель богословия, как пастырь
и учитель. И вот, никогда в эти тридцать лет не оставляло меня некое основное
вопрошание об Евхаристии, о месте ее в Церкви, вопрошание, возникшее буквально
в юности и радостью наполнившее мою жизнь.
Увы, однако, не одной радостью. Ибо чем реальнее становился опыт самой Евхаристии,
Божественной Литургии, Таинства победы Христовой и Его прославления, тем сильнее
становилось ощущение своеобразного евхаристического кризиса в Церкви. В предании
Церкви ничего не переменилось, но переменилось восприятие Евхаристии, самой ее
сущности.
Суть этого кризиса - в несоответствии между совершаемым и восприятием этого
совершаемого, его переживанием. До какой-то степени кризис этот всегда существовал
в Церкви; жизнь Церкви, вернее, церковного народа, никогда не была совершенной,
идеальной, но по мере времени кризис этот превратился в некое хроническое, нормативное
состояние, в некую подспудную "шизофрению". И "шизофрения"
эта отравляет Церковь, подкапывает саму основу церковной жизни.
Между тем, живем мы, без преувеличения, в страшную и духовно опасную эпоху.
Страшна она не только ненавистью, разделением, кровью. Страшна она, прежде всего,
все усиляющимся восстанием против Бога и Его Царства. Снова не Бог, а человек
стал мерой всех вещей, снова не вера, и идеология, утопия определяют собою духовное
состояние мира. Западное христианство с какого-то момента как бы приняло эту перспективу:
почти мгновенно возникло "богословие освобождения", вопросы экономические,
политические, психологические заменили собою христианское видение мира, служение
Богу. По всему миру носятся монахини, богословы, иерархи, отстаивая - от Бога?
- какие-то права, защищающие аборты и извращения, - и все во имя мира, согласия,
соединения всех воедино.
Но вот, в том-то и все дело, что не этот мир принес и возвестил Нам Господь
Иисус Христос. Многим, может быть, покажется странным, что в ответ на кризис я
предлагаю обратить наше внимание не на обсуждение составляющих его элементов,
а на Таинство Евхаристии, на Церковь, этим таинством живущую. Да, я верю, что
именно тут, в этом святая святых Церкви - источник чаемого возрождения, в этом
восхождении Церкви к Трапезе Господней, в Его Царствие. И я верю, как всегда верила
Церковь, что начинается это восхождение с выхода из мира сего, прелюбодейного
и грешного, с "отложения всякого попечения". Не идеологическая суета
и шум, а - дар неба, вот призвание Церкви в мире, вот источник ее служения.
Я верю, что, по милости Божьей, именно Православие сохранило и чрез все века
пронесло это видение, это самопонимание Церкви, это знание, что "где Церковь,
там и Дух Святой и вся полнота благодати" (Ириней Лионский, "Против
ересей". 4,18). Но именно потому, что это так, мы, православные, должны найти
в себе силу погрузиться в это евхаристическое возрождение Церкви. Речь идет не
о "реформах", "приспособлениях", "модернизации"
и т.д. Речь идет, напротив, о возврате к тому видению, к тому опыту, которым изначала
жила Церковь.
В том, чтобы напомнить об этом, и состоит цель этой книги.
Я писал ее - с думой о России, с болью и одновременно радостью о ней. Мы здесь,
на свободе, можем рассуждать и думать. Россия живет исповеданием и страданьем.
И это страданье, эта верность - есть дар Божий, благодатная помощь.
И если хоть часть того, что я хочу сказать, дойдет до России, и если хоть в
чем-то окажется полезной, я буду считать, с благодарностью Богу, дело мое исполненным.
Ноябрь 1983 г.
|