"СВЯТАЯ РУСЬ" И "РАЗВРАТНЫЙ ЗАПАД"
Оп.: "Религия на Украине", religion.in.ua, февраль 2011 г.
См. Голландия - Россия - 21 век.
Ищите же прежде Царства Божия и правды его
(Мф. 6:33)
Миф одинаково создается о предмете любви и предмете ненависти, в нем сильные эмоции достигают большой напряженности и конкретности.
Н.А. Бердяев
О выгодном мифотворчестве
"Ложь, признанная социально полезной, сейчас достигает в мифе столь небывалых размеров и настолько деформирует сознание, что ставится вопрос о радикальном изменении отношения к истине и лжи, об исчезновении самого критерия истины", — отметил Н.А. Бердяев в своей малоизвестной статье "Парадокс Лжи". И он прав: жизнь общества сплошь пропитана ложью и неискренностью, бесконечными шаблонами, клише, формами, лишёнными содержания, взаимными и утерявшими всякий смысл пожеланиями "мирного неба над головой"… Из-за всего этого обилия лжи и неправды устаёшь и начинаешь испытывать голод по правде, по искренности, по подлинности, по содержанию, соответствующему форме, по самой мысли даже…
Всякий стереотип есть ложь, пусть и несёт функцию упорядочивания и упрощения, всё же по сути своей есть попрание истины, потому что не отражает правды, или отражает её условно и ущербно. Многие склонны высказываться безальтернативно о вещах, о которых не только не имеют даже смутного представления, но даже не считают нужным хоть как-то пополнить свои знания по данному вопросу. Люди часто вещают с позиции собственных или навязанных извне стереотипов. Стереотипы — вещь вполне естественная и нормальная. Всегда ведь проще воспринимать то и оперировать тем, что объединено во вполне разумные группы. Проблема начинается тогда, когда стереотип становится доминантным и незыблемым в сознании человека.
Стереотипы могут возникать как в отрицательном, так и положительном смысле, "против" или же "в защиту". Например, о русском православии судят по "невежественным попам" и "агрессивным бабкам" (отрицательно) или же по искусно написанным иконам, изумительному пению и прекрасно расшитым облачениям (положительно). Также о Голландии судят по кофе-шопам и улице красных фонарей (отрицательно) или же по тюльпанным полям, "пряничным домикам" и чудесным каналам (положительно).
Живя несколько лет за пределами Отечества (вначале в Италии, а затем в Королевстве Нидерландов) мне часто приходится сталкиваться с мифами, рождёнными в недрах каждой из сторон. Да, голландцы с присущей им прямотой озвучивают свои мифы о нас, но необходимо признать, что по собственному опыту мне никогда не приходилось слышать от них безальтернативных и "непогрешимых" суждений, столь привычных для нашего общества. Зато в каждый свой приезд домой, в Украину, мои знания о Голландии неимоверно "обогащаются", причём чаще источником таких знаний являются люди, включая людей церковных, которые никогда не пересекали западные рубежи Отечества. Объяснить и достучаться до таких "истцов правды" невозможно: если вдруг что-то из того, что говоришь, противоречит или просто даже не совпадает с их представлением, всё отвергается как неправда и ересь: "Да что ты мне рассказываешь? Ведь всем известно, что…", и далее приводятся мнения этих "всех", под коими скрываются собственные единомышленники.
Бургомистр: Да вы любого спросите! Где любой? А, вот он! (обращается к прохожему) Ты хочешь, чтобы Ланцелот уехал?
Горожанин: А то как же! Это уж само собой!
Бургомистр: Вот! Все в один голос! Все!!!
(К/ф "Убить дракона")
…Именно ВСЕМ известно! Все в один голос! Все!!! И чаще, и снова, и снова! Это золотое правило любого воздействия на массы, в искусстве которого достигли вершин фашистские правители. Собственно, в основу жизнедеятельности фашистской системы легли слова Гитлера из "Майн Кампф": "Любая ложь может стать правдой, если ее часто повторять, снова и снова подчеркивать, говорить ее всем подряд на каждом углу". Кроме того, чтобы усилить психологический эффект, стереотипам приписываются идеи, базирующиеся на инстинктах, такие как образ врага или собственная правота или даже непогрешимость.
По этим же принципам сконструированы многие социальные мифы современности. К образу врага часто прибегают политики, не чужд он и церковным пастырям. Часто случается, что архиерей, приходя на новую кафедру, срочно изыскивает некоего врага, и тут же начинает бороться против, например, сектантов, раскольников, либералов, ИНН, антихриста, политических партий… Как верно отмечает Бердяев: "Враг есть функция, необходимая для взвинчивания энтузиазма, для оправдания насилия, для возрастания могущества". В результате мир делится на два противоборствующих лагеря: "мы" и "они", а сам архипастырь становится вождём и знаменем такой борьбы. К слову сказать, ещё в конце XIX века английский философ Хьюстон Чемберлен в своей книге "Основания XIX века" доказывал, что люди гораздо проще объединяются против, чем за. Книга эта приглянулась Гитлеру, и, кажется, далеко не только ему… Увы.
Одним из самых устойчивых мифов, особенно в околоцерковной среде, является представление о "Москве — Третьем Риме", воспроизводимое в различных изводах как "Святая Русь", "хранительница веры православной", "оплот нравственности", "спасение цивилизации". Фантазия человеческая щедро украшает предложенную идею, приятную для собственного слуха и сознания. Длительное время в имперской России бытовала ошибочная версия, что в явном виде эта концепция впервые была сформулирована в посланиях старца Филофея из Псковско-Елизарова монастыря великому князю Московскому Василию III Ивановичу (первая половина XVI века): "Храни и внимай, благочестивый Царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а четвертому же не бывать".
Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно раньше — митрополитом Зосимой в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии" (1492), а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшими тогда запросами русского общества. Конечно, такая идея (по сути, так и не воплотившаяся наяву) приятна для собственного слуха и сознания. Однако Россия не только не одинока в этой концепции, но даже не она её изобрела.
В XIV веке сербский царь Стефан Душан и болгарский царь Иоанн-Александр, имевшие родственные связи с византийской династией, тоже объявили себя наследниками Рима. В болгарских рукописях преподается идея, что новым Константинополем является Тырново, тогдашняя столица Болгарского государства. Концепция "Третьего Рима" всплывает и на Западе. Так, итальянский патриот Джузеппе Мадзини пропагандировал идею республиканского Третьего Рима во время объединения Италии. По его мнению, первый Рим императоров и второй Рим пап должен смениться Третьим Римом — народным.
Идея translatio imperii (переноса метафизического "царства" из страны в страну) вовсе не нова. Однако всякий миф лучше заиграет красками, если его оттенить неким врагом. И вот, на просторах бывшего СССР уже популярно противопоставлять "Святой Оплот" некоему "развратному Западу", в частности, "содомско-вавилонской Голландии". Как мне удалось выяснить, Голландия будит вполне конкретные и однозначные ассоциации: "сыр", "наркотики", "голубизна", "все кругом занимаются сексом", и "шприцы вместо газонов", которым, конечно же, противопоставляется наша "нравственная высота" и "чистая вера".
Киевский православный миссионер и публицист протоиерей Андрей Ткачёв восклицает: "Культура Европы — это культура распавшихся семей. Это — культура узаконенного разврата, где плохо не столько то, что разврат есть, сколько то, что развратничают, не краснея. Европейцы умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру. Называя аборт прерыванием беременности, воровство — восстановлением справедливости, а разврат — уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога".
Что ж, посмею напомнить отцу Андрею мудрые слова "Прежде, нежели исследуешь, не порицай — узнай прежде, и тогда упрекай" (Сир. 11:7). Сейчас же, следуя приведённым словам, мне бы хотелось взглянуть на существующие ассоциации и, приводя вполне конкретные данные, показать, насколько ошибочным может быть даже самый "непогрешимый миф". Хотя, конечно же, я отдаю себе отчёт в том, что посягательство на любимый и лелеянный миф многими может быть воспринято как посягательство на веру. И что всякий довод, всякий факт или разумный аргумент, несмотря на то, что без труда может быть проверен самим читающим, будет отброшен как "сомнительный" и "ничего не значащий".
Итак, по порядку о стереотипах про Голландию…
"Нарко-столица Европы"
Эта ассоциация вызвана тем, что с 1976 г. в Голландии легализована продажа т.н. лёгких наркотиков, например, марихуаны. Существует ряд ограничений на продажу легких наркотиков: только в специализированных кофе-шопах, находящихся не ближе 500 метров от школ, не более 5 грамм "травы" в одни руки; запрещена продажа несовершеннолетним; запрещена любая реклама каких бы то ни было наркотиков (включая табачные и алкогольные товары).
Что касается посетителей кофе-шопов, то там едва ли можно сыскать голландцев, зато без труда можно повстречать бельгийцев, немцев, французов, и, конечно же, наших соотечественников. Действительно, показатели опыта употребления и регулярного употребление даже лёгких наркотиков среди голландцев одни из самых низких в Европе и мире, и цифры эти снижаются с каждым годом. Например, Отчёт Европейского центра мониторинга за наркотиками 2003 года приводит следующие данные. Марихуану хоть раз в жизни(!) пробовали около 12% голландцев и финнов, 25% датчан, 30% англичан, а в целом в Европе этот показатель колеблется около 18-20%. Этот факт лишь подтверждает, что фактором, определяющим потребление наркотиков в той или иной стране, является не наличие предложения, а ограниченность спроса, т.е. попросту люди не желают потреблять наркотики.
Вопреки бытующему мнению, сильнодействующие наркотики и их компоненты, например, кокаин и героин, в Голландии запрещены. Процент людей, хоть раз пробовавших этот тип наркотиков, гораздо ниже. Амфетамины хоть раз в жизни в Европе пробовали от 1% до 5% взрослого населения (голландцы, опять-таки, в аутсайдерах — менее 1%); кокаин и экстази — соответственно 0,5% и 4,5%. Тех же, кто хоть раз в своей жизни употребил героин, оказалось менее 1%. Отметим также, что по данным Европейского центра по контролю за наркотиками, Нидерланды имеют самый низкий в Европе показатель смертности из-за применения наркотиков любых видов.
Для сравнения, только по официальным данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в России регулярно употребляет наркотики (включая сильнодействующие) до 4% от всего населения РФ, хотя бы раз в жизни их пробовали 11% россиян. При этом около 140 тысяч наркозависимых — несовершеннолетние, из них 8 тысяч детей до 14 лет. По потреблению тяжёлых наркотиков Россия занимает одно из первых мест в мире, потребляя, в частности, 75–80 тонн афганского героина. Ежегодно только от передозировки наркотиков в стране погибает до 100 тысяч человек. Ежедневно от употребления наркотиков погибает 80 человек, и более 250 становятся наркозависимыми. Напомню, что это только официальная статистика. По результатам эпидемиологических исследований ООН, реальное число потребителей наркотических веществ, включая "скрытых" наркоманов, может втрое превышать официальные цифры (П.П. Огурцов, H.В. Мазурчик. "Лечение хронического гепатита С у лиц с наркотической зависимостью". "Гепатологический форум", 2007, № 3).
По личному опыту могу сказать, что за все пять лет, которые живу в Голландии, ни разу не доводилось видеть использованный шприц, хотя в Украине или России этот "элемент пейзажа", увы, уже давно не шокирует. Кстати, в Голландии давным-давно запрещена реклама табачных изделий и алкоголя, как, впрочем, и курение в общественных местах (клубах, барах), и распитие спиртных напитков за пределами специализированных зон (ресторанов, баров, кафе).
Не стану приводить подробную статистику о самых распространенных тяжелых наркотиках, которые разрешены законодательством большинства стран и, пожалуй, нигде не имеют такой свободы распространения, как в России, я имею в виду этанол (т.е. алкоголь) и никотин (сигареты). Уверен, что любой читатель прекрасно знает о масштабах проблемы алкоголизации на Руси. Отметим лишь, что по оценкам экспертов, потребление спиртного составляет от 14 до 18 литров этанола на человека в год, что более чем вдвое превышает порог физической деградации нации.
Если кратко выразить "курение в цифрах", то, по оценкам Минздрава Голландии, курят около 25% голландцев, и процент этот снижается ежегодно, а курение имеет ярко выраженную классовую особенность: курят, прежде всего, люди с низким социальным уровнем. По оценке Российского Минздрава, 65% российских мужчин и 30% женщин – заядлые курильщики, из них соответственно 80% и 50% начали курить в подростковом возрасте (средний возраст начала курения 10-12 лет). При этом, за последние 10 лет продажи сигарет населению выросли в среднем на 25%.
При этом в Нидерландах широко распространена анти-реклама табачных и алкогольных изделий. В стране существует бесплатная врачебная и социальная помощь желающим бросить курить и пить. Как и в любой стране Евросоюза, здесь запрещено курить в любом закрытом общественном месте, или разрешено в обозначенных местах. Для кого-то может показаться невероятным, но в Голландии запрещены даже фильмы, демонстрирующие курение. Кстати, это одна из причин того, почему хорошие старинные фильмы можно увидеть лишь в поздние часы, когда дети спят.
Гомосексуальность
Да, известно, что в Голландии с 1998 года узаконены однополые "зарегистрированные партнёрства". Дания стала первой страной в мире, узаконившей такие партнёрства в 1989 г. Однако речь здесь идет в первую очередь о том, чтобы юридически регламентировать такие однополые союзы, поскольку для представителей юриспруденции всегда было проблемой выяснять имущественные, наследственные и проч. споры таких пар.
Примеру Дании последовали Норвегия (1993), Швеция (1994), Исландия и Гренландия (1996), а уж затем Нидерланды (1998) и Финляндия (2001); похожий закон приняла в 2001 г. Германия. К настоящему времени "однополые партнёрства" или "гражданские союзы" узаконены во многих странах Западной и Северной Европы (Великобритания, Дания, Гренландия, Швеция, Исландия, Франция, Андорра, Германия, Финляндия, Люксембург, Португалия, Чехия, Словения, Венгрия, Швейцария, Хорватия), а также в Израиле, Новой Зеландии и в некоторых штатах Австралии. Кроме того, в некоторых странах Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Среди стран, предоставивших однополым парам идентичные права с браком гетеросексуальным находятся Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия и Колумбия. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному; различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов.
Что касается количества гомосексуалов (мужчин и женщин), то их процент в обществе стабилен (7-10%) и не зависит от степени развития и уровня благосостояния самого общества, или уровня религиозности, или возраста полового созревания, исторического периода (военное или мирное время), или уровня толерантности.
"Сексуальный разврат"
Во время приездов в Украину меня часто спрашивают, как я хожу в Голландии по улицам, "ведь все кругом занимаются сексом". Признаться, за всё время, что живу в Голландии, такого разврата, какой можно увидеть в нашем Отечестве, встречать не доводилось. Я достаточно часто путешествую по Голландии, но ни разу не видел, чтобы кто-то занимался на улице сексом или "квази-сексом", а в нашем "оплоте высокой нравственности" достаточно пройтись через парк. Вероятно, и здесь это где-то есть, но мне не доводилось видеть. Более того, здесь даже чувства — пусть даже самые светлые, но все, же интимные — проявлять публично не принято, — на то они и сокровенные чувства.
Начало сексуальной жизни
По данным, которые приводит в своей публикации Т.М. Резер (2003), в России средний возраст начала активной сексуальной жизни около 15 лет (при этом ежегодно эта цифра снижается), в то время как в США — в 16 лет, а в "развратной Голландии" — почти в 18 лет (стабильный показатель). По числу подростковых беременностей Голландия занимает одно из последних мест в мире — 7 на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет. Для сравнения во Франции – 9. В то время, как в России по официальным данным аналогичный показатель – 56 рождений. И благо, если рождений, а не абортов! Беременность и аборты именно в подростковом возрасте стали в последние годы острейшей медико-социальной проблемой для России.
Аборты
По данным ООН, Россия уже многие годы находится на первом месте по количеству абортов. По неофициальным данным, в России ежегодно делается от 3 млн. (что примерно равно численности населения Молдовы) до 6,5 млн. абортов (население Швейцарии), то есть в среднем около 13 тыс. абортов ежедневно, при том, что 7 млн пар – бездетные. По официальным данным Госкомстата РФ, в 2000 году национальный уровень абортов составлял 61 аборт на 1000 женщин фертильного (детородного) возраста от 15 до 49 лет, а в 2008 ещё больше – 87. Этот показатель в семнадцать раз выше, чем в Нидерландах (5 абортов) и в девять раз выше, чем в Германии (9 абортов). При этом в Голландии около 80% совершаемых абортов приходятся на некоренных голландок (иммигранток). По данным "Отчёта Население России - 2000", в России каждая женщина в среднем делает 2,1 аборта в течение своей жизни. 64% беременностей заканчиваются абортами (больше половины!).
В добавление к этому можно привести данные опроса, проведённого российским Левада-центром в декабре 2007 года среди населения России. На вопрос: "Как вы считаете, аборт морально приемлем или нет?" лишь 30% респондентов ответили отрицательно.
Семейные отношения и разводы
В Голландии распадается 31% браков. В то же время в России один из самых высоких в мире уровней разводов — 80% процентов семей распадаются, при этом, ежегодно распадается 60-70% первично заключаемых браков и 60% вторично заключаемых браков.
Обитатели "оплота высокой нравственности" также находятся в мировом лидерстве по количеству связей на стороне. По данным Сексологического центра Бостона, связи на стороне имеют 75% женатых москвичей и 60% москвичек. При этом менее 25% голландцев признались, что хотя бы раз в жизни изменяли своим супругам. Уже слышу реакцию наших "настоящих мужиков": "Во дают! Они чё там, импотенты?!". Подобную реакцию приходилось слышать неоднократно.
Сексуальное образование
Кстати, "ревнителям чистоты", протестующим против сексуального образования, наверняка будут интересны следующие результаты. Практически все исследования говорят о том, что сексуальное образование помогает подросткам воздерживаться от первого сексуального опыта или использовать средства предохранения. До сих пор не получено никаких данных в пользу того, что сексуальное образование приводит к росту сексуальной активности подростков. В недавнем исследовании ООН (программа по ВИЧ/СПИДу) проведён анализ 68 проектов сексуального образования в разных странах мира. По данным отчета, 22 программы привели к "резкому увеличению среднего возраста начала половой жизни (т.е. половая жизнь начинается позже), а также к снижению количества половых партнеров, случаев нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путем". Лишь в случае с одной программой из 68 наблюдался незначительный рост сексуальной активности, но не уровня подростковой беременности. Так что, наверное, дело не в наличии сексуального образования как такового, а в том, как составлены программы и как они преподаются. Поэтому протесты против введения просветительских программ в области сексуального образования вообще, по крайней мере, неразумны. Кстати, в Нидерландах, в зависимости от типа школы, преподавание основ полового развития начинается с 4-5 лет. Поколению же, на котором эти программы были впервые "проверены", уже за 30.
Кстати, для голландцев характерны более высокая ответственность и устойчивость в отношениях, чем для россиян. По результатам глобального исследования, проведённого компанией Durex в 2007 году, среднестатистический житель Земли имеет 11 секс-партнёров за всю свою жизнь. У голландцев этот показатель ниже — 6,5, в то время как в среднем у россиян уже к 18 годам обычно сменяется 4 партнера.
Проституция
В 1988 г. проституция в Нидерландах была легализована, а с 2000 стала законной профессией, включенной в социальную систему занятости. Работники секс-индустрии объединяются в профсоюзы, получают социальные льготы, страховки, пенсии, и обязаны проходить медицинские проверки и платить налоги. Проститутки, как и их клиенты, должны быть старше 18 лет, при этом мэрия Амстердама планирует повысить разрешенный возраст проституток до 21 года.
Главврач Центра простатологии в Петербурге И.Князькин в книге "История петербургской проституции" приводит данные, что в северной столице России с населением 4,5 млн чел. проституцией занимаются 60-65 тыс. женщин, т.е. 1,4%. Для сравнения, в "мировой столице проституции" Амстердаме с населением в около 800 тыс жителей находится до 6 тыс. проституток, т.е. 0,8%. В докладе Г.Саламова, научного сотрудника Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, говорится, что по разным оценкам, в Москве насчитывается от 80 до 150 тысяч женщин, занятых проституцией, при этом до 70% "работниц" имеют венерические заболевания. В докладе утверждается также, что проститутками с той или иной периодичностью пользуются 64% мужчин.
По данным МВД, в целом в России более 1 млн проституток, а правозащитники уверяют, что этот показатель в три раза выше. При анонимном опросе москвичей, проведённом ещё в советское время в конце 1980-х гг., 150 мужчин из 280 (т.е. 53%) признались, что пользовались платными сексуальными услугами, причем 31% респондентов первый свой подобный опыт имел еще до 18, а многие — до 16 лет (А.Алова. Жизнь при СПИДе: готовы ли мы? // Огонек, 1988, №28,с.12-15.).
Эвтаназия
Несколько слов необходимо сказать и об эвтаназии, из-за которой клянут "дьявольскую Голландию". Быть может, для кого-то окажется неожиданностью но, в действительности, эвтаназия применяется во всех странах мира, независимо от того как именно она регламентируется законодательством. Необходимо пояснить следующее: эвтаназия определяется как "умышленные действия или бездействие медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть".
Закон РФ "Об охране здоровья граждан" в статье 33 "Отказ от медицинского вмешательства" указывает, что "гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения", в том числе, даже если оно начато на любом этапе проведения. При этом ему в доступной форме должны быть изложены все последствия отказа от лечения, что оформляется записью в медицинском документе и подписывается пациентом (его законным представителем) и лечащим врачом. Чем не эвтаназия?
Что касается регистрации собственно случаев эвтаназии, то проблема приведения сравнительной статистики состоит в том, что необходимо оперировать параллельными по показателям и временному периоду данными, что особенно сложно в случае с эвтаназией в России. Подробная статистика ведётся в Нидерландах, где в 2008 году было зафиксировано 2331 случаев эвтаназии. Схожая статистика ведётся в США. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирает около 4 тыс. человек, которые уходят из жизни добровольно с помощью медперсонала (например, отключение системы жизнеобеспечения). Однако параллельной статистики в России нет. 33-ья статья закона есть, а статистики нет. Никто не подсчитывает, сколько смертей россиян наступает в результате элементарного врачебного бездействия, включая отказ "скорой помощи" приехать (или приезда с многочасовым опозданием) или отказ врачей от оперирования или адекватного лечения "потому что не перспектировно" или в силу отсутствия средств; неизвестно и сколько происходит случаев отключения аппаратуры, опять-таки, в силу нехватки средств… Никто не подсчитывает количество таких обречённых, хотя интернет кишит подобными воплями отчаяния, а согласно опросу Левада-Центра "Отечественное здравоохранение в российском общественном мнении" (август 2008 г.) 66% россиян считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание. Тем не менее, представляется, что в России случаи подобной "эвтаназии" (вполне осознанных действий или бездействия медицинского персонала) исчисляются десятками тысяч. Но под определение эвтаназии они не попадают в силу российской ментальности, это скорее – веление Божье.
Так что в России эвтаназия применяется несравнимо более часто, чем в странах, где она легализована, правда, применяется в весьма самобытных формах, далёких и от выполнения таких обязательных условий, как (а) "явная и недвусмысленно просьбой больного", (б) всецелая информированность больного, (в) убеждённость врача, что болезнь неизлечима, страдания от неё невыносимы и исчерпаны все возможные средства,(г) подтверждение выводов и решения консилиумом независимых врачей и прочих условий.
Суициды
По данным Всемирной Организации Здравохранения (ВОЗ) Россия занимает 4-е место в мире по уровню самоубийств (после Китая, Литвы и Беларуси), что составляет 36 самоубийств на 100 тыс. В Голландии же, даже, несмотря на высокую плотность населения и северную широту — 9, в Дании — 14, в Германии 13. Следует также добавить, что в Росси самый высокий в мире уровень суицида среди подростков (около 18 на 100 тыс.), и превышает среднемировые показатели в более чем три раза, при этом здесь не учитываются попытки самоубийств. В то же время, мысль о самоубийстве по данным исследования ИНИСЕФ появляется в голове у 45% российских девушек и 27% юношей. При этом подростковый суицид в Нидерландах один из самый низких в мире – менее 3 на 100 тыс подростов.
Убийства
По данным Министерства Юстиции Королевства Нидерланды в 2008 году в стране, население которой достигает почти 17 млн., произошло 157 убийств, из которых 56% было совершено НЕ голландцами. В то время как в одной только Москве (10,5 млн чел.) по данным Следственного комитета при прокуратуре, произошло 134 убийства только за февраль 2009 года. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире по абсолютному числу убийств в мире (29 тыс. в год), уступая лишь Индии (37 тыс) и пятое место в мире (первое в Европе) в расчёте на 1000 жителей — 0,20 убийства. Голландия и здесь в конце мирового списка — 0,01 на 1000 чел.
Семейное насилие
Уровень семейного насилия в Голландии один из самых низких в Европе. В России – напротив – один из самых высоких в мире! Семейное физическое насилие, увы, исторически присуще России, где "бьет — значит любит". Вспомнить тот же "Домострой", приобретший ужасающую популярность в последние годы. Так, например, в отношениях с домочадцами книга рекомендует хозяину быть "грозою" для жены и детей, и строго наказывать их за провинности, вплоть до "сокрушения ребер", либо "плетью постегать по вине смотря […], бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика" (Глава 42. "Как… мужу проверять жену, поучать и страхом спасать"). Можно вспомнить и современные "духовные" беседы некоторых пастырей-почитателей Домостроя: "Мужчина подкаблучником быть не имеет права! Я в этом уверен. Нужно женщин ломать об колено, отбивать ей рога. Ломом. Ребром ладони. Кто как силён" (Духовные беседы с прот. Андреем Ткачевым – да-да, тем самым пастырем, клеймившим запад за "культуру распавшихся семей").
По данным МВД РФ, в 2003 году от рук супругов или родственников погибли 9 тыс. женщин. Однако оценить масштаб проблемы в полной мере не представляется возможным, поскольку многие случаи попросту не регистрируются. По оценкам независимых международных исследований, ежегодно в России около 15 тыс. женщин оказываются убиты своими мужьями (такое же количество советских солдат было убито за 10 лет в Афганской войне). Среди всех изнасилований в России каждым шестым преступником являлся муж.
При этом, по результатом исследования Министерства Юстиции Нидерландов в 2003 г., чуть более 30% населения Голландии отметили, что хоть раз в жизни сталкивались с проявлением семейной жестокости, включая физическое, психологическое и сексуальное. Прошу заметить, что унижения и запреты на встречу с друзьями или подругами также классифицируются как жестокость и включены в эту статистику!
Коррупция
Индекс коррупции ранжирует страны по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (полное ее отсутствие). Россия в индексе 2009 года заняла 146-е место из 180, соседствуя с Камеруном, Эквадором и Зимбабве. В России ежегодно наблюдается рост коррупции: в 2006 году Россия оказалась на 126 месте. При этом, на взятки и подкуп должностных лиц ежегодно затрачивается около 33,5 миллиарда долларов, а общий объём коорупционного рынка в стране по оценкам Transparency International составляет 300 млрд. долларов, т.е. около четверти российского ВВП. Голландия относится к самым некоррумпированным странам мира, стабильно занимая 6-е место в мировом рейтинге после Новой Зеландии, Дании, Сингапура, Швеции и Швейцариии. При этом, по данным опроса Левада-центра, лишь около половины россиян — 54% — воспринимают взятку как нечто морально неприемлемое.
Образование
Отечественные СМИ уже давно наглядно показали и на примерах "доказали", что "там, на Западе все тупые, а мы такие умные". СМИ, пусть даже весьма известные, всё же едва ли могут являться авторитетом в вынесении вердикта о том, кто тупой. Обратимся к статистике.
Начнем с основы – с образование в школе - Организация Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) раз в три года оценивает образовательные достижения учащихся (PISA). Основной целью этого исследования является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Данные иллюстрируют, что российские школьники находятся значительно ниже, а голландские – значительно выше среднего уровня. Так, например, в 2009 году достижения учащихся из 65 стран мира оценивались по трём критериям:
(а) "читательская грамотность" - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Россия заняла 30-е место в рейтинге стран мира, Нидерланды – 9-ое.
(б) "естественнонаучная грамотность" - способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Россия – на 27-ом на месте и Нидерланды – на 6-ом.
(в) "математическая грамотность" - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Россия – как всегда вошла в тридцатку лучших и заняла 26-е место, и Нидерланды – как всегда в десятке лучших и на 3-ем месте.
В рейтинге 300 лучших вузов мира, оценивающем качество образования и вклад в мировую науку, вошли только два из 687 государственных российских вуза - Московский Государственный университет им. Ломоносова (93-е место) и Санкт-Петербургский Государственный Университет (210-ое место). В то же время в рейтинг вошли ВСЕ 12 государственных университетов Нидерландов, занимая места с 56 (Университет Амстердама) до 199 (крохотный университет Твенте).
Религиозность
Стоит сказать и несколько слов о мифах, касающихся религиозности граждан в России и Голландии. В 2002 году председатель ОВЦС РПЦ митр. Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции заявил следующее: "Мы должны вообще забыть этот расхожий термин: многоконфессиональная страна: Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами". И действительно, сейчас модно говорить о том, что "Россия – православная держава", и приводятся результаты опросов, согласно которым оказывается, что доля граждан РФ, считающих себя православными, составляет 75% (Данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, январь 2010). Цифра невероятная! Однако, давайте присмотримся к этой цифре повнимательнее… Верят в Бога по разным оценкам чуть больше половины россиян (58%). При этом, для большинства опрошенных православие — прежде всего национальная традиция, а не участие в церковной жизни и соблюдение моральных норм. Поэтому вовсе неудивительно наличие парадоксальной категории "православные атеисты" как, например, Наталья Витренко, по благословению Патриарха Кирилла возглавившая недавно Союз православных женщин.
С содержанием Священного Писания знакома лишь половина тех, кто именует себя православным (54%); 41% опрошенных россиян никогда не посещают богослужения, 46% — никогда не молятся, а Десять заповедей знают менее 1% опрошенных россиян.
Дополняют картину данные исследования "Религиозность россиян и европейцев" (см. предыдущую ссылку). Относят себя к определённой конфессии (напр. РПЦ, РПСЦ) 49% россиян и 41% голландцев. Религиозными являются 30% россиян и 53% голландцев, а нерелигиозными — 48% россиян и 38% голландцев. Любопытно, что ежедневно молятся 15% россиян и 25% голландцев. Посещают богослужение еженедельно 2% россиян и 35% голландцев.
И, наконец, интересно узнать как обстоят дела в самом сердце "Святой Руси" – "Третьем Риме". Любопытна динамика численности верующих, посетивших рождественские богослужения: в 2002 г – более 200 тыс. (1,9% жителей), 2004 г - 118,5 тыс., 2005г - 115 тыс., 2009 г — 110 тыс., 2010 г — 85 тыс., 2011 г — более 80 тыс. (0,7% жителей Москвы). Получается, что лишь 0,7% жителей Москвы, — той самой "светозарной, святой, златоглавой и родной Белокаменной", — посетило богослужение Рождества… Вот только голландцы не провозглашают себя "святой нацией", не превозносятся, и не лезут поучать других, уж тем более, выстраивать какие-нибудь "Голландские миры"…
Благотворительность
Как ни странно, по уровню благотворительности на душу населения Голландия занимает первое место в мире, и это при баснословных налогах и относительно невысокой зарплате. В среднем 3% дохода голландцев (для сравнения, у немцев этот показатель составляет 1,1%) идёт на различные виды благотворительности. Большинство из форм благотворительности составляют различные виды "экспортной" помощи, т.е. фонды и программы для помощи и поддержки нуждающихся стран, в том числе Африки и Восточной Европы. Это лишь благотворительность частных лиц. В добавление к этому существует множество экспертных благотворительных программ и фондов на уровне государства, распределяющих часть налогов и добровольных пожертвований юридических лиц (т.е. организаций и предприятий).
В России объём всех видов благотворительности (включая физических и юридических лиц, а также государственную благотворительность) оценивается на уровне 0,17% от ВВП (Алексеева О. $500 млн. на благотворительность // Коммерсант. 2002. 12 марта.).
* * *
"Равняться на запад, слушать их мнение… нам, Великороссам, унизительно и бессмысленно. Мы, не они, а они, не мы" — восклицает другой православный публицист Владимир Славянский. Что ж, ещё раз просматривая и сравнивая статистические данные по странам, приходишь в недоумение чего именно следует опасаться стране — "оплоту нравственности", чтобы не быть похожим на "развратную" Голландию.
* * *
Продолжать можно долго, но приведение скучной статистики мне бы хотелось на этом закончить. При желании, читающий может без труда обнаружить интересующие его данные. Замечу также, что я не выступаю за открытие кофе-шопов, публичных домов и пр. в нашем отечестве. Повторю, что основополагающим фактором потребления является не наличие предложения, а ограниченность спроса со стороны самих граждан в силу привитых установок системы ценностей. Именно поэтому, полагаю, что если однажды в отечестве нашем распахнутся двери законных кофе-шопов и публичных домов, то жизнь государства может остановиться на многие дни или месяцы. Ведомые своими ценностями, многие жители (если не большинство) ринутся туда наперегонки, толпясь в огромных очередях, наподобие тех рекордных в мире, что выстраивались в 1990 году к первому в СССР "Макдональдсу". Очень хочется верить, что я ошибаюсь.
Также желаю особо подчеркнуть, что у меня ни в коем случае не было и нет цели кого-то обелить или очернить. Мне лишь хотелось, взглянув на факты, опровергнуть миф, носителями и глашатаями которого являются почти все жители нашего отечества и прибывающие в Голландию. Признаюсь также, что мне лично очень хотелось бы верить, что именно мы, а вовсе не голландцы или какой бы то ни было другой народ, являемся самыми добрыми, самыми интеллектуальными, и воистину являем пример нравственности. Однако, увы, действительность не просто не подтверждает этой веры, но говорит о том, что положение вещей прямо противоположное. Так что я буду искренне и глубоко признателен тому, кто сможет убедить меня в реальности мифа об "оплоте высокой нравственности". Социальные проблемы всегда остаются социальными проблемами, в Голландии они тоже есть и с болью осознаются обществом. Но нельзя отказать каждой стране в выборе собственных средств решения социальных проблем.
Уверен, что найдётся много людей, повествующих о примерах разврата и грязи в Голландии, в том числе и из их личного опыта ("был я на красных фонарях, так там такое!..."). Однако, как бы то ни было, вопрос нужно ставить не "есть или нет", а "как часто", насколько то или иное явление нормально для общества: является ли оно широко распространенным или же скорее чем-то исключительным. Увы, в отечестве нашем всё перечисленное процветает в значительно больших масштабах.
В Голландии всё из перечисленного только что или ранее — дикость, какое-то патологическое исключение; здесь действительно не привыкли к этому. Когда голландцы приезжают в Россию или Украину, то спрашивают: "Почему вокруг одни проститутки?" — и приходится объяснять, что они вовсе не проститутки, а просто так одеты (у кого-то не хватает чувства стиля, кто-то движим ложными представлениями о стиле, кто-то не имеет собственного мнения и стадно подражает всякому гламуру и т.д.). Кстати, если спросить у кросс-культурных психологов, какова самая главная черта голландцев, то они скажут: ориентация на семью и семейные ценности. Здесь и количество проведённого времени с детьми обоими родителями (а не только мамами, как у нас), и распределение бюджета, и совместные отпуски, и понимание ответственности отношений вкупе с приведённой выше статистикой. Помимо того, голландцы считаются одной из самых путешествующих и саморазвивающихся наций. В чём саморазвитие? Чтение, спорт, изучение языков (даже продавщица овощного магазина сумеет сносно изъясниться на 1-2 иностранных языках), вовлечение в какие-то иные хобби, творчество, посещение музеев, концертов и театров.
Для голландцев нормально, собираясь в другую страну, прочитать о ней, иметь представление об истории и выучить хотя бы несколько фраз на языке этой страны. Возвращаясь из отпуска, голландцы рассказывают о том, что увидели и чего нового узнали: интересные факты, природа, музеи. Когда же в Голландию приезжают "светильники высокой нравственности из богоспасаемого оплота", ругающие страну за "разврат"... куда они направляются? Правильно: улица красных фонарей, кофе-шопы и ещё раз улица красных фонарей, музей секса и музей водки... а далее по магазинам. Быть может, 1 из 30 за время поездки сходит во всемирно известный Королевский музей, где собраны уникальные работы Рембрандта и Фламандской школы. 1 из 50 съездит в Мадуродам (мини-Голландия) или посетит знаменитые тюльпанные поля, привлекающие туристов со всего мира. Да, можно пройтись по улице красных фонарей, чтобы создать своё впечатление, можно зайти на экскурсию в кофе-шоп, никто не заставляет употреблять марихуану или что-то покупать... но как ЭТО может иметь вершинный приоритет интересов?!!! Чему удивляться, если по возвращении домой такой "высоконравственный обитатель Святой Руси" будет полон впечатлений именно о развратной, а не культурной и интересной Голландии?
В Голландии постоянно проводятся потрясающие концерты и фестивали различных музыкальных направлений, многие из которых к тому же бесплатны. Среди посетителей очень много молодёжи. Представителям же "оплота нравственности" это неинтересно. Как и не интересны великолепные, действительно великолепные концерты, которые нигде так не услышишь, например, реквиемы Моцарта и Верди, ежегодные "Страсти" по Иоанну и Матфею Баха... Крутят носом: а чё туда идти? мы, вот, с друзьями собрались в Амстердам поразвлечься (это классический ответ). При этом сами же представители "оплота" считают себя на голову выше и нравственнее голландцев, и не стесняются говорить об этом. Как и не стесняются представляться православными. Но позволительно спросить в ответ: в чём же ваше православие? Где ваше христианство? В превозношении, в ненависти к другим, в глупости, в агрессии, в фарисействе и лицемерии?.. Да, право возразят те, кто скажет, что есть добрые и чудесные люди, истинные светильники нравственности и мысли. Да, они есть, и, к счастью, их немало! Но именно такие, как раз, и не превозносятся, и не лезут в чужой глаз грязными руками, чтобы вытащить из него сучок! Таким "носителям благодати" должно напомнить слова Христовы: "Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего!" (Мф.7:5). Но здесь ведь даже не бревно, а целый непроходимый лес с топями!
Кстати, вспоминаю, когда последний раз с друзьями были в Утрехте на концерте, в домском соборе давали "Страсти по Иоанну" Баха. Огромный собор был забит посетителями. Люди сидели на приставных стульях в проходах и нишах, стояли, опёршись о колонны и стены. Люди всех возрастов и огромное количество молодёжи, включая молодые пары. Стал представлять, чтобы в нашем высококультурном обществе нашлось столь много желающих послушать шедевр, и сколько таким желающим пришлось бы доплачивать за приход? По окончанию великолепного концерта отправились в кафе. Кафе было заполнено народом; нужно отметить, что лишь основной его зал, где иногда проводятся бальные танцы, по размерам похож на спортивный и способен вместить около 500 человек. При входе огромная барная стойка, в зале преимущественно молодёжь. Примерно через полчаса поймал себя на мысли, точнее, вопросе: "Какова вероятность того, что окажись мы в таком же кафе в "непререкаемом оплоте нравственности", мы бы к этому времени не услышали пьяное варняканье, или не стали бы свидетелями криков или конфликтов, не говоря уж о том, чтобы не услышать нецензурную брань? Какова вероятность того, что среднестатистический наш соотечественник, придя в такое заведение, закажет чай или кофе, а не, например, крепкий напиток? Или даже закажет крепкий напиток, но в разумном количестве, а не так "как должен настоящий мужик". Полагаю неплохая идея для реалити-шоу. Прекрасный кросс-культурный эксперимент: соорудить такое же кафе где-нибудь в отечестве нашем и в режиме реального времени транслировать происходящее там и в месте-оригинале. Кстати, я даже не могу сейчас вспомнить, была ли музыка. Если да, то, вероятно, ненавязчивая: ничто не мешало нашему общению, и не нужно было перекрикивать новые, только что установленные в кафе "крутые, мощнее прежних" динамики. В то время, как в "оплоте высокой культуры" в добавление к заказанному блюду в нагрузку идёт 150 дб шансона или ещё каких-нибудь, пардон, "пающих трусов"...
Говорить о том, что где-то хуже, чем у нас — одна из форм блокирования механизмов обратной связи в обществе, своеобразная форма социальной анестезии, то есть обезболивания. Вместо того чтобы серьёзно заниматься решением проблем, куда проще сказать, что где-то ещё хуже, даже если это не соответствует действительности, а всех несогласных объявить еретиками, иудами и врагами. Проблему подобного подхода прекрасно раскрыл игум. Пётр (Мещеринов) в своей статье "Вл. Соловьев и национальный вопрос". В частности, игум. Пётр, приводит критерии ложного патриотизма, который "исходит из того, что наш народ, как он есть, не только лучше всех других народов, но даже есть единственный хороший, единственный христианский народ. […] Когда же от нас требуют прежде всего, чтобы мы верили в своей народ, служили своему народу, то такое требование может иметь очень фальшивый смысл, совершенно противный истинному патриотизму. Для того, чтобы народ был достойным предметом веры и служения, он сам должен верить и служить чему-нибудь высшему и безусловному: иначе верить в народ, служить народу, значило бы верить в толпу людей, служить толпе людей, а этом противно не только религии, но и простому чувству человеческого достоинства […]. Ложному патриотизму свойственно утверждать, что у нас "всё хорошо и так", и, следовательно, всякое национальное строительство должно сводиться к охранению и обороне, ибо кругом враги".
Никто не замечает фактов, никто не может попросту открыть глаза и сравнить себя с окружающими. Миф о "развратном западе" и "благочестивом высоконравственном отечестве" с огромным энтузиазмом вещается с трибун и амвонов. При этом личная совесть, личное нравственное суждение не только парализуется, но от них именно требуют паралича. И слушатели усиленно внемлют "непогрешимым вещаниям" и охотно верят в ложь, в мифы вопреки реальности и здравому смыслу... Впрочем, явление это не ново. У Пушкина есть замечательные строки:
Бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она
(А. С. Пушкин. "Борис Годунов")
Да, мифотворчество – сильная вещь. Люди верят, искренне верят. Как ни вспомнить золотые слова немецкого философа Дитриха Бонхеффёрера в его знаменитом "Трактате о глупости":
Глупость — еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае, его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят — в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно.
Или вот ещё замечательный момент из "Дракона" Евгения Шварца:
Ланцелот: Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: "Слава тебе, победитель дракона!"
Горожанин: Это верно. Плакал. Но я не притворялся, господин Ланцелот.
Ланцелот: Но ведь вы знали, что дракона убил не он.
Горожанин: Дома знал... — а на параде, при всех... (Разводит руками.)
Это вообще классика человеческой психологии. Общаясь с людьми, приводишь доводы, факты, взываешь к разуму, но встречаешься спустя время, и всё становится на круги своя... Протестант, с которым беседовал об иконопочитании и иконографии, снова твердит "молятся иконам-идолам"… Американец снова укрепился верою в то, что "в России водят на свадьбах медведей с бубнами и у всех часы с кукушкой на груди на цепочке"… Представитель "высоконравственного оплота" снова твердит о "развратном опустившемся Западе" и "высоконравственной Родине — примере для всех народов" и рассказывает о вживлённых в руку и голову чипах… Знакомый россиянин в который раз рассказывает мне, что фартук по-украински будет "напизник" и прочие лингвистические изыски, несмотря на приводимые факты и опровержения… И снова, и снова одно и то же!..
Для истины глухи и равнодушны, А баснями питаются они. Каждый выбирает басню по сердцу. Но принцип у всех един: "Дома мы знали... — а на параде... (Разводят руками.)". Может, слишком уж много парадов, так что нет места и времени для собственного мнения!
О причинах
При этом даже, если случается так, что факты признаются, как правило, тотчас же находится причина. На параде все всегда знают, кто виноват: "жидомасонский заговор", "мировая закулиса", "антихрист", "развратный запад", "сосед по дому", "правительство", "горисполком", "демократы", "попы", "атеисты"... Всегда есть лёгкий и чёткий ответ. Это тоже часть мифа, я бы даже сказал, — его кульминация. Найти причину в ином всегда легче, а если иного нет, то его непременно лучше выдумать. Так же жить легче! Один из самых распространённых ответов, которые приводят, звучит примерно так: "У нас нищие и бедствующие люди, у которых остались лишь первичные инстинкты! Какие тут могут быть ценности? Колбаса, водка, пиво". При этом часто эта идея сопровождается утверждениями вроде "нас споили и развратили".
Собственно говоря, приведённая цитата реального ответа почти дословно повторяет мысль философа И. Берлина. Вот что он говорит в своём труде "Две концепции свободы":
Несомненно, предоставлять политические права и гарантию невмешательства со стороны государства людям, которые полуголы, неграмотны, голодны и больны, значит издеваться над их положением; прежде всего этим людям нужна медицинская помощь и образование, и только потом они смогут осознать свою возросшую свободу и сумеют ею воспользоваться.
Основная мысль звучит очень красиво и соблазнительно: голодные не могут пользоваться свободой. Обуй, накорми, и увидишь новых людей свободных и нравственных....
Но, мысль эта слишком идеалистична и оптимистична. Признаюсь, мне лично тоже очень долго хотелось верить в эту идею. Безнравственность и глупость — от нищеты, но создай условия, накорми, образуй его, и увидишь нового человека! Как ни прекрасна и соблазнительна эта мысль, как бы мне лично ни хотелось в неё верить (до сих пор!), но она не просто далека от истины, но противоречит реальности...
Порочность — не от бедности. Не в этом причина. Да, нищета — ужасная сила, способная сломить очень многих. Это правда. Но вместе с тем, уверен, что деградация начинается не в самой низкой точке безысходности, но гораздо раньше. И бедные бывают нравственными... (и в нищете своей воруют книги из библиотеки, а не водку или папиросы – я лично знаю такой пример). И безнравственного сколь много не делай богатым, сколь много не просвещай, более нравственным он не станет, более того, вполне может попрать всё ногами и, обратившись, растерзать благодетеля (Мф. 7:8). Как в "Трёх разговорах" Владимира Соловьёва:
"От одной и той же влаги живительного дождя растут и благотворные силы в целебных травах, и яд — в ядовитых. Так же и действительное благодеяние в конце концов увеличивает добро в добром и зло — в злом"
Но даже, если и принять взлелеянную гипотезу о "вредоносном влиянии Запада", что это "нас так научили" (например, стремиться к обогащению), то позволительно сделать вывод, что "ученик" попался уж очень какой-то самобытный, ибо научился у учителя тому, что учителю никогда бы и в страшном кошмаре не могло присниться. Учился не тому. Сначала перепутал цель и средства. А затем, научившись у учителя средству, напрочь потерял всякий интерес к цели. Ведь богатство в Европе, да и в Азии (Япония, Южная, Корея) – это отнюдь не самоцель, но средство совершенствования души и мера социальной ответственности (за других членов общества), которые ты вместе с богатством на себя принимаешь, а не вседозволенность и максимальное освобождение от социальных ограничений. Много мудрости в китайском изречении: ученик учится тому, чему сам желает научиться.
Богатство, как и любые другие завоевания (атрибуты) цивилизации (порох, спички, керосин, электричество, атомная энергия) – очень опасная штука. Право пользоваться им должны получать лишь люди, достаточно к этому подготовленные, обладающие соответствующими знаниями, навыками, а главное – достаточным нравственным потенциалом. Без этого богатство может превратиться в инструмент причинения колоссального вреда или даже бедствия окружающим.
Нет, не "жидомассонский заговор", и не "развратный запад" является причиной деградации, и даже не нищета... Причину хорошо выделил замечательный миссионер игумен Пётр (Мещеринов): "Свобода предполагает, что тебя уважают, и требует ответственности; ни то, ни другое не культивируется у нас ни в обществе, ни в церковной среде". Столетиями в оплоте нашем из людей выбивалось всякое человеческое достоинство. Люди были "ничто" - холопья государевы, затем винтики "системы счастья" – суть одна и та же. Даже в церкви, задачей которой является воспитание в человеке христианской свободы, в порядке вещей фактическое порабощение свободных личностей. Многие пасомые ждут, кому бы поработиться, отдать свою свободу, и, говоря словами Великого Инквизитора, "кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажу нам: "лучше поработите нас", а пастыри будут очень даже "за". Свобода без остатка вручается духовнику в обмен на "гарантию спасения". Оттого и происходят вопросы: "Батюшка, а как мне думать по такому-то поводу?", "Батюшка, благословите пойти в гости", "Батюшка, благословите потопить котяток". Какое уж может быть взаимное уважение к такому роботу, отринувшему Божественный дар свободы?
Так что собственная мысль, способность мыслить, считались в обществе грехом, вопрос "почему?" приобрёл негативный налёт и стал неминуемо вызывать подозрение в бунте, а любое сомнение стало восприниматься как бунтарство и ересь.
Полагаю, из-за исторического угнетения у нас свободы в человеческом сознании произошла деформация её восприятия. Увы, свобода для наших людей, прежде всего православных, - отнюдь не одна из главных христианских ценностей, каковой должна быть. Свобода представляется нашим людям чем-то страшным и опасным. Укоренилось представление о свободе как о разнузданной вседозволенности, жизни "без тормозов" ("гулять, так гулять!", "Ура! Некого слушаться! Круши!"), свобода воспринимается как нечто не просто ненужное, но даже антихристианское. Да, случается даже у нас, что о свободе говорят положительно, даже в церквях, например, теоретически рассуждают о свободе человеческого выбора, но исключительно в абстрактных категориях. Однако слова эти не выходят за пределы храма и даже не "оживают", оставаясь лишь исключительно книжной, оторванной от жизни теорией. И дар Божий, великий дар свободы отбрасывается с презрением и брезгливостью на помойку собственного существования. Признаться, у меня вызывает искреннее недоумение, почему отрешение и растаптывание дара свободы — добровольное и сознательное — не просто не осуждается, но почитается даже необходимым, и всеобще поощряется, хотя отрешение другого великого дара — жизни, т.е. самоубийство — не всегда даже осознанное отрешение, — почитается смертным грехом.
Способность к самостоятельному критическому мышлению есть прививка против мнения большинства или... меньшинства... против толпы, какой бы она ни была (!!!). Да, случается, что толпа идёт дружно в правильном направлении, но ведь неизвестно, куда повернёт она завтра... Критическое мышление есть стержень. Человек, не способный мыслить самостоятельно, утрачивает этот стержень, как утрачивает способность ходить человек с перебитыми ногами или спиной, — непременно нужно на кого-то опереться, и соответственно, идти с ним туда, куда он идёт: учительница, политический деятель или лидер группы, священник, авторитет, — кто угодно — суть одна и та же.
Часто приводят аргумент "зато у нас церковь процветает". Вот, например, прот. Дмитрий Смирнов утверждает: "Процветает только Церковь. Процветает не только духовно, но даже и материально. Ни в какой стране мира за две тысячи лет христианства в течение десяти лет никогда не открывалось 553 монастыря". И в чём же это процветание? В статистике восстановленных зданий? В тоннах золота, идущего на создание красоты? Да, прекрасно, но это лишь внешнее. Как замечательно отметил игум. Пётр (Мещеринов): "Возвращаться к Богу — это вовсе не значит заменить коммунистические демонстрации крестными ходами и освящать банки с офисами или воинское оружие, а делать жизнь, личную и общественную, более нравственной". Да и если общество находится в таком упадке во время процветания церкви, то, право, комментарии излишни…Полезно лишь напомнить слова Христовы:
"По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного"
(Мф.7:16-21)
Член союза писателей России и известный православный писатель публицист Владимир Крупин восклицает: "Это (т.е. Запад – В.М.) варвары, закосневшие в гордыне своей непогрешимости. А мы со своим смирением и терпением для них отсталая нация. Спросим: есть в мире иерархия ценностей?... И кто в мире всех ближе к Небесному престолу? Конечно тот, кто более принял Христа в своё сердце. И это именно Россия. Как у смертного тела есть душа, так и у мира она есть, это православная Россия. Если что случится с Россией, остальной мир погибнет автоматически".
И не к жителям ли "души мира" - "оплота веры и нравственности" и к ревнителям мифа обращены ныне слова пророка Исаии:
"Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!"
(Ис.5:20-21)
Кстати, затрагивая церковный вопрос, у меня была (и есть) возможность увидеть, как относятся к Православной Церкви "носители благодати а-приори" и голландцы, пришедшие в Православие. Первые приносят свой сундук с набором разноцветных стереотипов, клише, шаблонов "должно быть так!", "а у нас всегда так было!". Сундук этот столь обилен, что он просто закрывает собою Христа. Церковь Христову, Тело Его очень часто воспринимают как некий традиционный обрядотворческий институт... При этом они всегда всё знают и никогда ничем не интересуются. Иностранцы же входят в поприще Церкви с осторожностью, стараются узнать всё получше, много читают (хотя, строго говоря, и это не гарантия, но важен сам подход). Нередко можно услышать фразу, обращённую к иностранцу, изучившему тома по патрологии, церковной истории, догматическому, нравственному, сравнительному богословию и т.д.: "Я православный от рождения! А ты тут кто?!". Подобные слова без зазрения совести запросто обращают "богоносцы", исправно "крестящие" кулич и бутылку водки на Пасху, дважды разведённые с любовницами, поднимающие руку на жену, и постоянно приказывающие ей (что б знала своё место), при этом вернувшиеся только что из гуляний по Амстердаму — ведь нужно же соответствовать концепции "настоящого мужика". И вот, несмотря ни на что, снова "входит некто православный, говорит: "Теперь я – главный!" (Иосиф Бродский. "Представление").
— Положение в самом деле тяжелое: Духа Христова не имея, выдавать себя за самых настоящих христиан.
— За христиан по преимуществу при отсутствии именно того, что составляет преимущество христианства.
— Но мне думается, что это печальное положение и есть именно положение антихристово, которое для более умных или чутких отягощается сознанием, что ведь в конце концов кривая не вывезет.
— Во всяком случае, несомненно, что то антихристианство, которое по библейскому воззрению – и ветхозаветному, и новозаветному – обозначает собой последний акт исторической трагедии, что оно будет не простое неверие, или отрицание христианства, или материализм и тому подобное, а что это будет религиозное самозванство, когда имя Христово присвоят себе такие силы в человечестве, которые на деле и по существу чужды и прямо враждебны Христу и Духу Его.
—Ну конечно, дьявол не был бы и дьяволом, если бы в открытую играл!
(В. Соловьёв. "Три Разговора")
Вот так и присваивают его потихонечку. Кто в сердце своём, кто на кухне со знакомыми, а кто и на площадях и церквах, где часто с амвонов с триумфом и гордостью возвещаются ересь гносеомахии (т.е. утверждение о ненужности знаний), непогрешимости себя или "своего батюшки", постоянная ложь, запутавшаяся и противоречащая сама себе, бесконечно повторяющиеся лжесвидетельства, поток прекрасных и страшных мифов... забывая при этом предупреждение Христово: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мф.12:36)
Замечательные слова вложил Василь Барка в уста священника в романе "Жовтий князь":
"Заповiдано нам, — сказав священик, — тiльки любов; сам Христос єсть любов божественна. Тi з нас – учнi Його, котрi виконують заповiдь. А хто нi, — не належить до церкви, хоч нехай тут вистоює днi i ночi. Огляньмось на своє серце! Гризня, огнем дихаєм чи байдужiстю. Заздрим i осмiюєм, лаєм чорно i шкодим ближньому, як змiї: без каяття, нiби так i треба. Хочем упертiстю пересилити Бога. Вийдем iз церкви, i знов живем, як погани: в ненавистi. А свята любов — вiд серця Божого; чи живем любов'ю? Нi!"
(В. Барка "Жовтий Князь")
Что делать?
Этот вечный вопрос на Руси, который в действительности никогда не интересовал большинство её граждан, которые всё более были озабочены вопросом "где враг?". И думаю, едва ли возможно предложить быстрый рецепт. Однако мне бы хотелось привести две мысли, которые, на мой взгляд, полезны.
Во-первых, цитируя Бердяева: "человек должен прежде всего перестать лгать перед собой и перед Богом, перестать закрываться от истины, которая может причинить страдание, которая не льстит человеку, а иногда и прямо ему угрожает. Любовь к правде есть основная добродетель, и мир более всего в ней нуждается. Мир настолько изолгался, что потерял критерий истины. Человек перестал отличать реальность от продуктов воображения, порожденных из недр бессознательного, от мифов, обладающих жизненной и социальной полезностью".
Во-вторых, когда мы говорим о церкви, о христианизации, воцерковлении, необходимо перестать закрываться внешним (например, отчётом о количестве возведённых прекрасных храмов и монастырей, количестве прихожан, количеством пожертвований) – пусть радостным, красивым, обнадёживающим даже, но всё же внешним. Здесь мне бы хотелось привести слова игум. Петра (Мещеринова) из его труда "Проблемы воцерковления".
"Христианская культура — это прежде всего способ мыслить, это фундамент этики и эстетики, основанный на личной ответственности и духовной свободе, на образованности, на мировосприятии не-стадном, чувствующем и понимающем многогранность и сложность христианства и вообще жизни".
Вместо молчаливого и безмятежного внемления потокам неправды всем нашим христианам лучше помолиться, чтобы Господь открыл глаза и умудрил сердца, но помолиться не только за наших соотечественников, но и за самих себя, чтобы узреть пути торжествующей правды. В ответ на вопрос Фомы "Как можем знать путь?" Господь сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6), а ещё Господь сказал "кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф.10:33)... По-разному можно отречься от истины... Чаще всего мы делаем это, согласившись с ложью, отвергнув полноту правды, подменив истину мифом. Это не просто, обличать ложь и неправду на всех путях своих, где бы ни встречались с ними. Начнем с себя! Вначале в сердце своём отринем ложь, затем в общении с другими. Восстанем против лжи и полуправды и увидим полноту истины!