К оглавлению
§ 23. План и разделение науки.
Определивши предмет своей науки и ея задачу, а также ознакомившись с теми способами,
средствами и пособиями, при помощи которых она более или менее успешно может быть
достигаема, мы теперь можем приступить к изложению самой науки. Спрашивается только,
какому же плану мы должны будем следовать и в каком порядке расположим весь материал
нашей науки? План или распорядок предметов нашей науки, который представляется
нам более других простым и естественным и которому мы, поэтому, намерены следовать,
будет следующий, Так как главный предмет нашей науки есть Бог, мысль о Котором
должна проникать собою и централизировать, около себя, все ея содержание, и так
как, далее, Бог может быть разсматриваем нами не иначе, как с двух сторон, или
Сам в Себе, или в Своем явлении тварям; то соответственно с этим наша наука естественно
должна будет иметь. две части, из коих в первой имеет быть изложено учение о Боге
в Самом Себе, а во второй—учение о Нем в явлении Его тварям. В частности же эти
две части нашей науки могут быть подразделены на следующие главные отделы.
Так как учение о Боге в Самом Себе слагается из учения о Нем., как едином
по Своему существу и как в то же время троичном по Своим Лицам, то первая часть
нашей науки естественно распадается на два отдела, из коих в первом должно быть
изложено учение о Боге едином по существу, а во второмъ—учение о Боге троичном
в лицах.
Что касается до подразделений второй части нашей науке, то за основание этому
должны быть приняты те главныя стороны, с каких может и должен быть разсматриваем
нами Бог в Его явлении тварям, или в Его к ним отношении. А так как таких
сторон здесь может быть замечено три, а именно: Бог может быть разсматриваем,
или как Творец мира, положивший начало его бытию, или как Промыслитель, продолжающий
его бытие и направляющий к Своим целям, или, наконец, как Выполнитель
Своих судеб о мире, имеющий привести его к определенному Им для него концу или
назначению: то соответственно с сим вторая часть нашей науки имеет быть подразделена
на три отдела, из коих в первом будет изложено учение о Боге — Творце мира, во
втором о Боге—Промыслителе мира, а в третьем о Боге—Выполнителе своих судеб о
мире.
Кроме того, так как мы считаем необходимым, независимо от общаго разсмотрения
творческих и промыслительных отношений Бога к миру, подвергнуть особеннейшему
разсмотрению те же действия Божии по отношению к чистым духам и людям, что требуется
,как особенною : близостию и важностию для нас, так и многосодержателъностию этого
предмета; то на этом основании в отделе о Боге—Творце мира предполагаем сделать
следующия подразделения: сперва изложить учение о Боге, как Творце мира вообще,
а потом учение о Нем, как Творце в особенности мира чистых духов н рода человеческаго.
Подобное же подразделение, соответственно своему предмету, будет принято нами
и во втором отделе второй части нашей науки, в котором будет излагаться учение
о Боге—Промыслителе мира. Что же касается последняго или третьяго отдела второй
части, в котором имеет быть изложено учение о Боге—Выполнителе своих судеб о мире,
то вышеозначенное подразделение в нем может ине иметь места, вследствие заметной
скудости его содержания.
Таким образом общий план и главный распорядок содержания нашей науки имеет
быть таков:
Часть первая.
О Боге в Самом Себе.
Отдел 1. О Боге едином по существу.
Отдел 2. О Боге троичном в Лицах.
Часть
вторая.
О Боге в явлении Его тварям.
Отдел 1. О Боге—Творце мира.
I. О Боге—Творце мира вообще.
II. О Боге—Творце мира в особенности —
а) мира чистых духов и
б) человека.
Отдел 2. О Боге—Промыслителе мира.
I. О Боге Промыслителе мира вообще.
II. О Боге Промыслителе в особенности —
а) мира чистых духов,
б) человека.
Отдел 3. О Боге Выполнителе судеб Своих о всем мире и роде человеческом.
К этому мы должны еще присовокупить, что так как определенное и положительное
учение о Боге необходимо предполагает в основе своей веру в бытие Бога, а также
в известнаго рода возможность Его знания, при Его непостижимости; то мы почитаем
необходимым изложению самаго учения о Боге предпослать, в виде предварительных
или основных догматических истин, вводящих собою в область Богопознания, изложение
учения о бытии Божием, о возможности Богопознания, при непостижимости существа
Божия и А самых способах Богопознания.
|