Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ЗАВТРА МЫ СНОВА БУДЕМ ВЕРИТЬ

Основы католического вероучения

К оглавлению

 

Глава 1. ПОИСК БОГА

Для многих людей смысл их жизни не оканчивается смертью. Они верят, что нечто стоит за всеми событиями и за всем развитием мира. И все-таки Бог остается для них чужим. Они хотят иметь точные доказательства Его существования.

Можно ли Бога доказать?

Скажем с самого начала: в естественнонаучном и математическом смысле доказательств нет. Доказательства относятся к материальному миру, но Бог не вещь, которой можно было бы распоряжаться, Он "Ты". Ведь и важные жизненные вопросы человека нельзя разгадать как кроссворд. Всегда при этом возникнут "если" и "но". Еще меньше знаний о Боге можно получить путем "доказательств существования Бога". Однако, в повседневной жизни мы ощущаем Бога. В то время как доказательства обращаются только к разуму, ощущение охватывает всего человека. И никаким разумом это ощущение нельзя ни создать, ни разрушить, ибо за ним стоит мудрость всего человечества.

Мы живем в научно-техническом мире и этим гордимся. Наша эпоха сформировала человека. Он деловой, рассудительный, пунктуальный. Однако, современный человек легко склоняется к мысли: можно узнать только то, что доказывается экспериментально; все, что нельзя взвешивать и измерять, не является действительностью.

Таким образом, от науки и техники требуют больше, чем они могут дать. Они охватывают только один срез действительности ее материальный мир. Жизнь, однако, намного шире! Они ничего не говорят, например, о смысле нашей жизни, о конечной цели человека. Можно ли такие человеческие ценности, как любовь и верность, правдивость, красота и осознание ответственности выразить физико-химическими формулами? Физик может дать механическое объяснение звуков человеческой речи, измерив частоту колебаний, однако физическими методами никогда нельзя будет постигнуть смысл этих слов.

Так что, скорее всего, Бог стоит вне естественнонаучных методов. С Ним невозможно обойтись так же как с исследуемым материалом в лаборатории. Его существование нельзя вычислить математическими формулами или обнаружить химическими анализами. Но Бог не стоит вне всего опыта человека, ибо логическим рассуждением можно прийти к выводу, что Он существует. Однако, это не приводит к противоречию между наукой и верой, если они осознают свои пределы. Макс Планк, основатель квантовой теории, говорил на основе своих религиозных убеждений: "Куда и как далеко бы мы не заглянули, нигде мы не найдем противоречий между религией и наукой, но, скорее, в главных пунктах полное сходство... Бог стоит для верующего в начале, для физика в конце всего мышления" [Frankenbergere; Gottensbekenntnisse grosser Naturforscher, s. 12].

И все-таки мы должны допустить, что из всего сказанного вовсе не обязательно следует ответ "Бог есть". Если бы так и было, несомненно, атеисты бы не существовали. Бог не навязывается настолько, чтобы его нельзя было отвергнуть. Это именно та "слабость Бога", которую Он допускает ради свободы человека. Ибо если бы Бог был полностью понятен для человека, человек не смог бы отказать Ему в своем признании. Но и вопреки этому, человек может обрести уверенность в том, что Бог существует. И верующие имеют на то достаточно доводов. Это познание не падает человеку прямо в руки.

Человек, ищущий Бога

Оставив на время христианское откровение, мы будем рассматривать только то, что может узнать о Боге каждый человек в своей жизни и в мире.

Ради этого человек должен мобилизовать все свои силы, разум, волю, мысли. Речь идет о главном решении, которое формирует дальнейшую жизнь человека, а решение это акт воли!

Один философ говорил: "Есть знания, которые мы приобретаем только тогда, когда они нас интересуют". Таким образом, у нас должно быть желание найти Бога.

Более того, требуется нечто большее, чем сам поиск. Человек должен коечто вкладывать, если хочет найти Бога: принципиальную готовность к любви и доверию. Ибо кто любит, видит больше, познает яснее. Любовь и познание взаимно усиливают друг друга. Очевидно, что любовь нельзя вызвать принуждением, даже при помощи доказательств. Она требует свободного решения, и потому можно Бога и "не заметить".

В поисках Бога важно не останавливаться на теоретических рассуждениях, но однажды решиться и окончательно выяснить "отношения с Богом". Мы узнаем человека лишь тогда, когда общаемся с ним. Бога можно будет узнать, только начав им интересоваться.

ГДЕ МЫ НАЙДЕМ БОГА?

Бога мы встречаем в природе

В открытом море, на горных вершинах или под звездным небом мы часто ощущаем, что нас окружает нечто бесконечное. Нужно только однажды обратить на это внимание. Затем мы начинаем восторгаться и сами себя спрашиваем: откуда взялись этот восхитительный порядок и красота в природе; в тонком стебле травы, и во всей вселенной; в простых каплях воды и в сложном организме живых тварей? Не стоит ли за всем этим высший разум?

Приведем только два распространенных примера: человеческий глаз формируется в теле матери. В то время у него нет никакой задачи, ибо он еще не увидел свет мира. И все-таки он уже готов к ней. Строение глаза мы в действительности поймем только тогда, когда сможем представить его цель "видеть". Но цель и смысл нам может предложить только духовная сила.

Или же обратим внимание на роль насекомого в опылении растений. Насекомое вообще не подозревает, что совершает нечто мудреное, оно делает это как бы "мимоходом". Растения, однако, зависят от этого и соответственно приспособлены. Все это спланировано. Кем?

Поэтому верующий Альберт Эйнштейн говорит: "Каждому естествоиспытателю, изучающему сущность явлений, должен быть близок некий вид религиозного чувства, так как он не способен представить себе, что к открытию необыкновенно тонких связей он пришел первым. В необъяснимой вселенной нам, людям, является безгранично мыслящий разум" [Frankenbergere; Gottensbekenntnisse grosser Naturforscher, s. 12].

Этот безгранично мыслящий разум мы называем Богом. Таким именем мы обозначаем создателя всего того, что нас окружает и того, чем мы являемся, то есть природы. Сама по себе она указывает на автора. Во всем сотворенном сияет Бог. Конечно, современному человеку намного труднее обнаружить в мире следы, указывающие на Бога. Ведь то, что считается природой, воздействует на нас теперь только во время отпуска. Природа уже значительно от нас отдалилась. Однако, с другой стороны, мы ее используем и стремимся ею овладеть и управлять. Если кто-то, например, нажмет электрический выключатель, то свет, осветивший пространство, будет, прежде всего, делом рук человека, электрика. Никаких следов, оставленных Богом, здесь нет. В самом деле, говорить о Боге в таких случаях преждевременно. В наше время приходится дольше рассуждать, чтобы, в конце концов, добраться до Бога. Бог не использует готовую энергию Он ее творит!

Надежда и любовь не знают границ

Мечты человека безграничны, он всегда стремится к большему. Нам нужно, чтобы нечто постоянно было впереди, нужно чего-то ожидать. И даже если мы уже не знаем, чего нам еще пожелать, наши ожидания не удовлетворены полностью, остается неопределенное ощущение, что все-таки чего-то не достает: несказанного, бесконечного счастья. Но по-видимому, в мире наших ощущений этого найти невозможно. Чтобы обрести это, человек должен выйти за свои пределы, перейти все свои границы. И это, во всем бесконечное и совершенное, мы называем Богом. Его-то мы и ищем в каждой надежде, мечте и стремлении. Где-то в глубине души мы предчувствуем, что Он должен существовать: как иначе мы бы могли об этом задуматься?

И в любви человек ищет то безусловное, совершенное, чему можно доверять безоговорочно, что никогда не обманет. Одновременно он хочет, чтобы счастье, о существовании которого ему стало известно, никогда не кончалось. Но он знает, что даже самый хороший человек не сможет оправдать его ожиданий. Кроме того, в любой момент любящих может разлучить смерть. Таким образом, всегда остается некое разочарование.

С такими ожиданиями человек должен потерпеть крушение, ведь в конечной жизни он хочет найти бесконечное. Поэтому многие пытаются начать "еще раз" или "заново", чтобы в очередной раз рухнуть. По всей видимости, человек с такой мечтой должен испытывать голод по ее конечному осуществлению. И любовь указывает на это бесконечное, указывает на Бога. И здесь это имя особенно применимо. Любовь не направлена на вещь или на обезличенную волю судьбы. Любовь направлена на личность. Только личность может ответить любовью. И Тот, кто ответит на все наши вопросы, исполнит наши ожидания, существует.

Требования совести

Наряду с мечтой о любви, о счастье, есть в нас и желание быть хорошими. Человеку совершенно точно известно, что он не смеет делать всего, что ему нравится, например, загребать себе все счастье за счет других. Эту направляющую силу, которая действует внутри человека, мы называем совестью.

Существовали попытки объяснить совесть как страх перед общественным мнением, перед наказанием, как следствие воспитания и окружения или как наследственную предрасположенность. Все это несомненно оказывает влияние на формирование совести, и этим можно объяснить то, что у отдельных людей разная совесть, и то, что народы по-разному смотрят на добро и зло. Но все соглашаются в том, что разделение добра и зла существует и человек посредством зла может стать виновным.

Каждому дано знать, что надо быть хорошим. Мы чувствуем свою ответственность даже тогда, когда никто другой не замечает плохого поступка, и никого из ближних это не коснулось. Почему же в таком случае преступник убегает, хотя его никто не преследует? Если нам известно, что мы поступили плохо, появляются угрызения совести, сознание вины и вместе с тем раскаяние. В голосе совести человек бесспорно распознает "Стой!", абсолютную справедливость, неподкупный суд, который требует от него сделать нечто, даже если это нелегко. Этот призыв настолько безусловен, что люди в крайних ситуациях жертвуют своей жизнью, только бы не повредить добру. Очевидно, человек не познает в своей совести себя как своего собственного судью как бы он тогда принимал решения вопреки своей склонности?

Но для объяснения совести недостаточно ссылаться на безличную силу. Разве свободный человек, считающий себя господином, склонился бы перед таким судом, если бы не узнал в нем большего, абсолютного господина и судью? Когда мы, провинившись, чувствуем вину, стыд и ответственность, то предполагаем, что существует тот, перед кем мы несем ответственность, перед кем испытываем чувство стыда и вины. Некое "Оно", некая абстрактная норма не может властвовать над нашими чувствами. Мы испытываем стыд не перед камнем или каким-то животным, а только по отношению к себе.

Опять-таки верно, что требования совести устанавливает чья-то безусловная воля, от которой не спасут никакие отговорки. В своем желании быть хорошими мы предчувствуем бесконечное добро и кого-то бесконечно Доброго. Именно с Ним мы сталкиваемся в нашей жизни в требованиях совести.

Познание пределов

Таким образом, мы можем найти Бога в нашей жизни. Он есть повсюду. С Ним мы встречаемся в крайних жизненных ситуациях: в страдании, в одиночестве, в ударах судьбы и в смерти.

Случайный комариный укус и заражение крови. Этого человека уже нельзя было спасти. И именно тогда, когда он устроил свою жизнь. В такие моменты остальным начинает казаться, что им противостоит какая-то загадочная сила.

Смерть ставит человека перед главным вопросом. Мысль об этом мы пытаемся заглушить, и может быть, это удастся на какое-то время, но не навсегда. Когда-нибудь человек приблизится к пределу, противостоящему всему его опыту и ожиданиям, которому он сопротивляется изо всех сил, пытаясь перескочить через него с помощью знаний и надежды. В глубине души он уже преодолел его в предчувствии: это еще не конец! Меня не собирается поглотить "ничто" за пределами жизни. То, что я переживаю, когда мне двадцать или восемьдесят лет, это еще не все, будет продолжение. Разве стал бы человек трястись перед "ничем" так же, как он трепещет перед смертью? Боль смерти была бы непонятна, если бы в нас не было того, что так сопротивляется этому концу и, следовательно, является бессмертным. В нас живет сила, которая не желает допустить существования каких-либо границ, а потому бунтует против смерти. Откуда берется эта сила?

Многие неверующие сталкиваются в своей жизни с непредсказуемой силой, реальностью, которая вовсе не случайна как они сами, которой никто не распоряжается, скорее она сама распоряжается и решает. Говорят о "судьбе". Что же это однако? Верующий человек не видит в этом слепой безличной силы. Он знает, что за всем есть "Ты", бытие личности. Как иначе могли бы исполниться такие наши ожидания как доверие, любовь, надежда? Этому "Ты" человек дает имя "Бог".

Теперь мы разобрались, кто такой Бог?

Нисколько! Мы только узнали, что Он должен существовать, понять же его невозможно. Бог выше всех человеческих представлений. Нам скорее известно, каким Он не является, нежели какой Он есть. Потому многие сегодня предпочитают полностью умалчивать о Нем. Здесь концы с концами не сходятся. Не значило бы это, что Его объявляют не имеющим значения? Все же нас, людей, интересует именно то, что еще не изучено, не высказано! Или же мы должны заниматься только очевидным?

Но одно, впрочем, будет верно: словами Бога не опишешь. Теологи это знали уже в далеком прошлом, полагая, что о Боге могут быть даны негативные свидетельства. Все человеческое и несовершенное в нем следует опровергнуть. Так мы приходим к выражениям: Бог безграничный, бесконечный, неизмеримый, непостижимый. Или же древние богословы говорят о Боге как о высшей мере всего, что считается совершенным, используя приставку "все". Бог всемогущий, всеприсутствующий, всеведущий. Таким образом, все сотворенные качества переносятся на Создателя, ибо Он один должен обладать в бесконечной полноте всем, что дано нам.

И все же, разве это не является только лишь попыткой человеческого понимания Бога? До тех пор нет, пока мы осознаем, что способ нашего выражения несовершенен. Хотя мы и пользуемся человеческими понятиями о Боге, но ведь других в своем распоряжении мы не имеем. Потому для нас должно быть очевидно, что все эти понятия содержат гораздо больше различий между Богом и человеком, чем сходств. И все-таки эти выражения не являются неверными, так как верно направление, ими обозначенное, хотя оно и не охватывает всей Божьей сущности. Она всегда остается недоступной нашей человеческой мудрости, остается невысказанной тайной. В каждом имени, которое мы даем Богу, он одновременно открывается и скрывается.

Поэтомy уже в Библии используются разнообразные, весьма наглядные выражения, передающие нам те представления о Боге, которые мы своим разумом никогда не сумели бы понять. Многие из этих образов отмечены человеческими чертами, например, когда говорится, что у Бога есть сердце, что Он о нас думает, что Он о чем-то жалеет, что Он разгневан, что Он держит над нами десницу и т.д. Из этих высказываний уже заранее ясно, что их нужно понимать как сравнение. Авторы Библии знали, что подобные выражения только подсказка. Они лишь указывают на Бога, Он же остается непередаваемым. За этим не скрываются наивные, детские представления о Боге, которые в дальнейшем следовало бы отвергнуть. Скорее, это представления, которые должны его приблизить.

Ложные представления о Боге

Человек не может сам по себе узнать, каким Бог является в действительности. Поэтому существует множество неверных представлений о Боге, которые Его искажают. Возможно, некоторые верующие сами являются причиной возникновения таких представлений, с которыми ни один мыслящий человек не может согласиться. Таким образом, многие люди отвергают не Бога, а карикатуру на Него. Эта карикатура их отталкивает. Но Бог не зависит от тех представлений, которые мы себе о Нем создаем. Если коренного жителя джунглей посетят сомнения по поводу деревянных идолов, и, в конце концов, он перестанет верить вообще, то это еще не означает того, что Бога нет, а только то, что Он не из дерева.

Никакое слово не используется так легкомысленно, как имя "Бог". Что только этим именем не обозначалось и что только не совершалось "во имя Божие". "Уповаем на Бога" написано на долларе. И на ремнях немецких солдат была надпись: "С нами Бог".

Мартин Бубер: "Бог это наиболее злоупотребляемое слово из всех человеческих слов. Ни одно слово не было так сильно залито грязью, так унижено... Люди для него убивали и за него умирали... Создадут мерзкие карикатуры и напишут под ними "Бог", убивают друг друга и говорят: "Во имя Божие..." (Автобиографические документы). Существуют люди, которые, кажется, так хорошо разбираются в Боге, будто бы у них "прямая связь с небесами". В сущности же все-таки "никто Бога не видел" (Ин 1,18).

Существует представление о милом старце с бородой, о Боге, который сидит на троне где-то над облаками "в небе". Это соответствует античному образу мира, на основе которого было создано библейское описание. И поныне используется слово "небо" для небосвода, а в переносном смысле для чего-то божественного. Однако, в отличие от нас, Бог не связан с пространством и временем. Божий трон не стоит нигде, и уж никак не на другом конце Млечного пути. "Небо" это не место жительства, а состояние.

Кто-то думает, что Бог никогда не осмелится сказать нет, Бога представляют как партнера по договору, с которым можно устраивать торговые сделки. Они полагают, что Бог существует только для того, чтобы выслушивать их молитвы. За молитвами автоматически должно следовать их исполнение. Они сделали себе из Бога наемного рабочего. Неизбежно последует разочарование и вывод: теперь мы больше не можем верить в Бога.

Для других Бог это небесный "полицейский", который должен заботиться о том, чтобы в мире был порядок. Когда они были детьми и озорничали, или когда гремел гром, их пугали: "Бог сердится". И позже, будучи взрослыми, они предъявляют ему претензии, что вопреки Его бдению в этом мире беспорядок и несправедливость. На всю жизнь в них остался страх перед Богом, который с поразительной точностью учитывает каждую нашу осечку, чтобы нас испытать и в конце нашей жизни предъявить нам счет. Сколь мал и мелочен этот Бог!

Многие отстаивают мнение, что Бог обязан вмешиваться в движение нашего мира, чтобы постоянно его корректировать, в крайнем случае, сделав какоенибудь чудо. Они забывают, что Бог вверил Свое дело сотворения человеку. Для мира существует определенная заданность и закономерность, которую никакой "чудодейственный Бог" так легко не нарушит, лишь бы только выполнить желания людей. Сегодня мы знаем, что Бог это не тот, кто собирает грозовые облака и мечет молнии в человека все это природные явления. Мы не смеем устраивать из Бога "затыкателя дыр", который должен служить объяснением там, где человек в своем мышлении наткнется на какую-то, чаще всего временную, границу. Примитивный человек почитал как божества отдельные природные силы: солнце, плодородие. В наше время человек укрощает эти силы и управляет ими по собственной воле. Потому он думает, что теперь можно спокойно не верить в Бога. На самом деле, ему бы следовало представить Бога гораздо более сильным. Нам надо искать Бога не в природных силах, но за ними как их конечную причину.

Но Бог не является и таким уж далеким тем, кто благородно удалился от мира. Он вовсе не тот автор, который единым актом сотворения привел в движение механизм природы и затем предоставил мир и человечество самим себе.

Девушка потеряла в результате несчастного случая любимого человека. Она спросила у своего дяди, заботит ли Бога ее любовь. Дядя сказал, что у Бога другие заботы. На это девушка ответила: "Раз Бог не интересуется мной, то и я Им не интересуюсь..." [Бергман. Летние игры].

Этот взгляд неверен. Бог есть внутри каждого человека, Он встречается с нами в любом событии. Бог самая глубокая причина всех человеческих вопросов и через веру Он открывается нам как "наш Отец".

В заключение мы можем сказать: чем уже представление человека о себе, тем уже то представление, которое ему удается создать о Боге. Поэтому не стоит удивляться, что в результате прогресса естественных наук и общественного развития столь узкое представление о Боге станет сомнительным. Несмотря на это, подобные потрясения полезны, так как заставляют нас исследовать и расширять собственные представления о Боге. Для современного, определившегося в мире человека, Бог не становится лишним, наоборот, Он возрастает в сознании людей.

Христиан второго столетия подозревали в "атеизме", как пишет об этом христианский писатель того времени, давая на это ответ: "Мы признаемся в том, что мы атеисты, поскольку не верим ни в одного из представленных богов" [Justinian. Apologia prima 6,1 MP G VI].

Для нас это является интересным доказательством того, что уже тогда, как видно, вера христиан отличалась от обычных представлений о Боге. Поэтому христиане попали под подозрение, что полностью Его отвергают. Действительно, христианская миссия лишила трона все природные силы, почитаемые "божественными".

Новый взгляд на человека

Мы можем сказать: наше представление о Боге влияет на наше мнение о нас самих. В начале рассуждений мы исходили от человека и задали вопрос, касающийся Бога. Теперь мы можем исходить от Бога и снова более основательно спросить о человеке. Наш опыт познания Бога поможет нам глубже понять многие вещи в нашей жизни.

Когда инженер делает новую машину, неспециалисту не удастся по разбросанным отдельным деталям создать представление о том, что же в результате получится. Однако, заглянув в план, увидев в чертежах целое как цель, он поймет значение отдельных частей.

Таким образом, если мы признаем Бога целью нашей жизни, ее тайной основой, то каждая жизненная подробность приобретет глубочайший смысл. Мы узнаем, для чего живем, узнаем о том, кто мы. С верой в Бога изменится земное существование человека. Все приобретет новое значение. Что-то конечное для верующего уже не сможет быть "бесконечно важным". С точки зрения веры в Бога найдут объяснение многие жизненные загадки разве это не является очередным подтверждением? Конечно, и для верующего человека многие вещи остаются неясными, но он одарен совершенно новой силой для преодоления тех трудностей, которые приносит жизнь. Из этой веры он черпает позитивное отношение ко всему, что от него требует повседневность.

Глава 2. ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА, РЕЛИГИИ, АТЕИЗМ

С незапамятных времен люди имели более или менее ясное представление о Боге. Вследствие чего были религиозны, то есть стремились почитать Бога и строить свою жизнь соответственно тому, что познавалось ими как Божья воля. Из сказанного Богу "Да" возникает религия.

Мы, однако, видели, что это "Да" человеку не навязывается. Существует много фактов, впечатлений и рассуждений, которые говорят скорее об отсутствии Бога в мире, чем о Его присутствии. Поэтому на главный вопрос человечества возможен целиком негативный ответ, то есть отрицание Бога. Там, где человек не считается с Богом, мы говорим об а-теизме, то есть, о без-божии.

В этой главе речь пойдет и о той и о другой возможностях. Религия и атеизм, вера и неверие сегодня повсюду живут бок о бок.

Начнем с атеизма.

Осторожность в оценке...

Вы наверняка запомнили цитату раннехристианского писателя о том, что христиане во II веке были названы "атеистами", потому что их взгляды не соответствовали обычным представлениям о богах. Это должно побудить нас к осторожности. Нельзя во всех случаях однозначно отличить веру от неверия. Многие из тех, кто считают себя атеистами, все-таки верят, что за нашей жизнью скрывается какая-то иная реальность, хотя и называют ее иным именем. Другие больше ищут: "Я был бы рад верить в Бога, но не могу однако мое неверие это не твердая убежденность, а недостаток убежденности". Такого человека невозможно назвать "безбожником", скорее, это человек сомневающийся или ищущий. Пожалуй, Бог ему внутренне ближе, чем многим другим, которые принадлежат к какой-либо церкви согласно свидетельству о крещении.

Бог не обитает...

Кроме того,  без сомнения существует очень много практических атеистов. У них  нет каких-либо  убеждений,  так как   этими вопросами  они вообще не интересуются.  Многие из них на вопрос,   существует ли Бог, сразу бы отве- тили:  "Да, конечно".  По всей вероятности,  они принадлежат  к какой-либо христианской церкви,  но Бог  практически не обитает  в их жизни и,  таким образом,  они не принимают  во внимание   Его существование.  Но так как их считают верующими, из-за них вера искажается.   Теперь мы оставим обе выше- названные группы и тех,  кто отвергает искаженные представления  о Боге (о них говорилось в предыдущей главе), и займемся атеистами, которые пришли к своим убеждениям на основе рассуждений и посчитали, что о Боге или "ничего нельзя знать" (агностицизм),  или что Бог "не может существовать"  (собст- венно атеизм). Зачастую ими бывают весьма достойные, с точки зрения духов- ности и этики, люди,  которые придерживаются подобного мнения  и с ним жи- вут,  поэтому мы должны уважать их взгляды.   II Ватиканский Собор подчерк- нул,  что Церковь и с ними  хочет вступить в диалог.  Тем более нас должны интересовать основания, по которым эти люди отвергают Бога.

Мы ничего не можем знать...

Агностицизм означает, что Бога следует отвергать на том основании, что Его невозможно познать со всей определенностью. По большей части агностицизм ссылается на "науку", подразумевая под этим, прежде всего, естественные науки.

Поскольку Бога нельзя доказать экспериментальными методами, Он не существует. Мы спрашиваем: а научно ли это? Естественнонаучного доказательства о существовании Бога нет. Но точно так же нам неизвестно научное доказательство того, что Бог не может существовать. Однако, как нам уже стало известно, существуют пути подлинного познания, которые могут привести к Богу.

АТЕИЗМ САМ ПО СЕБЕ

Ныне он так распространен, как никогда прежде в нашей истории. Так называемые язычники дохристианской эпохи и вне современного христианства были и остаются по-своему религиозными людьми, а вовсе не атеистами. То, что атеизм достиг мировых масштабов, представляет собой совершенно новое явление в истории человечества. Однако, он неоднороден и принимает самые разные формы.

Атеизм во имя разума

Многие полагают, что благодаря величайшему прогрессу человеческих знаний Бог становится лишним. Современное состояние науки дает им основания полагать, что для объяснения мира, природы и жизни они в Нем не нуждаются. И поэтому считают, что во имя науки, прогресса и техники уже нельзя признавать существование какого-то "Высшего Существа". Такой подход казался современным на рубеже XX века, когда началось стремительное развитие человеческого духа. За последние 100 лет человечеству удались бесчисленные изобретения и открытия. И чем далее мыслящий дух проникает в тайны природы, тем чаще он начинает догадываться о том, что утомительный поиск законов природы и рассуждения об этих законах (на что человечеству понадобились тысячелетия), ушли далеко в сторону от установления и устройства этих законов.

Атеизм из любви к миру

У истоков этого мировоззрения опять-таки стоит прогресс, предоставивший силы природы и вселенной в распоряжение человека. Нет ничего удивительного в том, что человек, очарованный ныне своими способностями и своим миром, желает превратить его в рай. Для Бога здесь остается мало места. К тому же многие опасаются, что Бог и то, что с ним связано, отстраняет человека от его задач в этом мире. Таким образом, религия для них это что-то вроде бегства от мира, отвержение мира. Нужно допустить, что неверно понятая вера, неверно понятое христианство, непринятое миром и от мира отстранившееся, всегда только укрепляли этот атеизм. Верующие лишь способствуют этому недоразумению, когда полагают, что им удастся приблизиться к Богу, если они не будут иметь ничего общего с "испорченным" миром и затворятся перед любым прогрессом, забросив при этом свои служебные и гражданские обязанности и необходимость оказывать помощь нуждающимся ближним. Созидательная деятельность человека и его стремление улучшить условия жизни соответствуют Божиему замыслу. На первых страницах Библии повелевается; "наполняйте землю и обладайте ею" (Быт 1,28). Божий замысел осуществляется не вне земли, а на земле.

Атеизм из любви к человеку

Когда человек встречается с Богом, то для него становится очевидным, что Бог заявляет на него свои права. Однако этому противится его гордость и стремление к независимости. "Если Бог существует, то человек ничто", полагает Сартр. Для этих людей религия означает поражение, покорение, несвободу человека. "Бог это стена, заслоняющая нам человека". Он "отчуждает" человека от него самого и его ближнего, потому что хочет, чтобы только Он один обладал человеком. Или Он или мы одно из двух. Служение Богу должно быть заменено служением человеку. Лишь когда мы перестанем интересоваться Богом, мы будем способны защищать интересы людей. Бога можно искать только в человеке и в человеческом. Достаточно просто быть порядочным человеком. Примерно так звучат аргументы.

В дальнейшем тексте мы увидим, что чересчур простые представления о Боге действительно поработили и продолжают порабощать человека. Но разве это имеет отношение к христианской вере, которая проповедует Бога, ставшего Человеком ради человека? Позднее мы ответим на этот вопрос. Теперь хотя бы вот что: Христос сам дал нам ясный ответ на вопрос о том, что для человека является главным: "Возлюби Господа Бога твоего...". Это первая и самая важная заповедь. Точно так же важна вторая: "возлюби ближнего своего как самого себя" (Мф 22,34 и далее). Именно в христианской вере в Бога заложено служение человеку, и Священное Писание может сказать: "Не любящий брата не познал Бога" (ср. 1 Ин 8,4 и далее).

Сегодня более всего возражают против Бога исходя из проблемы страдания, то есть, опять-таки из любви к человеку. Ход человеческой истории с ее кровью, слезами, бессмысленностью и несправедливостью выглядит постоянным протестом против Бога: "Как Бог может все это допустить? Все происходит так, как если бы Его не было. Бог или мертв, или молчит. Если бы Он был здесь, то тогда мог, должен был бы все это изменить, как-никак Он всемогущий. Раз Он все это допускает, то в этих несчастьях есть и Его вина. Если Он такой бездеятельный в этом мире, то мы, люди, должны сами приняться за работу и улучшить этот мир без Него".

В театральной постановке "Знамение Ионы" люди ищут виновника бедствий последней войны и в конце концов приходят к заключению: Виноват Бог. Необходимо признать Его виновным. Он осужден на то, чтобы пришел в этот мир и Сам выстрадал человеческую смерть. Именно такое возражение против Бога мы должны воспринимать очень серьезно. Поэтому позже мы вернемся к проблеме страдания и рассмотрим ее более подробно.

Кое-что от этих форм атеизма есть в каждом из нас. Подобные вопросы и трудности терзают и верующего человека, если он не смотрит на мир через розовые очки. Но для верующего сомнение и неверие имеют смысл: атеизм вынуждает отбросить его зачастую обманчивое спокойствие и самоуспокоение. То есть неверие заставляет верующего заново задуматься над своими представлениями о Боге, соединив их с требованиями своего времени. Лишь тогда наша вера является сильной и зрелой, когда определяет свое отношение к неверию. Большинство людей преодолевают в какой-то момент своей жизни период неверия, и позднее это может оказаться полезным для укрепления веры. Не будем настаивать на точке зрения, что надо быть атеистом для того, чтобы служить людям и жить в согласии с прогрессом, миром и техникой.

РЕЛИГИЯ

Если мы более подробно рассмотрим такой оборот человеческой речи как "Человек должен иметь религию", то обнаружим, что с понятием религии связываются самые разнообразные представления. Для одних религия это проявление возвышенных чувств, которые выходят на поверхность в торжественные минуты. Для других религия означает совокупность запретов и обязательств. Для многих она содержится в признании учения, для кого-то в ласковом отношении к ближнему, в том, чтобы никому не причинить зла. Но все это в сущности не является религией в собственном смысле слова. В религии речь идет, прежде всего, не о человеке, а о Боге. Религия это осознанное и свободное решение человека быть на стороне Бога.

Религии существовали с незапамятных времен. Уже древнеримский мыслитель Цицерон утверждал, что нет народа без религии. Это утверждение верно и поныне.

Было такое время, когда некоторые люди предполагали, что на отдаленных островах живут люди, не верящие в Бога. Позднее обнаружилось, что религия этих коренных жителей хотя и была скрытой и тайной, но все-таки существовала. И если какой-нибудь европеец каким-то образом приобретал их доверие, ему предоставлялась возможность заглянуть в их самые интимные и священные представления о Боге, в их обряды поклонения Ему.

Как можно объяснить это повсеместное распространение религии? Очевидно, прообраз Бога берет начало в человеческом естестве. Человек догадывается, что он исходит от Бога, к Богу же и вернется. Древнее изречение Августина остается в силе: "Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе, о Боже". Как планеты вращаются вокруг солнца, так кружит наш разум около своего центра, около Бога. Отстраните этот центр, и все распадется, оставив много загадочного и неясного.

Разнообразие религий

Насколько едино человеческое сознание в том, что Бог существует, настолько различны существующие представления о Боге и формы его почитания. Они различаются так, как различаются люди с их способностями, уровнем образования, своеобразием, обусловленным историей и культурной средой. Ибо даже всем своим разумом человек не сможет приобрести отчетливое представление о Боге. Наконец, всех его представлений будет недостаточно для полноты Божьего бытия. Так можно объяснить разнообразие религий.

Пускай сколько угодно расходятся их проявления, всем им присуще общее сознание принадлежности к Богу и добросовестное стремление почитать Бога и проживать свою жизнь на основе своих убеждений. Поэтому нужно уважать все религии. II Ватиканский Собор подчеркнул, что Церковь не отрицает в этих религиях "ничего из того, что является священным и истинным".

Веротерпимость

Религиозная свобода, таким образом, принадлежит к основным правам каждого человека. Каждый должен иметь возможность исповедовать свою религию в том числе публично и в коллективе так как ему подсказывает совесть. Поэтому нельзя никому препятствовать жить по собственным религиозным убеждениям. И наоборот, нельзя никого заставлять проявлять определенную религиозность. Эта свобода основывается на человеческом достоинстве, к уважению которого мы пришли лишь в ходе длительного развития. Невозможно отрицать, что в прошлом Церковью этот принцип был попран. II Ватиканский Собор выразил сожаление по этому поводу, ибо таким образом были искажены принципы Евангелия.

Однако, религиозная свобода не означает, что человек по собственному усмотрению может решать, исповедывать ли ему религию или нет. Человек является творением, и потому имеет определенное отношение к Богу, из которого, подобно отношению к родителям, следуют уважение, любовь и послушание как естественные обязанности. Когда кто-то узнает в Боге своего Господа и Создателя, то выразит это в своей жизни, и таким образом, будет Богу служить (в связи с этим мы и говорим о "богослужении"). Но именно здесь мы сталкиваемся с возражениями многих людей. По их мнению, религия существует только для "религиозных нужд", или же как моральная опора, для утешения и возвышения человека. Кто так размышляет, идет на богослужение лишь тогда, когда что-то его "подталкивает", или если нужда заставит его молиться. В другое время он вновь заявляет: "богослужение мне не нравится, молитва мне ничего не дает". В этом случае свое отношение к религии люди ставят в зависимость от настроения или прихоти. Мы обнаруживаем, что все поставлено с ног на голову, и человек занимает место, принадлежащее Богу. Однако это явно противоречит религии. В религии прежде всего говорится о Боге, разумеется, тем самым и человек познает всю полноту своей жизни.

Все ли религии одинаково хороши?

Сотни названий богов, культов, храмов, тысячи ответов и представлений такими нам являются религии. Уже на первый взгляд становится очевидным, что все эти многочисленные религии в своих изречениях противоречат друг другу. Какая все-таки является правильной? "Каждый утверждает, что он прав, так кому же все-таки верить?", этот вопрос мы слышим часто. Чему в таком случае удивляться, если многие прекращают поиски, придя к заключению: "Пускай каждый блаженствует по-своему", ибо "у всех как-никак один Господь Бог". Или: "Неважно, кто во что верит, главное, у него есть вера". Именно такое отношение характерно в наше время для многих людей, впрочем, его можно обнаружить и во всех древних языческих религиях, в подобной форме оно есть и в буддизме.

Сформулируем эту проблему во всей многогранности: не является ли христианство лишь одной из форм почитания Бога, религией среди многих других, или оно занимает какое-то особое положение? Не является ли и христианская религия лишь одним (хотя и на более высоком уровне) из олицетворений человеческого стремления установить связь с Богом?

Раз уж приходится об этом говорить, нам следует исключить какую бы то ни было надменность в отношении к другим убеждениям. Необходимо соотносить любое человеческое стремление почитать Бога с уровнем собственных знаний. Уже потому, что каждый из этих людей стремится служить Богу всеми своими силами. Религиозное усердие у нехристианина субъективно может быть более интенсивным. Все это нужно иметь в виду.

Но у нас говорится о религии в объективном смысле, то есть о ее содержании, касающемся Бога и человека. И здесь следует сказать: несомненно, в каждой религии есть элементы истины. Но уже в результате простого рассуждения становится очевидным, что все высказывания, принадлежащие различным религиям, одновременно не могут быть истинными. Или Бог только один, или богов много. Или Бог всемогущ, или же подвластен темной силе судьбы. Или Бог является Существом, которое управляет миром через разум, или же это безличная сила, которая всем владеет и которая тождественна миру. И то и другое одновременно никак не может быть истиной. Поэтому не все, являющееся религиозным, является также хорошим и правильным. Есть в этом, как нас учит история, еще ошибки и ереси задумаемся хотя бы о людях, принесенных в жертву, и о священных коровах...

Обожествление природы

Как и во всех сферах жизни, в истории религий явно прослеживается постепенное продвижение ко все более чистому, духовному пониманию Бога. Поэтому не следует удивляться, что, например, древние религии и современные религии примитивных народов часто содержат лишь весьма несовершенные представления о Боге. Силы природы зачастую просто отождествляются с Богом. Можно понять, что люди, которые чувствуют свою зависимость от этих сил, впадают в соблазн почитать солнце, молнию, огонь, море, созвездия как богов и стремятся своими жертвами снискать их расположение.

Бог только сверхчеловек?

Религии на более высоком уровне обожествляли сам опыт человеческой истории: жизнь и смерть, любовь и ненависть... Бога формировали по подобию человека. Эти боги по сути являются людьми, спроецированными на небо, им присущи все человеческие слабости и несовершенства. Однако, там, где представление о Боге сформировано по человеческим меркам, и представление о человеке останется несовершенным. Человек в этом случае должен выглядеть более убогим, чем он есть на самом деле. Таким образом, эти религии имеют общее ядро все они порабощают человека, превращают его в "ничто", преданное своеволию богов. Отношение человека к богам в них основано исключительно на одном страхе.

Наверняка и в этих религиях содержатся глубокие истины, которые на определенном этапе культурного развития имели важное значение. Нет сомнений, что среди людей, исповедовавших эти религии, часто царила искренняя набожность. Несмотря на это, их основные представления о Боге являются раздробленными и ошибочными.

В результате таких представлений некоторые люди считают, что религия существует для слабых и закрепощает человека. Это на самом деле имеет отношение к религиям вышеописанного типа. Такие представления о Боге и человеке не можем принять и мы.

Как мы позднее увидим, христианство приносит абсолютно новую весть о Боге, причем в значительно отличающейся форме: "Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал 5,1). Но мы должны признать, что сами христиане сравнительно часто искажали эту Божью весть. Если они в своей вере стоят перед Богом в рабском страхе, если вера для них лишь совокупность заповедей и запретов, то в этом случае они вообще не поняли, что такое христианство. Нельзя отрицать, что многие христиане именно таким образом разъясняют свою веру, тем самым давая повод к тому, что христианство рассматривается в одной плоскости с другими религиями и вместе с ними отвергается.

ТРЕБОВАНИЯ ХРИСТИАНСТВА

Хотя мы отвергаем приведенные нами представления о Боге, все же мы не вправе превозноситься и осуждать тех, кто эти представления принял. В определенном смысле все они имеют свое предназначение, ведь никто не может знать, каков Бог в действительности. Однако, теперь мы скажем главное: все это действительно, покуда человек находится в рамках своих рассуждений, до тех пор, пока Бог сам не откроет что-то о Себе. В момент, когда говорит Бог, человек может только слушать, тут прекращается любое, в том числе самое добросовестное, стремление приблизиться к Богу собственными рассуждениями!

Отличие христианской веры заключено в том, что Бога не находят снизу, человеческими поисками, Бог Сам идет навстречу человеку сверху. В этом ее действительность и обязательность. Исключительность христианства не в необычном содержании учения и требований веры, а в том, что Бог стал во Христе одним из нас. Путь, который ведет к Богу, может сделать доступным только сам Бог.

Таким образом, все повернулось на сто восемьдесят градусов. В религиях человек отправляется искать Бога, чтобы затем по-своему его почитать. В Откровении Бог идет за человеком, идет ему навстречу, и сообщает, какой Он есть и какими Он видит нас. Человек на это отвечает преданностью своей веры. Следовательно, христианская вера вообще не является одной религией среди многих других. Это особая встреча со Христом, в которой Сам Бог хотел быть рядом с нами.

Откровение

В Откровении мы имеем возможность правдиво и по-настоящему познать Бога. Бог Сам говорил и вмешивался в наш мир и нашу историю. Он предоставил нам возможность Его познать. Уже в дохристианскую эпоху он заявил о Себе через просвещенных им пророков. Потому евреи не могли уже принять какие-то другие убеждения. Это Откровение Ветхого Завета воспринял Христос, в Нем оно и завершилось. Бог во Христе высказывает Сам Себя, и потому называется Словом (Ин 1,1). Здесь предел любой человеческой мудрости о Боге, ибо Бог высказался Сам.

Это не означает, что теперь христианство обладает абсолютной истиной. Истина никогда не будет тем, чем мы можем владеть как драгоценным камнем, приобретя его раз и навсегда. Для человека она всегда несовершенна, требует дополнений и дальнейших поисков. И после Откровения мы не можем познать Бога полностью, однако, нам становятся известны высказывания о Нем, за которые он Сам ручается. Во Христе и Его благовестии, содержащемся в Новом Завете, Откровение достигло своей полноты.

Кто-то может возразить, что и другие великие религии ссылаются на откровение. Это верно, и мы не сомневаемся, что и помимо христианства могут встречаться элементы откровения. Об Откровении в Ветхом Завете мы уже говорили. Учение ислама во многом строится на ветхозаветном и христианском Откровении. Поэтому после иудаизма из всех нехристианских религий к христианству ближе всего ислам. Но Христос не только пророк, каким признает его ислам, Он приходит от Бога: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18). Он не просто посредник в передаче религиозных истин (ислам), Он Сам Откровение Бога. Не только в том, что говорит и делает, но и в том, чем является. "Кто меня видит, Отца видит", говорит Он Сам о Себе (ср. Ин 12,45; 14,9); таким образом Он стоит на одном уровне с Богом.

В этой главе не говорится о том, действительно ли в Иисусе открылся Бог, об этом речь пойдет позже. Достаточно предварительно принять возможность того, что Бог заговорил с людьми. Эту вероятность нельзя отрицать, если не принимать Бога за безличную роковую силу. Просто утверждать, что Бог "не мог бы сделать ничего подобного", означало бы сотворить образ Бога по собственному усмотрению и отказать Ему даже в тех возможностях, которыми и мы, люди, обладаем, например, в способности к самосознанию и самовыражению.

Никто не обязан принять те требования, о которых мы здесь говорим. Каждый имеет право спрашивать об их причинах (об этом в следующей главе), но следовало бы серьезно задуматься над самими требованиями. Однако тому, кто придерживается Божьего Откровения и в нем убежден, нужно знать, что если он хочет поступать по совести, то должен следовать этим требованиям.

"Слышать" глас Божий

Если кто-то ожидает серьезного разговора, то сделает все, только бы не опоздать на встречу. Когда бесконечный Бог призовет Свое творение, оно не может быть равнодушным к тому, что с ним говорит Сам Бог и к тому, о чем Он говорит. Уже сама возможность, что Бог может нам что-то сообщить, должна побудить нас отыскивать следы Его проявления.

Человек преобразится, как только Бог на самом деле заговорит. Это его касается, он должен прислушаться и принять ту или иную точку зрения. Он может закрыть или открыть свои уши и глаза перед Богом. Однако Божие послание никогда не было необязывающим, поэтому человек не может отвечать или не отвечать по своему усмотрению. При этом он становится или верующим, или виновным (конечно, в том случае, если ему действительно было что-то известно о сути Божиего Откровения). Поскольку Бог сообщает человеку только важные вещи, человек получает или теряет шанс узнать нечто важное о себе и своем мире. Если "непосвященные" думают, что без веры будет легче жить, то каждый верующий может им прямо засвидетельствовать, что вера приносит ему подлинную радость и обогащает его жизнь.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова