«Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота,
или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч». (Рим. 8.35)
История – наука упрямая. Как говорят в русском народе: «из
песни слова не выкинешь», так и в истории – факты и цифры говорят сами за себя.
Обратимся к источникам, чтобы обозначить эпоху и происходящие события: «От 100
тысяч дореволюционных священников к 1919 году оставалось 40 тысяч… За период с
1917-го по 1940-ой год 205 (Двести пять!!!) русских архиереев «пропали без вести»,
из них 59 архиереев исчезли в одном 1937 году»,
- такова была ситуация в церкви. О том, что собой представляла Святая Матушка
Русь, под Ленинским и Сталинским террором, говорит следующая цитата: «В 1929-1936гг.
уничтожено 16 миллионов сельского населения… В 1937-1938гг. в период «чисток»
– 1 миллион 400 тысяч…».
В вопроснике, использовавшемся при переписи населения в 1937
году, имелась графа определявшая отношение человека к религии. Результаты переписи
показали, что 2/3 сельского населения и 1/3 городского считают себя верующими.
Реакция властей на такой неприятный и неожидаемый результат, когда большинство
населения, не смотря на годы террора, - продолжает верить в Бога, не замедлила
сказаться. Новая волна репрессий, - закрыто около 8 тысяч церквей.
Масштабы гонений таковы: «К 1939 году по всей России осталось
лишь около 100 соборных и приходских храмов».
«Подавляющее большинство из тех священнослужителей, которые остались в живых,
находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. Церковная организация была разгромлена».
Современный исследователь пишет, о том, что в результате того шквала гонений,
который обрушился на религию в СССР, «после 1937 года Русская Православная Церковь
как организация фактически не существовала».
По опубликованным в зарубежной печати данным «к 1937 году…
на свободе не оставалось ни одного епископа не сергиевской ориентации,.. к 1939
году на территории СССР на свободе вообще – оставалось всего 4 епископа Московской
Патриархии».
«Дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать
за Него»
Флп. 1. 29.
В сложившейся обстановке Церковь Христова, как тайна нашего
спасения и Богом учрежденный организм не прекращала Своего дыхания Жизни. Появились
новые формы, продиктованные действительностью. «Жизнь Церкви уходила в подполье,
- по словам свидетеля тех лет, - не сама Церковь, но жизнь, деятельность ее».
Чтобы делать выводы, необходимо исследовать факты. В отношении
же «катакомбной церкви» мы располагаем очень малым материалом. Крайне скудна материальная
база для изучения этого вопроса, документы не сохранились, участники, и свидетели
тех событий не дожили до наших дней. Таким образом, о факте возникновения
т.н. «тайной» или «катакомбной» церкви в исторической науке сложилось следующее
представление. Исследователи считают, что это был своеобразный «протест против
союза Церкви с атеистическим коммунизмом», что выражалось в принятии «Декларации»
митрополита Сергия. Из числа несогласных с официальной церковной политикой православных
людей выделились «отдельные объединения или диаспора духовенства и верующих… Чаще
всего, - пишет зарубежный автор, - это были небольшие группы… и даже отдельные
лица, духовно связанные с единомышленным епископатом, независимо от того был ли
он еще на свободе или в заключении».
В то время, когда в стране уничтожались сотни тысяч верующих. «...Было ясно, что
русского народа не оторвать от Церкви Христовой. Что Пасха навсегда останется
главным праздником. Красные яйца, куличи и пасхи будут украшать все пасхальные
столы и, даже все государственные пекарни будут продавать куличи под названием
сдобного хлеба». Видя все это, Сталин пошел на сотрудничество с иерархией. «Молчаливым
ответом на это верующих в России было то, что они стали молиться по домам... создавалась
домовая церковь с иконостасом, иконами и, даже делали свой ладан из сосновой смолы
и капель розового масла». Описание одного из богослужений: «...идут крестные ходы,
в квартирных домах, в коридорах, со свечами в руках, люди тихо идут гуськом и
шепотом поют «Христос Воскресе».
Есть и другое мнение, основываясь на которое историки полагают,
- что многие верующие, не порывая своего молитвенного общения с официальными церковными
структурами, вынуждены были оказаться на нелегальном положении в силу того, что
«открытое совершение религиозных обрядов стало невозможным». Объясняя значение
словосочетания «катакомбная церковь», историк пишет: «В действительности этот
термин охватывает всякую неофициальную, и поэтому не контролируемую государством
церковную деятельность».
О зарождении в Советском Союзе «тайной церкви», писал очевидец: «Люди косные думают,
что под последней надо понимать стройную организацию и, поскольку в советский
условиях трудно себе представить существование такого стройно организованного
религиозного тела, они выражают сомнение в существовании Тайной Церкви… На самом
деле «Тайная Церковь это есть наименование очень большого, сложного, но внутренне
объединенного, а иногда, хотя очень редко, и организованного, религиозного явления
и борьбы русского народа за свою веру, за жизнь духовную, за правду. Внутренняя,
принципиальная объединенность этого религиозного движения характеризуется отвержением
всякого компромисса с гонителями Церкви, богоборцами-коммунистами, и, следовательно,
опровержением того пути митрополита Сергия, патриарха Алексия, «советской церкви»
и т. д…».
«Катакомбная церковь» не была стройным однородным организмом, это были, скорее
всего, небольшие локальные группы, можно сказать островки, закрытые для окружающего
безбожного мира, но подчас, так же отгороженные и изолированные друг от друга.
В самиздатовском источнике говорится, что «история «катакомбной церкви» занимает
период всего в 17-18 лет, с 1927 по 1945 гг.».
«Хвалимся терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях
перенесенных вами» (II Фес. 1, 4)
О своей жизни в ту пору, о том, как вынужденно стал игумен
Павел /Мелетьев/ катакомбником, он сам расскажет позднее, одному соотечественнику,
такому же, как он сам эмигранту, скитальцу по зарубежью, по крупицам собиравшему
русскую память и историю. Обратимся к записям: «А как кончились годы ссылки, получил
я бумаги с разрешением вернуться куда хочу, кроме больших городов.
Слышал я, что епископ И., которого я хорошо знал, в одном
из городов центральной России епископствует, и поехал я к нему. Приехал я в город,
а мне говорят, что епископ недавно скончался. Пошел прописываться, но меня не
захотели прописать, пошел в близлежащую деревню, но и там не приняли, а без прописки
жить законно не возможно.
Освобожденных из лагеря, никто прописывать не хочет, боятся.
Вот и началась моя странническая жизнь, то, что катакомбной церковью называется.
Нигде больше двух-трех дней не жил, а пригревали меня добрые люди, и поили, и
кормили.
В городе после смерти епископа И. Долго священника
не было. Наконец, митрополит Сергий прислал из Москвы протоиерея, ученого и хорошего
проповедника. Через несколько месяцев его арестовали. Матушка ходила с передачами,
да случайно о том, что его убили, от кладбищенского сторожа узнала. Ноги у старика
протоиерея болели, и она ему их забинтовывала. Так сторож объявил ей, что среди
убитых был старик с забинтованными ногами».
Страна жила в атмосфере доносов и слежки, когда по ночам
приезжал «воронок» и забирал людей. В народе милицейский автомобиль, на котором
увозили арестованных, прозвали: «черный ворон». Секретные спецслужбы контролировали
все проявления человеческого общежития: трудовую деятельность, общественные инициативы,
а также частную жизнь. И, тем не менее, чувство христианского милосердия, сострадания
и взаимовыручки не были вырваны с корнем из людских сердец. Народ понимал, что
многие страдают безвинно, не осталось, наверное, ни одной российской семьи, в
которой не было бы репрессированных. Расстрелянными или заключенными в тюрьмы,
сосланными и лишенными прав были, у кого-то – отцы, мужья, матери, жены, братья
и сестры. Подчас тайком, но помогали выжить друг другу, понимая всю ответственность
происходящего. Павел Мелетьев, в этой связи, пишет: «И в самом деле, если бы ГПУ
узнало о таком милосердии, то оказавшего такое милосердие человека ожидала верная
смерть. Без продовольственной карточки, без права жительства, без денег, я обрекался
на бродяжничество, на положение беглого, переходящего с места на место, не имеющего
право жить не в одном из этих мест. Я проводил ночи в лесах и в пещерах и из этих
своих убежищ, тайно, я поддерживал связь со своей епархией, продолжал свое служение
и совершал таинства».
Один иностранец, совершивший путешествие по Советской России
записал свои впечатления о посещении московских храмов в пасхальную ночь 1937
года: «Осталось слишком мало церквей, а потребность в религии большая… В громадной
церкви тесно. Стою в стороне, прижатый к дверям. А толпа все вливается,… Многие
плачут… На паперти среди нищих вижу священников. Когда я подаю рубль, обычно слышу:
«Ваше имя, я помолюсь за Вас, спаси Вас, Господи… я не могу не поклониться и не
снять шляпы. Не таинственный ли это русский Христос стоит тут в дверях Церкви
Своей?».
Мелетьев, как живой свидетель эпохи, собственной жизнью запечатлевший
верность Христу и Его Церкви, спустя годы, находясь в безопасной обстановке, где
он мог свободно исповедовать веру, вспоминая пройденное поприще: «В 1938 году
в Москве еще было открыто 10-12 церквей из прежних «сорока-сороков»: все остальные
церкви были разрушены, разорены или превращены в склады, магазины, кинематографы
и театры. Оставляя нетронутыми эти несколько церквей, Сталин преследовал свои
скрытые политические цели: главным образом, ему хотелось создать впечатление у
иностранцев, будто он терпимо относится к религии… ».
Описание характерное для тех дней сталинской борьбы с церковью,
можно добавить к настоящему материалу, посвященному епископу Павлу, как иллюстрацию,
позволяющую почувствовать атмосферу эпохи. Итак, участник тайных церковных собраний
вспоминал: «Двор не был освящен, окна наши часто плотно завешивались одеялами,
так что квартира снаружи казалась нежилой. А у нас собирались «кружковцы», «маросейские»,
прибывшие из ссылок монахини, тайные священнослужители. Большинство людей в те
годы жили в коммунальных квартирах, даже ютились по баракам». Или в другом месте: «Однако и теперь,
как в последние годы, собираются верующие, где в каком-нибудь товарном складе,
где в гараже или пошивочной мастерской... Наденет механик или шофер, отбывающий
ссылку, епитрахиль, а в редких случаях омофор, и хор запоет заутреню. В хоре участвуют
все: инженер и землекоп, арматурщик и машинистка, фельдшер и уборщица, повар заводской
столовой и балерина местного театра. Число участников незначительно, но это наша
«соль земли».
Или еще один материал, написанный свидетельницей происходящего,
бывшей маленькой девочкой, жившей в предвоенной Москве: «В те годы родителям приходилось
тщательно скрывать свои убеждения. Иконы стояли в книжном шкафу или за занавеской.
Родители опасались ходить даже в дальние храмы. Закрылось несколько церквей, куда
мы раньше ходили, были арестованы священники, посещавшие наш дом. Оставшиеся священники
скрывались и тайно совершали требы по квартирам своих духовных детей.
Папа и мама ездили куда-то, не говоря о том даже нам, а иной
раз и в нашу квартиру собирались для богослужения какие-то незнакомые люди. Это
было торжественно и таинственно. Накануне убирались, обсуждали обед, готовили.
Нас предупреждали, просили быть серьезными и никому ничего не рассказывать. Школу
мы в тот день пропускали.
Батюшка располагался в кабинете папы. Еще до рассвета к нему
спешили на исповедь его осиротевшие духовные дети. В темном узком коридоре у двери
кабинета толпились плачущие старушки, а мама с предосторожностью отпирала сама
дверь, впуская только тех, кого ждали. Утром служили литургию, во время которой
пели, как комарики жужжат. Говорили друг с другом только шепотом, многозначительно
переглядывались, всхлипывали и глубоко вздыхали… Со времени начала войны эти тайные
богослужения у нас прекратились… многие из наших друзей эвакуировались, некоторых
мужчин призвали в армию».
Владыка Павел был далек от политических перекосов, от группировок,
на которые делилась вынужденная церковная оппозиция, он был в первую и в последнюю
очередь пастырь. Служение людям в несении Божьего Слова, в совершении спасительных
Таинств, - в этом он весь. «Я подходил к истории многострадальной русской Церкви
с другой точки зрения, со стороны ее прямой миссии - проповеди Слова Божия», -
так характеризует епископ Павел, свою жизнь в лоне церковном. И далее, вынужденное
свое пребывание на тайной, нелегальной церковной стезе именует не иначе, как
- «Церковь катакомбную, т.е. скрывающуюся от преследований».
Еще, позволю привести здесь некоторые подробности, из того
немногого, что имеем в наличии по зарубежным и отечественным источникам о катакомбной
церкви. Так как это имеет непосредственное отношение к предмету нашего описания,
можем составить некую картину происходящего. В послевоенном Париже в русских кругах,
появлялись материалы, говорящие о личном участии и знакомстве с ситуацией, которая
наблюдалась в 1937-1941 гг. в церковной жизни. Как раз на эти годы приходится
активное служение игумена Павла в катакомбной среде. В одной статье за подписью-псевдонимом
«профессор Андреев»,
говорится: «Было чрезвычайно много катакомбных богослужений. Где только эти богослужения
не происходили? На квартирах некоторых академиков, профессоров Военно-Медицинской
академии и Петроградского Университета, в помещении Морского техникума, школе
подводного плавания, в школе водного транспорта, в помещениях больниц, в некоторых
учреждениях...
Гонения на катакомбную церковь, которую митрополит Сергий,
признав «контрреволюцией», а молящихся в ней - «политическими преступниками»,
- предал на растерзание безбожной власти, - были необычайно жестокие. Особенно
много было арестовано за время 1937-38гг. В т.н. «ежовское время». «Никакого административного
центра и управления катакомбными церквями не было. Духовными руководителями считались
митрополит Кирилл[i]
и митрополит Иосиф. Главой Церкви - признавался законный местоблюститель патриаршего
престола митрополит Петр Крутицкий, а после его смерти митрополит Иосиф (Петроградский;
сослан в концлагерь). В 1929-30гг. в Соловецком концлагере... были тайные хиротонии.
Появились тайные епископы и огромное количество тайных священников». Далее в этой
же статье приводятся воспоминания одного из участников тайного богослужения в
1937г.: «Тайком я... иду к одной своей знакомой. К ней приходит одна тайная монашенка.
Эта последняя ведет меня на тайное богослужение катакомбной церкви. Я ничего не
спрашиваю и не интересуюсь, куда мы идем. Я нарочно не хочу знать, чтобы потом,
если, сохрани Бог, буду арестован, даже под пытками не сказать, где я был.
Поздний вечер. Темно. На одном из вокзалов садимся в поезд...
Вылезаем на маленьком полустанке и идем в темноту 2-3 километра. Приходим к какой-то
деревушке. На краю первый домик. Почти ночь. Темно. Тихо. Тихий стук в дверь.
Дверь отворяется, и мы входим в избу. Проходим в чистую комнату. Окна глубоко
занавешены. В углу несколько старинных образов. Перед ними теплятся лампадочки.
Народу человек 15, больше женщины в платочках; трое мужчин средних лет, несколько
детей 12-14 лет... Начинается вечерня. И говорят и поют шепотом. У многих на глазах
слезы умиления. Молиться легко!..».
В одном зарубежном издании о рассматриваемом периоде жизни Мелетьева говорилось:
«Освобожденный в 1937 году, владыка снова принялся учить людей Христовой вере
в лесах, пещерах и других местах, где бдительное око коммунистических шпионов
не наблюдало за ним. Он путешествовал с места на место, служа литургию и совершая
таинства».
Путешествуя по городам и весям Российским, неся утешение,
и сам, нуждаясь в отдыхе, заботе и снисхождении, к лету 1941 года, игумен Павел
оказался в местности расположенной западнее Москвы. И это не случайно, т.к. именно
этот регион являлся зоной «наибольшего распространения отколовшегося от Московской
Патриархии движения «истинно-православных христиан», особенно враждебно относящихся
к советской власти».
В среде единоверного и единомышленного населения легче было укрыться и сохранить
себя катакомбному священнику.
С наступлением военного времени режим контроля, естественно,
усилился. Павел Мелетьев пишет: «Когда немцы войну начали, особенно нам трудно
пришлось. Власти следили за всеми, кто ездил, а нам все время ездить приходилось,
да и карточки на хлеб ввели, а мы их получить не могли.
Вот и приходят один раз к старушке, которая
меня пригревала, из Совета и говорят: «Какой это у тебя старичок ночует?» А она
отвечает: «Не знаю – говорит, - так попросил переночевать». – «А ты его к нам
в Совет пришли». Я и решился, чтобы старуху не подвести, заявиться. Все равно
судьбу не миновать. На все воля Божья.
Иду на утро в Совет, толпа, и очередь большая. Меня сперва
не пустили, а когда я объяснил, что меня вызывали, посадили на лавку. Подходит
моя очередь, а председатель из деревенской голытьбы, как закричит на меня: «Что
же это ты, карточки не взял, нашего народного хлеба гнушаешься!» Да как ударит
кулаком по столу. В это время треск ужасный раздался. Бомба как раз около Совета
упала. Все подхватили оружие и убежали, я один остался; подождал маленько, да
и вышел на улицу, вижу, что мои судьи через поле вдали бегут».