Священник Георгий Завершинский
ДУХ
ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ
К оглавлению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя не заметить практическое отсутствие особого внимания Православной
церкви в XX веке к такой богословски важной теме, как пневматология541.
В XIX веке было несколько сочинений, где либо рассматривались отдельные аспекты
святоотеческой пневматологии542,
либо о пневматологии писали в контексте учения о Троице543,
не обращаясь к ее истокам и терминологии. Однако в последующие годы по понятным
причинам для Русской Православной церкви и по каким-то иным причинам для Православного
богословия вне России пневматология, помимо полемического аспекта filioque,
систематически не развивалась. В то же время в Западной церкви имеются многочисленные
труды по этой теме, в основном даже не связанные с догматической полемикой вокруг
filioque, проводятся пневматологические симпозиумы и конференции. Наиболее
представительной и значимой из них была конференция в Риме в 1984 году, где принимали
участие и некоторые православные богословы544.
Вероятно, именно в настоящее время, когда в результате повышенного
богословского интереса Церкви к учению святителя Григория Паламы появились прекрасные
исследования в этой области, можно уверенно сказать, что паламитское учение об
обожении отвечает на многие вопросы христианского мира545,
оставляя далеко позади римо-католическое учение о filioque, являющееся
основой для западной пневматологии. Оставаясь в стороне от полемики, необходимо
рассмотреть положительное учение Православной церкви о Святом Духе, ставшее основой
для паламизма, и, опираясь на иоанновскую пневматологию, увидеть экзистенциальную
связь Священного Предания и Писания в этом аспекте, которая может дать нам твердую
основу для богословских исследований в области догматики и вероучения Церкви.
Поэтому дерзновенно предпринятое нами исследование истоков и терминологии
учения о Духе, а также детальное рассмотрение особенно важных аспектов иоанновской
пневматологии, ставших основой для последующего учения Церкви, может послужить
введением для будущих работ в области Православной пневматологии. Осознавая богословскую
глубину пневматологии, ее бытийный характер и духовное значение для вероучения
Православной церкви, мы видим всю узость и схематичность нашей работы, лишь контурно
очерчивающей некоторые темы для серьезных исследований. Признавая собственное
недостоинство и недостаточность адекватного духовного разумения, смиренно просим
святых молитв всех тех, кто познакомится с данной работой и / или сочтет для себя
возможным продолжить исследование пневматологии и достичь лучших результатов.
|