Священник Георгий Завершинский
ДУХ
ДЫШИТ, ГДЕ ХОЧЕТ
К оглавлению
Зритель неизреченных Откровений,
и сказатель вышних Божиих тайн,
сын Зеведеев, написав нам Христово Евангелие,
богословити Отца, и Сына, и Духа Святаго научил есть.
(Из службы св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову)
ВВЕДЕНИЕ
Переживаемое нами время на рубеже двух тысячелетий имеет особую
атмосферу ожидания грядущих событий и одновременно оценки прошедшего. Это может
быть верно выражено и осознано, если учитывать внутреннюю связь прошлого, настоящего
и будущего. В такие периоды истории особенно проявляются попытки прикоснуться
к тайне связи времен и увидеть в истинном свете свое прошлое, чтобы осознать настоящее
и постараться исправить будущее. Поэтому наше время характеризуется повышенным
интересом к проявлениям духовности и свидетельствам о благодатных действованиях
Бога в этом мире, которые беспристрастно освещают истинное положение вещей. Эти
проявления духовности должны иметь церковное признание и основываться на авторитете
личной святости. А свидетельства православных подвижников всех эпох, обладая непреходящей
ценностью, выявляют глубину и неповрежденность Предания Церкви и позволяют осознать
веру сегодняшнего поколения христиан через ее догматическое осмысление. Догматы
при этом, не являются предметом отвлеченного богословствования, но исполняются
жизни и «чистого смысла», чтобы мы «помнили слова, прежде реченные святыми пророками,
и заповедь Господа и Спасителя, преданную апостолами вашими» (2 Пет. 3:2).
Некоторые современные искания и попытки догматического синтеза,
когда отсутствует стремление разобраться в Предании и экзистенциально осмыслить
святоотеческие свидетельства, увидеть в их свете собственный опыт1
и упорядочить свои знания, часто оборачиваются неприятием традиции Церкви и склонностью
описать все по-новому, по-своему и неизбежно приводят к духовным искажениям. Для
теперешнего времени ярким поучительным примером может служить догматическое осмысление
православной веры святителем Григорием Паламой, который, по его собственному свидетельству,
не внес ничего нового, до него не открытого, в веру Отцов. И когда стала явной
опасность искажения святоотеческого Предания в вопросах об нахождении Святого
Духа и о Его дарах и в исторический момент потребовалось четко выраженное и догматически
осмысленное свидетельство миру, оно прозвучало из иноческой обители. Причем не
столь важна была внешняя сторона проблемы filioque и антилатинская направленность
полемики, сколько необходимость православного осмысления этого явления, проясняющего
все прежние недомолвки и неясности. И прозвучавший ответ, исключая всякое умствование
о предметах непостижимых, показал познаваемость в Своих действованиях Того, Кто
желает эти действования производить2.
Именно поэтому обращение к пневматологическому аспекту догматики
является сейчас важным, а для того чтобы современные свидетельства Святого Духа
и проявления Божественных действий могли быть адекватно принятыми и церковно осознанными
(«хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал
вам» - 1 Кор. 11:2), полезно рассмотреть подобные свидетельства в евангельском
контексте, начиная с ветхозаветной эпохи и продолжая веком мужей апостольских,
а также в святоотеческом контексте, последовательно восходя к учению святителя
Григория Паламы об обожении, основывающемся на догматическом различении Божественной
сущности и энергий.
Как справедливо отмечает протопресвитер Борис Бобринской, «не должно
быть обособленного богословия Святого Духа, <...> о Троице мы должны стремиться
богословствовать нераздельно»3,
что, впрочем, не препятствует нам увидеть развитие представлений о Духе, не систематизируя
их обособленно от христологии и триадологии, но пытаясь выделить общие тенденции
у авторов разных эпох. Единым критерием здесь является учение о Духе любимого
ученика Господа, апостола и евангелиста Иоанна, создавшего совершенное как по
форме, так и по содержанию духовное произведение для научения вере всех последующих
поколений христиан. Рассмотрению иоанновской пневматологии с использованием особенностей
композиции текста Евангелия посвящена большая часть нашей работы.
Настоящее исследование имеет также своей целью проследить, как в
ветхозаветную эпоху4
и эпоху раннехристианских авторов5
развивались представления о Святом Духе, обнаруживая Его персональные характеристики,
каким образом это передано в Евангелии от Иоанна и последующем богословии Церкви.
Наши рассуждения в первой части работы будем проводить, в основном опираясь на
ключевые аспекты иоанновской пневматологии и соотнося с ними учения рассматриваемых
авторов и традиций. Далее проанализируем те места оригинальных текстов творений
мужей апостольских и их переводов, где выявляются авторские представления о Духе,
и сопоставим их с тем, что было рассмотрено ранее. Во второй части рассмотрим
особенности иоанновской пневматологии с учетом современных тенденций в библеистике
и с привлечением понятий, отражающих форму и структуру Четвертого Евангелия, рассмотрим
аспекты влияния пневматологии апостола Иоанна на последующее богословие Церкви
- Восточной и Западной, а также некоторые богословские проблемы Учения о Святом
Духе в современном контексте.
|