|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
4. ТВОРЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК
Антропология
Григория представляет собой синтез библейского
учения о человеке и античной философской антропологии.1
В его учении о человеке можно выделить несколько
главных тем, основанных на библейском откровении:
сотворение человека из материального и духовного
начал, образ и подобие Божии в человеке, человек
как царь видимого мира, как храм Божий, как
посредник между материальным и духовным миром.
Среди антропологических тем, унаследованных
от античности - человек как "разумное животное"
и как "микрокосмос", тело как "темница души",
и другие.
Античное изречение
"Познай себя"2
становится отправным пунктом для антропологических
рассуждений Григория. Это изречение наводит
его на мысль, о таинственности и непостижимости
природы человека, который представляет собой
загадку для самого себя:
|
Прежде всего познай
самого себя, пойми то, что у тебя в
руках, пойми, кто ты и как создан, как
составлен, будучи одновременно и образом
Божиим и связанным с худшим, и что привело
тебя в движение, и в чем твоя мудрость,
и в чем тайна твоей природы. Познай,
как ограничен ты местом, а ум, не отделяясь,
но оставаясь на месте, все обходит;
как глаз мал, а видит на дальнем расстоянии...
Познай, как ум воспринимает образы и
что такое сохранение воспринятого -
память, и что такое возобновление утраченного
- припоминание. Познай, как слово есть
порождение ума и как оно порождает слово
в другом уме и как мысль передается
посредством слова.3
|
|
Григорий
определяет человека как "животное разумное"
(zōon logikon),4
в котором персть таинственно и неизъяснимо
связана умом, и ум с духом.5
Чаще всего Григорий говорит о человеке как
двусоставном существе, подчеркивая, что, будучи
посредником между материальным и нематериальным
мирами, человек носит в себе характерные черты
обоих: своим умом, или духом, он связан с
нематериальным, божественным и невидимым,
тело же его принадлежит к области материального,
земного и видимого.6
Интерпретируя изначальную дихотомию человеческого
естества, Григорий пользуется античной идеей
"микрокосмоса".7
Однако если античные философы говорили о человеке
как "малом мире", то для Григория именно материальный
мир является "малым" по сравнению с макрокосмосом-человеком,
поскольку человек заключает в себе обе реальности
- материальную и духовную, в то время как
мир обладает лишь одним материальным бытием:
|
...Художник-Логос
создает живое существо, единое из двух
- я имею в виду видимую и невидимую
природы; созидает, говорю, человека,
и из преждесотворенной материи взяв
тело, от Себя же вложив дыхание (жизни)
- то, что слово (Божие) называет разумной
душой и образом Божиим,-8
творит как бы некий второй мир, в малом
великий; поставляет его на земле как
другого ангела, поклонника, составленного
(из разных природ) надзирателя за видимой
тварью, посвященного в таинства (mystēn)
твари умосозерцаемой, царя над тем,
что на земле, подчиненного царству,
которое свыше, земного и небесного,
временного и бессмертного, видимого
и умосозерцаемого, посредника между
величием и смирением,9
который в одно и то же время есть дух
и плоть...10
|
|
Будучи
одновременно духовным и телесным, человек
представляет собой нечто парадоксальное, невместимое
для ума. Он есть творение "славное и бесчестное",
в котором есть закон, ум и надежда, но которое
обречено на сосуществование с неразумными
животными.11
"Что это за новое обо мне таинство?- восклицает
Григорий.- Я мал и велик, смирен и высок,
смертен и бессмертен, я земной и небесный
- первое во мне от дольнего мира, второе от
Бога; одно - от плоти, другое - от духа".12
Григорий развивает
традиционную для христианства тему образа
Божия в человеке. "Человек есть тварь и образ
великого Бога",- читаем в одном из его стихотворений.13
В другом стихотворении он говорит о человеке
как "прекрасном и нетленном образе небесного
Слова",14
подчеркивая родство между Христом, Который
Сам является "образом" Бога невидимого,15
и человеком, созданным по образу и подобию
Божию.16
К теме образа
и подобия Божиих в человеке, одной из центральных
в христианской антропологии, Отцы ранней Церкви
подходили по-разному. Образ Божий усматривали
в разумной (духовной) природе человека, в
его свободной воле, бессмертии, господственном
положении как царя видимого мира, склонности
к нравственному совершенствованию, творческой
способности.17
Наиболее распространенным, однако, был взгляд,
согласно которому образ Божий заключается
именно в человеческой душе, в частности, в
ее высшей части - уме (nous), разуме (dianoia),
или духе (pneuma). Такого взгляда придерживался
и Григорий.18
В одном из своих "Мистических песнопений"
он так говорит об образе Божием в человеке:
|
Было, когда высокий
Логос Ума, следуя великому Уму Отца,
Основал мир, который до того не существовал.
Он сказал - и совершилось все, что Он
хотел. Но когда все это -
Земля, небо и море - составило космос,
Понадобился и созерцатель Премудрости,
матери всего,
Благоговейный царь всего земного. Тогда
Логос,..
Взяв часть новосозданной земли,
Бессмертными руками составил мой образ,
Которому дал нечто от Своей жизни, потому
что послал в него
Духа, Который есть струя невидимого
Божества.
Так из персти и дыхания создан человек,
образ Бессмертного,
Так как в обоих царствует природа ума.
Поэтому, из-за своего земного (происхождения)
я привязан к здешней жизни,
Но из-за частицы Божества ношу в груди
любовь (к божественному).19
|
|
Итак,
душа есть "частица Божества" в человеке;20
однако, будучи "Божиим дыханием", она претерпевает
"смешение с перстью".21
Душа в теле - это "свет, скрытый в пещере
(phaos spēlyngi kalyphthen), однако же
божественный и неугасимый".22
В этих словах Григория можно услышать отголосок
античного представления о жизни как темнице
и теле (sōma) как могиле (sēma)
души: такое представление нашло своего защитника
в лице Платона.23
Учение Платона
о теле как гробе было знакомо Григорию.24
Последний, однако, не разделял платоновской
веры в метемпсихоз - переход души из одного
тела в другое.25
Не разделял он ни учения Платона о "мировой
душе", ни материалистического представления
о душе, свойственного некоторым греческим
философам:
|
Душа не есть природа
ни истребляющего огня,.. ни воздуха...
Она не есть ни поток крови, текущий
через тело,
Ни гармония частей тела, приводимых
в единство...
Знаю и другое учение, которого никогда
не приму,
Ибо у меня не какая-нибудь общая и разделенная
на всех
Душа, блуждающая по воздуху...
И то басня немудрых людей, пустая книжная
забава,
Что душа якобы постоянно меняет многие
тела,
Соответствующие ее прежним жизням, добрым
или дурным,
(Получая тело) в награду за добродетель
или в некое возмездие за провинности...
Они вертят колесо нечестивейшего Иксиона,26
Делая (кого-либо) то зверем, то растением,
то человеком, то птицей, то змеей, то
собакой, то рыбой -
Нередко каждым из этого по два раза,
если так повернется колесо.
До каких же пор? Ведь я никогда не видел
зверя, мудрого в слове,
Или говорящий куст. Всегда болтлива
ворона,
Всегда безгласная рыба плавает в соленой
влаге...
Но самое удивительное - это то, каким
образом,
После того, как ты соединил меня с многими
телами и эта связь сделала меня знающим
многое,
Одно только убежало от моего разумения:
какую кожу
Носил я раньше, какую потом, во скольких
умирал?..
Или следствием долгого скитания было
и то,
Что я забыл прежнюю жизнь?27
|
|
Античному
представлению о душе, кочующей из одного тела
в другое, противопоставляется христианская
концепция человека, в котором душа неразрывно
соединена с телом. Григорий не разделяет такого
отношения к телу, при котором последнее воспринимается
как нечто чуждое душе, низменное и злое по
природе. Хотя Григорий нередко говорит о теле
как препятствии на пути к Богу, все подобные
высказывания, как мы вскоре увидим, относятся
к человеческому телу после грехопадения; когда
же речь идет о первозданном человеке, подчеркивается
красота и гармоничность тела, сотворенного
Богом как достойное вместилище бессмертной
души.
Премудрость
Творца, проявившаяся в как в душе, так и в
теле созданного им человека, вызывает благоговейное
удивление у Григория:
|
Оставив все остальное,..
взгляну на самого себя, рассмотрю всю
природу и состав человека. Что это за
смешение в нас? Что за движение? Как
бессмертное смешано со смертным? Как
вращается душа? Как она и оживляет,
и участвует в страстях? Как ум и ограничен,
и безграничен, и остается в нас, и все
обходит благодаря быстроте своего стремления
и течения?.. Как тело питается пищей,
а душа словом?.. Много еще можно философствовать
о членах и частях тела, гармонично расположенных
по отношению друг к другу, сближенных
и отдаленных с учетом необходимости
и красоты... Много о звуках и слухе...
Много о зрении... Много об остальных
чувствах... Много об успокоении во сне,
о сновидениях, о памяти и воспоминаниях,
о рассудке, гневе, вожделении, короче
сказать - обо всем, что населяет этот
малый мир - человека.28
|
|
Вообще
Григорий чрезвычайно возвышенно говорит о
человеке. В одной из его стихотворных молитв
мы читаем: "Твоя слава (kleos) - человек,
которого Ты поставил здесь ангелом, певцом
Твоего сияния!"29
В другом месте Григорий говорит о человеке
как храме Божием и "сотворенном боге":
|
Если будешь низко
о себе думать, (то напомню), что ты
- Христово творение
И дыхание, досточтимая частица (Его),
а потому и небесный,
И земной; ты - сотворенный бог, незабываемое
произведение (Творца),
Через страдания Христа идущий к нетленной
славе...
Ибо человек есть храм великого Бога;
и тот делает себя таким (храмом),
Кто отрешается от земли и непрестанно
идет к небу.
Этот храм я повелеваю тебе сохранять
благоухающим
От твоих дел и слов, всегда имеющим
внутри себя Бога...30
|
|
Итак,
главное назначение и призвание человека -
восходить от земного к небесному, от человеческого
к божественному. Бог, согласно Григорию, создал
человека для того, чтобы он достигал большей
славы и, "заменяя в себе земное (на небесное),..
как бог, шел отсюда к Богу".31
Будучи богом по своему потенциалу, человек
должен достичь такой степени богоуподобления,
при которой он станет всецело обоженным. Цель
жизни человека - "сделаться богом и духом,..
стать в чине светозарного ангельского лика,
получив за великие труды еще большую награду".32
В этом утверждении Григорий верен всей восточно-христианской
традиции.33
1
Об антропологии Григория см. Ellverson.
Nature. Ср. Szymusiak. Destinée;
Szymusiak. Homme. ^
|
2
Изречение, которое было написано на
храме Аполлона в Дельфах. ^
|
3
Сл.32,27,5-18; SC 318,142 = 1.477. Ср.
Сл.28,22,1-40; SC 250,144-148 = 1.405. ^
|
4
Выражение, заимствованное из античнойфилософии
(оно встречается у Пифагора, Секста
Эмпирика и Аристотеля), нередко цитируется
Отцами Церкви: ср. Иустин Философ.
Фрагменты (PG 6,1585 B); (Псевдо-) Афанасий
Александрийский. Определения (PG
28,533 C) и др. ^
|
5
Сл.32,9,13-16; SC 318,104 = 1.467. ^
|
6
Ср. Сл.40,8,1-2; SC 358,212 = 1.547:
"...мы являемся двойными по естеству,
т.е. (состоящими) из души и тела, из
естества видимого и невидимого..." Дихотомизм
человеческой природы является традиционной
христианской темой (ср. Мф.26:41; Ин.6:63;
Гал.5:17 и др.). О дихотомизме Григория
см. Ellverson. Nature, 17ff. ^
|
7
Эта идея встречается у Демокрита, Галена,
Филона Александрийского и др. ^
|
8
Ср. Быт.1:27; 2:7. ^
|
9
О человеке как посреднике между Богом
и тварным миром см. Филон Александрийский.
О добродетелях 9. ^
|
10
Сл.38,11,8-19; SC 358,124-126 = 1.527.
Тот же текст в Сл.45,7; PG 36,632 =
1.665. Ср. также PG 37,688-689 = 2.179. ^
|
11
Сл.7,22,22-27; SC 405,238 = 1.174. ^
|
12
Сл.7,23,6-10; 238-240 = 1.174. ^
|
13
PG 37,1354 = 2.67. ^
|
14
PG 37,1555 = 2.260. ^
|
15
Ср. 2 Кор.4:4; Кол.1:15; 1 Кор.11:7;
Фил.2:6 и др. ^
|
16
Ср. Быт.1:27. ^
|
17
Подробнее об этом см. Керн. Антропология,
354-355. ^
|
18
О душе как образе Божием см. PG 37,688
= 2.179; PG 37,447 = 2.31. ^
|
19
PG 37,451-452 = 2.33. Тот же текст в
PG 37,528-539 = 2.135. ^
|
20
PG 37,690 = 2.179. ^
|
21
PG 37,446 = 2.31. ^
|
22
PG 37,447 = 2.31. ^
|
23
См. Платон. Федон 62b; Кратил
400c; Горгий 493a. ^
|
24
Ср. его Письмо 33; ed.Gallay, 28 = 2.523:
"...в мысль о смерти, как говорит Платон,
обращая здешнюю жизнь, и, насколько
возможно, отрешая душу от тела (sōmatos),
или, говоря по-платоновски, от гроба
(sēmatos)". ^
|
25
Критика пифагорейского учения о метемпсихозе,
заимствованного Платоном, содержится,
в частности, у Иринея Лионского
(Против ересей 2,33-34). ^
|
26
Иксион - герой греческой мифологии,
который в наказание за нечестие был
в тартаре привязан к вечно вращающемуся
колесу. ^
|
27
PG 37,447-450 = 2.31-33. ^
|
28
Сл.28,22,1-40; SC 250,144-148 = 1.405-406. ^
|
29
PG 37,1327 = 2.97. Ср. Ириней Лионский.
Против ересей 4,20,7: "Слава Божия есть
человек живущий". ^
|
30
PG 37,678 = 2.40-41. ^
|
31
PG 37,454 = 2.34. ^
|
32
PG 37,1355 = 2.67. ^
|
33
В главе IV нашей книги специальный раздел
будет посвящен учению Григория об обожении. ^
|
|
|
|