|
Игумен Иларион (Алфеев)
К оглавлению
Глава III
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
4. ТВОРЕНИЕ
Логическим
продолжением анализа тринитарной доктрины
Григория должно было бы стать рассмотрение
его христологии. Однако ввиду того, что христология
Григория тесным образом связана с его учением
о спасении человека, представляется целесообразным
сначала рассмотреть его взгляд на творение,
тварное бытие и человека в его первозданном
и падшем состоянии. (1) Этот анализ будет
предварен рассмотрением учения Григория о
Боге как Творце "всего видимого и невидимого".
1
О космологии Григория и двух других
Каппадокийцев в связи с античной философией
см. Callahan. Philosophy. О сотериологии
Григория см. Stephan. Soteriologie. ^
|
БОГ ТВОРЕЦ
Христианская
традиция говорит о едином Боге-Творце мира,
однако подчеркивает, что в сотворении мира
участвовали все три Лица Святой Троицы.
Тварный мир был задуман Отцом, однако сотворен
при помощи Слова и Духа: св. Ириней Лионский
называет Слово и Дух двумя "руками" Отца,
действовавшими при сотворении мира.1
Библейское откровение свидетельствует о
том, что все получило бытие через Слово,2
и о присутствии при сотворении мира Духа
Святого.3
Григорий Богослов так говорит о творческой
роли Слова Божия: Бог "Словом рассеял тьму,
Словом произвел свет, основал землю, округлил
небо, распределил звезды, разлил воздух,
установил границы моря, протянул реки, одушевил
животных, сотворил человека по Своему подобию,
привел все в порядок (kosmon)."4
Говоря об участии Святого Духа в творении,
Григорий цитирует библейские выражения,
которые в христианской традиции воспринимались
как указание на это участие: "Этот Дух созидает
с Сыном в творении и в воскресении. В этом
пусть убедят тебя (слова): Словом Господа
сотворены небеса, и духом уст Его - все
воинство их;5
а также: Дух Божий создал меня, и дыхание
Вседержителя дало мне жизнь;6
и еще: Пошлешь Дух Твой - и созидаются,
и Ты обновляешь лице земли".7
Итак, "мысль
стала делом, которое исполнено Словом и
довершено Духом",- говорит Григорий,8
почти повторяя слова Василия Великого, согласно
которому Отец сотворил мир через Сына и
довершил творение Святым Духом.9
Будучи сотворен при участии трех Лиц Святой
Троицы, объединенных между Собой в гармоничное
и неразрывное единство, тварный мир носит
на себе отпечаток этой Божественной гармонии
и свидетельствует о своем Создателе.
Одним из традиционных
для раннехристианской апологетической литературы
аргументов в пользу существования единого
Бога-Творца являлось гармоничное и целесообразное
строение видимого мира. Унаследовав от древнегреческих
философов, в частности от стоиков, восхищение
гармонией, царящей в мироздании, раннехристианские
авторы подчеркивали, что за всем благообразием
космоса стоит единый Бог Творец:
|
Кто дал тебе видеть
красоту неба, путь солнца, лунный
цикл, множество звезд, и во всем этом,
словно в лире, всегда одинаковую прекрасную
гармонию (euarmostian) и порядок;
преемственность часов, смену времен
года, круговращение лет, соразмерность
дня и ночи, произведения земли, растворение
воздуха, широту бурного и спокойного
моря, глубины рек, стремления ветров?
Кто (дал тебе) дожди, земледелие,
пищу, искусства, жилища, законы, государства,
спокойную жизнь, семейные связи? Откуда
то, что некоторые животные укрощены
и покорены тебе, а другие даны тебе
в пищу? Кто поставил тебя господином
и царем над всем, что есть на земле?10
|
|
Говоря
о Творце и творении, Григорий пользуется
библейским образом горшечника и глины11
и подчеркивает отличие христианского Бога-Творца
от платоновского Демиурга. Последний, подобно
художнику, созидает мир как подобие некоего
предсуществовавшего образа, тогда как первый
созидает мир из ничего:
|
Един Бог; необоснованным
же мифом является представление эллинских
умников
О собезначальности (Богу) материи
и идей (eidea).
Все эти почитаемые ими формы, которе
они сделали богами,
Не существовали (от начала), но произошли
по воле великого Бога.
Кто же когда-либо видел безвидную
материю (hylēn... aneideon) или
нематериальную форму (aylon morphēn)?..
Ибо я не нашел ни тела, лишенного
цвета (achroon... demas), ни цвета
без тела (asōmon chroiēn).
Кто отделил то, что не отделила, но
свела воедино природа?
Но все-таки отделим (материю от формы).
Итак, рассуди: если они вовсе несоединимы,
То как бы сошлись вместе, или как
бы образовался космос,
Если они абсолютно раздельны? Если
же они соединимы,
То как соединились? Кто, кроме Бога,
смешал их? Если же соединивший -
Бог, тогда Его же признай Творцом
всего.
И горшечник на своем колесе придает
форму (eidos) глине,
И золоту - плавильщик золота, и скульптор
- камням...
Помыслил Божий ум (theia noēsis)
- и произошла (материя), имеющая форму...
Ибо Он не подобен живописцу, в котором
видимый перед глазами образ
Возбудил нечто подобное (этому образу)
- то, чего (иным способом) не мог
бы начертать ум.12
|
|
Для
иллюстрации той же мысли Григорий пользуется
платоновским образом лиры и мастера-музыканта:
|
Ибо тот, кто видит
прекрасно сделанную лиру, гармонично
настроенную, или кто слышит игру на
лире, тот не представит ничего другого,
кроме мастера, создавшего лиру, и
музыканта, и к нему востекает мыслью,
даже если не знает, как он выглядит.
Так и для нас явно начало творческое,
движущее и сохраняющее всю тварь,
хотя и не объемлется оно мыслью. И
весьма неразумен тот, кто не приходит
к этому добровольно и не следует природным
указаниям.13
|
|
В
античной традиции существовало представление
о "самопроизвольности" (to automaton) и
"случае" (hē tychē) как движущей
силе мироздания. По Аристотелю, есть философы,
"которые причиной и нашего неба, и всех
миров считают самопроизвольность: ведь (они
считают, что) сами собой возникают вихрь
и движение, разделяющее и приводящее в данный
порядок вселенную".14
Платон упоминает о философах, которые считали,
что огонь, вода, земля и воздух существуют
"благодаря природе и случаю"; все тела произошли
из четырех первоначал как результат того,
каждое из них "носилось по воле присущей
ему случайной силы, и там, где они сталкивались,
они прилаживались друг к другу благодаря
некоему сродству: теплое к холодному, сухое
к влажному, мягкое к твердому".15
Опровергая
эти представления, Григорий говорит о том,
что разум-логос, рассматривая видимый мир,
ведет человека к отрицанию идеи самопроизвольности
и признанию единого Художника и Правителя
вселенной. В основе рассуждений Григория
лежит стоическая идея врожденного логоса
как внутреннего закона, который управляет
каждым человеком в отдельности и всем мирозданием
в целом:16
|
Нас же, влекущихся
к Богу и не допускающих, (что вселенная)
никем не ведома и не управляема, взял
(под свою опеку) логос; затем он,
обратив внимание на видимое и рассмотрев
все, что существовало изначально,
на этом не остановился - ибо не было
резона присваивать владычество равному
нам по своей чувственной природе -
и через видимое ведет он нас к тому,
что выше этого и благодаря чему все
это приведено в бытие. Ибо чем упорядочено
небесное и земное, то, что в воздухе
и что под водой, и более того - то,
что прежде этого, то есть небо, землю,
воздух и природу воды? Кто смешал
и разделил это? Кто причина этого
взаимообщения, родства и единодушия?17
Ибо хвалю сказавшего это, хотя он
и не наш.18
Кто приведший это в движение и ведущий
в непрерывном и беспрепятственном
движении? Не Тот ли, Кто является
художником всего, Кто вложил во все
разум, согласно которому все движется
и управляется? Но Кто художник этого?
Не Тот ли, Кто сотворил это и привел
в бытие? Ибо не следует приписывать
такую силу самопроизвольности. Пусть
бытие будет от самопроизвольности.
От кого тогда порядок? Если угодно,
предположим, что и порядок от самопроизвольности.
Кто же соблюдает и сохраняет законы,
по которым все произошло в начале?
Не другой ли это, чем самопроизвольность?
Конечно, другой, а не самопроизвольность.
Кто же этот другой, если не Бог? Так
логос, который от Бога, всем врожден
и является первым в нас законом, возвел
нас от видимого к Богу.19
|
|
Идее
самопроизвольности Григорий противопоставляет
учение о Промысле Божием (pronoia), который
все в мире держит и все связывает. Если
бы мир был носим случаем, как корабль бурным
ветром, он должен был бы разрушиться по
причине беспорядочного движения.20
Мир не продержался бы так долго, если бы
в нем царила анархия.21
Григорий также
решительно отвергает идею о том, что миром
управляют звезды, презрительно отзывается
о "гороскопах и зодиакальных кругах".22
Под одной звездой рождаются царь и подданные,
среди которые есть добрые и злые, писатели,
торговцы и бродяги. Родившихся под разными
звездами постигает одна участь на море и
на войне, а кого не связали между собой
звезды, связала одинаковая кончина.23
Судьбы Промысла Божия непостижимы для человека,
и далеко не все законы, управляющие миром,
нам известны:
|
Но если ты не знаешь
законов, Разум-Логос знает;
Ведь если ты не знаешь живописи, это
не значит, что и художник не знает,
Если не умеешь чертить линии - не
значит, что и геометр не умеет.
Что-то сам ты постиг, с чем-то мудро
согласись.
Разум заключается уже в том, чтобы
покоряться Разуму.
Ведь если все ясно, то в чем, скажи
мне, вера?24
|
|
Григорий
называет Бога великим Оком, видящим все,
что происходит на земле, в морских глубинах
и в человеческом уме.25
Всеведение и всевидение Бога, Его Промысл
и благая забота простираются на весь мир,
на каждое живое существо. Не только дары
природы, но и дары веры доступны всем:
|
Он повелевает
солнцу восходить над всеми равно,
посылает дождь для богатых
и бедных, для всех - смена дня и ночи,
общий дар - здоровье, общий у всех
предел жизни, общая мера и красота
тела, сила чувств; может быть, бедный
обладает даже большим, так
как о том, что имеет, больше благодарит
и больше наслаждается общими благами,
чем могущественные - благами чрезмерными.
Итак, все это является общим и равночестным
и свидетельствует о Божией справедливости
(dikaiosynē)... То же замечаю
я в отношении веры. Общий для всех
закон, общие пророки, слова Заветов,
благодать, педагогика, совершенство,26
страдания Христа, новая тварь,27
апостолы, Евангелия, раздаяние Духа,
вера, надежда, любовь наша к Богу
и Бога к нам...28
|
|
В
своем учении о Боге как Творце и Правителе
мира, о Промысле Божием и о благих дарах
Божиих тварному миру Григорий вдохновлялся
как христианскими источниками, в частности
Священным Писанием и сочинениями ранних
Отцов, так и некоторыми концепциями, заимствованными
из античной философии, главным образом из
стоиков и Платона. Григорий любил поражать
своих оппонентов их же оружием - в данном
случае при помощи одних античных концепций,
хотя и христианизированных, он опровергал
другие. Он подчеркивал, что у каждого человека,
будь то язычник или христианин, есть врожденный
логос-разум, следуя которому, он может прийти
к познанию единого Бога - непостижимого
по природе, но раскрывающегося через посредство
тварного мира.
1
См. Против ересей 4,20,1. ^
|
2
Ср. Ин.1:3. ^
|
3
Ср. Быт.1:2. ^
|
4
Сл.5,31,11-14; SC 309,356 = 1.139. ^
|
5
Пс.32:6. ^
|
6
Иов 33:4. ^
|
7
Сл.41,14,1-8; SC 358,344 = 1.583.
Ср. Пс.103:30 (по LXX). ^
|
8
Сл.38,9,5-6; SC 358,120 = 1.526. ^
|
9
Св. Василий Великий. О Святом
Духе 38. ^
|
10
Сл.14,23; PG 35,888 = 1.219. ^
|
11
Ср. Ис.45:9; Рим.9:21. ^
|
12
PG 37,416-417 = 2.24-25. ^
|
13
Сл.28,6,8-16; 110-112 = 1.394-395.
Ср. Платон. Федон 73d: "(Влюбленные)
узнают лиру, и тут же в уме
у них возникает образ юноши, которому
эта лира принадлежит". ^
|
14
Физика 2,4,196a. Имеются в виду, очевидно,
философы-атомисты, учившие о самопроизвольном
зарождении вихрей, из которых образуются
миры. ^
|
15
Законы 10,889b. ^
|
16
Стоики говорили о "сперматическом
логосе" (logos spermatikos), семена
которого рассеяны по всему миру. В
раннехристианской литературе (у Иустина,
Климента Александрийского и др.) этот
"логос" был отождествелен с Христом
- Божественным Логосом, Который еще
до Своего Воплощения действовал не
только в израильском народе, но и
в языческой среде. Иустин-философ
говорил о причастности Логосу всего
рода человеческого, в котором посеяно
семя Его. Античные философы (Сократ,
Гераклит и др.), а также некоторые
поэты жили в согласии с Логосом и
творили под Его воздействием. В этом
смысле они были христианами до Христа.
Такое представление примиряло всю
дохристианскую историю человечества
с христианством. См. Иустин.
Апология I,46; Апология II,8. ^
|
17
Идея "единодушия" (sympnoia) четырех
элементов имеет стоическое происхождение. ^
|
18
Имеются в виду рассуждения Платона
о душе: ср. Платон. Законы
10,896a-897c. В тексте Григория нет
буквальной цитаты из Платона и остается
неясным, к чему относятся слова "хвалю
сказавшего это" - к тому ли, что следовало
до, или что следует после этой похвалы. ^
|
19
Сл.28,16,1-25; 132-134 = 1.401-402.
Сходные рассуждения содержатся в 6-м
Огласительном слове св. Кирилла Иерусалимского. ^
|
20
Сл.14,33; PG 35,901-904. ^
|
21
PG 37,425 = 2.27. ^
|
22
PG 37,427 = 2.28. ^
|
23
PG 37,425 = 2.27-28. ^
|
24
PG 37,432 = 2.128. ^
|
25
PG 37,1008 = 2.64. ^
|
26
Под "педагогикой" ("детоводительством"),
очевидно, понимается Ветхий Завет
(ср. Гал.3:24), под "совершенством"
- Новый. ^
|
27
Ср. 2 Кор.5:17; Гал.6:15. ^
|
28
Сл.32,22,14-23,5; 132-134 = 1.475. ^
|
|
|
|