Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
Помощь

СТАТИСТИКА ХРИСТИАНСТВА

В РОССИИ

См. Филатова и Лункина, 2004; Филатова и Вороноцовой 1995 г.

В Москве на Пасху в ночь пришли в храмы 91 тыс. человек, утром 45 тыс. Ок. 3 тыс. (больше всего) собрались у храма Христа Спасителя. Кладбища посетили 4-5 мая 655 тысяч. Статистика МВД, Вечерняя Москва, 7.5.2002.

На пресс-конференции 3 августа 2005 года о.Вс. Чаплин сказал:

"Можно составить вопросы таким образом, что (православных - "Интерфакс") будет 2%, а можно - что 98%, потому что от формулировки вариантов ответа зависит очень многое ... [Церковь - это] "не только люди в рясах - это все православные крещеные христиане".

Разумеется, кроме таких персон, как я. Когда нужно получить с правительства деньги, я - в числе "православных России". Когда нужно распорядиться полученными от правительства деньгами, я - поганый раскольник или даже сатанист.

Распределение по конфессиям - Распределение верующих по политическим взглядам. - Сколько верующих среди военнослужащих.

Как часто посещают православные церковь - что есть дома из утвари;

Насколько доверяют религиозным организациям.

Насколько религия в целом важна?

*

Опрос ВЦИОМ (15–16 октября 2005 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%, http://wciom.ru/?pt=50&article=1915). Число верующих в Бога возросло за год с 52 до 58 процентов. Верующих в судьбу стало меньше с 40 до 35%%. Ни во что не веруют 14%. В воздаяние за грехи веруют 24%. Был ещё задан вопрос о вере в воскресение, но задан исключительно применительно к Грабовому (веруют ли в возможность воскресения людей человеком) - отрицательно ответили 88%. С 1981 года на треть сократилась торговля оружием, на 45% меньше стало беженцев.

*

Опрос ВЦИОМ (Известия, 28.8.2002). Один процент православных убежден, что Бога нет. Четверть католиков не слишком уверены в том, что Бог есть. Православных по-прежнему 58%, но лишь один процент ходить на исповедь раз в месяц. Доля людей, никогда не читавших Евангелия, почему-то повысилась с 52% в 2000 г. до 60%. Это казахи понаехали, что ли?

*

Опрос июня 2003 г. Агентства регион. полит. исследований (Милехин): более всего доверяют президенту - 31%, на втором месте Церковь - 11%. По 4% доверяют правительство, правоохр. органам и пр., по 2% партиям, по 1% думе. 45% не доверяют никому. Среди военных меньше всего недоверчивых - 30%, но и среди руководителей - 33%, среди безработных - 64%. В этом же агентстве осенью 2002 г. Церкви доверяло 5%. Но доверие президенту тогда было выше - 47% (Новое время, 6.7.3, с. 17).


Агентство региональных политических исследований, 1600 опрошенных, апрель 2003 г.: 72% за официальную регистрацию брака, 7% за церковный брак. За незарегистрированный брак - 16% (Труд, 6.5.3).

Опрос РОМИР (Новое время, №30, 2004, с. 17): Не реже раза в неделю церковь посещают 3%. Великий пост соблюдают 11%. Раз в месяц ходят 63%. Верят в существование греха 16%, в ад и рай 14%, в загробную жизнь 12%, 70% верят в приметы, сглаз, порчу.

Екатерина Ерошкина (Известия, 21.4.2003): данные Gallup Media: православными себя заявили 59,3% - второе полугодие 2002 г., неверующих 39,7%. Католиков 0,7%, "другое христианство" 1,5% (много! десять лет назад такое статистические не ловилось). 8,3% "прилежно выполняют религиозные каноны". Любопытно, что народ распадается на тех, кто слушает радио ежедневно и тех, кто вообще не слушает радио. То же с газетами и журналами. Среди активных христиан тех, кто ежедневно читает журналы, на 12% больше, чем среди городского населения в целом. Но верующие посещают сеть хотя бы раз в неделю на 28% реже, чем в среднем. Причина в том, что "среди верующих значительно больше тех, кто находится за чертой бедности ... а тех, кто не ограничен в средствах, на 34% меньше, чем в среднем по России". За то же полугодие данные КОМКОН: по Москве среди среднего класса верующих чуть больше, чем в целом. Хотя разница не велика: в среднем 23% москвичей считают себя верующими, а в среднем классе - 27 (десятые доли опускаю). Заметна феминизация верующих - среди них выше доля женщин и людей 45-54 лет.

Насколько называющие себя православными знакомы с основами веры: со святыми.

Cтатистика Минюста зарегистрированных организаций в целом: 2003;

Источники: социол. центр МГУ (Варзанова). - агентство Милехина.

веры и суеверий в России 21.1.2000; постящихся в России 24.3.2000; проданных куличей в Москве, 25.6.2000;

Статистика религиозности молодежи в 1997 г. - работа М.Мчедлова.

Статистика религиозности в России в 20 в., очерк Цеханской, 2000. О критериях религиозности, Синелина, 2001 (православно).

Статистика постящихся 24.3.2000;

статистика религиозности: Пейкова, 2000;

По словам заместителя министра внутренних дел России Сергея Щадрина, в Рождество 2004 г. более 3 млн россиян приняли участие в богослужениях. По информации С.Щадрина, "наибольшее число верующих зарегистрировано в храмах Курской, Рязанской, Костромской и Смоленской областей, где в торжественных литургиях и крестных ходах приняли участие от 400 до 200 тыс. человек. В Москве это количество составило около 118,5 тыс. человек Милиция в Москве охраняла 218 церквей из 400 числящихся за патриархией.

 


 

 

 

Статистика: рождественский пост соблюдают 12% населения, в деревнях 16%, в крупных городах 11%, среди женщин 13%, среди мужчин 9%, среди пенсионеров 22%, среди молодежи до 25 лет - 5%. - РОМИР, Н.Попов, Новое время, 19.1.3, №3, с. 9.


Cтатистика ВЦИОМ: доверяют - родственникам 62%, друзьям и знакомым 54%, церкви 8%, президенту 28%, армии 8%, начальству 5%, СМИ 8% (Известия, 16.12.2002).

*

Догмат недогматичности. Исследование Pew Research Center позволило выделить основные черты современной религиозной жизни в США. Как оказалось, большинство современных американцев придерживаются отнюдь не догматических воззрений: к примеру, большинство верующих считают, что не только их религия единственно правильная.
Опрос показал, что более половины жителей США считают, что религия играет крайне важную роль в их жизни - то есть, они регулярно посещают службы и ежедневно молятся. Наиболее сильна вера и наиболее часты службы\молитвы у протестантов, мормонов и Свидетелей Иеговы - иудеи и буддисты намного менее религиозны и активны.
Семь из каждых десяти верующих уверены в том, что вера способна гарантировать вечную жизнь. При этом подавляющее большинство адептов всех конфессий считают, что для этого достаточно искренне верить и творить добрые дела, а конфессиональная принадлежность человека особого значения не имеет. Эти взгляды наиболее широко распространены среди индуистов (мнение 89%), буддистов (соответственно, 86%) и иудеев (82%). В свою очередь, на другом полюсе находятся мормоны и Свидетели Иеговы - 57% мормонов и 80% Свидетелей Иеговы убеждены в том, что спасение может гарантировать только пребывание в их церкви.
68% верующих американцев считают, что существует более одного способа интерпретации и трактовки канонов их веры (исключениями опять-таки являются мормоны и Свидетели Иеговы). В этом плане наиболее либеральны (то есть, в данной конфессии более всего адептов признающих возможность разнообразных трактовок символов веры) буддисты (90%), иудеи (89%) и индуисты (85%). Среди православных американцев такие взгляды разделяют 68%, среди католиков - 77%, среди протестантов - 64%. 
В целом, 92% жителей США верят в Бога (парадоксально, но в Бога верит и 21% американских атеистов). Однако здесь начинаются теологические различия: 60% уверены в том, что Всевышний является личностью, а 25% - неперсонифицированной сущностью. В "персонифицированного" Бога более всего верят мормоны (91%) и Свидетели Иеговы (82%), в "неперсонифицированного" - индуисты (53%), иудеи (50%) и буддисты (45%). Для сравнения: первая концепция близка сердцам 72% протестантов, 60% католиков, 49% - православных и 41% мусульман. 27 Июня 2008 Washington ProFile

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова