Яков Кротов
Дневник литератора
24 МАРТА 2000 Г. И РАНЕЕ
О моем отношении к выборам
Иностранные новости
1. В Тайване выбрали нового президента, неугодного Китаю: и его
оппонент был не за воссоединение с Китаем, но тот был гоминьдановец, а нынешний
с чанкайшистами не связан. Андрей Кириллов (Московские новости, 21.3.2000): ""Гоминьдановцы
— враги, но старые-престарые, привычные". Они выступают за единый Китай, пускай
воссоединения хотят на своих условиях. Но хуже оппонента тот, кто просто поворачивается
к тебе спиной.
2. Юр. Коваленко (Новые Известия, 18.3.2000): 69% французов
считают себя расистами и этого не скрывают. Понижение расизма было лишь в 1998
г., когда футбольная команда Франции, состоящая в основном из темнокожих, стала
чемпионом мира. Расисты в основном пожилые, из провинции, католики, голосуют за
правых, думают, что будущее мрачное — антирасисты, напротив, в городах, с высшим
образованием, атеисты, левые, оптимисты.
3. М.Юсин (Известия, 18.3.2000): американцы на севере Косово
проводят "зачистку", конфискуя оружие — уже изъято 22 ящика с боеприпасами.
4. Белорусский старлей 25-летний Олег Батурин из группы обеспечения
Главного управления кадров Белоруссии выступил с разоблачением того, как Лукашенко
(в чисто советском стиле) борется с оппозицией. Милиционеров подчинили КГБ, приказали
им провоцировать столкновения с демонстрантами. Офицерам промывали мозги: говорили,
что оппозиционеры это мразь и отребье. Батурин был вынужден бежать в Варшаву:
гебисты начали его преследовать.
5. Игорь Свинаренко (Московские новости, 21.3.2000) хвалит
Пиночета: "А на Пиночета — накинулись. За что? За 3500 убитых и пропавших без
вести — за все те 17 лет, что Пиночет правил страной? Да у нас за отчетный период
дембеля убили молодых бойцов во много раз больше! ... Пиночету завидуют! Он слишком
независимо себя вел. ... Молодые, сильные, здоровые ребята подстерегли старика
там, где ему никто не мог прийти на помощь, накинулись на него и стали наносить
ему удар за ударом. Они его чуть не добили".
6. Массовое самосожжение 17.3.2000 в Уганде, в городке Канунгу
в 320 км. от столицы. Движение "Восстановление 10 заповедей Господних" во главе
с Кибветере, бывшим католикам, ждали Богоматерь. Погибло ок. 400 человек, возможно
— и не добровольно. Правительство страны "заявило о намерении пересмотреть вопрос
о культах и религиозных сектах" (Новые известия, 21.3.2000). Это все равно, что
после автокатастрофы пересматривать правила уличного движения.
7. Открывается съезд французских коммунистов, которые собираются
каяться за преступления мирового коммунизма. Зюганова решили на съезд не приглашать
(Сегодня, 21.3.2000).
8. Чемпион мира по биатлону норвежец Фруде Андресен добровольно
вернул свою золотую медаль 2000 г., так что она перейдет к второму - Павлу Ростовцеву,
отставшему от Андресена. Он вопреки правилам выступал, отправляясь на трассу с
заряженным ружьем, что запрещено. Когда это стало известно, он извинился. Тренер
сборной Норвегии Фенне: "Это решение взрослого мужчины" (Новые известия, 1.3.2000).
Вот и еще дополнение к сравнению христианина со спортсменом: надо не так важно
быть хорошо подготовленным, как важно не подавлять своей подготовкой другого.
9. Денис Корсаков (Комсомольская правда, 25.2.2000): обложку
коробки с программами Corel Draw украшает фото красивой женщины: это Хеди Ламарр,
умершая в 86 лет 19.1.2000. Она скандально прославилась, т.к. снялась обнаженной
в 1933 г. в чешском фильме "Экстаз", скандально прославившемся. Считается, что
это был первый фильм с "обнаженкой". Снималась и в роли Далилы. Наибольший успех:
фильм Де Милля о Самсоне и Далиле. Это одна сторона. А другая: в 1942 г. Ламарр
запатентовала систему "прыгающих частот", позволяющую управлять торпедами на расстоянии,
налаживать сотовые телефоны и т.п. В 1997 она получила сразу несколько наград
за ее вклад в развитие техники.
Российские новости
1. "Новые известия" (18.3.2000): по ВЦИОМу 3% россиян полностью
намерены соблюдать великий пост (женщин среди этих 4 млн. рубл. в 4 раза больше
мужчин). 14% будут ограничиваться в еде частично, а 2% собираются поститься лишь
в последнюю неделю. 77% не постятся вовсе. А пост — хорош, потому что освобождает
от привязанностей, а без свободы нет жизни.
2. Еще один запрет: указ о новой оплате бюллетеней, ограничивающий
размер выплат 7100 р. в месяц, причем даже на частной фирме не имеют права платить
больше. "В Минтруде РФ считают, что от нового указа выигрывают примерно 97% работающих"
(Труд, 18.3.2000). Не проигрывают чиновники, которые получают медицинскую оплату
натурой, а главное — все та же большевистская психология: отобрать и поделить.
Так притча о работниках 12 часа разыгрывается политиками.
3. Ирина Млечина (Новое время), размышляя о будущем России,
предлагает вспомнить роман Вольфганга Кеппена "Теплица", где описано как при наступлении
нацизма кончает с собой демократ — "глубоко разочарованный, осознавший свою неспособность
противостоять этому злу и добиться ощутимых перемен к лучшему. ... Его многие
осуждали. Считается, что это признак слабости, но как посмотреть: иногда кажется,
что самоубийство — хотя и большой грех — требует огромной внутренней силы" (С.
21).
4. Депутат Татьяна Астраханкина бранит А.Подберезкина (Советская
Россия, 18.3.2000): он возглавляет Российско-американский ун-т, который спонсирует
и Гусинский. Его РАУ-Корпорация организовывала Всемирный русский конгресс, Всемирный
русский народный собор, русский национальный собор и конгресс русских общин. "Вопросы
духовного и религиозного возрождения в многостраничных талмудах РАУ-Корпорации
не раз курировал известный русофоб игумен Иннокентий (Павлов)".
5. Юр.Черниченко (Комсомольская правда. 18.3.2000): фермеров
в России меньше, а земли у них все больше: в 1995 г. было 280 тыс. фермерских
хозяйств с 12 млн. га, а в 1999 - 261 тыс. хозяйств с 14,4 млн. га. Т.е. в среднем
возросло 42 до 55 га.
6. Начальник управления "Р" МВД Дм. Чепчугов (Московские
новости, 21.3.2000) объясняет, что интернет надо регулировать, п.ч. недавно серийный
убийца осуществлял "связь с заказчиками и сообщниками посредством электронной
почты и сети Интернет". Он критикует "развитие "хакерского" движения — по сути
дела, объединения лиц, занимающихся несанкционированным доступом к ЭВМ". Для нечистого
все нечисто...
7. Елена Кацюба (Новые Известия, 21.3.2000): "Брежневскую
эпоху называли застойной. Может, нашу нарекут отстойной?" Это в связи с телепередачей,
в которой показали сюжет: человек выбирает, ехать ему на похороны матери или в
командировку в Швейцарию — выбирает похороны — начальство откладывает ему командировку
так, чтобы он успел и на похороны, и в Швейцарию.
8. Информация о том, что якобы три банка Москвы финансировали
чеченцев — ни малейшего доверия, потому что типично чекистская: громко, и до суда.
9. Ел. Гостева (Сегодня, 23.3.2000) предлагает пригрозить
Бэнк оф НЙ перевезти из него все российские счета (а все зарубежные российские
счета — в нем, включая РАО ЭС). Мысль, что надо потребовать по суду оправдать
Россию от обвинений, даже не приходит — приходит мысль о шантаже. И в том же номере
тот же ход мысли: Олег Калугин, возглавлявший чекистов в 1991-м, написал письмо
Путину с выражением возмущения тем, что Путин назвал его предателем, намерения
просить убежище в свободном мире. Опять же: решить проблему убежища так можно,
но почему не подать в суд? Ковалев, которого тоже называют предателем, убежища
не просит...
11. Ю.Вахрин (Российская газета, 23.3.2000): в Ярославле
нет бланков паспортов, оэтому людям выдают "Справку об освобождении", да еще вычеркивают
слово "об освобождении".
13. Геннадий Герасимов (Новое время, №11, 19.3.2000): "Три
цвета зависти". О "зеленой" или "серой" зависти — "джонсизме": сделать как у соседа
Джонса, у "вандербильдихи". Серая — соревновательная — зависть ведет к обществу
потребления, а черная — в экономический тупик. При этом гонка обедняет духовно,
отнимает время, человек переходит в "загнанный отдыхающий класс". И все-таки:
если американец видит преуспевающего соседа, он ругает себя, если русский — он
ругает соседа.
14. Георгий Бовт и Е.Крутиков (Известия, 18.3.2000): "Главное
искусство всякого российского управителя ... — не разомлеть под лучами этой любви"
(всенародной). И то: ведь последние три года наши журналисты любили подряд Немцова,
Примакова и пр. — так хотелось хоть какого-нибудь преемника Ельцина, помимо Зюганова.
2. Денис Бабенко (Сегодня, 18.3.2000): агитация "против всех"
тем плоха, что "ведется не против 12 участников гонки, а за некоего 13-го "П.В.Кандидатова"."
Между тем, по закону о выборах можно агитировать лишь за и против "зарегистрированного
наблюдателя". То есть, право голосовать против всех есть, а права за это агитировать
— нет. Юр.Зайнашев (Московский комсомолец, 19.3.2000): "Люди, призывающие голосовать
"против всех", — это не демократы, а радикалы. Они не понимают, что выбирать надо
не между хорошим и лучшим, а из двух зол меньшее". То есть, выбирать не между
целомудрием и браком, а между публичным домом и двоеженством?
3. Игорь Рябов (Новое время. №10, с. 23): "Теперь для нас
один из кандидатов превратился в чудовище только потому, что неприятно решителен,
слова чересчур народные говорит, о сильном государстве всякий раз вспоминает ...
Нам даже кажется, что он иногда подумывает "придушить демократию ... Наличие в
окружении Путина таких либеральных звезд, как Ясин, Греф, Улюкаев или Кудрин,
уже ... не усыпляет совесть ... Конечно, куда приятнее было бы, если бы чеченский
узел Путин взялся разрубать, имея в авангарде части регулярной армии Королевства
Нидерландов ... никаких признаков апокалипсиса нет. Во власть приходят жесткие
прагматики. ... таково новое поколение власти. Таково развитие. Чего жалеть об
этом — что, романтиков было там, во власти, до сих пор много? Хватит посыпать
голову пеплом, собранным из трижды сожженных мифов о Путине. Это дурацкое занятие
уж точно никакого отношения к журналистике не имеет".
4. М.Соколов (Известия, 20.3.2000) критикует критиков Путина,
"неослабевающую ненависть к нему так называемой прогрессивной интеллигенции".
Не любят якобы "немецкую натуру" Путина. Он, правда, критикует и тех, кто слишком
льстит Путину, но тут дело такое — симметрии не получается, потому что в одном
случае (о льстецах) сказана правда, а в другом — солгано: причем тут "немец"?
В Путине немецкого не больше, чем в Суслове или Андропове. Шендерович тоже не
рукавом сопли вытирает, и в смысле протестантской этики даст Путину сто очков
вперед. Только швейцарская Ди Вельтвохе опубликовала Обращение, подписанное Боннэр,
А.Пионтковским, В.Белоцерковским, С.Григорьянцем — с критикой Запада за поддержку
Путина, причем тут ничего о его "немецкости" — тут факты: рост военного бюджета,
восстановление особых отделов, ГРОБ в школах (изложено в "Новой газете". 20.3.2000).
5. Часто и прямо заявляет о поддержке Путина Петр Авен (сподвижник
Гайдара, бывший у него министров внешней торговли, ныне владелец Альфа-банка):
"Конечно, жесткий режим никому не нравится, но, к сожалению, зачастую он необходим"
(Московский комсомолец, 23.3.2000). Так что Путина защищают и те, кто не считает
его жестким, и те, кто считает. Совсем как ханжи — Бога -- защищают и тогда, как
Бог этого не заслуживает, и не просит. Чего Бога защищать -- с Богом жить надо.
6. Серг. Иванов: "Не надо бояться Путина. 70-е не порождали
фанатиков и монстров. Это была вегетарианская эпоха" (Итоги, 21.3.2000). Да уж:
достаточно вспомнить как изувечили Сахарова, как истребили диссидентство. Конечно,
Иванову кишку в рот не вталкивали, как Сахарову, так что для него эпоха была вегетарианской.
Об Афганистане и речи нет. Да и Ленин был порождением вегетарианской эпохи. Людоедство
не всегда наследственно. Что ж: и нынешний великий пост одни запомнят как время
вегетарианское, а другие — как время уничтожения своего народа. "Россия устала
от сюрпризерного Ельцина, она хочет немножко застоя. Не худший вариант". И цитирует
из книги о Путине как его друг вспоминал: "Однажды на Пасху он позвал меня
на Крестный ход. Володя стоял в кордоне и спросил меня: "Хочешь подойти к алтарю
и помотреть?" Я, конечно, согласился... Никому нельзя, а нам можно". Потрясающая
сцена: гэбэшник, поставленный не пущать, по блату проводит к алтарю! Тоже характерно
для 70-х, когда религия была секретом полишинеля, минимальной разменной монеткой
фронды". В интервью с Путиным в "Коммерсанте" упоминается, "что, навеки кладя
в стол партбилет, будущий и.о. его перекрестил" — а в книге о Путине эта деталь
выброшена.
7. Председатель ЦИК Вешняков: Жириновский виноват в том, что
не указал в декларации зарегистрированную квартиру, а у Путина дом, который он
не указал, но этот дом не зарегистрирован, следовательно, "не является ни его
собственностью, ни собственностью его супруги. Он бесхозный по документам" (Аргументы
и факты, №12). Т.е., я могу придти и вселиться в этот дом, и мне никто ничего
не имеет права сделать?
8. Путин посетил Татарию, где заявил, что пора пересмотреть
чрезмерную ее автономию — и президент Татарии с этим согласился. "Путин больше
всего налегал на духовность — обнял муллу, расцеловал православного священника
и побывал в городских трущобах" (Сегодня, 23.3.2000, Олег Одноколенко). Любопытное
представление о связи духовности с посещением трущоб.
9. Что такое наш капитализм. Основатель и председатель совета
директоров изд-ва "Вагриус" В.Григорьев — зам. министра печати. И он же печатает
официальную биографию Путина (сверхприбыльную), одним из авторов которой является
Наталья Тимакова, сотрудница пресс-службы президента — и она же отказывает другим
журналистам в интервью, что повышает ценность ее книги (Е.Альбац, Новая газета,
20.3.2000).
Яков Кротов
БЛАЖЕННЫ НЕ ПОНИМАЮЩИЕ
Душа колебалась, голосовать ли против всех или за Явлинского, когда вечером пятницы,
в последние часы для разрешенной агитации, в телевизоре появился сперва глава
страны и попросил меня придти на выборы, а следом — глава Церкви, которая имеет
несчастье видеть меня среди своей паствы, и попросил меня о том же. Душе полегчало:
стало ясно, что на выборы идти категорически нельзя. Ну вроде как если пастух
начнет овцам читать лекцию по астрофизике или делать еще что-нибудь несвойственно
пастухам, овца обязана прежде всего держаться подальше от астрофизики.
До тех пор я думал, что главная особенность предвыборной борьбы: категорический
запрет агитации "против всех". Вот свобода печати: ни в одной из двадцати газет,
которые я по долгу службы читаю, не появилось ни одного материала в защиту голосования
против всех, а вот критика такого голосования объединила самые разные органы.
Моя собственная агиточка с призывом хотя бы уважать тех, кто решит голосовать
против всех, не была напечатана самой либеральной из либеральных газет.
Но все-таки призывы голосовать против всех хотя бы критиковали — это уже неплохо.
А вот призывы не ходить на выборы вообще даже не очень критиковали. Ограничивались
одним аргументом, который, видимо, казался неопровержимым: не явитесь — ваш бюллетень
легко подделают. То есть это к какому же безобразию мы привыкли, если выбирать
предлагается между тем, что мой бюллетень легко подделают, и тем, что мой бюллетень
подделают с некоторым напряжением. Потому что несомненно, что если бы я и пришел,
и проголосовал против всех, возможность фальсификации все равно остается.
Господи, в стране война идет, стирают с лица земли целые города и села, а кому-то
все еще кажется, что у стиральщиков есть какие-то нравственные или технические
ограничения, что они могут постесняться подделать результаты выборов. Ну мы же
не европейские парламентарии какие-нибудь, не клинтоны же мы, в конце концов,
нам-то что лукавить перед самими собой, делая вид, что в России все-таки все еще
демократия, пускай она и пованивает неубранными трупами. На такое лукавство можно
ответить только одним, и у нас ответили — эскалацией бесстыдства, организацией
выборов прямо среди окопов. Запретить на время выборов передвижения по той части
страны, где идет война, и именно в этой части самые показательные выборы и устроить
— ничего, "пипл схавает", и непременно найдется какой-нибудь пост-модернистский
интеллектуал с пером известно где, который стебно объяснит, что это и есть самая
демократичная демократия, а кому это не нравится, тот коммунист.
Нынешние выборы есть отличная иллюстрация к первому стиху первого псалма Библии:
"Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". Вообще ведь, это совершенно поэтическое,
чтобы не сказать бредовое, утверждение. Если я не пошел на какой-то совет, откуда
я знаю, что совет — нечестивый?
Нечестивым является совет, на который нельзя не ходить. Вот в церковь можно
не ходить, я сам не ходил много лет, да и сейчас пять дней в неделю не хожу, а
захочу — вообще не буду ходить. Сколько великих святых не ходило в церковь — Мария
Египетская, которая предпочла поселиться в пустыне, к примеру, или Амвросий Оптинский,
который просто так болел, что влежку лежал. И — ничего, канонизировали. А совет
нечестивых не терпит, чтобы им манкировали. Он требует понять, что ты должен на
него придти — а Церковь понимания не требует, что часто, но совершенно не по делу,
ставится нам в упрек. Ну не надо всегда все понимать, а иногда даже нужно не понимать!
Иначе как с этими выборами: я, мол, должен понять, что если я не приду, то мой
бюллетень подделают. А если я приду, я должен понять, что голосовать против всех
недопустимо, это все равно, что проголосовать за коммуниста.
А еще я должен понять, что кто голосует за Явлинского, тот голосует за заведомо
проигравшего, а это все равно, что не придти на выборы вообще или проголосовать
против всех. В конце концов, распаляясь, мне начинают доказывать, что я должен
понять: "Победи Явлинский на выборах, это только вымостит дорогу Зюганову, ведь
Явлинский умеет только умно и красиво говорить" (писал Ю.Вуль в "Новом времени",
№12, с. 3).
Здесь, пожалуй, гипнотизеры перебарщивают. Это Явлинский-то умеет умно и красиво
говорить? В кругу каких же говорунов нужно вращаться, чтобы так оценивать человека,
будем верить, опытного и порядочного, но уж, во всяком случае, не оратора. И вообще:
ну какие еще нужны споры об интеллектуальных истоках большевизма. "Правда есть
ложь", "война есть мир" — это ведь все из той же серии, что "голосуя за Явлинского,
голосуешь за Зюганова", "голосуя против всех, голосуешь за Зюганова", "не приходя
на выборы, отдаешь свой бюллетень фальсификаторам". Какая-то безумная смесь платонизма
с фрейдизмом, которая все видимое рассматривает как символ чего-то совсем другого.
И только одна логика в этом безумии: оно все время понимает того, кто сейчас сильнее,
у кого бомба в руках, а того, кто слабее, эта логика понимать отказывается, хотя
бы, конечно, могла.
Бороться с этим нечестивым искусством понимания можно только, не ходя на совет
нечестивых, не понимая даже приглашения на этот совет пойти. Вообще среди тех
тайных заповедей, которые в Библии не упомянуты, а передаются от посвященных из
поколения в поколение, из тысячелетие в тысячелетие, есть и заповедь "Не понимай!"
(а есть еще "не пей!", "не обобщай!", "не наезжай!").
Схоласты могут заявить, что заповедь "Не понимай!" есть частный случай заповеди
"Не сотвори себе кумира!". Действительно, кумиротворение есть специфическое свойство
человека и отражает оно нашу разумность, нашу способность к пониманию. Ну как
не понять, что очередной Александр Македонский — Дионис, спустившийся на нашу
грешную землю, чтобы объединить национальные квартиры в эллинистическом синтезе,
и потому надо топать в его когорте вплоть до помывки в Индийском океане? Ну как
не понять, что в певце таком-то воплотилась вся гармония мира и потому надо ездить
за ним, не пропуская ни одного его концерта? Ну как не понять, что природа — мать
и потому стоит младенчика зарезать перед изображение этой матери? Кушать хочешь,
а что без жертвоприношения засуха будет, не понимаешь?
Нетворение кумира, однако, есть процесс отрицательный, даже нигилистический
и атеистический. Можно даже сказать, что и вторая заповедь излишня, она вполне
следует из первой: если есть один Бог, то больше никаких богов нет. Какие уж тут
кумиры и концерты — верующий должен быть атеистом и скептиком о всех и о вся,
кроме Бога. Собственно, только верующий и может быть действительно вольтерьянцем,
и Вольтер-таки действительно был верующим — если, конечно, доверять самому Вольтеру.
Непонимание может быть, и даже должно быть очень творчеством. На понимании
стояла советская власть, и даже не на понимании марксизма-ленинизма, который пониманию
недоступен, а на понимании подлости. "Старик, ну ты же понимаешь, что это невозможно..."
— вот самая большая военная тайна, которую берегут герои Гайдара, да и сами Гайдары.
Когда бьют и пытают — это от бессилия идеологии, а сила совка именно в уверенности,
что и без всяких пыток надо идти на тысячи маленьких безнравственных сделок, потому
что уши выше лба не растут и плетью обуха не перешибешь. Как один иеромонах, провозгласивший
себя на заре перестройки самым большим другом убитого отца Александра Меня, ставший
игуменом и митрополичьим секретарем, ответил мне на просьбу посмотреть личное
дело Меня в консисторском архиве: "Старик, ну ты же понимаешь, что это невозможно!"
Нет! Не понимаю!! Обязан не понимать!!! И я, и он обязаны были не понимать,
а верить, что посмотреть бумажки эти ничтожные возможно, разве что надо было чуть
напрячься и рискнуть, чтобы эту возможность реализовать — а он понял, что напрягаться
невозможо. А другие поняли, что нельзя закрыть Лубянку, а третьи поняли, что нельзя
охотиться на ведьм. И вот результат: монах тот уже давно перебрался в Германию,
стал католиком, да еще ругает Меня, что тот ему помешал стать католиком сразу.
А другие давно уже ведут охоту на безоружных людей — с применением бомбардировщиков,
танков, омоновцев, милиции (произнося при этом заклинания о необходимости понимания
борьбы с терроризмом). Но мы поняли, мы вошли в положение этих бомбометателей.
Мы потому и не можем выйти из своего положения, что вечно входит в чужое.
Когда мне говорят собратья по вере на просьбу объяснить, из каких таких шишей
служители нищего Христа ездят за границу десять раз в год, катаются на иномарках
и покупают в Москве квартиры под православные универитеты и библейские школы,
я слышу в ответ: "Старик, ну ты же понимаешь, что в наших условиях невозможно
вести нормальную открытую отчетность!" Нет! Не понимаю!! Обязан не понимать, потому
что честность с поправкой на местные условия — это и есть коррупция. Предательство
— это верность с пониманием, смертная казнь — это милосердие с пониманием, и так
можно до бесконечности, но не нужно. Я обязан держаться подальше от тех, кто не
дает отчета в расходе денег, пусть даже жертвователи отчета не требуют. Мне не
объяснения нужны, а отчет. Понять я могу все без объяснений, мне нужно проверить
как цифирки складываются. И ведь не радуйтесь, атеисты, в Церкви как раз меньше
таких ходячих черных дыр, которые все засасывают в себя и ничего не выдают наружу.
Я могу понять, почему Явлинский критикует Путина за готовность вступить в НАТО,
почему вторая половина Яблока — Лукин — соревнуется с черносотенцами в антизападничестве,
и я очень понимаю, почему он от них отстает. Можно понять и предательство, и сделки.
Это понимание и есть тот самый жернов, который тянет человека на дно. Это не означает,
что всякое понимание таково, надо рассматривать каждый случай в отдельности, но
ведь сатанинская придумка в том и состоит, чтобы высмеять рассмотрение, чтобы
смешать все в одну кучу — и настоящее понимание, и размышление над тем, какое
из двух мохнатых плечиков поцеловать, какую из семи голов дракона оставить.
Древние римляне смеялись над древними иудеями: у тех в Святая Святых было пусто.
А ведь какой был богатый выбор: и Юпитер громовержущий, и Астарта многогрудая,
и козлоногий Пан, и мрачная Гекуба. Римляне все понимали, и, как и подобает людям
с понятиями, разграбили и сожгли Иерусалим, и Христа распяли все-таки римляне
и именно по своим понятиям. И если от врагов Рим спасли гуси, то от римских понятий
Рим спасло непонимание, отказ понимать собственных богов, верить в ценности империи,
в могущество римского меча. В нынешних римских храмах алтари пусты, и пуст Пантеон,
только кресты перечеркивают возможность понять и преклониться великим божествам
древности. И блаженны непонимающие, ибо их понимает Распятый за непонимание греха
и смерти.
|