ПРАВДОЛЮБОВЫ
Сергий (1890-). Его сын Анатолий (ум. 1981).
Его внук Владимир из Рязани, 1992. Другой внук
- Сергий (Москва).
Священноисповедник Сергий Касимовский и его Завещание
Оп.: Журнал московской патриархии. - 2003 г. - №2.
Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова, написанное им в сташные годы гонений, которое мы предлагаем
вниманию наших читателей, являет собой образец богословия, вполне сравнимый со святоотеческими творениями. Публикацию
предваряет портрет священноисповедника Сергия работы одного из его соузников по Соловкам.
Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской
губернии в семье учителя Касимовского Духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова (впоследствии протоиерея
Успенской церкви города Касимова). Род Правдолюбовых был священническим со старинных времен, по некоторым записям
и преданиям священники Правдолюбовы известны с середины XVIII века. Уже в первом выпуске Рязанской Духовной
семинарии 1817 года числился Феодор Правдолюбов.
Сергей получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной
академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия.
В 1915 году поступил на должность псаломщика в Киеве. В том же году стал священником Спасской церкви в Слободе
Кукарке Вятской епархии. Рукоположен был епископом Вятским Никандром 26 октября старого стиля. В 1919 году был
назначен настоятелем Троицкого собора в Слободе Кукарке (город Советск Кировской области) и назначен благочинным
1-го округа Яранского уезда Вятской епархии.
Чудом остался жив при следующих обстоятельствах. В город пришел карательный отряд латышских стрелков. Ночью
пошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к собору
и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал на дом старого настоятеля,
который был в весьма преклонных летах, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старца-священника
разбудили, вывели из дома и расстреляли. К сожалению, имени его никто не записал для памяти и поминовения в
наши дни, но отец Сергий, конечно, помнил его и всегда о нем молился как о пострадавшем за Христа.
В том же году всех священников арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной
ветки. Все духовенство было уверено, что копают могилу для себя. И плакали, и молились, прося у Бога поддержки.
Потом вдруг подъехал состав из нескольких товарных вагонов и начальник прокричал:
– Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони. Вот мы и пригнали вас сюда. Ваша задача – разгрузить и закопать
четыре вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны!
Вонь, действительно, разносилась страшная. Но радость о том, что смерть прошла стороной, была велика.
В 1923 году отец Сергий с семьей переехал в Касимов. Определением архиепископа Рязанского и Зарайского Бориса
(Соколова; † 1928) с 8 сентября был назначен настоятелем Троицкой церкви в Касимове. 26 февраля 1928 года был
награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание слова Божия». По характеристике касимовского горсовета,
проповеди протоиерея Сергия приходили слушать жители города из других приходов. Он был прекрасный проповедник,
оратор, апологет, дерзновенно защищавший Бога и Его Святую Церковь.
В декабре 1929 года протоиерей Сергий был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму вместе со многими священнослужителями
города и района. Заключение длилось несколько месяцев. К Пасхе пришло неожиданное освобождение. Лишь несколько
лет назад выяснилось, что протоиерей Сергий был приговорен к двум годам заключения, но по ходатайству касимовских
прихожан был освобожден по указанию из Рязани.
По решению священномученика архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия протоиерей Сергий был награжден митрой
(указ № 583 от 4 мая 1934 года).
В эти годы полностью раскрылись таланты отца Сергия, данные ему от Бога. Он был как бы собирателем и некоторым
центром церковной и духовной жизни города. Его естественная властность вместе со смирением и простотой, сила
слова и наставления воздействовали на многих и многих людей. Его беседы со священнослужителями, приезжавшими
в Касимов, были для духовенства большой поддержкой. Отца Сергия любил слушать даже его отец – протоиерей Анатолий
Авдеевич Правдолюбов, что вызывало даже некоторую ревность его супруги – Клавдии Андреевны. Протоиерей Михаил
Андреевич Дмитрев, бывший в заключении в тюрьме вместе с отцом Сергием зимой 1930 года, говорил позднее:
– Был бы отец Сергий в тюрьме, а с ним и тюрьма не тюрьма!
Следственное дело 1935 года показывает, что осью его, вместе с делом блаженной Матроны Анемнясевской, исповедницы,
и макетом книги отца Николая, были проповеди и служение протоиерея Сергия, о чем свидетельствует стандартный
вопрос к свидетелям:
– Дайте, пожалуйста, характеристику проповедей протоиерея Сергия Правдолюбова...
Арест был, конечно, неизбежен. Характеристика отца Сергия в горисполкоме была заготовлена заранее. В ней написано:
«Сергий Правдолюбов, 42 лет, митрофорный протоиерей...» На самом деле отец Сергий получил митру в 44 года, а
не в 42. Значит, текст писался в 1932 году, за три года до ареста!
Центром жизни протоиерея Сергия безусловно является заключение и пребывание на Соловках в 1935–1940 годах. Крест
исповедничества он нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо показано в соловецких
рассказах его сына Анатолия (рассказы были опубликованы в 1999 году). Сын свидетельствует также и о том, что
отец Сергий был неким «духовным корнем, из которого все мы выросли».
После освобождения из лагеря в 1940 году отец Сергий вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была уже закрыта,
священнических мест не было. Существовал отец Сергий со своей семьей случайными требами, временным служением
в том или другом храме во время болезни штатных священников и тем, что работала его жена, Лидия Дмитриевна,
помогая прокормить большую семью.
В 1943 году отец Сергий был приглашен на освободившееся место в Никольскую церковь в Касимове, но прослужил
недолго, так как в декабре был мобилизован на трудовой фронт и направлен в Малеево в качестве сторожа инвентаря
Малеевского карьера по добыче белого камня для строительства и других нужд. Каменоломни были всегда местом работы
рабов и заключенных...
После трех лет пребывания в каменоломнях отец Сергий получил назначение настоятелем и благочинным в город
Спасск Рязанской области и с 1946 года до декабря 1947-го жил и служил в Спасске. Здесь Бог послал ему большую
радость: его сын Анатолий, пребывавший вместе с ним на Соловках, 21 июля был рукоположен во диакона и назначен
в храм к отцу для совместного служения. Однако недолго длилось это служение: протоиерея Сергия перевели в город
Лебедянь (тогда город входил в состав Рязанской области). Вместо отца в Спасске оставили сына – уполномоченный
Совета по делам религии пошел даже на это, только бы выслать отца Сергия из Спасска. Протоиерей Сергий уехал
в Лебедянь, а 7 декабря диакона Анатолия рукоположили во священника и сразу же назначили настоятелем и благочинным
Спасского округа.
Последние три года жизни отца Сергия прошли в болезнях и трудах – сказывалось заключение. 18 декабря 1950 года,
в канун дня памяти особенно чтимого отцом Сергием Святителя и Чудотворца Николая, сердце соловецкого узника
и исповедника не выдержало – и душа его отошла ко Господу. Ему было шестьдесят лет, а выглядел он на все восемьдесят.
Наставления отца Сергия бережно и свято хранились в его семье. Двое его сыновей стали священниками (двое погибли
на фронте). Влияние отца Сергия, его духовного облика, личности, сильно и сейчас – в его детях и внуках, которые
тоже стали священниками, и неразрывно связано с его исповедническим подвигом.
Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода 28 декабря 2000 года протоиерей
Сергий был прославлен как священноисповедник и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Рязанского и Касимовского
Симона и митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия 4 октября 2001 года было совершено обретение святых мощей
священноисповедника Сергия Правдолюбова в городе Лебедяни Липецкой области. 5 октября святые мощи исповедника
были перенесены в Спасскую церковь в селе Маккавеево (поселок Сынтул) Касимовского района Рязанской области,
где они готовились ко всенародному почитанию.
Пятого февраля 2002 года по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона честные мощи священноисповедника
Сергия были торжественно перенесены в Никольскую церковь в городе Касимове для временного пребывания. В день
посещения города Касимова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, 1 июля 2002 года, мощи находились
в Вознесенском соборе города. В день празднования 850-летия города Касимова, в воскресенье, 15 сентября 2002
года, митрополитом Рязанским и Касимовским Симоном было совершено торжественное освящение Троицкого храма в
Касимове, в котором священноисповедник Сергий в течение многих лет был настоятелем. Во главе с епископом Шацким
Иосифом, викарием Рязанской епархии, духовенство города и района перенесло раку со святыми мощами священноисповедника
Сергия из Никольского храма в новоосвященный Троицкий храм для постоянного пребывания.
Память священноисповедника Сергия можно совершать в день его кончины – 5/18 декабря, в день Собора Рязанских
святых – 10/23 июня, а также вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских – 25 января/7 февраля,
если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января
/ 7 февраля.
http://212.188.13.168/izdat/JMP/03/2-03/13.htm - 2 номер за 003 год
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2003
БОГОСЛОВИЕ
Моим детям и внукам.
О том, как проводить посты
и готовиться к исповеди и
приобщению Святых Христовых Таин
1944 год
Во имя Отца и Сына
и Святого Духа!
Бывают в жизни человека внезапные и сильные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает
несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожиданный удар – и вся жизнь перевернулась: человек теряет
равновесие от тяжких страданий.
Если без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то уж конечно не без воли Божией бывают эти сокрушительные
жизненные удары. Бог ведает причины каждого из них, а нам нужно твердо знать и свято верить, что это – рука
Божия, воля Божия о нас, благая и совершенная.
Трудно переносятся эти страдания, но когда проходят они, то оставляют в душе человека явственный след, свидетельствующий
о том, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу, а потому делать ее лучше,
чище, возвышенней. Недаром существует в народе нашем поговорка: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». И
посылаются Господом эти удары с благой целью – чтобы одумались забывшиеся люди, вспомнили о едином на потребу
(Лк. 10, 42), перекрестились и изменили свою жизнь. Несомненно также и то, что если бы люди не так часто и так
легко забывались, убаюканные благополучным ходом мирной и тихой жизни, то меньше было бы этих ударов, а иных
из них и вовсе не было бы... Господь с болью и состраданием посылает их, жалеет человека страдающего, но не
может иначе: огрубевает сердце человека так, что только гром заставляет иного перекреститься.
Не дожидайтесь, дорогие детки, этого грома, будьте всегда богобоязненны и благочестивы: Страшно впасть в руки
Бога Живаго! (Евр. 10, 31). Бегайте греха, как самого омерзительного и страшного чудовища. Упражняйтесь в добре
и любви к людям. Служите им, умывайте им ноги (Ин. 13, 5) – и Бог любви и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11).
Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Ему учредить
спасительные времена, нарочито устроенные к тому, чтобы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей
душе, о ее вечном спасении. Это ПОСТЫ. Святая Церковь Христова установила их четыре, расположив в течение целого
года приблизительно через равные промежутки времени: весной – Великий, летом – Петровский, осенью – Успенский,
зимой – Рождественский. Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спасению.
Не нужно закрывать уши для этих мирных, благостных призывов Божией благодати и нужно так настроить себя, чтобы
любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью.
Что такое пост? Это время, когда христианам запрещается вкушать все подряд, а разрешается есть только определенную,
так называемую постную пищу. Большинство современных христиан легко смотрит на эту заповедь церковную, считают
ее неважной – говорят: «Пустяки!» Но вспомним Писание: некогда Адаму и Еве было разрешено есть все и запрещено
вкушать плоды только с одного дерева – вовсе легкий пост. Но вот, Ева дерзновенно протянула руку к запрещенному
плоду и съела его, дала мужу – и он съел. И что получилось: от нарушения этой заповеди, по видимости легкой
и незначительной, погиб весь мир, все человечество. Для спасения людей потребовалось пролитие на Кресте, до
того бывшем ужасным орудием позорной казни, невинной и пречистой Крови Основателя и Совершителя нашей веры Господа
Иисуса Христа... Хороши «пустяки»!
Большинство современных христиан так же легко, как на пост, смотрят на то, как иногда страха ради иудейска или
по другим причинам заявляют, что они неверующие. А такой же «пустяк» случился некогда с Апостолом Петром: он
тоже на словах только сказал, что не знает человека того (Мф. 26, 72), не имеет отношения ко Христу – и получилось
ОТРЕЧЕНИЕ. Апостол Петр сразу же был исключен из числа учеников Христовых: Ангел по Воскресении велел мироносицам
сказать ученикам Его и Петру (Мк. 16, 7), что Христос воскрес. Из этих слов Ангела видно, что ученики остались
учениками, – и так называл их Ангел, – а Петр стал только Петром, был исключен из сонма Апостолов. Горький плач
Апостола Петра, продолжавшийся всю его жизнь, и строгое троекратное испытание его Христом, когда оскорбе Петр
(Ин. 21, 17), говорят о том, что вовсе не пустяк то был, а событие колоссальной важности.
Дорогие мои детки! Помните всю жизнь эти два события! Относитесь к своему христианскому званию и призванию со
всей серьезностью. Не нарушайте ни среды, ни пятницы во всю свою жизнь и никогда не стыдитесь называть себя
учениками Христа. Не стыдитесь Креста Христова и своего великого звания, но гордитесь – как говорит Апостол,
хвалитесь Крестом Христовым и званием христианина.
Пост, как уже сказано, есть время, в которое Церковь повелевает вкушать только постную пищу. Это воздержание
от пищи скоромной есть пост телесный. В телесном посте наиболее верные христианские семьи наставлены. Однако,
будучи наставленным в телесном посте и строго его соблюдая, можно не получить от этого пользы для спасения души.
В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убив
в лесу человека и ограбив его, нашел в кармане убитого хлеб и кусок сала. Он был голоден и хотел поесть хлеба
с салом, но, вспомнив, что в тот день была среда, отложил сало, сказав себе, что завтра сало съест, а сегодня
– грех: среда. Чудовищное несоответствие поста телесного и поста духовного! Литература светская изобилует образами
купцов, ставивших пудовые свечи, строго соблюдавших посты телесные, но и постом ведших свои коммерческие дела
так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли такие посты Богу? И вообще, пост ли это? Конечно, нет! Это надругательство
над постом. Постится тело, а душа не хочет воспрянуть от греховного сна.
Человек состоит из тела и души. Поэтому постящийся должен поститься не только телесно, но и духовно. Постящеся,
братие, телесно,– увещевает нас Матерь наша Святая Церковь, – постимся и духовно, разрешим всякие несправедливые
узы (союз неправды), разорвем сети насильственных долговых обязательств, раздерем всякую несправедливую запись,
дадим хлеб алчущим, и бедных, не имеющих крова, введем в свои домы, чтобы от Христа Бога получить нам великую
милость (из стихиры 1-й Недели Великого поста; прочитать 58-ю главу книги пророка Исаии).
О необходимости духовного поста хорошо сказал один из наших отечественных проповедников: «Что в том, что мы
постимся, а не исправляемся, что в том будет пользы? Одно воздержание, хотя бы и самое строгое, от скоромной
пищи, не принесет нам пользы, если мы при этом творим злые дела. Если и одним пеплом будем питаться, а от злобы
не отстанем, не спасемся. Если от хлеба воздерживаемся, а при этом гневаемся на брата и завидуем ему, то мы
уподобляемся только зверям. Ведь и они хлеба не едят, а едят мясо. Вот так же и мы: гневом, завистию, клеветою
пожираем друг друга и братий своих. Хорошо, что ты воздерживаешься от мяса и рыбы, но при этом отстань и от
гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Отстанем, братия,
от грехов наших и тогда не будем подобны скотам. Будем творить плоды добрых дел – и Ангелам уподобимся, и со
святыми получим вечную жизнь» (из древней рукописи «Измарагд»).
Мы слабы, мало заботимся о спасении души, не умеем жить по-христиански. Вот к этому нас побуждает пост – как
я уже сказал, мирный, но удар по нашей жизни. Пост установлен, чтобы отрезвить нас, заставить одуматься, пробудиться
от греховного сна: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается! – вот властный, энергичный голос
Матери нашей Церкви во дни святого поста. Если мы спали до сих пор духовно, не умели жить по-христиански, то
научимся теперь – во святые дни поста. Если не начинали еще жить по-Божьи, то начнем хотя бы отныне: Се ныне
время благоприятное, се ныне день спасения (Ис. 61, 1, 2; Лк. 4, 19). Если теперь не начнем, то когда же соберемся?
Неужели еще дальше будем испытывать Божие долготерпение? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений,
о которых я говорил вначале? Да не будет этого! Страшно впасть в руки Бога Живаго! – да и смерть у каждого стоит
за плечами...
Итак, начнем сейчас же, немедленно!
Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего, то вот, настал Великий пост – положи же доброе
начало, брось эту привычку. А если по немощи забудешься, осудишь кого, то дай себе правило положить в тот день
три земных поклона с такой молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй, такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй
мя грешного». И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твое усердие и избавит
тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит
– вот ты и получишь спасение.
Точно так поступай и во всем другом. Посетила сердце мысль нецеломудренная? Положи три поклона со словами: «Господи,
прости меня блудного», и блудным себя считай. Ведь Господь и нецеломудренный взор вменяет в блуд (Мф. 5, 27
и 28). Обманул кого-нибудь? Иди и повинись пред ним, признайся в своем обмане и проси прощения. Присвоил чужое?
Иди и возврати ему, а если это невозможно, вдвое отдай нищему. Обидел кого? Иди и примирись... Дух гордости
будет нашептывать: «Как это можно? Стыдно! Что обо мне люди подумают?» Отвечай ему: «Бога не обманешь, Он все
видит и знает. Не стыдился грешить – не буду стыдиться и каяться. Помоги мне, Господи!»
А, помилуй Бог, в больший какой грех впадешь, то принеси Богу особое покаяние, исповедуй твой грех отцу духовному,
по возможности немедленно; проси, как милости, у него эпитимии и неси ее благодушно, с великой радостью, зная,
что в этом твое спасение: ты и раскаялся и хочешь сотворить плод достойный покаяния. Непременно начни поступать
так и молись постоянно: «Господи Боже наш! Аще и ничтоже благое сотворих пред Тобою, даждь ми отныне положити
начало благое».
Трудно это? Да, очень трудно!
Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: Вы еще не до крови
сражались (Евр. 12, 4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до крови. Вот какой напряженной должна быть эта
борьба. И вообще, быть достойным на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом.
Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13, 24), – говорил Христос. И в другой раз сказал: Внидите узкими
враты (Мф. 7, 13).
Христос заповедует нам жизнь строгую, подвижническую, указывает врата на Небе узкие и тесные, путь ко спасению
трудный, прискорбный. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), – говорит Апостол
Павел. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8, 34), – говорит
и Сам Господь наш Иисус Христос. Он и Сам в жизни Своей шел крестным путем и смерть принял крестную. Видите,
и у Него путь узкий, тесный, страдальческий, крестный. Пострадал Он за нас и нам оставил образ, да последуем
стопам Его (1 Пет. 2, 21).
Апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные и за ними целый сонм верующих шли путем подвигов и скорбей,
то есть подлинным путем Христовым. И нам ОБЯЗАТЕЛЬНО идти этим путем. Другой путь есть, но он ведет в пагубу,
и множество людей им идет.
Нам же Христос сказал: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель,
и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14).
Узкий путь и тесные врата – это и есть христианское подвижничество. Это борьба с плотью, страстями и миром.
Известно, чего требует вера христианская и закон христианский, – того, что противно естественному, «ветхому»
нашему человеку; требует того, чтобы мы не жили так, как живут неверы, а сумели построить жизнь прямо противоположную.
Для истинных христиан обязательны труд, бдение, молитва, пост, покаяние, чистота душевная и телесная, вся жизнь
добродетельная и святая. Разве это легко для нашей греховной природы? Не требуется ли здесь постоянное усилие,
не требуются ли здесь постоянные подвиги?
Итак, христианство и подвиги – две вещи нераздельные. Или ты подвижник – и тогда христианин, или избегаешь подвигов,
не хочешь их совершать – и тогда ты не христианин, свернул с христианской дороги, подался на широкий путь и
легко и свободно зашагал к погибели...
Но мы хотим быть настоящими христианами, хотим и подвигов. Но в чем они? Что мы должны делать?
Пришло время поста, скажем – Великого. Семь недель, почти пятьдесят дней нельзя есть скоромного. Первая неделя,
Крестопоклонная и Страстная – особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом.
Трудно? Очень. Особенно в середине и второй половине поста. Плоть корчится, протестует, требует, чтобы ее накормили
до отвала. А ты принудь себя, одержи верх над телом, проведи весь пост как следует. И если одолеешь себя – вот
и первый твой подвиг!
Настало время молиться? Принудь себя – вот и подвиг!
Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди
– вот и подвиг!
Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста – вот и подвиг!
В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту
неохоту – вот и подвиг!
Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи – вот и подвиг!
Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца – вот и подвиг!
Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее? Отдай – вот и подвиг!
Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остановись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро –
это уже великий подвиг! Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Кто прощает врагов и молится за них, тот чудотворец».
Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись – вот и подвиг!
Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей – вот и подвиг!
Вызывает тебя мир на веселость, на игру во время поста? Останься дома – вот и подвиг!
Хочется книжку светскую почитать постом, музыку послушать, поиграть? Воздержись – вот и подвиг!
Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых,
раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь,
а с радостью – вот и подвиг, подвиг блистательный! Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и
примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах.
Этот подвиг непременно усвой, он обязательный для всех христиан. На Страшном Суде тот, кто подавал милостыню,
услышит от Господа: Приидите, благословенные... (Мф. 25, 34), а кто не подавал: Идите от Меня, проклятые...
(Мф. 25, 41). Не отговаривайся скудостью, вспомни две лепты евангельской вдовицы. Господь сказал, что она подала
больше всех богатых.
Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах? Опустись на колени и молись за них Отцу Небесному
именем Иисуса Христа, и Он окажет им помощь через других, а ты совершишь подвиг любви и милосердия.
Увидишь покойника – знакомый или незнакомый,– помолись за него – вот и подвиг! Это великая милость для умершего.
На утренних и вечерних молитвах и в церкви, молясь за знакомых и родных усопших, помяни и всех праотец, отец
и братий наших и особенно тепло помолись за тех, за кого некому помолиться,– и это подвиг! И Господь отметит
его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи мимо кладбища, не помолясь
про себя, втайне за всех, кто здесь схоронен, – это подвиг!
Шум, гам, суета житейская кругом, помолиться негде? Войди внутрь себя и тверди молитву: «Господи, Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и больше молитв прочитай – и это
подвиг! Если в этом подвиге будешь упражняться, Господь пошлет тебе неотходную, сердечно-умную, умиленную, слезную
молитву. Помни, что настоящая молитва есть дар с Неба христианину-подвижнику.
Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи: как поступить в том или в другом случае? Если будешь
поступать по ветхому человеку – пойдешь в пагубу; если будешь поступать по Закону Христову – будешь совершать
подвиги и исполнишь Христовы слова: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13, 24).
Трудно, и очень? Ничего не поделаешь! Другого пути к вечной и блаженной жизни нет.
Вот, допустим, проникнуть к твоей семье и близким в дом можно только чрез малую и очень трудно проходимую дыру,
и больше никак к ним не попадешь. Полезли бы вы в эту дыру? Полезли бы, увидели своих – и радости бы не было
конца, и дыра эта неудобная забылась бы.
Весной змея должна сменить кожу: если не сменит кожу, то умрет. И вот инстинкт сохранения жизни заставляет ее
искать кучу из хвороста и камней, и она продирается сквозь эту груду, хворост ранит ее, сдирает старую шкуру,
змея вылезает из этой груды, оставляя в ней старую кожу. Хотя она вся изранена и окровавлена, она бесконечно
довольна тем, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у нее расти новая и она останется жить.
Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти! Тем более сказано нам: Будьте мудры,
как змии (Мф. 10, 16). Будем же мудры как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь груду
христианских подвигов. Они обдерут с нас кожу ветхого человека, и в этом – залог нашего спасения. Не будем бояться
труда, пота, хотя бы и кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти. Господь поддержит
нас и скажет нам Свои великие утешительные слова: Женщина, когда раждает, терпит скорбь, потому что пришел час
ея, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь
имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин.
16, 21–22)... вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша обратится в
радость (Ин. 16, 20). В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь – Я победил мир (Ин. 16, 33).
Итак, встанем, возьмем свой крест и пойдем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь
назад, помня слова Спасителя: никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для
Царствия Божия (Лк. 9, 62). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь.
Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе
с нами – и таким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его.
Всякий, кто старается хоть сколько-нибудь жить по-христиански, наверняка замечал, как многое из того, что для
людей мира сего кажется трудным, было для него легко и приятно. Например, затащи человека мирского в храм и
заставь его простоять службу – мука будет для него. А многим из нас служба доставляет такую радость, такое облегчение,
такую помощь в трудной жизни, что мы выходим из церкви с облегчением, словно кто нас обрадовал, утешил, успокоил,
обласкал.
Многие из христиан находили великое наслаждение в самом посте телесном. Например, на Страстную, насыщенную воспоминаниями
крестных страданий Господа, не с принуждением воздерживались от пищи, но с радостью и наслаждением. На это указывал
Господь Иисус Христос: ...когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15). Не только не хочется
съесть что-либо скоромное на Страстную, но, наоборот, если бы принудили, то это было бы неподдельным страданием.
Я знаю, некоторые из христиан любят строгость святых постов, ждут их и встречают с радостью. Отчего это? Подвиги
превращаются в поведение, которое нравится, имеет в себе притягательную силу. Это именно оттого, что Христос
подошел к верному Своему ученику-крестоносцу и облегчил труд его, так что он из тяжкого превратился в желанный,
радостный.
Известно, что мученики Христовы с радостью, с неземной улыбкой на устах, с гимнами в честь Воскресшего Господа
встречали самую смерть. А это отчего? Оттого же! От той же великой помощи, которую оказывает Христос Спаситель
Своим верным ученикам: ...вы имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей
никто не отнимет у вас (Ин, 16, 22).
Вот о какой особенности христианского крестоношения не нужно забывать. Это крестоношение нераздельно с радостью
общения нашего духа с духом великого Крестоносца – Господа нашего Иисуса Христа, исполняющего Свое обетование:
Не оставлю вас сиротами, прииду к вам (Ин. 14, 18). Это христиане твердо знают, а потому с уверенностью говорят
с Апостолом Иоанном Богословом: Заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5, 3). Да и Сам Христос говорил нам это: Иго Мое
благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30).
Так совершается чудо превращения трудности христианского крестоношения в неизъяснимую легкость и радость. И
исполняются слова Христовы: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Вот
и пропадает страх перед трудностью подвигов – не одни мы понесем их тяжесть, а вместе с нами наш Великий Учитель
и Господь, Который Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18).
Вспомните, как Он Сам был оставлен в саду Гефсиманском всем миром. Он взял с Собою трех любимых Своих учеников,
но и они спали, а затем разбежались. Это испытал Спаситель наш, но нам не дает этого испытать: Где двое или
трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20),
– говорит Господь. Он не заснет, не оставит нас одних, а всегда протянет руку, когда мы будем изнемогать.
Запомним это, и тогда это воспоминание тихим радостным светом осветит нашу скорбную жизнь. Будем взывать: Господи!
спаси нас, погибаем (Мф. 8, 25) – и сейчас же ощутим протянутую руку помощи, и печаль наша в радость будет (Ин.
16, 20).
Я не останавливался подробно на телесной стороне поста. Она усвоена всеми, кто желает быть христианином, он
знает, какой род пищи, в какой пост предписывается Церковью, знает и исполняет строго и неопустительно. Не исполняют
пост лишь «обросившиеся» христиане, которых и по имени трудно назвать христианами, которые в неведении своем
и заблуждении дают пощечины Матери нашей Церкви и не слушаются ее даже в малом, не признают ни среды, ни пятницы
и никаких постов. «Пустяки,– думают они,– не то, что входит в уста, оскверняет человека (Мф. 15, 11), подумаешь,
не все ли равно, что есть?» Так, одна дама в разговоре с епископом Феофаном Затворником сообщила ему, что она
не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. «Это, конечно, вещь неважная», – сказала дама. А
епископ ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!» Вот в чем грех-то,
и грех большой – Матерь-то свою не признавать, пощечинами-то ее награждать. А кому Церковь не Мать, тому Бог
не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь – пустяки, неважная вещь!»
На духовной стороне поста я остановился нарочито подробно, потому что она не так привита в постовом быту современных
христиан. Зачастую строго блюдут телесный пост, посуду даже меняют, чтобы посудой, в которой варилось скоромное,
не оскоромиться: ее оставляют, варят в другой. А вот о необходимости такой же строгости духовного поста очень
многие даже и не подозревают. Между тем необходимо так же строго следить за духовной стороной поста, как и за
телесной. В христианских семьях старшие должны следить и за собой, и за младшими, за детьми.
Я писал выше, что для истинно христианской жизни необходимо бороться с грехом, и бороться не от случая к случаю,
а постоянно. Но если это необходимо всегда, то постом становится небодимым вдвое, втрое больше. Грех постом
приобретает как бы большую силу, усугубляется. Если вообще благочестивому [вы знаете, что чистое и непорочное
благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным
от мира (Иак. 1, 27)] необходимо всегда себя хранить неоскверненным, то постом – в особенности. Пост есть время
святое, нарочито Церковью установленное, чтобы мы проводили его, и в особенности его, свято и непорочно. Поэтому
постом, какой бы грех ни приражался, и взрослые, и дети должны с ним энергичнее, чем всегда, бороться. Рассердится
кто – нельзя, остановись: пост! Поссорился – примирись сейчас же: пост! И так во всем. Всякие греховные мысли,
настроения и дела должны пресекаться немедленно. Взрослые следят за собой сами, детей останавливают взрослые.
Орудие в руках христиан всемогущее, как всемогущ Господь, – это ИМЯ ИИСУСОВО. Это имя для вдохновителя всех
грехов, диавола, – пламенный, обоюдоострый, испепеляющий меч! Надо навыкнуть самим и приучить детей, тотчас
же по возникновении греха твердить молитву Иисусову: ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНАГО.
И не один раз, не два, а до тех пор, пока не испепелится греховное настроение и перейдет в благодатно-умиленное,
радостное, оттого что чувствует христианин, как боится этого имени сатана и как уходит он трусливо и позорно
от борца и ученика Христова, духовно поражающего его этим всемогущим оружием. Именем Господним бесы изгонялись,
больные исцелялись, мертвые воскресали. Этим именем поражай, христианин, и врага твоего спасения. Не меня послушайся,
а святого Апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Он говорит: Противостаньте диаволу, и убежит от
вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (Иак. 4, 7–8).
Так же настойчиво нужно заставлять себя совершать подвиги, творить дела милости, призирать вдов и сирот в их
скорбях. Обязанность наша эта постом увеличивается, так как Церковь требует от нас в святое время поста быть
ревностными исполнителями заповедей Христовых, с усиленной энергией творить дела милосердия. И пренебречь этим
приказанием Церкви не смеет никто из тех, кто хочет быть истинным христианином. Взрослые, заставляйте себя прежде
всего, показывайте пример младшим и учите их работать Господу с принуждением. Не забывайте, в особенности постом,
голоса Церкви: Дадим алчущим хлеб, нищия и бескровныя введем в домы.
Подведу итоги. Постом мы обязаны строго нести телесный пост и не менее строго – духовный, который, коротко,
состоит в том, чтобы мы хранили себя неоскверненными от мира, призирали вдов и сирот в их скорбях.
Если мы так истово и правильно будем проводить посты, и в особенности Великий, то, по мысли Церкви, мы приобретем
опыт истинно христианской жизни. Проживем семьдесят, шестьдесят, пятьдесят лет – этот опыт станет привычным.
Мы будем расти духовно. Незримо в сердцах наших будет устрояться Царство Божие, мы будем становиться все лучше
и лучше, по мере сил своих исполняя заповедь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).
Так мы будем приобретать спасение.
В промежутке между постами мы не должны, так сказать, духовно размагничиваться. И облегчая, и даже совершенно
оставляя, как и установила Церковь, телесный пост, мы не должны ослаблять напряженности христианской жизни:
и с грехом бороться, и дела милосердия творить, пользуясь опытом правильно проведенного поста. Чтобы мы не забывали
сладостной спасительности великопостных переживаний, Церковь мудро устроила дневные памяти каждой недели года,
которые живо напоминают нам Страстную и Пасху. Была Великая Среда, в ней вспоминалось предательство Иуды – и
в каждую неделю есть малая среда, которая тоже ознаменована постом. Есть Великая Пятница, незабываемый день
крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, – и в каждую неделю имеется малая пятница, и она тоже
ознаменовывается постом. Есть Светлое Христово Воскресение, светлый и всерадостный день Пасхи, – и в каждую
неделю есть воскресенье, и в этот день ослабляется пост даже Великим постом. Весь год, чередуясь, идут недели,
и христианский мир все время пребывает под покровом этих всесвятых и спасительных воспоминаний. Как божественно
мудро все это устроено!
Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Дом – это Церковь, а седмь столпов – это Таинства.
Истово, строго и серьезно проводя посты, мы незаметно для себя подготовливаемся к другой обязанности христианина,
которую в течение поста необходимо исполнить: это обязанность ГОВЕНИЯ. По повелению Церкви христианин должен
избрать для себя в посте одну неделю и эту неделю поговеть. Говение состоит из усиленной молитвы церковной и
домашней; отстранения (по возможности) от домашних и служебных дел, чтобы углубиться в себя, рассмотреть свою
жизнь и раскаяться во всем, что было в ней греховного; Таинства Исповеди; Таинства Приобщения Святых Христовых
Таин.
Избрав себе неделю, христианин неопустительно должен посещать храм и простаивать все службы. Молиться в храме
он должен усердно, стоять с должным вниманием и сосредоточенностью; молиться теми молитвами, которые поются
и читаются в храме. В то же время он не должен забывать основной цели своих молитв и более всего молиться о
том, чтобы Господь отверз ему дверь покаяния, чтобы Он очистил его телесный храм, весь оскверненный грехами.
Чтобы молитвами Пресвятой Богородицы наставил его на путь спасения, потому что запутался он в лабиринте постыдных
грехов; из-за лености и откладывания на потом все еще не удосужился сыскать правильного пути, а жизнь вся прожита,
а страх Страшного Суда при множестве содеянного зла заставляет его трепетать. Но надеясь на милость благоутробия
Божия, он, как Давид, вопиет: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50, 1).
Молитвами такого содержания должен молиться грешник, вступивший на путь покаяния. Недаром Церковь еще задолго
до поста поет покаянную песнь: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, – и продолжает петь ее во всю Святую Четыредесятницу.
Со слезами молясь в церкви о своем окаянстве, говеющий и дома должен усилить свою обычную молитву и непременно
молиться об отверзении дверей покаяния. Потому что если Бог не поможет, он сам, своими силами не сможет пройти
спасительного пути покаяния. Кающийся должен, насколько это возможно, устраниться от обычных житейских дел и
попечений, уединиться, чтобы, углубившись внутрь себя, осмотреть свою внутреннюю храмину, подробно обсудить
и осудить себя, возненавидеть ту удушливую греховную атмосферу, в которую погружена его бедная душа.
Всмотрись в себя внимательно, отвратись от всего худого, оплачь то, что следует оплакать, и, положив намерение
ходить по заповедям непорочно, приготовь себя слезным сокрушением ко Святому Таинству. Недостаточно осудить
себя в общих чертах. Это ошибка рядовых исповедей. Нужно спуститься до самых глубин своей греховности, нужно
иметь мужество увидеть все безобразные формы своего беззакония. Рассматривать себя без пособия трудно, особенно
на первый раз; надо иметь под руками книжку в руководство. «Всего проще, – говорит епископ Феофан Затворник,
– возьми чин исповеди в Требнике и просматривай себя по нему»; или «Вопросы на исповеди» протоиерея Григория
Дьяченко (или книжку, изданную обществом любителей духовного просвещения: «Говение по уставу Православной Церкви»).
Кроме того, читай Евангелие, особенно 5, 6 и 7-ю главы Евангелия от Матфея, послание Апостола Павла к Римлянам
с 12-й главы (и до конца), Соборное послание Апостола Иакова (все 5 глав, и другое, что есть под рукой).
Стороны, с которых следует рассматривать себя, следующие: дела или факты; лежащие под ними чувства или расположения
и (главное) общий дух жизни: кому служишь – себе, миру или Богу? Внешний ли ты только христианин или и внутренний,
то есть кланяющийся Богу духом и истиною?
Внешний христианин – обрядовер, о котором сказано: Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя,
сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя (Мф. 15, 8–9). Если ты таков был до сих пор, то переменись,
отдай Господу твое сердце, будь внутренним христианином, кланяйся Богу не телом и устами только, но духом и
истиною. Моли всеусердно Господа Иисуса Христа, чтобы Он зажег в твоем сердце огонь ревности по богоугодной
жизни, чтобы пришел Сам и вселился в твое сердце со Отцем и Духом по Его неложному обетованию: ...и Мы приидем
к нему, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
При анализе себя не следует судить других, следует держаться своей личности и предоставлять все сравнения Тому,
Кто ведает сердца и утробы. Рассмотрев себя подробно, ты почувствуешь себя растерзанным от сознания своего беззакония,
кругом виноватым и безответным пред Богом. Осуди такую свою жизнь и решись вскоре переменить ее. Это сознание
своего окаянства, своей растерзанности, своего непотребства как бы стирает в прах сердце, «сокрушает» его. Это
– спасительное сокрушение: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Нужно добиваться этого
сокрушения. Устыди себя пред людьми, Ангелами и святыми. Подосадуй на себя за оплошность; поскорби за себя ради
потерь, причиненных грехом; поболи, что оскорбил Бога, не перестававшего изливать на тебя Свои милости и тогда,
когда ты работал греху; устраши себя Страшным Судом и вечной мукою, и поплачь обо всем этом, если Господь пошлет
слезы. Сокрушение сердца слагается из всех этих чувств, из которых каждое есть то же для сердца, что удар молота
для камня... Бей по сердцу всеми этими чувствами, как молотом по камню, – и камень твоего сердца превратится
в порошок. Сердце будет сокрушено, разбито. Из него будет выбито все, что мешает спасению, все, что составляет
содержание ветхого или, что то же, греховного человеческого сердца. Оно будет мягче, удобоподвижнее ко всему,
из чего слагается истинное покаяние...
Сделал так? Сокрушил сердце? Благо тебе!
Но надо осудить себя, возненавидеть грех и возыметь твердую решимость не ходить более теми путями, какими ходили,
в корне переменить жизнь свою. Вот когда все это переживешь, всем этим переболеешь и в результате этих спасительных
переживаний будешь иметь сердце сокрушенное и смиренное, тогда иди смело на исповедь и открой свою душу Самому
Господу Иисусу Христу, Который невидимо стоит рядом со Своим учеником и твоим духовником – священником... Упади
на колени и скажи умом и сердцем: Отче! я согрешил против Неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном
Твоим, приими меня в число наемников Твоих (Лк. 15, 18–19).
Но об исповеди надо поговорить особо. Какое беспредельное счастье имеем мы, христиане, получив возможность приступать
во всякое время к сему великому Таинству! В нем заключена оставленная Господом Иисусом Христом сила отпускать
грехи, как бы велики и чудовищны они ни были. Только один Сын Человеческий Господь наш Иисус Христос имеет эту
великую власть: на земле оставлять грехи. Вознесшись на Небо, Он не захотел лишить этого великого счастья людей
и передал эту власть Церкви Своей Святой в лице ее епископов и священников. Приимите Дух Свят,– сказал Он по
Воскресении, – кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком удержите, на том удержатся (Ин. 20, 23). Епископ
и священник в Таинстве Исповеди осуществляют данную им Христом власть, когда, благословляя кающегося, говорят:
«И аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца, и
Сына, и Святаго Духа. Аминь». Вот дар, каким христиане получают на земле прощение своих грехов, как бы тяжки
они ни были. Я уже сказал и повторяю, что это подлинное и беспредельное счастье для людей.
Мы все крещены в детстве. Вырастая, приходим в сознание уже крещеными, возрожденными водою и Духом, принятыми
в Церковь по вере родителей и восприемников. В свое время в сознании своем мы не могли пережить этого великого
акта вхождения в новую жизнь, так как были младенцами, а потому каждому христианину при вступлении в сознательную
жизнь следует, во-первых, узнать, в чем заключается сущность этого великого акта, и пережить переворот сознательного
принятия его со всеми обязанностями, из него вытекающими. Раньше, до воцерковления христианских семейств, крестили
взрослых. Принимали их к Крещению не сразу, по долгом испытании и оглашении в истинах Христовой веры... Крещения
добивались те из внешних (язычники, неверующие), кто приобретал веру во Христа и твердое желание быть Его учеником.
Их долго приготовляли, строго испытывали и только после этого крестили.
Без Крещения нельзя спастись. Других дверей в Церковь Христову и Царство Небесное нет! Господь Иисус Христос
сказал Никодиму: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, то не может увидеть Царствия Божия
(Ин. 3, 3). И дальше: Если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти
есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 5–6). И еще: Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам
родиться свыше (Ин. 3, 7).
Спасение не может начаться и совершиться без второго рождения человека от воды и Духа. Вот это-то рождение и
совершается над христианином в Таинстве Святого Крещения и Миропомазания. Погруженный трижды в водную купель
и запечатленный печатью Миропомазания, христианин силою Святого Духа таинственно рождается в новую жизнь, становится
новою тварью. Навсегда отрекается от сатаны и сочетается Христу. Он уже теперь ушел из царства тьмы и вступил
в Царство Света, чтобы работать Христу и со Христом бороться с диаволом и аггелами его. В Крещении таинственно
омывается грех первородный и прощаются грехи личные, если крещается взрослый. И если бы за Крещением тотчас
следовала бы смерть, то новокрещеный, как святой, вступил бы в Царство Небесное.
Над каждым из нас совершено это великое Таинство. Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно
– по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое
рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу.
Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать
Христу: «Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою
– теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и
Господом!..»
Трагедия человека-христианина заключается в том, что он, имея поврежденную грехом природу, не может не грешить,
а грех отгоняет благодать Святого Духа. И снова погибель грозит христианину. И погиб бы он, если бы Господу
не угодно было установить на земле Таинство Исповеди, в котором человеку прощаются грехи, соделанные уже после
Крещения. Поэтому исповедь и называется баней пакибытия, то есть баней, в которой омывается грех и человек снова
делается чистым от соделанных грехов. Правда, баня эта не водная, а слезная, но очищающая и истребляющая грехи
человека совершенно. Всю жизнь до самой смерти человек, когда ему угодно, имеет возможность приступить к этому
великому Таинству и когда угодно может стать чистым от греха, таким, каким был после Крещения.
Какое же счастье для человека – установление такого Таинства! Если бы не было его, грех так оплел бы человека,
что он задохнулся бы, лишенный благодати Святого Духа!
Итак, дорожи, христианин, этим великим Таинством, чаще приступай к нему, и приступай с должным и тщательным
приготовлением. Помни, что Таинство Исповеди есть слезная баня пакибытия. Я говорю об этом так подробно для
того, чтобы вы знали, к чему вы приступаете. Посему, приготовившись так, как сказано выше, и понимая самое существо
Таинства Исповеди, приступай к Таинству со страхом и трепетом, потому что Христос невидимо стоит, приемля исповедание
твое.
Вера в то, что Сам Христос принимает исповедание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим
после исповеди чистыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается Таинство.
Перед исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай
подробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым грехом и тяжелым бременем
ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы.
Получив от Бога через священника прощение своих грехов, положи твердое намерение изменить свою жизнь, стараться
жить отныне истинно христианской жизнью. Устроившись так, ты не только очистишь свою душу от всех своих грехов,
но и приготовишь себя к величайшему Таинству Приобщения Тела и Крови Христовых. К Таинству Приобщения, кроме
вычитывания правила, не требуется особого приготовления. Приготовлением к нему служит самое говение в течение
недели и правильно проведенная исповедь. Но о самом существе Таинства Святого Причащения скажу несколько слов.
Когда Господь был на земле и учил народ и Своих учеников, Он через них и нас научил этому великому Таинству:
Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес, и дает жизнь миру
(Ин. 6, 32–33)... Я есмь хлеб жизни (Ин. 6, 48).
Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый,
сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам
за жизнь мира (Ин. 6, 49–51).
Если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища,
и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал
Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 53–57).
Иудеи соблазнились, роптали на Него, но Он их не возвратил. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы
отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 67–68). И ученики
поверили Ему и остались с Ним...
Так учил Господь о Причащении при Своей земной жизни. Накануне крестной Своей смерти, в Великий Четверг, на
Тайной Вечери, Он причастил Своим Телом и Кровию Своих учеников. И когда они ели, Иисус взял хлеб, благодарил,
благословил, преломив и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив,
подал им, и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление
грехов (Мф. 26, 26–28).
Так в первый раз христиане приобщились Святых Христовых Таин. Сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11, 24),
– сказал Господь, и ученики творили и творят сейчас. В Святой Православной Церкви за каждой Литургией повторяется
Тайная Вечеря. Предлагаемые на святой Трапезе хлеб и вино, не изменяя своего вида и вкуса, силою Духа Святого
прелагаются в Истинное Тело и Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и за каждой Литургией
верующие могут приобщаться Святых Христовых Таин точно так же, как некогда из рук Самого Спасителя на Тайной
Вечери приобщились Его ученики. Причастившись Тела и Крови Христовых, христианин принимает Самого Христа. Тело
и Кровь Христовы входят в плоть и кровь человека, и совершается чудо вселения всего Христа в человека-христианина:
Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Совершается то, о чем говорит святой
Апостол: ...не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
И еще одно чудо совершается при этом. Причастившийся Тела и Крови Христовых засеменяет в своем существе залог
воскресения в Жизнь Вечную: Ядущего Мою Плоть и пиющего Мою Кровь... Я воскрешу в последний день... (Ин. 6,
54).
Это таинственное, но действительное вхождение Господа Иисуса Христа в существо христианина соделывает то, что
христианин и живет со Христом, и умирает с Ним. С Ним же и воскреснет в последний день. Знай это, христианин!
И с подлинным страхом Божиим и живой верой приступай ко Святой Чаше, и с благоговением пей из сего Источника
бессмертия.
Отходя от Святой Чаши, имей пасхальное настроение. У тебя Пасха! Твоя личная Пасха. Ты воскреснешь в последний
день, как воскрес Христос. До вечера не становись на колени. Пусть ликует и радуется дух твой... Чаще про себя
тверди: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже!!!»
Теперь несколько слов к вам, детки мои! Отшествие мое близко! Может быть, не придется мне больше, как раньше,
самому приготовлять вас к достойному проведению поста и к этим великим Таинствам. Прошу вас и молю: строго соблюдайте
посты, никогда не ешьте скоромного ни в среду, ни в пятницу, ни в посты.
Перепишите себе каждый это мое убогое писание. Вынимайте его в каждый пост, прочитывайте и старайтесь по нему
проводить посты и приступать к великим Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Обо мне молитесь, а я о вас,
чтобы быть нам вместе с Витей, Сережей и Володенькой в Царстве нашего Небесного Отца и Господа нашего Иисуса
Христа благодатью Святого Духа. Аминь.
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ
Малеево. Каменоломни. Ноябрь 1944 года
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2003
БОГОСЛОВИЕ
Завещание соловецкого узника и исповедника
Жизненные удары, о которых говорится в завещании протоиерея Сергия Правдолюбова, были испытаны им в полной мере.
Началось со страшного 1918 года, когда отец Сергий вместе с другими священниками, согнанными в лес, копал ров,
будучи уверенным, что копает себе могилу. Тогда смерть прошла мимо, но ударила по самому дорогому и любимому
– умер маленький сынок, младенец Владимир. Смерть еще двух сыновей отец Сергий пережил во время войны. Виктор
и Сергей были убиты на фронте. Отец Сергий видел их во сне радостными, сияющими, в белых одеждах. Вот почему
он так уверенно говорит о встрече с ними именно в Царстве Небесном.
Если вернуться в его жизнь на десять лет назад, можно увидеть, как эти жизненные удары настигали его один за
другим и были приняты им как воля Божия, всеблагая и всесовершенная. В 1930 году – тюремное заключение в Касимове,
в 1935 году – снова арест, вместе с братом Николаем и сыном Анатолием.
Тяжелейшие пять лет Соловецкого лагеря особого назначения и лесоповала на материке. Постоянная тревога о судьбе
родных и близких. Тяжелее всего переживалась невозможность служить у престола Божия. А когда жизнь стала потихоньку
налаживаться и появилась возможность служить – неожиданный вызов в военкомат и отправка на трудовой фронт, в
каменоломни поселка Малеево (в десяти километрах от Касимова).
После всех этих испытаний, зная, что больное сердце скоро сведет его в могилу, не имея общения с родными, отец
Сергий решает написать что-то очень важное детям и внукам, своеобразное завещание – духовное завещание. Это
древнейший жанр, образцы которого рассыпаны в житиях святых, в византийской и русской литературе. И само слово
каменоломни, и вид Малеевских каменоломен, и пережитые испытания, вероятно, не раз обращали мысленный взор отца
Сергия к временам раннего христианства, к опыту стояния за веру древних подвижников. Невольно возвышается стиль,
уплотняются слова, чеканятся фразы, страдания и скорбь пережитого придают словам необычайную силу, исповедническую
энергию. Здесь нет никакого желания сказать что-то новое, оригинальное, никакой оглядки на постороннего читателя.
Пишется только своим, настойчиво, тревожно, со строгой любовью и решительным требованием. С фанатизмом в лучшем
смысле этого слова, ибо фанатос и есть смерть, – а слово смертника всегда имеет особую силу.
После освобождения – запрещение служить в родном городе. Последний город, приютивший и давший могилу, – Лебедянь.
До последнего вздоха – притеснения, гонения, непонимание. Смерть была освобождением – 18 декабря 1950 года упокоился
исповедник.
Завещание, по слову дедушки Сергия, было переписано, читалось каждый год, бережно хранилось. У нас, внуков,
оно всегда было на слуху. Первую его половину мы знали почти наизусть, вторая половина и читалась, и воспринималась
в детстве труднее.
Мы знали Завещание дедушки Сергия по копиям, а оригинал вернулся в нашу семью лишь около десяти лет тому назад.
С полной достоверностью установить его историю и пути продвижения нам не удалось, да и вряд ли это теперь возможно.
Будучи уверенным в том, что рукопись была неоднократно скопирована, я, рассмотрев ее, не стал сравнивать с существующими
копиями. Это была ошибка. В тексте копий не хватало около восьми страниц! Кем-то, может быть детьми, правился
и сильно редактировался текст. Все это в нынешнем издании исправлено и тексту возвращен первоначальный вид с
самыми необходимыми поправками и редактированием.
Текст, ранее опубликованный в «Журнале Московской Патриархии» (1985. № 12), не сверялся с рукописью. Нынешняя
публикация – полная.
Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ,
настоятель храма Живоначальной Троицы
в Троицком Голенищеве, в Москве,
внук священноисповедника Сергия
|