ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ТРЕТЬЕГО СОБОРА, ЕФЕССКОГО
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов в одном файле с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I.
СПб., издание С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 287-328.
Репринт: М., 1994 г. Отдельной книжкой: Сергиев Посад,
ТСЛ, 1996.
Правило 5.
Аще некие за неприличные дела осуждены святым собором, или собственными
епископами: Несторий же, и его единомышленники, вопреки правилам, по его
во всем произвольному действованию, покусилися, или покусятся возвратити
им общение с церковью, или степень священства: праведным признали мы, да
будет им сие бесполезно, и да остаются они тем не менее изверженными из
священного чина.
По правилам, собор православных епископов, как и отдельные митрополиты
и епископы, имеют право судить подчиненных им клириков и подвергать их
за безнравственные дела отлучению или извержению. Несторий и его единомышленники,
желая увеличить ряды своих приверженцев, не обращая внимания на существующие
относительно этого правила и поступая самовольно, т.е. как говорит Зонара,
"не делая разницы между тем, что допущено, и тем, что запрещено"
[54], -- принимали к себе отлученных православными епископами клириков
и восстанавливали их в прежних их иерархических степенях. Собор, обратив
внимание на это обстоятельство, постановил своим правилом, что помилование,
полученное такими клириками от неправославных епископов, не может иметь
никакого значения и что они после такового остаются опять вне церковного
общения и изверженными. В данном случае собор возобновляет древнюю норму
церкви, которую мы находим в Апостольских правилах и которой церковь придерживалась
во все века, а именно: "аще который пресвитер, или диакон от епископа
во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию
отлучившим его" (Ап. пр. 32).
В толковании первых правил мы показали ошибки, вкравшиеся в текст славянской
Кормчей, здесь же приведем дословно "толкование пяти прежде реченных
правил", находящееся после данного правила и показывающее, что ошибки
в тексте правил повторяются и в их толковании: "Егда собрашася святии
отцы на ефесстем соборе, и нецыи от митрополит отлучишася от правоверных,
и мудроваху повеления еретическая, злочестивого Нестория епископа Константиня
града, в человека верующего, и жидовская смыслящаго, и Келестина епископа
римского. Недыи же от епископ осташа, и не приидоша на собор, и не восхотеша
осудити, ни прокляти, не освященую сию и злочестивую епископу, но паче
побараху и помогаху им. Сего ради убо повеле святый собор, помогающих Несторию,
и Келестину, и тою ересь держащих, и тако смыслящих изврещи от сана, и
от церкве изринути, епископом же и презвитером, их же бе Несторий, и Келестин,
от священничества извергл, занеже право мысляху и вероваху, тем паки прияти
свой чин, такоже паки и иже от своих епископов извержени быша, за некая
злая дела, и от Нестория и от Келестина, прияти и оправдани быша, паки
не священи: и абие да извержени будут" [55].
[54] Аф. Синт., II, 198.
[55] Упом. изд., I, 90.
|