|
ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ТРЕТЬЕГО СОБОРА,
ЕФЕССКОГО.
Cм. указатель к канонам в целом.
Третий Вселенский Собор был
созван императором Феодосием II в Ефесе в 431 г. в связи с
ересью Константинопольского Патриарха Нестория, который искажал
учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение
двух естеств и называя Его Пречистую Матерь не Богородицей,
а Христо-родицей. Против него возстал Св. Кирилл Александрийский,
который сначала пытался увещевать его, а потом написал против
него свои анафематизмы. Св. Кирилл председательствовал на
Соборе, сначала, да прибытия римских легатов, будучи и представителем
Римск. Епископа. Несторий прибыл на Собор и как нераскаянный
еретик был низложен. На Соборе было 200 отцов, большею частью
восточных. Первые шесть правил, составленных Собором касаются
вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея
дисциплинарного значения.
1. Поскольку надлежало и не присутствовавшим
на святом Соборе, и остававшимся в своем месте или городе, по
некоей причине церковной или телесной, не остаться вне ведения
о том, что на нем постановлено: то извещаем вашу святыню и любовь,
что, если который областный митрополит, отступив от святого и
вселенского Собора, приложился к отступническому сонмищу, или
после присоединится, или принял Целестиево мудрование, или примет,
такой отныне не может что-либо делать против епископов своея области,
как отныне Собором от всякого церковного общения уже отверженный
и недействительный. Кроме того, он будет подлежать разсмотрению
тех самых епископов области и окрестных митрополитов, православно
мудрствующих - для совершенного извержения его из епископского
сана.
Упоминаемое в правиле "отступническое
сонмище" - это собрание епископов под возглавлением Иоанна
Антиохийского. Однако извержение из сана каждого отдельного
епископа, который примкнул бы к этой групп Собор предоставляет
суду "епископов области и окрестных митрополитов," т.е. Соборам
Автокефальных Церквей по принадлежности, оговаривая, однако,
что Соборы должны состоять из епископов "православно мудрствующих."
По замечанию Еп. Иоанна Смоленского "общая мысль правила та,
что духовная священно-начальственная власть имеет свою законную
силу только в строгом подчинении законам и учению Церкви православной,
и как скоро отступает от них, её права прекращаются (ср. Двукр.
15 и III Вселенский 31."
Собор кроме Нестория и Иоанна
в своем определении осуждает "Келестиево мудрование." Келестий
или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение
первородного греха и необходимость благодати для спасения.
Ср. Карф. 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129 и 130.
2. Если же некоторые епархиальные епископы
не присутствовали на святом Соборе, и в отступлении уже приняли,
или покусятся принять участие; или, подписав извержение Нестория,
после перешли к оступническому сонмищу: таковым, по изволению
святого Собора, должно быть совершенно чуждым священства, и изверженным
со своей степени.
Правило низлагает всех епископов,
которые примкнули бы к "отступническому сонмищу." Согласно
этому правилу областным Соборам остается только установить,
присоединились ли они к еретикам, и в утвердительном случае
признать их лишенными сана.
3. Если же некоторым из принадлежащих к
клиру в каждом городе или селе за их православный образ мышления
Несторием и его сообщниками возбранено священство: таковым мы
дали право восстановить свою степень. Вообще повелеваем, чтобы
члены клира единомыслящие с православным и вселенским Собором
отнюдь никаким образом не были подчинены епископам отступившим,
или отступающим от Православия.
4. Если некоторые из клира отступят и дерзнут
особо или всенародно держаться Несториева или Целестиева мудрствования:
святый Собор праведным признал и сим быть изверженным из священного
чина.
Зонара отмечает, что слова "особо
или всенародно" означают, что лишению сана подлежат не только
явно проповедующие ложное учение, но и те, кто придерживаются
этого учения "только для самих себя."
5. Если некоторые за свои неприличные дела
осуждены святым Собором или собственными епископами; Несторий
же и его единомышленники, вопреки правилам, по его во всем произвольному
действованию, покусился или покушается возвратить им общение с
Церковью или степень священства: то мы праведным признали, чтобы
это было им бесполезно, и да остаются они тем не менее изверженными
из священного чина.
6. Подобно же, если некие восхотели бы
каким-либо образом поколебать то, что о каждом из них решено святым
Собором во Эфесе, святый Собор определил, чтобы они, если епископы,
или принадлежат к клиру, были совершенно свержены со своей степени;
если же миряне - были отлучены от церковного общения.
7. После прочтения этого, святый Собор
определил: да не будет позволено никому произносить, писать, или
слагать иную веру, кроме определенной святыми отцами в городе
Никее со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнуть слагать
иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться
к познанию истины - или от язычества, от иудейства, или от какой
бы то ни было ереси: таковые, если они епископы, или принадлежат
к клиру, да будут чужды, епископы - епископства, а клирики - клира;
если же миряне: да будут преданы анафеме. Равным образом: если
епископы, клирики, или миряне явятся мудрствующими или учащими
тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисия изложении,
относительно воплощения единородного Сына Божия, или скверным
и развращенным Несториевым догматам, которые при сем и приложены:
да подлежат решению этого святого и вселенского Собора, то есть:
епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик
подобно да будет извержен из клира; если же мирянин: да будет
предан анафеме, как сказано.
Перед этим на Соборе был прочитан
Никейский Символ веры, а также поврежденное изложение Символа,
представленное Собору Филадельфийским пресвитером Харисием.
Правило утверждает незыблемость
Символа веры и, вместе с учением Нестория, осуждает лжеучение,
изложенное в документе представленном пресвитером Харисием.
Последний представил Собору экземпляр символа, составленного
неким Иаковом вместе с подписями обманутых им. По-видимому,
этот символ имел значительное распространение поскольку он
стал предметом суждения Собора. Еп. Иоанн Смоленский отмечает,
что настоящее правило запрещает не только вводить иную веру,
но и иное изложение веры кроме Никео-Цареградского Символа.
8. Боголюбезный соепископ Ригин и сущие
с ним благоговейнейшие епископы Кипрской области, Зинон и Евагрий
рассказали о новшестве, вводимом вопреки постановлениям Церковным
и правилам святых Апостолов, которое посягает на свободу всех.
По этой причине, поскольку общественные болезни требуют сильнейшого
врачества, как больший вред приносящие, и тем более, если и древнего
обычая не существовало, чтобы епископ города Антиохии совершал
поставления в Кипре, как письменно и словесно возвестили нам благоговейнейшие
мужи, пришедшие к святому Собору; то начальствующие во святых
Кипрских Церквах да имеют свободу, без каких-либо притензий к
ним, и без стеснения их, согласно правилам святых отцов, и согласно
древнему обычаю, сами собой совершать поставление благоговейнейших
епископов. Тоже да соблюдается и в иных областях, и по всюду в
епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал
своей власти на чужую епархию, которая прежде и сначала не была
под его рукою, или его предшественников: но если кто-либо уже
простер и насильственно себе подчинил какую-то епархию, то да
отдаст её: да не преступаются правила отцов, да не вкрадывается
под видом священнодействия надменность мирской власти; и да не
утратим постепенно и неприметно той свободы, которую даровал нам
Своей кровию Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков.
И так святому и вселенскому Собору угодно, чтобы всякая епархия
сохраняла в чистоте и без стеснения, от начала принадлежащие ей
права, согласно издревле утвердившемуся обычаю. Каждый митрополит,
для своего удостоверения, может невозбранно сделать копию этого
постановления. Если же кто-либо предложит постановление противное
тому, что ныне определено: угодно всему святому и вселенскому
Собору признать его недействительным.
Подобно 6 пр. I Всел. Собора
и 2 пр. II Всел. Собора настоящее правило ограждает границы
церквей, не допуская вмешательства одной автокефальной Церкви
в дела другой. По поводу слов "да не вкрадывается под видом
священнодействия, надменность мирской власти," Епископ Иоанн
Смоленский пишет, что в них выражаются две особенные мысли:
1) что в церковном управлении не должно быть преобладания
власти, так чтобы одна какая-либо местная власть превозносилась
над другими властями, равными ей по священной важности своих
прав, а тем менее, следовательно, над всеми поместными церквами,
которых права, по определению отцев, должны быть самостоятельны
в своих пределах и неприкосновенны; 2) что к духовному сану
церковной власти и ее священным правам не должно быть примешано
ничто мирское, чуждое ей по духу, по своим, видам и действиям,
как-то: власть светская, мирские почести, употребление мирских
средств для своих целей и т.д. Так строго древние правила
отцев ограничивали власть духовную, и так далеки были от всякой
мысли о вселенском главенстве одной какой-либо кафедры над
всею церковью" (Архим. Иоанн, Опыт курса церковного законоведения,
СПБ, 1851, II, ст. 254-255). Ср. Ап. 35; I Всел. 6; II Всел.
2; VI Всел. 39; Антиох. 9, 13 и 22; Сард. 3 и 11.
Послание Третьего Вселенского Собора к Памфилийскому
собору
Так как Богодухновенное Писание говорит: всё твори
с советом (Притч. 31:4); то тем более людям, получившим жребий
священного служения, подобает со всякою точностию творить разсмотрение
о всем, что нужно делать. Ибо с желающими так проводить жизнь
свою последует то, что они обретаются в благонадежном положении,
и как попутным ветром несутся, по направлению **желаний. Слово
сие весьма справедливо. Иногда же бывает, что горькая и несносная
скорбь, налегши на ум, сильно возмущает его, уклоняет от стремления
к должному, и располагает, как бы на нечто полезное, взирать на
неблагоприятное по существу своему. Нечто такое усмотрели мы приключившееся
благоговейнейшему и благочестивейшему епископу Евстафию. Он рукоположен,
как засвидетельствовано, по церковным правилам. Будучи же, как
сказывает, смущен некоторыми и подвергшись неожиданным обстоятельствам,
потом, по причине излишней недеятельности, утомленный борьбою
с обременившими его заботами и невозмогший отразить нарекания
своих противников, не ведаем как, представил письменное отречение
от своей епархии. Ибо ему, как однажды принявшему на себя священноначальственное
попечение, следовало удержать его с духовною крепостью, как бы
вооружиться на труды и охотно переносить труд, обещающий воздаяние.
А поскольку он показал себя единожды нетщательным, хотя это произошло
с ним более по недеятельности, нежели по нерадению и лени, то
ваше благочестие по необходимости рукоположили для управления
Церковью благоговейнейшого и благочестивейшого брата нашего и
соепископа Федораю; ибо не следовало ей вдовствовать, а Спасителеву
стаду быть без предстоятеля. И поскольку он пришел со слезами,
не город и не церковь оспаривая у вышеназванного благочестивейшого
епископа Феодора, но только прося чести и епископского звания:
то все мы возсоболезновали об этом старце, и почитая слезы его
общими всем нам, поспешили уведать: подвергся ли он законному
извержению, или токмо в некоторых неуместных поступках обличаем
был некими людьми, помрачившими его добрую славу. И мы уведали,
что ничего такового им не соделано, а главной виной ему выдвинуто
отречение от епархии. По этой причине мы не укоряем и ваше благочестие,
должным образом поставившим на его место вышесказанного благоговейнейшого
епископа Феодора. Но поскольку не подобает много порицать недеятельность
этого мужа, паче же надлежало помиловать старца, вне града, в
котором родился, и вне отеческого жилища, столь долгое время пребывавшого,
праведно судили мы и определили: без всякого прекословия иметь
ему имя и честь епископа, а также общение; с тем токмо, что бы
он не рукополагал, не занимал церкви, и самовластно не священнодействовал,
но разве когда, или пригласит с собою, или, если случится, позволит
ему брат и соепископ, по благорасположению и любви во Христе.
Если же положит о нем какой более благосклонный совет, ныне или
после этого: то и сие угодно будет святому Собору.
Это послание прежде всего устанавливает,
что правомочность судить о возможности принять прошение об
освобождении епископа от кафедры принадлежит поставившему
его Собору. Однако, Вселенский Собор в принципе осуждает отказ
епископа от своей епархии, как проявление малодушия, "ибо
ему, как однажды принявшему на себя священиоиачальствениое
попечение, следовало удерживать его с духовной крепостию."
Вселенский Собор, впрочем, предоставляет окружному Собору
вынести в порядке сиисхождения к старости и слабости митрополита
Евстафия ришение об освобождение его от должности, имея при
этом в виду, что кафедра его уже была занята другим законно
избранным Митрополитом. Самовольное оставление кафедры епископом
воспрещается 17 пр. Антиохийского Собора. Зонара в толковании
этого послания пишет: "Из соборного сиисхождения некоторые
думают выводить заключение, что епископам дано право отрекаться
от своих церквей, а архиерейство удерживать. А я думаю, что
отсюда выходить обратное заключение, именно то, что в древности
отрекающиеся теряли всё, что имели до того времени, так что
после отречения уже не имели никакого епископского права и
не назывались больше епископами." Однако, настоящее правило
не исключает права для епископа уйти на покой при физической
невозможности ему по старости или болезни управлять епархий,
но это допустимо только с разрешения Собора. Намек на право
епископа отречься от кафедры содержится в 16 пр. Двукратного
Собора. Заключительная часть Послания указывает на права находящогося
на покое епископа, чему соответствует и современная практика
Русской Церкви. Ср. Двукр. 16; Кирилла Алекс. 3.
Вернуться к описи материалов по истории
Церкви
|
|
|