ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ТРЕТЬЕГО СОБОРА, ЕФЕССКОГО
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов в одном файле с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I.
СПб., издание С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 287-328.
Репринт: М., 1994 г. Отдельной книжкой: Сергиев Посад,
ТСЛ, 1996.
Правило 4.
Аще которые из клира отступят, и дерзнуть особо, или всенародно держатися
Несториева, или Келестиева мудрствования: праведным признал святый собор
изверженным быти и сим из священнаго чина.
Как в первых двух правилах осуждаются неправославно мыслящие митрополиты
и епископы, так точно в данном правиле ефесский собор осуждает клириков,
державшихся еретического учения; при этом правило предписывает тотчас же
извергать таковых, как только станет известным, "что они придерживаются
этого учения, как говорит Зонара, частным образом и только для самих себя
или проповедуют его всенародно и учать ему других" [49].
Текст данного правила у нас совершенно отличается от того же текста в
сборнике Иоанна Схоластика, а также в сборнике Аристина и славянской Кормчей,
так, что получается совершенно иной смысл правила. У Схоластика нет слов
ή τά Κελεστίου.
так что этим правилом не осуждаются клирики, следующие пелагианству [50].
У Аристина осуждаются те клирики, которые, кроме Нестория, единомышленники
c Целестином - Εί τινες τών
κληρικών Κελεστίνψ...
συμφρονήσαιεν
[51]. В Кормчей же это правило гласит: "Аще котории причетницы Келестиновы
и Несториевы ереси повеления мудрствуют, да извергутся" [52]. Относительно
того, что во всех этих сборниках данное правило изложено ошибочно, пусть
послужит доказательством этого то, что уже было сказано нами по этому поводу
в толковании 1 правила этого собора. А что наш текст данного правила совершенно
точен и что пелагиане действительно были осуждены на этом соборе, а святитель
Целестин римский ошибочно назван еретиком, об этом, кроме всего уже сказанного
нами, свидетельствует, между прочим, еще одно послание Григория I, направленное
против пелагиан, где он говорит: "Разбирая акты ефесского собора,
мы не нашли ни слова ни об Адельфии, ни о Савве, ни о тех, ни о других,
относительно которых известно, что они были осуждены этим собором, но предполагаем,
что как были попорчены акты халкидонского собора, так точно случилось,
по всей вероятности, и с актами ефесского собора" [53]. Это и является,
как нам кажется, единственной причиной ошибочности текста у Иоанна Схоластика,
у Аристина и в славянской Кормчей.
[49] Аф. Синт., II, 197.
[50] Voelli et Justelli, Bibliotheca, II,570.
[51] Аф.Синт., II, 197.
[52] Упом.изд., I, 90.
[53] Gregor. Magn. lib. V. Ep. XV, [Migne, s. l., t. 77, col. 735, 736).
Cp. lib. VI, Ep. XXXI [Там же, col. 822, 823]. - В замечаниях на это правило
Беверегий говорит: Leo Allatius de Occidentalis et Orientalis Ecclesiae
perpetua consensione, lib. I, cap. 21, scholium ex Nicolao Hydruntino in
principio Codicis graeci manuscripti Barberini descriptum num 78 citat.,
in quo haec ipsa canonis hujus epitome recitatur; verba dignissima sunt,
quae hic apponantur: "Scholium Nicolai Hydruntini de Celestino et
Celestio, papis romanis; qui invenit in fine quarti canonis sanctae Ephesinae
Synodi, clerici qui Celestino sive Nestorio consentiunt, deponendi sunt,
hic ne legat Celestino cum n. sed Celestio sine n. namque Celestinus sanctus
erat et orthodoxus papa Romae: Celestius autem haereticus, et sic quidem
Constantinopoli inveni, in libro Theodori Balsamonis patriarchae Antiocheni.
Ille enim in sua nomocanonis expositione dicit: Tu vero inveniens in aliquibus
codicibus errorem scripturae de Celestino (pro Celestio enim Celestini
meminit) ne attenderis iis quae sic scripta sunt. Celestinus enim papa
Romanus erat ortbodoxus, ut superius dictum est; Celestius autem idem quod
Nestorius sentiens, sive haereticus". Hic observes velim, praesentem
canonis epitomen hic laudari, idque sine ulla fere varietate, ut in nostris
enimcodicibus legitur... Ubi autem Celestium aeque ac Celestinum papam
Romanum vocat, egregie fallitur. Celestinus enim papa Romanus fuit sed
non item Celestius. Hoc autem scriptori alicui, potius quam ipsi Nicolao
ascribendum videtur. ?. sive Pandectae, II, Annot., p. 106.
|