ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ТРЕТЬЕГО СОБОРА, ЕФЕССКОГО
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов в одном файле с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I.
СПб., издание С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 287-328.
Репринт: М., 1994 г. Отдельной книжкой: Сергиев Посад,
ТСЛ, 1996.
Правило 3.
Аще же некоторым из принадлежащих к клиру в каждом граде, или селе,
Несторием и его сообщниками, возбранено священство за православное мудрствование:
таковым дали мы право восприяти свою степень. Вообще повелеваем, чтобы
единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь
никаким образом, не были подчинены отступившим или отступающим от православия
епископам.
Как первое правило этого собора говорит о митрополитах, отпавших от православного
собора, а второе об епископах отступниках, так данное правило говорит об
отношении клириков к таковым митрополитам или епископам, постановляя, что
клирик, лишенный неправославным епископом сана священства за свое православное
исповедание веры, должен снова занять свою священническую степень, с которой
был свергнут незаконным образом. Отцы собора следуют в данном правиле той
общей церковной идее, нашедшей формальное выражение в 29 правиле халкидонского
собора, в силу которой изверженный без всякой вины из своего сана должен
быть немедленно восстановлен в своем прежнем достоинстве. Но они не выражают
своего предписания в безусловном смысле, т.е., что клирик может возвратить
себе это отнятое достоинство сам, и ставят это в зависимость от того, находится
ли данный клирик в согласии "с православным и вселенским собором".
Архимандрит Иоанн в толковании данного правила весьма точно передает мысль
ефесских отцев, говоря: "надобно заметить здесь, что собор не безусловно
дает клирикам право независимости от своих епископов, которых они могли
бы подозревать или обличать в неправославии: а только в таком случае дает
это право, когда сами клирики будут единомудрствовать со святым и вселенским
собором; т.е. судить о православии своих епископов они должны не по своему
только разумению и воле, но по ясному учению и определениям вселенских
отцев церкви; притом и епископов повелевает признавать неправославными
не безразлично, -- тех, которые не соглашаются с какими-либо частными мнениями,
но только тех, которые явно отступают от вселенских соборов и передаются
к противным учению их сборищам или сектам" [48].
[48] Упом. соч., II, 248.
|