ПРАВИЛА СВЯТОГО ВСЕЛЕНСКОГО ТРЕТЬЕГО СОБОРА, ЕФЕССКОГО
Cм. указатель к канонам в целом. Cм. текст
этих же канонов в одном файле с краткими толкованиями.
Данный текст с комментариями по изданию: Правила Православной
Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истрийского. Том I.
СПб., издание С.-Петербургской духовной академии. 1911 г. С. 287-328.
Репринт: М., 1994 г. Отдельной книжкой: Сергиев Посад,
ТСЛ, 1996.
Правило 2.
Аще же которые епархиальные епископы не присутствовали на святом соборе,
и в отступлении прияли, или покусятся прияти участие: или, подписав извержение
Нестория, перешли к отступническому сонмищу: таковым, по изволению святаго
собора, совершенно быти чуждым священства, и низверженным с своея степени.
первом правиле речь шла о митрополитах, отпавших от православного собора,
а в этом речь идет об епископах, подчиненных митрополиту и также отпавших.
Эти подчиненные тому или другому митрополиту епископы, означены в оригинальном
тексте этого правила словами - 'επαρχιώται
'επίσκοποι [39], а в
латинском переводе - provinciales episcopi [40]. Епархией ('επαρχία,
provincia), как мы видели, называется отдельная церковная область, подчиненная
митрополиту. Так, Макарий анкирский говорит: "Епархию составляет вся
та область, которая находится в границах митрополии, напр. ираклийскую
митрополию составляет вся Фракия, анкирскую вся Галатии, фессалийскую вся
Фессалия и т. д.; членами епархиального собора являются епископы, принадлежащие
к этой епархии и подчиненные митрополиту епархии" [41]. Поэтому митрополит
называется τής 'επαρχίας
άρχών, глава епархии (provinciae praeses):
"Епископ должен заботиться о тех, кто вверен его попечению, если же
нерадит, пусть будет заявлено об этом главе епархии - διδασκέτω
τόν τής 'επαρχίας
άρχοντα" [42]. Епископы же,
находящиеся в ведении митрополичьей области, называются в 6 правиле II
вселенского собора τής 'επαρχίας
'επίσκοποι, епархиальными
епископами (provinciae episcopi) 43]. Έπαρχιώται
называются отдельные епископы, составляющие одну митрополичью область в
20 правиле антиохийского собора, точно так же, как и в данном правиле [44].
При желании точно обозначить на нашем языке έπαρχιώται,
мы должны были бы назвать их главами епископской области, точно так же,
как митрополит должен был бы называться главою митрополичьей (или епархиальной)
области, а патриарх главою патриаршей (или диэцезальной) области. На нашем
языке ошибочно употребляются название диэцеза или епархии для обозначения
этим именем епископской области, т.е. области, подчиненной простому епископу.
Такие названия стали обычными у всех славян, но, тем не менее, их нельзя
назвать правильными. - Ошибочно и то, что епископы, подчиненные митрополиту,
называются и у нас [45] заимствованным нами иностранным словом суффраганов
(suffraganeus). Суффраганом называется всякий клирик, обязанный помогать
(suffragari) своему старейшине [46]. В общем смысле суффраган означает
викария, коадъютора, или - как некогда у римлян - их episcopos in partibus
infidelium. Если на западе после декрета Грациана название суффраганов
присвоено епископам, подвластным митрополиту [47], -- то может ли это служить
примером для нас, называющих своих епископов суффраганами митрополита и
прилагающих ничем неоправданное установление к нашему иерархическому устройству,
когда, помимо того, что это в каноническом римском праве противоречит духу
вселенской, кафолической церкви, мы знаем, что отношения между митрополитом
и епископом у них не могут даже в малом сравниться с теми отношениями,
которые существуют между таковыми у нас на основании древней церковной
практики?
Ефесский собор упоминает, следовательно, в данном правиле έπαρχιώται
после митрополита, и, лишая их священства, провозглашает их изверженными,
если они окажутся отступниками от православного собора, не взирая на то,
было ли; это их отступничество по времени прежде или после осуждения Нестория.
Различие в осуждении данного правила и первого то, что здесь осуждаются
не только те, которые с самого начала перешли на сторону еретиков, но и
те, которые, подписав однажды определение собора против Нестория, впоследствии
отступили от собора и присоединились к сборищу Иоанна.
[39] Аф. Синт., II,195.
[40] Beveregii, ?. sive Pandectae, I, 100. Cp. Pitra, упом. изд., I,
516.
[41] Contra Barlaamum et Acyndynum. Cap. XIX, -- Cp. Suiceri, Thesaurus
eccl. gr. t. I, col. 1159.
[42] Debet episcopus eorum curam gerere, qui sunt in custodia: et siqnidem
eos negligi viderit, praesidem provinciae de hoc moneat. Collect. const.
eccl. ex. lib. I. Cod. Justin. in Paratit, tit. III.
[43] Аф.Синт., II, 180.
[44] Аф.Синт., III, 162.
[45] Т.е.в пределах Австро-Угрии. Ред.
[46] У Алкуина (Oper. p. 1160) читаем: Suffraganeus est nomen mediae
significationis; ideo nescimus, quale fixum ei apponere debeamus, aut presbyterorum,
aut abbatum, ant diaconorum, aut caeterorum graduum inferiorum, si forte
episcoporum nomen, qui aliquando vestrae (пишет императору) civitati subjecti
erant, addere debemus.
[47] Causa III, qu. 6. Causa IX, qu. 3.
|