Официальное коммюнике ЭАПЦ в связи с противоречивыми суждениями, порожденными участием её делегации в православно-католическом диалоге в Равенне. 23 октября 2007 года, Таллинн
См. библиографию. Эстония.
Автономия Эстонской Православной Церкви, официальная аббревиатура названия которой на эстонском языке звучит как EAOK (Апостольская Православная Церковь Эстонии), была ей предоставлена Вселенским патриархатом в 1923 году, вскоре после ратификации Тартусского мирного договора с Россией от 2 февраля 1920 года, по которому Россия признавала независимость Эстонии. Однако совсем недавно мы видели явный пример того, что российские власти, как светские, так и церковные, открыто оспаривают этот факт. По их суждениям получается, что эстонское государство возникло лишь в 1991 году, советская армия никогда не оккупировала Эстонию, а напротив, освободила ее от нацизма. И Эстония по-прежнему остается канонической территорией Московского патриархата, несмотря на то, что эта страна никогда не входила в границы, определенные Томосом от 1589 года, предоставляющим автокефалию Русской Церкви.
В соответствии с Томосом от 1923 года, начиная с 1923 и вплоть до 1941 года, все православные в Эстонии, как эстонцы, так и русские, принадлежали к единой Церкви, а именно к ЭАПЦ. Однако 30 марта 1941 года митрополит Александр был вызван в Москву и принужден к подписанию декларации о подчинении Эстонской Церкви Московскому партиархату и ее возвращении в "лоно церкви-матери" (sic) . Этот документ, несмотря на давление со стороны тогдашних властей, никогда не мог быть утвержден церковными властями ЭАПЦ, и 30 декабря 1942 года митрополит Александр в открытом письме за № 191 отозвал свою подпись под данной декларацией, которая была поставлена под давлением.
В 1944 году митрополит Александр был вынужден вместе с 22 другими клириками ЭАПЦ, а также 8 тыс. верующих, эмигрировать в Швецию, где он и скончался в 1957 году.
9 марта 1945 года Московский патриархат при поддержке советских властей начал жестокую и противоречащую каноническим нормам деятельность по лишению автономии ЭАПЦ и созданию на ее месте епархии, непосредственно ему подчиняющейся. Но даже несмотря на такие действия, так и не удалось уничтожить всех следов существования ЭАПЦ. В 1978 году нынешний Патриарх Алексий II, тогда отвечавший за Эстонскую епархию, направил письмо непосредственно в Константинопольский патриархат с требованием отозвать Томос 1923 года "во имя экклезиального единства" (sic). В своем ответе, имея в виду политическую ситуацию в Эстонии, Патриарх Константинопольский согласился лишь приостановить действие Томоса (13.04.79) на территории Эстонии, однако отнюдь не в отношении эстонцев, находившихся в эмиграции.
В 1991 г. Эстония вновь обрела независимость. Действие Томоса об автономии возобновлено 24.02.1996 года Вселенским патриархом. Одновременно в соответствии с принципами церковной "ойкономии" Константинопольский патриархат признал возможность для РПЦ МП продолжения юрисдикционного существования в Эстонии (соглашение в Цюрихе от 22.04.1996 г) в надежде на то, что однажды в Эстонии вновь появится единая Православная Церковь, подобно тому, как это было до 1945 года. После стольких лет страданий, вызванных многочисленными преследованиями, жертвой которых и стала Эстонская Православная Церковь, ЭАПЦ желает ныне только одного: жить в мире и согласии с братьями из Московского патриархата, с тем, чтобы давать совместное свидетельствование о Христе и Его Церкви в Эстонии.
Вопреки постоянно распространяемым Московским патриархатом утверждениям, следует уяснить, что блаженной памяти Патриарх Московский Тихон (Белавин) признал широкую автономию для эстонских православных в рамках епархии, и касалась она, прежде всего, вопросов, связанных с душпастырской, образовательной деятельностью, а также с экономическими проблемами.. Однако он никогда не огласил Томоса, провозглащающего подлинную и каноническую автономию. В связи с этим единственным актом, признающим автономию Эстонской Православной Церкви является Томос 1923 года.
Опубликовано на портале "Wiara.pl"
Перевод "Портала-Credo.Ru" |