|
К оглавлению
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Молитвенная жизнь
|
|
|
|
Молитва - это жизнь нового сердца. Она должна постоянно
оживлять нас. Мы же забываем Того, Кто есть наша Жизнь и наше Все. Именно поэтому
духовные Отцы, в традиции Второзакония и пророков, настаивают на молитве как на
"воспоминании Бога", как на частом пробуждении "памяти сердца". "Надо вспоминать
Бога чаще, чем дышишь". Но невозможно молиться "во всякое время" без сознательной
молитвы в определенные моменты: такие моменты являются высшими пунктами христианской
молитвы по интенсивности и продолжительности.
|
2697 |
Предание Церкви предлагает верующим молитвенные ритмы,
предназначенные для того, чтобы питать постоянную молитву. Некоторые из них имеют
ежедневную периодичность: утренняя и вечерняя молитвы, молитвы перед едой и после
нее, Литургия Часов. Воскресенье, центром которого является Евхаристия, освящается
главным образом молитвой. Круг литургического года и входящие в него великие праздники
определяют основные ритмы молитвенной жизни христиан.
|
2698 |
Господь ведет каждого человека таким образом и теми путями,
какие Ему угодны. Каждый верующий, со своей стороны, отвечает Ему в соответствии
с уверенностью своего сердца и индивидуальными формами выражения своей молитвы.
Тем не менее христианская традиция хранит три основных формы выражения молитвенной
жизни: устную молитву, медитацию и мысленную молитву. Они имеют одну общую черту:
сосредоточение сердца. Это бодрствование ради того, чтобы хранить слово Божие
и жить в присутствии Бога, делает упомянутые три проявления молитвы кульминационными
моментами молитвенной жизни.
|
2699 |
Статья первая
Формы выражения молитвы
|
|
I. Устная молитва
|
|
Словом Своим Бог говорит к человеку. В словах - мысленных или устных
- воплощается наша молитва. Но важнее всего, чтобы сердце принадлежало Тому, к
Кому обращена наша молитва. "Будет ли наша молитва услышана, зависит не от количества
слов, а от усердия наших душ".
|
2700 |
Устная молитва является неотъемлемой принадлежностью христианской
жизни. Иисус учит апостолов, которых привлекала молчаливая молитва их Учителя,
устной молитве: Отче наш. Он молился не только богослужебными молитвами синагоги;
Евангелия показывают нам, как Он возвышает голос для того, чтобы высказать Свою
личную молитву, от ликующего благословения, обращенного к Отцу, до скорби в Гефсимании.
|
2701 |
Необходимость приобщить чувства к нашей внутренней молитве
соответствует потребностям нашей человеческой природы. Мы состоим из тела и духа
и испытываем нужду придать нашим чувствам внешнее проявление. Надо молиться всем
существом, чтобы придать нашему молению всю возможную силу.
|
2702 |
Эта необходимость соответствует и божественному требованию.
Бог ищет тех, кто будет поклоняться Ему в духе и истине, а следовательно, Он хочет
живой молитвы, которая возносится из глубин души. Он желает и внешнего выражения,
когда тело вовлекается во внутреннюю молитву, чтобы эта молитва была воздаянием
почести во всем том, на что Он имеет право.
|
2703 |
Устная молитва является внешним и полностью человеческим
выражением молитвы, поэтому она есть по сути своей молитва всенародная. Но внутренняя
молитва, в свою очередь, не исключает молитвы устной. Молитва становится внутренней
в той мере, в какой мы осознаем, "с Кем говорим". Тогда устная молитва становится
первой формой молитвы созерцательной.
|
2704 |
II. Медитация
|
|
Медитация - это прежде всего поиск. Дух ищет понимания христианской
жизни, ее "почему?" и ее "как?" - чтобы приобщиться тому, чего просит Господь,
и ответить на Его просьбы. Для медитации нужно внимание, которое нелегко дисциплинируется.
Обычно медитация осуществляется с помощью книги, и у христиан нет в них недостатка.
Медитации могут способствовать Священное писание, и особенно Евангелие, святые
иконы, литургические тексты дня или времени года, творения духовных Отцов, труды
о духовной жизни, великая книга творения и столь же великая книга истории - страница
"Нынешнего дня" Бога.
|
2705 |
Медитация ведет к тому, что мы усваиваем прочитанное и
примеряем его к себе. Здесь открывается иная книга: книга жизни. От мыслей мы
переходим к реальности. В меру смирения и веры мы открываем в ней движения, которые
волнуют сердце, и учимся их распознавать. Речь идет о том, чтобы действовать по
правде для того, чтобы прийти к Свету: "Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал?"
|
2706 |
Методы медитации настолько же разнообразны, насколько
различны духовные наставники. Христианин должен испытывать потребность в постоянной
медитации, иначе он похож на почву в первых трех случаях притчи о сеятелей Но
любой метод - это только руководство; важно двигаться вперед, при содействии Духа
Святого, единственным путем молитвы; этот путь - Христос Иисус.
|
2707 |
Медитация побуждает к работе мысль, воображение, эмоции
и желания. Такая мобилизация необходима для углубления убежденности в вере, для
обращения сердца и укрепления решимости следовать за Христом. Христианская молитва
отдает предпочтение медитации о "тайнах Христа", как в божественном чтении (lectio
divina) или в Розарии. Эта форма молитвенного размышления имеет большое значение,
но христианская молитва должна стремиться дальше - к познанию Господа Иисуса в
любви, к единению с Ним.
|
2708 |
III. Мысленная молитва
|
|
Что такое мысленная молитва? Св. Тереза Иисусова отвечает: "Мысленная
молитва, по моему мнению, есть только близкое дружеское общение, когда часто беседуешь
один на один с Богом, о Котором знаешь, что Он тебя любит".
Мысленная молитва ищет Того, "Которого любит душа моя" (Песн 1,7). Это Иисус и
- в Нем - Отец. Мы ищем Его, потому что желание Бога всегда - начало любви, и
ищем Его в чистой вере, той, благодаря которой мы от Него рождаемся и в Нем живем.
В мысленной молитве возможна такая медитация, но взор обращен к Господу.
|
2709 |
Выбор времени и продолжительности мысленной молитвы зависит
от решимости воли, раскрывающей тайны сердца. Не должно быть так, что мы молимся,
когда есть на то время: надо находить время для того, чтобы быть в распоряжении
у Господа, с твердой решимостью - не отнимать у Него этого времени по пути, независимо
от испытаний и сухости встречи. Не всегда можно предаваться медитации, зато всегда
можно вступать в мысленную молитву, независимо от состояния здоровья, дел или
эмоций. Сердце есть место поиска и встречи, в нищете и в вере.
|
2710 |
Вхождение в мысленную молитву аналогично вхождению в Евхаристическую
литургию: "сосредоточиться" сердцем, собраться всем нашим существом под действием
Святого Духа, находиться в обители Господней, какой мы являемся, пробудить веру,
чтобы войти в присутствие Того, Кто нас ожидает, сбросить наши маски и обратить
наше сердце к любящему нас Господу, чтобы предать себя Ему как приношение, которому
надлежит очиститься и преобразиться.
|
2711 |
Мысленная молитва есть молитва детей Божиих, прощенного
грешника, согласного принять любовь, которой он возлюблен, и желающего в ответ
еще больше возлюбить. Но он знает, что его ответная любовь - это любовь, которую
Святой Дух излил в его сердце, ибо всякая благодать от Бога. Мысленная молитва
- это предание себя в смирении и нищете любящей воле Отца во все большем и большем
единении с Его Возлюбленным Сыном.
|
2712 |
Итак, мысленная молитва - это самое простое выражение
тайны молитвы. Мысленная молитва - дар, милость, которая может приниматься только
в смирении и нищете. Мысленная молитва - это союз, установленный Богом в глубине
нашего существа. Мысленная молитва - это общение: ею Святая Троица преображает
человека - образ Божий - "в Свое подобие".
|
2713 |
Мысленная молитва по своей сути также - высшее проявление
молитвы. При мысленной молитве Отец дает нам "крепко утвердиться Духом Его во
внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца наши, чтобы мы были укоренены
и утверждены в любви" (см. Еф 3,16-17).
|
2714 |
Созерцание - это взор веры, сосредоточенный на Иисусе.
"Я гляжу на Него, а Он глядит на меня", сказал крестьянин из села Аре, молившийся
перед Святыми Дарами, святому настоятелю своего прихода Жану Мари Вианне. Такое
внимание, обращенное на Него, есть отказ от своего Я. Его взор очищает сердце.
Свет взора Иисуса просвещает очи нашего сердца; он помогает нам научиться все
видеть в свете Его истины и Его сострадания ко всем людям. Созерцание обращено
также к тайнам жизни Христа. Оно учит "внутреннему познанию Господа", чтобы любить
Его и лучше следовать за Ним.
|
2715 |
Мысленная молитва - это слушание слова Божия. Далеко не
будучи пассивным, это слушание является послушанием веры, с безусловностью принятия,
как у слуги, и с любовным согласием, как у сына. Мысленная молитва - участие в
согласии Сына, ставшего Слугой, в согласии Его смиренной Служанки: "да будет Мне
по Слову Твоему".
|
2716 |
Мысленная молитва - это безмолвие, "символ мира грядущего"
или "безмолвная любовь". Слова в мысленной молитве - не речи, но соломинки, которые
поддерживают огонь любви. В этом молчании, невыносимом для "внешнего" человека,
Отец говорит нам Свое воплощенное Слово, страждущее, умершее и воскресшее, и в
нем Сыновний Дух дает нам участвовать в молитве Иисуса.
|
2717 |
Мысленная молитва становится единением с молитвой Христа
в той мере, в какой она позволяет участвовать в Его тайне. Тайна Христа совершается
Церковью в Евхаристии, и Дух Святой дает жить этой тайной в мысленной молитве,
чтобы через любовь она была явлена в действии.
|
2718 |
Мысленная молитва - живоносное общение любви ко многим
людям в той мере, в какой она - согласие обитать в "ночи" веры. Пасхальная ночь
воскресения Христова приходит через ночь агонии и погребения. Это - те три главных
момента "часа Иисусова", которые Его Дух (а не тело, которое "немощно") животворит
в мысленной молитве. Нужно согласиться "один час бодрствовать с Ним".
|
2719 |
КОРОТКО
|
|
Церковь приглашает верных к регулярной молитве: ежедневным
молитвам, Литургии Часов, воскресной Евхаристии, праздникам литургического года.
|
2720 |
Христианской традиции известны три важнейших
формы молитвенной жизни: устная молитва, медитация и мысленная молитва. Их общей
чертой является собранность сердца.
|
2721 |
Устная молитва, основанная на соединении тела
и духа в человеческом естестве, присоединяет тело к внутренней молитве сердца;
пример устной молитвы дан Христом, Который молился Отцу и научил Своих учеников
молитве "Отче наш".
|
2722 |
Медитация - это молитвенный поиск, который
побуждает к работе мысль, воображение, эмоции и желания. Она имеет целью в вере
усвоить данную тему, в соотношении с реальностью жизни.
|
2723 |
Мысленная молитва - это простое выражение
тайны молитвы. Она представляет собой взор веры, сосредоточенный на Иисусе, слушание
слова Божия, безмолвную любовь. Мысленная молитва приобщает к молитве Христа в
той мере, в какой она дает нам участвовать в Его тайне.
|
2724 |
Далее
|
|
|