|
К оглавлению
Статья вторая
Молитва как борьба
|
|
Молитва - это дар благодати и решительный ответ с нашей
стороны. Она всегда требует усилия. Великие молитвенники Ветхого Завета, до Христа,
равно как Матерь Божия и святые, учат нас вместе с Иисусом: молитва - это битва.
Против кого? Против нас самих и против козней искусителя, который делает все,
чтобы отвратить человека от молитвы, от единства с Богом. Мы молимся так, как
мы живем, - потому что мы живем так, как мы молимся. Если мы не хотим постоянно
действовать в Духе Христа, мы не можем постоянно молиться во имя Его. "Духовная
брань" новой жизни христианина неотделима от молитвенной битвы.
|
2725 |
I. Возражения против молитвы
|
|
В молитвенной борьбе нам приходится сталкиваться - в себе самих и в
других людях - с ошибочными концепциями молитвы. Некоторые видят в молитве некую
психологическую операцию, другие - стремление сосредоточиться для того, чтобы
достичь умственного вакуума. Кто-то кодифицирует молитву как ритуальные жесты
и слова. В подсознании многих христиан молитва - это занятие, несовместимое со
всем тем, что им надо делать: у них нет времени. Те, кто ищет Бога через молитву,
быстро приходят в уныние, потому что они не знают, что молитва приходит и от Духа,
а не от них одних.
|
2726 |
Нам также приходится сталкиваться с мышлением "мира сего";
и оно проникает в нас, если мы не бодрствуем. К примеру, правда - якобы лишь то,
что проверено разумом и наукой (а ведь молитва - это тайна, которая выходит за
грани нашего сознания и нашего подсознания); правда - это якобы ценности производства
и доходности (а молитва не производительна и следовательно бесполезна); критерии
правдивости, добра и красоты - это якобы чувственность и удобства (а молитва,
"добролюбие" [филокалия], есть пламенная любовь к славе Живого и Истинного Бога);
молитву представляют как бегство от мира, противопоставляя ее чрезмерной страсти
к деланию (в то время как христианская молитва не есть уход из истории или развод
с жизнью).
|
2727 |
Наконец, в нашей битве нам приходится столкнуться с тем,
что ощущается нами как наши неудачи в молитве: уныние перед лицом нашей черствости;
печаль от того, что мы не все отдаем Господу, ибо у нас "большое имение"; разочарование,
потому что наша просьба не выполнена так, как мы сами того хотели; раны, нанесенные
нашей гордыне, которая упорствует в недостойности нашей греховности; аллергия
на безозмездность молитвы и т.п. Вывод всегда один и тот же: чего ради молиться?
Чтобы преодолеть эти препятствия, нужно бороться, дабы обрести смирение, доверие
и постоянство.
|
2728 |
II. Смиренное бодрствование сердца
|
|
Перед лицом трудностей молитвы
|
|
Обычной трудностью в нашей молитве бывает рассеянность. Она может распространяться
на слова и их смысл во время устной молитвы; она может распространяться - более
глубоко - и на Того, Кому мы молимся в устной молитве (литургической или личной),
медитации и мысленной молитве. Пытаться изловить поводы для рассеянности - значит
попасть в их ловушку, в то время как надо всего лишь взглянуть в наше собственное
сердце. Рассеянность открывает нам то, к чему мы привязаны, и смиренное осознание
этого пред Господом должно пробудить нашу любовь, чтобы отдать предпочтение Ему,
решительно даруя Ему наше сердце, чтобы Господь очистил его. Здесь происходит
битва - выбор Господина, Которому мы служим.
|
2729 |
В положительном смысле борьба с нашим Я, стяжательным
и властолюбивым, это бодрствование, трезвение сердца. Когда Иисус настаивает на
бодрствовании, оно всегда соотнесено с Ним, с Его пришествием - в последний день
и во всякий день: "ныне". Жених приходит в полночь; свет, который не должен угаснуть,
- это свет веры: "Сердце мое говорит от Тебя: "Ищите лица Моего"" (Пс 27,8).
|
2730 |
Другой трудностью, особенно для тех, кто искренне желает
молиться, является сухость. Она свойственна мысленной молитве, если сердце безучастно,
не ищет мыслей, воспоминаний и чувств даже духовного характера. Это момент чистой
веры, которая остается с Иисусом во время агонии и во гробе: "Если пшеничное зерно
умрет, то принесет много плода" (Ин 12,24). Если сухость происходит из-за того,
что нет корня, потому что слово упало на камень, борьба связана с обращением.
|
2731 |
Перед лицом искушений в молитве
|
|
Наиболее обычным и наиболее потаенным искушением является недостаток
веры. Он в меньшей степени выражается декларируемым неверием, нежели каким-то
фактическим предпочтением. Когда мы начинаем молиться, тысячи дел и забот, которые
кажутся срочными, становятся приоритетными; это опять же момент правдивости сердца
и предпочтения в любви. Вот мы обращаемся к Господу как к последнему прибежищу:
но истинно ли мы в Него веруем? Вот мы держимся Господа как союзника, но сердце
по-прежнему самонадеянно. Во всех случаях недостаток веры открывает нам, что мы
еще не обладаем смиренным расположением сердца: "Без Меня не можете делать ничего"
(Ин 15,5).
|
2732 |
Другое искушение, которому самонадеянность открывает дверь,
это уныние. Духовные Отцы подразумевают под унынием некую форму депрессии, вызванную
ослаблением аскезы и бодрствования, небрежением сердца. "Дух бодр; плоть же немощна"
(Мф 26,41). Чем больше высота, с которой падаешь, тем больнее падение. Мучительный
упадок духа является обратной стороной самонадеянности. Смиренный человек не удивляется
своей беде; она ведет его к большему доверию, к твердому сохранению постоянства.
|
2733 |
III. Сыновнее доверие
|
|
Сыновнее доверие подвергается испытанию и проявляется в скорбях. Главная
трудность касается просительной молитвы за себя или за других в молитвенном ходатайстве.
Бывает, что люди даже прекращают молиться, потому что, по их мнению, Бог не внял
их прошению. В этой связи возникают два вопроса: почему мы считаем, что наша молитва
не услышана? каким образом наша молитва оказывается "действенной", как она услышана?
|
2734 |
Почему мы жалуемся на то, что мы не услышаны?
|
|
Для начала следовало бы констатировать одно удивительное обстоятельство.
Когда мы славим Бога или вообще благодарим Его за благодеяния, мы не очень задумываемся
о том, насколько приятна Ему наша молитва. Но, наоборот, когда мы просим, мы обязательно
требуем видимого результата. Итак, каков же он - образ Бога, мотивирующий нашу
молитву: средство, которое мы используем, - или Отец Господа нашего Иисуса Христа?
|
2735 |
Убеждены ли мы, что "мы не знаем, о чем молиться, как
должно" (Рим 8,26)? Просим ли мы у Бога "подобающих благ"? Отец наш знает, что
нам нужно, прежде, чем мы попросим у Него, но Он ждет нашего прошения, потому
что достоинство Его детей - в их свободе. И надо молиться с Его Духом свободы,
чтобы уметь истинно познавать Его волю.
|
2736 |
"Не имеете, потому что не просите. Просите и не получаете,
потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак
4,2-3). Если мы просим сердцем раздвоенным, сердцем "прелюбодеев" (Иак 4,4), Бог
не может внять нам, потому что Он желает нам добра, желает нам жизни. "Или вы
думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, Которого Он ниспослал
в нас?" (Иак 4,5). Бог наш ревнует нас, и это - знак истинности Его любви. Войдем
же в желание Его Духа, и мы будем услышаны:
|
2737 |
Пусть не удручает тебя, если ты немедленно
не получаешь от Бога то, чего просишь у Него; ведь Он хочет сотворить тебе еще
большее благо через постоянство твоего стремления обитать с Ним в молитве. Он
хочет, чтобы наше желание было испытано молитвой. Так, Он располагает нас к принятию
того, что Он готов нам дать.
|
|
Каким образом наша молитва становится действенной?
|
|
Откровение молитвы в домостроительстве спасения учит нас, что вера
опирается на действие Бога в истории. Сыновнее доверие порождено тем, что есть
фундаментальное Божие действие: страданиями и воскресением Его Сына. Христианская
молитва есть содействие Божественному Провидению, замыслу любви Бога к людям.
|
2738 |
У св. апостола Павла это доверие дерзновенно, оно основано
на молитве Духа в нас и на верной любви Отца, Который даровал нам Своего Единородного
Сына. Преобразование молящегося сердца есть первый ответ на нашу просьбу.
|
2739 |
Молитва Иисуса делает христианскую молитву действенной
просьбой. Иисус - образец христианской молитвы. Он молится в нас и с нами. Если
сердце Сына ищет только того, что угодно Отцу, может ли сердце детей усыновления
привязываться к дарам больше, чем к Дарителю?
|
2740 |
Иисус молится и о нас, становясь на наше место и в нашу
пользу. Все наши просьбы были однажды собраны воедино в Его вопле на кресте и
исполнены Отцом в Его воскресении. Именно поэтому Он не перестает ходатайствовать
за нас пред Отцом. Если наша молитва решительно едина с молитвой Иисуса в доверии
и сыновнем дерзновении, мы получим все, о чем просим во имя Его, и гораздо более
того - Самого Духа Святого, содержащего все дары.
|
2741 |
IV. Постоянство в любви
|
|
"Непрестанно молитесь" (1 Фее 5,17), "благодаря всегда за все Бога
и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф 5,20), "живите в молитве и прошениях;
молитесь во всякое время в Духе; тем поддерживайте непрестанное бодрствование
и ходатайствуйте о всех святых" (Еф 6,18). "Нам не заповедано постоянно трудиться,
бодрствовать и поститься, но закон для нас - непрестанная молитва". Только от
любви может происходить этот неугасимый пыл. Молитвенная битва против нашей косности
и нашей лени есть битва смиренной любви, доверчивой и постоянной. Эта любовь открывает
наши сердца трем очевидным данностям веры, светозарным и животворящим:
|
2742 |
Всегда можно молиться: время христианина - это время воскресшего
Христа, Который "снами во все дни" (Мф 28,20), несмотря на все бури. Наше время
в руке Божией:
|
2743 |
Возможно даже на рынке или во время уединенной
прогулки творить частую и усердную молитву; сидя в ваших лавках, покупая или продавая
или даже готовя пищу.
|
|
Молитва - жизненная необходимость. Доказательство от противного не
менее убедительно: если мы не позволяем Духу руководить нами, мы вновь впадаем
в рабство греху. Как же может Святой Дух быть "нашей Жизнью", если сердце наше
удалилось от Него?
|
2744 |
Молитва ценнее всего; она делает возможным
невозможное, легким трудное. Невозможно, чтобы человек, который молится, был способен
грешить.
Кто молится, определенно спасается; кто не молится, определенно обрекает себя
на осуждение.
|
|
Христианская молитва и христианская жизнь неотделимы друг от друга,
ибо та и другая основываются на одной и той же любви и на одном и том же самоотречении,
которое происходит из любви; на одном и том же сыновнем и полном любви сообразовании
себя с замыслом любви Отца; на одном и том же преображающем единении в Духе Святом,
всегда делающем нас более сообразными Христу Иисусу; на одной и той же любви ко
всем людям - той любви, которой возлюбил нас Иисус. "Чего ни попросите от Отца
во имя Мое, Он даст вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга" (Ин 15,16-17).
|
2745 |
Тот молится непрестанно, кто соединяет молитву
с делами и дела с молитвой. Только так можно считать выполнимым правило непрестанно
молиться.
|
|
Молитва Часа Иисусова
|
|
Когда приходит Его час, Иисус молится Отцу. Его молитва
- самая продолжительная из всех, какие доносит до нас Евангелие, - охватывает
все домостроительство творения и спасения, равно как Его смерть и Его воскресение.
Молитва Часа Иисуса всегда остается Его собственной молитвой, как Его Пасха, наступившая
"однажды для всех", присутствует всегда в литургии Его Церкви.
|
2746 |
Христианская традиция справедливо называет эту молитву
"первосвященнической" молитвой Иисуса. Она - молитва нашего Первосвященника; она
неотделима от Его жертвы, Его "исхода" (Пасхи) к Отцу, когда Он полностью "посвящен"
Отцу.
|
2747 |
В этой пасхальной, жертвенной молитве все "соединено во
Христе как в главе": Бог и мир, Слово и плоть, жизнь вечная и время, отдающая
себя любовь и грех, предающий ее, нынешние ученики и те, кто уверует в Него по
слову их, уничижение и слава. Это - молитва Единства.
|
2748 |
Иисус исполнил все дело Отца, и Его молитва, как и Его
жертва, простирается до скончания времен. Молитва Часа Иисуса наполняет последние
времена и ведет их к их исполнению. Иисус, Которому Отец дал все, весь отдан Отцу,
и, в то же время, Он говорит с царственной свободой^ именем той власти, которую
Отец дал Ему над всякой плотью. Сын, Который сделался Отроком (слугой), есть Господь,
Вседержитель (Пантократор). Наш Первосвященник, Который молится о нас, является
также Тем, Кто молится в нас, и Он же - Бог, Который исполняет нашу молитву.
|
2749 |
Входя во святое имя Господа Иисуса, мы можем принять изнутри
молитву, которой Он учит нас: "Отче наш". Его первосвященническая молитва дает
внутреннее вдохновение для великих прошений Молитвы Господней: заботы об имени
Отца, желания Его Царства (славы), исполнения воли Отца, Его замысла спасения
и избавления от зла.
|
2750 |
Наконец, именно в этой молитве Иисус открывает и дает
нам нераздельное "познание" Отца и Сына, которое есть сама тайна молитвенной жизни.
|
2751 |
КОРОТКО
|
|
Молитва предполагает усилие и борьбу против нас самих и
против козней искусителя. Молитвенная битва неотделима от "духовной брани", которая
нужна для того, чтобы постоянно действовать в Духе Христа: мы молимся так, как
мы живем, - потому что мы живем так, как мы молимся.
|
2752 |
В молитвенной борьбе мы сталкиваемся с ошибочными
концепциями, с различными образами мышления и с опытом наших собственных неудач.
На эти искушения, которые порождают сомнения относительно полезности и даже самой
возможности молитвы, следует отвечать смирением, доверием и стойкостью.
|
2753 |
Основные трудности в молитвенной практике
- рассеянность и сухость. Целительное средство мы находим в вере, в обращении
и в бодрствовании сердца.
|
2754 |
Два частых искушения представляют угрозу для
молитвы: недостаток веры и уныние, которое является формой депрессии, вызванной
ослаблением аскезы и ведущей к упадку духа.
|
2755 |
Сыновнее доверие подвергается испытанию, когда
у нас возникает ощущение, что наша молитва не всегда бывает услышана. Евангелие
приглашает нас задаться вопросом о сообразованности нашей молитвы с волей Духа.
|
2756 |
"Непрестанно молитесь" (1 Фее 5,17). Молиться
можно всегда. Это даже жизненная необходимость. Молитва и христианская жизнь неотделимы
друг от друга.
|
2757 |
Молитва Часа Иисусова, справедливо именуемая
"первосвященни ческой молитвой", соединяет во Христе как в главе все домостроительство
творения и спасения. Она вдохновляет великие прошения молитвы "Отче наш".
|
2758 |
|
|
|