|
К оглавлению
ГЛАВА ПЕРВАЯ
"Возлюби Господа Бога твоего все
сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим"
|
|
|
|
Иисус сжато изложил обязанности человека перед Богом в
следующих словах: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою
твоею, и всем разумением твоим" (Мф 22,37). Эти слова как эхо отзываются на торжественный
призыв: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор 6,4).
Господь возлюбил первый. О Любви Бога Единого напоминает первое из "десяти слов".
Заповеди выражают затем ответ
любви, который человек призван дать своему Богу.
|
2083 |
Статья первая
Первая Заповедь
|
|
Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из
земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицом
Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и
что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служим им"
(Исх 20,2-5). Написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф
4,10).
|
|
I. "Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему служи"
|
|
Бог открывается людям, напоминая о своем всемогущем, благоволительным
и освободительном действии в истории того, к кому Он обращается: "Я... вывел тебя
из земли Египетской, из дома рабства". В первом слове содержится первая заповедь
Закона: "Господа Бога твоего бойся и ему одному служи" (...) "Не последуйте иным
богам" (Втор 6,13-14). Первый призыв и справедливое требование Бога состоит в
том, чтобы человек принял Его и поклонялся Ему.
|
2084 |
Бог Единый и Истинный являет вначале Израилю Свою Славу.
Откровение призвания человека и истины о нем связано с откровением Бога. Призвание
человека - свидетельствовать о Боге своими поступками в соответствии с тем, что
он создан "по образу и подобию Божию".
|
2085 |
Никогда не будет другого Бога, Трифон, и никогда
не было другого в веках (...), кроме Того, Кто создал и упорядочил вселенную.
Мы не думаем, что наш Бог отличается от вашего. Он - Тот же, Кто вывел отцов ваших
из Египта "силою мышцы Своей". Мы не возлагаем упования нашего на кого-то другого
- ибо нет такого, - но на Того же, что и вы, - на Бога Авраама, Исаака и Иакова".
|
|
"Первое из заповедей охватывает веру, надежду и любовь. Кто говорит
о Боге, тот, по существу, говорит о Ком-то постоянном, неизменном, всегда одинаковом,
верном, совершенно справедливом. Отсюда следует, что мы непременно должны принимать
Его слова, и полностью Ему верить и доверять. Он Всемогущий, милостивый, творящий
благо. Кто мог бы не возлагать на Него всех надежд? Кто мог бы не любить Его,
созерцая сокровища доброты и благости, которые Он излил на нас? Отсюда формула,
которой Бог пользуется в Священном Писании либо в начале, либо в конце своих повелений:
"Я Господь"".
|
2086 |
Вера
|
|
Источник нашей нравственной жизни - вера в Бога, открывающего нам Свою
любовь. Св. Павел говорит о "послушании веры" (Рим 1,5; 16,26) как о первейшей
обязанности. Вера усматривает в "непризнании Бога" источник и объяснение всех
моральных извращений. Наш долг по отношению к Богу есть вера в Него и свидетельство
о Нем.
|
2087 |
Первая Заповедь призывает нас укреплять и хранить нашу
веру с благоразумием и бдительностью, отбрасывая все, что противостоит ей. Есть
разные виды грехов против веры:
Своевольное сомнение по отношению к вере означает пренебрежение или отказ принимать
за истину то, что Бог открыл и во что Церковь предлагает верить. Невольное сомнение
означает колебание в вере, трудности преодоления, связанные с верой, возражения
или тревогу, вызванную ее непонятностью. Если сомнение сознательно культивируется,
оно может привести к духовной слепоте.
|
2088 |
Неверие есть пренебрежение явленной истиной или сознательный
отказ согласиться с ней. "Ересь есть упрямое отрицание, после принятия крещения,
какой-либо истины, в которую нужно верить верой божественной и католической, или
упрямое сомнение по поводу этой истины. Отступничество (апостасия) есть полное
отвержение христианской веры. Раскольничество (схизма) есть отказ подчиняться
Римскому Первосвященнику или состоять в общении с членами Церкви, признающими
его главенство".
|
2089 |
Надежда
|
|
Когда Господь являет Себя и призывает человека, человек не может полностью
ответить на Его призыв своими собственными силами. Он должен надеяться на то,
что Бог даст ему способность любить Его ответной любовью и поступать сообразно
заповедям любви. Надежда - это доверчивое ожидание Божиего благословения и блаженного
видения Бога; она есть также боязнь оскорбить любовь Божию и вызвать наказание.
|
2090 |
Первая заповедь имеет в виду также грехи против надежды
- отчаяние и самонадеянность.
В отчаянии человек перестает надеяться, что получит от Бога свое личное спасение,
помощь его достижения или прощение своих грехов. Отчаяние противоречит благости
Бога, Его Справедливости - ибо Господь верен своим обещаниям - и его Милосердию.
|
2091 |
Самонадеянность может быть двух видов. Либо человек преувеличивает
свои способности (надеясь, что может спастись без помощи свыше), либо он неверно
воспринимает всемогущество и милосердие Божие (надеясь, что получит прощение без
обращения и славу без заслуг).
|
2092 |
Любовь
|
|
Вера в любовь Божию несет с собой призыв и обязанность отвечать на
Божественное милосердие искренней любовью. Первая Заповедь повелевает нам любить
Господа превыше всего и всех творений, для Него и ради Него.
|
2093 |
Грешить против любви Божией можно по-разному. Безразличие
пренебрегает Божией любовью или отказывается принимать ее во внимание; оно не
признает ее инициативу и отрицает ее силу. Неблагодарность забывает или не желает
признать любовь Божию и отвечать на нее ответной любовью. Теплохладность - это
колебание или пренебрежение долгом отвечать на любовь Божию; она может вызвать
отказ поддаться движению любви. Уныние, или духовная леность, может довести до
отказа от радости, которая происходит от Бога, и до отвращения к божественному
благу. Ненависть к Богу происходит от гордыни. Она сопротивляется любви Бога,
отрицая Его доброту, пытается проклинать Бога как Того, Кто запрещает грех и наказывает.
|
2094 |
II. "Ему Одному служи"
|
|
Богословские добродетели веры, надежды и любви просвещают и оживляют
нравственные добродетели. Так, любовь подсказывает нам воздать Богу то, что по
всей справедливости мы должны Ему как творения. Религиозная добродетель располагает
нас к этому.
|
2095 |
Поклонение
|
|
Поклонение есть первое действие религиозной добродетели. Поклоняться
Богу - это значит признать Его как Бога, как Создателя и Спасителя, Господа и
Владыку всего сущего, Любовь бесконечную и милосердную. "Господу Богу твоему поклоняйся
и Ему одному служи" (Лк 4,8), - сказал Иисус, ссылаясь на Второзаконие (Втор 6,13).
|
2096 |
Поклоняться Богу - значит в абсолютном почтении и покорности
признать "ничтожество твари", которая существует только благодаря Ему. Поклоняться
Богу, восхвалять Его, превозносить Его, с благодарностью смиряя себя и, подобно
Марии в "Magnificat", признавая, что Он сотворил великие дела и свято имя Его.
Поклонение Единому Богу освобождает человека от замыкания в себе, от рабства греху
и от идолопоклоннического отношения к миру.
|
2097 |
Молитва
|
|
Действия веры, надежды и любви, заповеданные первой заповедью, осуществляются
в молитве. Когда наш дух поднимается к Богу, в этом выражается наше поклонение
Ему: молитва хвалебная, благодарственная, ходатайственная и просительная. Молитва
- необходимое условие для того, чтобы мы могли следовать Божиим заповедям. "Должно
всегда молиться и не унывать" (Лк 18,1).
|
2098 |
Жертва
|
|
Подобает приносить Богу жертвы в знак поклонения и признательности,
мольбы и общения: "Настоящая жертва - любое действие, совершенное, чтобы соединиться
с Богом в святом общении и обрести блаженство".
|
2099 |
Чтобы быть подлинной, внешняя жертва должна быть выражением
жертвы духовной: "Жертва Богу дух сокрушенный..." (Пс 50,19). Пророки Ветхого
Завета часто осуждали жертвы, приносимые без душевного участия или без любви к
ближнему. Иисус напоминает слова пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (Мф
9,13; 12,7). Единственная совершенная жертва - та, что принес Христос на Кресте,
без остатка отдав Себя любви Отца и ради нашего спасения. Примыкая к Его Жертве,
мы можем сделать нашу жизнь жертвоприношением Богу.
|
2100 |
Обещания и обеты
|
|
Существуют различные обстоятельства, при которых христианин призван
давать обещания Богу. Крещение и Конфирмация, Бракосочетание и Рукоположение всегда
связаны с обещаниями. По личному благочестию, христианин также может пообещать
Богу такой-то поступок, такую-то молитву, милостыню, паломничество и т.д. Верность
обещаниям, данным Богу, это выражение почтения, которое подобает Божиему величию,
а также любви к верному Богу.
|
2101 |
"Обет, то есть свободное и сознательное обещание Богу
возможного и наилучшего блага, должен быть исполнен как проявление религиозной
добродетели". Обет - это благочестивое действие, которым христианин предает самого
себя Богу или обещает Ему доброе дело. Выполнением своих обетов он отдает Богу
обещанное и посвященное Ему. Деяния Апостолов показывают нам, что св. Павел прилежно
заботился об исполнении данных им обетов.
|
2102 |
Церковь признает особую ценность обетов следования евангельским
советам:
|
2103 |
Матерь наша Церковь радуется, обретая в своем
лоне многих мужчин и женщин, которые еще более следуют уничижению Спасителя и
ярче проявляют его, принимая на себя в свободе детей Божиих нестяжания и отрекаясь
от своей собственной воли; ибо они, сверх меры заповеди, подчиняются человеку
ради Бога в делах, относящихся к совершенству, чтобы полнее сообразоваться Христу
в послушании Его. В некоторых случаях Церковь может освобождать от обещаний и
обетов, если на то есть достаточно веские причины.
|
|
Религиозная социальная обязанность и право религиозной свободы
|
|
"Все люди должны искать истину, в особенности в том, что касается Бога
и Его Церкви; а познав ее - принять ее и быть ей верными". Этот долг проистекает
из самой природы человека. Он не противоречит "искреннему уважению" к разным религиям,
"которые часто проливают луч правды, освещающей всех людей", ни требованию любви,
настаивающему на том, чтобы христиане "вели себя с любовью, благоразумием и терпением
по отношению к людям, пребывающим в неведении относительно веры".
|
2104 |
Долг оказывать Богу настоящее поклонение касается человека
и в плане индивидуальном, и в плане социальном. Это "традиционное католическое
учение о моральном долге человека и общества по отношению к истинной религии и
единой Христовой Церкви". Беспрерывно проповедуя людям Евангелие, Церковь трудится
для того, чтобы они могли "образовывать в христианском духе мышление и нравы,
законы и структуры общества, в котором они живут". Социальный долг христиан состоит
в том, чтобы уважать и пробуждать в каждом человеке любовь к истине и добру. Он
требует знакомить других людей с исповеданием единственной истинной религии, которая
существует в Католической Апостольской Церкви. Христиане призваны стать светом
мира. Так Церковь делает явной царственную власть Христа над всем творением, и
в частности - над человеческим обществом.
|
2105 |
"В религиозных делах никто не должен быть принуждаем действовать
против своей совести, и никому не должно строиться препятствий действовать, в
справедливых пределах, по своей совести, в частной жизни или публично, в одиночестве
или совместно с другими". Это право основано на самой природе человека, чье достоинство
ведет к свободному присоединению к божественной истине, трансцендентной по отношению
к порядку временного существования. Поэтому "право на свободу продолжает существовать
и для тех, кто не удовлетворяет обязанности искать истину и принимать ее".
|
2106 |
"Если, учитывая особые условия, в которых находятся отдельные
народы, в правопорядке общества дается одной определенной религиозной общине особое
гражданское признание, то необходимо, чтобы вместе с тем право на свободу в религиозной
области было признано и соблюдаемо для всех граждан и религиозных общин".
|
2107 |
Право на религиозную свободу не означает морального дозволения
сознательно принимать заблуждение, а равно и предполагаемого права на заблуждение.
Оно означает естественное право человека на гражданскую свободу, то есть в справедливых
пределах на свободу от внешнего давления в вопросах религиозного характера со
стороны политических властей. Это естественное право должно быть признано в юридическом
устроении общества, так, чтобы оно представляло собой гражданское право.
|
2108 |
Право на религиозную свободу само по себе не может быть
ни беспредельным, ни ограниченным только "общественным порядком", понимаемом в
позитивистском или натуралистическом смысле. "Справедливые пределы", ему присущие,
должны быть политическим благоразумием определены отдельно для каждой социальной
ситуации, согласно требованиям общего блага, и утверждены гражданской властью
в соответствии с "юридическими правилами, сообразными объективному моральному
порядку".
|
2109 |
III. "Да не будет у тебя других богов пред лицем
Моим"
|
|
Первая заповедь запрещает поклоняться другим богам, кроме Единого Господа,
явившего Себя Своему народу. Она запрещает суеверие и безбожность. Суеверие представляет
собой, в какой-то степени, порочный избыток религиозности; безбожность - это порок,
который, будучи отрицанием, противоположен религиозной добродетели.
|
2110 |
Суеверие
|
|
Суеверие - это искажение религиозного чувства и предписываемого им
поведения. Оно может оказать влияние и на поклонение истинному Богу, например,
когда приписывают как бы магическое значение действиям, в ином плане законным
или нужным. Связывать действенность молитв или сакраментальных знаков с одной
только материальной их стороной, вне требуемого ими внутреннего расположения,
означает впасть в суеверие.
|
2111 |
Идолопоклонство
|
|
Первая заповедь осуждает многобожие (политеизм). Она требует от человека
не верить в других богов, кроме Бога, не поклоняться другим божествам, кроме Единого.
Писание постоянно напоминает о необходимости отвергать "идолов - серебро и золото,
дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не
видят"... Эти пустые идолы делают человека пустым: "Подобны им да будут делающие
их и все, надеющиеся на них" (Пс 115,4-5.8). Бог, напротив, есть Бог Живой (Ис
Нав 3,10; Пс 42, и т.д.), дающий жизнь и являющий себя в истории.
|
2112 |
Идолопоклонство касается не только ложных языческих верований.
Оно остается постоянным соблазном веры. Оно состоит в обожествлении того, что
не есть Бог. Идолопоклонство возникает в тот момент, когда человек благоговеет
перед сотворенным существом, ставя его на место Бога, и поклоняется ему - будь
то божества или демоны (сатанизм, например), или власть, или наслаждение, или
раса, или предки, государство, деньги и т.д. "Не можете служить Богу и маммоне",
говорит Иисус (Мф 6,24). Множество мучеников предпочли смерть поклонению "Зверю"
отказавшись даже симулировать такое поклонение. Идолопоклонство отрицает единое
владычество Божие; значит, оно несовместимо с общением с Богом.
|
2113 |
Поклонение Единому Богу интегрирует человеческую жизнь.
Заповедь поклоняться Единому Господу упрощает человека и спасает его от бесконечного
разделения. Идолопоклонство - это извращение врожденного религиозного чувства
в человеке. Идолопоклонник - тот, кто "приписывает чему угодно, кроме Бога, свое
неистребимое ощущение Бога".
|
2114 |
Гадание и магия
|
|
Бог может открыть будущее Своим пророкам или другим святым. Тем не
менее праведное христианское поведение состоит в том, чтобы с доверием предать
себя в руки Провидения в том, что касается будущего и отказаться от всякого нездорового
любопытства по этому поводу. Неосторожность может оказаться недостатком ответственности.
|
2115 |
Любые формы гадания должны быть отброшены: попытки прибегать
к сатане или к демонам, вызывать умерших, а также иные методы, якобы "открывающие"
будущее. Обращение к гороскопам, астрология, хиромантия, толкование предзнаменований
и судеб, феномены ясновидения, обращение к медиумам - скрывают за собой желание
получить власть над временем, над историей и, в конечном счете, над человеком,
и одновременно стремление расположить к себе некие оккультные силы. Все эти явления
находятся в противоречии с поклонением и почтением, соединенными со страхом, исполненными
любви, которые подобают одному только Богу.
|
2116 |
Какое бы то ни было применение магии или колдовства, с
помощью которых пытаются приручить оккультные силы, чтобы пользоваться ими и обладать
сверхъестественной властью над ближним - хотя бы и для того, чтобы дать ему здоровье,
- серьезно противоречит религиозной добродетели. Такого рода практика тем более
предосудительна в том случае, если к ней прибегают с намерением повредить кому-то
или если речь идет о вмешательстве бесов. Также заслуживает порицания привычка
носить амулеты. Спиритизм часто ведет к гаданию или магии. Поэтому Церковь предупреждает
верных о том, что надо избегать его. Обращение к так называемой народной медицине
не узаконивает ни призывания злых духов, ни эксплуатацию чьей-то доверчивости.
|
2117 |
Безбожность
|
|
Первая Заповедь осуждает основные грехи безбожности: искушение Бога
словом или делом, кощунство (святотатство) и симонию (святокупство).
|
2118 |
Искушение Бога означает попытку подвергнуть испытанию,
словом или делом, Божие милосердие и Его всемогущество. Так сатана хотел добиться,
чтобы Иисус бросился вниз с храма и этим жестом заставил Бога вмешаться. Иисус
возражает ему Божиими словами: "Не искушай Господа Бога твоего" (Втор 6,16). Вызов,
содержащийся в подобном искушении Бога, нарушает уважение и доверие, которые мы
должны оказывать нашему Создателю и Господу. В нем всегда присутствует сомнение
в Его любви, в Его Провидении и Всемогуществе.
|
2119 |
Кощунство состоит в надругательстве над таинствами или
иными литургическими действами или в непочтительном обращении с ними, а также
с лицами, вещами или местами, посвященными Богу. Кощунство есть грех особенно
тяжкий, когда касается Евхаристии, ибо в этом таинстве само Тело Христа присутствует
субстанциально.
|
2120 |
Симония - это покупка или продажа духовных благ. Симону
Волхву, хотевшему купить духовную власть, действие которой он наблюдал у апостолов,
Петр отвечает: "Серебро твое да будет погибель с тобою; потому что ты помыслил
дар Божий получить за деньги" (Деян 8,20). Он сообразуется здесь со словами Христа:
"Даром получили, даром давайте" (Мф 19,8). Невозможно присвоить себе духовные
блага и обращаться с ними как собственник или хозяин, ибо источник их - в Боге.
Их можно только безвозмездно получить от Него.
|
2121 |
"Вне приношений, разрешенных компетентной властью, священнослужитель
не должен испрашивать ничего за совершение таинств, всегда следя за тем, чтобы
нуждающиеся не были лишены помощи таинств из-за своей бeднocти". Компетентная
власть указывает сумму приношений на основе принципа, по которому христианский
народ должен обеспечивать содержание духовенства. "Трудящийся достоин пропитания"
(Мф 10,10)
|
2122 |
Атеизм
|
|
"Многие из наших современников совсем не замечают глубокой жизненной
связи с Богом или же открыто отвергают ее, а поэтому атеизм надлежит считать в
числе самых серьезных явлений нашего времени".
|
2123 |
Под именем атеизма скрываются самые разные явления. Часто
встречающаяся его форма - это практический материализм, ограничивающий местом
и временем нужды и устремления человека. Атеистический гуманизм ложно полагает,
что человек "является самоцелью, единственным кузнецом и демиургом своей истории".
Другая форма современного атеизма - ожидание освобождения человека от экономического
и социального закрепощения, которому "противостоит религия, поскольку по своей
природе она возлагает надежду человека на будущую и призрачную жизнь, отвлекая
ее от созидания земного града".
|
2124 |
Отвергая или отрицая существование Бога, атеизм становится
грехом против религиозной добродетели. Но обстоятельства и намерения могут значительно
смягчить виновность в нем. В зарождении и распространении атеизма "немалую вину
могут нести сами верующие, поскольку о них можно сказать, что пренебрегши воспитанием
веры, или вследствие ложного изложения учения, или также в силу недостатков их
религиозной, нравственной и социальной жизни, они более скрывают, нежели раскрывают
подлинный облик Бога и религии".
|
2125 |
Часто атеизм основывается на ложной концепции независимости
человека, вплоть до отрицания какой бы то ни было зависимости его от Бога. Но
"признание Бога ни в коей мере не противоречит достоинству человека, поскольку
достоинство это в Самом Боге основывается и совершается". Церковь знает, "что
ее благовестие созвучно глубочайшим устремлениям человеческого сердца".
|
2126 |
Агностицизм
|
|
Существуют разные формы агностицизма. В некоторых случаях агностик
отказывается отрицать Бога; он, напротив, утверждает, что есть трансцендентное
существо, которое якобы не может явить себя и никто не может ничего сказать о
нем. В других случаях агностик не высказывается по поводу существования Бога,
заявляя, что доказать его невозможно и невозможно даже утверждать или отрицать,
что Бог есть.
|
2127 |
Агностицизм может иногда содержать в себе некие поиски
Бога, но может также быть безразличием, бегством от главного вопроса существования,
а также леностью совести. Агностицизм слишком часто равносилен практическому атеизму.
|
2128 |
IV. "Не делай себе кумира и никакого изображения..."
|
|
Божие повеление означало, что запрещено любое изображение Бога человеческой
рукой. Второзаконие объясняет: "(...) вы не видели никакого образа в тот день,
когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились
и не сделали себе изваяний, изображений какого-нибудь кумира" (Втор 4,15-16).
Бог, явивший Себя Израилю, - это Бог абсолютно Трансцендентный. "Он есть все",
но, в то же время, "Он превыше всех дел Своих" (Сир 43,29-30), "Он Виновник красоты"
(Прем 13,3).
|
2129 |
Однако, уже в Ветхом Завете Бог повелел или позволил создавать
изображения, которые символически приводили бы к спасению через Воплощенное Слово:
это - медный змей, ковчег Завета и херувимы.
|
2130 |
Именно основываясь на тайне Воплощенного Слова Седьмой
Вселенский Собор в Никее (в 787 г.) осудил иконоборцев и утвердил почитание икон:
изображений Христа, а также Богоматери, ангелов и всех святых. Воплотившись, Сын
Божий начал новое "домостроительство" образов.
|
2131 |
Христианское почитание изображений не противоречит Первой
Заповеди, запрещающей идолов. Действительно, "почитание, воздаваемое образу, обращено
к прообразу", и "тот, кто почитает образ, почитает изображенную на нем личность".
Почитание икон - это "выражение глубокого почтения", а не поклонение, которое
подобает одному только Богу.
|
2132 |
Изображения почитаются не сами по себе как
вещи, а потому что ведут нас к Воплощенному Богу. Таким образом, почитание изображения
как такового не останавливается на нем, но направлено к тому, кто представлен
|
|
КОРОТКО
|
|
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею
душою твоею, и всеми силами твоими" (Втор 6,5).
|
2133 |
Первая Заповедь призывает человека верить
в Бога, уповать на Него и любить Его превыше всего.
|
2134 |
"Господу твоему поклоняйся" (Мф 4,10). Поклоняться
Богу, молиться Ему, воздавать Ему почитание, подобающее Ему, исполнять обещания
и обеты. Ему данные, - все это проявления религиозной добродетели, проистекающие
из повиновения Первой Заповеди.
|
2135 |
Долг подлинного поклонения Богу касается человека
и в личном, и в социальном плане.
|
2136 |
Человек "должен иметь возможность свободно
исповедовать религию и в частном порядке, и публично".
|
2137 |
Суеверие есть искажение нашего поклонения
истинному Богу. Оно находит сильнейшее выражение в идолопоклонстве, так же, как
и в различных формах гадания и магии.
|
2138 |
Искушение Бога словом или делом, кощунство,
симония суть грехи безбожности, запрещенные Первой Заповедью.
|
2139 |
Поскольку атеизм отвергает или отрицает существование
Бога, он является грехом против Первой Заповеди.
|
2140 |
Почитание святых изображений основывается
на тайне Воплощения Слова Божия. Оно не противоречит Первой Заповеди.
|
2141 |
|
|
|