Константин Победоносцев
ПИСЬМА ТЮТЧЕВОЙ
Оп.: Река времен. Вып. 1. М.: Эллис Лак; Река времен, 1995.
Нумерация страниц по этому изданию. Номер страницы после
текста на ней.
К. П. Победоносцев
в 1881 году (Письма к Е. Ф. Тютчевой)
1881 год оказался переломным в истории России. 1 марта от бомбы
революционера-террориста погиб император Александр П. Вслед за этим
у трона развернулась ожесточенная борьба, в течение нескольких недель
круто изменившая направление правительственной политики. В отставке
оказались либеральные бюрократы, имевшие в последние месяцы царствования
Александра II наибольшую власть — министр внутренних дел граф М.
Т. Лорис-Меликов, военный министр граф Д. А. Милютин, а также А.
А. Абаза. Главным действующим лицом этого своеобразного государственного
переворота был Константин Петрович Победоносцев (1827—1907) обер-прокурор
Святейшего Синода, бывший наставник молодого царя Александра III.
Фактические подробности борьбы Победоносцева против либералов весной
1881 г. достаточно известны*. У настоящей публикации иная цель:
попытаться осветить основы душевного строя и политических взглядов
обер-прокурора, взяв для анализа год, ставший ключевым в его судьбе.
У историка есть возможность заглянуть во внутренний мир обер-прокурора—
его отчасти раскрывают письма Победоносцева к Екатерине Федоровне
Тютчевой (1835—1882)—дочери поэта, жившей в Москве. Победоносцев—
внук московского священника, сын университетского профессора и сам
бывший профессор — чувствовал себя неуютно в чиновно-аристократическом
Петербурге; политические взгляды большинства окружавших его людей
были ему чужды или просто ненавистны. Все, что копилось и таилось
в душе Победоносцева, изливалось в письмах к московской корреспондентке.
Письма к Тютчевой позволяли Победоносцеву окунуться в атмосферу
близкой его сердцу первопрестольной столицы. Тютчева была близка
и по взглядам, и по родственно-дружеским связям — она вращалась
в кругах славянофильской ориентации, к которым тяготел и Победоносцев;
ее родная сестра Анна Федоровна была замужем за И. С. Аксаковым
— видным славянофилом, однокашником Победоносцева по Училищу правоведения.
Три публикуемых послания раскрывают как бы три разных лика Победоносцева.
Первое, которым обер-прокурор встречает новый год — декларация политика,
своего рода антилиберальный манифест. Оно направлено против режима
Ао-рис-Меликова, переживающего в эти дни апогей своего влияния.
В 1880 г., когда страну сотрясали террористические акты, а правительство
зашло в тупик, Лорису— боевому генералу — была вручена диктаторская
власть над Россией. Поняв, что чисто репрессивные меры себя исчерпали,
генерал-диктатор решил прибегнуть к маневру — пойти на уступки благомыслящей
части общества, чтобы отвлечь ее от содействия и сочувствия террористам.
Лорис планировал привлечение вы-
* Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870—1880-х
гг. М., 1964; Готье Ю.В. Борьба правительственных группировок и
манифест 29 апреля 1881 г.//Исторические записки, 1938, № 2; Первые
недели царствования императора Александра Александровича. Письма
К. П. Победоносцева в Москву к Е. Ф. Тютчевой // Русский Архив,
1907, № 5.
- 178 -
борных представителей общества к обсуждению отдельных государственных
вопросов.
За пятнадцать-двадцать лет до этого Победоносцев — в те годы молодой
сенатский чиновник и ученый-правовед — сам с энтузиазмом участвовал
в реформах, стал одним из творцов Судебных уставов 1864 г. Последствия
преобразований, однако, горько его разочаровали. Оказалось, что
саморазвитие общества высвобождает не только созидательные, но и
деструктивные силы, что жизнь утратила прежнюю предсказуемость и
определенность. Победоносцев возненавидел не просто отдельные либеральные
установления, но самый дух либерализма — дух лавирования, маневра
и компромисса. Глубоко порочной кажется Победоносцеву идея уступок
духу времени, приспособления к новым реалиям: напротив, жизнь должна
подчиняться раз и навсегда усвоенным принципам.
Во втором письме отразился иной Победоносцев — искушенный царедворец,
мастер закулисной деятельности. Придворная интрига тесно сплеталась
в Петербурге с политической борьбой: весной 1880 г. умерла императрица
Мария Алек-I сандровна, и царь, едва минул траур, узаконил свою
многолетнюю связь с княжной I E. М. Долгоруковой; Лорис-Меликов
же поспешил наладить контакты с молодой женой Александра II. Впервые
отобедав у царя в присутствии его новой супруги, обер-прокурор сразу
же подробно описал Тютчевой эту особу, вызвавшую столько толков
в обществе.
Из отдельных штрихов, разбросанных в письме, складывается интересный
психологический портрет Победоносцева. С ревниво-пристальным вниманием
обер-прокурор следит за мельчайшими подробностями внешности, одежды,
манер морганатической супруги императора — и даже строит догадки
о «туалетных привычках» этой женщины. Поражают и обширные связи
Победоносцева среди престарелых фрейлин и великосветских дам. Не
случайно, по-видимому, и первые шаги Победоносцева в Петербурге,
и последующая его деятельность были тесно связаны с салонами высокопоставленных
дам — великих княгинь Елены Павловны и Екатерины Михайловны, графини
А. Д. Блудовой и баронессы Э. Ф. Раден. Что же касается суждений
Победоносцева о жене императора, то они пристрастны и едва ли справедливы:
княжна Долгорукова получила прекрасное воспитание в Смольном институте
и отличалась, по отзывам современников, яркой красотой. Третье из
публикуемых писем Победоносцев написал на исходе года. Формально
положение обер-прокурора почти не изменилось; на деле же он стал,
добившись от царя смещения Лорис-Меликова и его сторонников, главным
негласным советником Александра III и одним из самых могущественных
людей России. Письмо позволяет нам увидеть одну из важных пружин
политической жизни империи: считая, что на него легла ответственность
за всю Россию, обер-прокурор стал прямо обращаться к царю по любому
беспокоившему его поводу, под влиянием случайных встреч, мгновенных
впечатлений и т. п. Обер-прокурору это казалось образцом живой,
небюрократической деятельности, гражданской бдительности и напряженного
государственного труда. Двигаясь таким путем, Победоносцев рассчитывал
повысить действенность монархического правления, не прибегая к парламентаризму.
В политических выступлениях Победоносцева все время звучит интересная
нота. Обер-прокурор обрушивается на тактику Лорис-Меликова и в то
же время сознает, что ему некого противопоставить. Свергнув Лориса,
Победоносцев выдвигает ему на смену известного дипломата, близкого
к славянофильским кругам, графа Н. П. Игнатьева — однако делает
это лишь за неимением лучшего. В письме Победоносцев прямо признает
неблагонадежность и непригодность своего ставленника. Через полгода
обер-прокурору придется настаивать на смещении Игнатьева: тот замыслил
созыв Земского собора, под славянофильской оболочкой кото-
- 179 -
180
рого Победоносцев без труда разглядел модификацию лорис-меликовской
идеи о представительстве. На место Игнатьева был взят прямолинейный
граф Д. А. Толстой; на этой кандидатуре Победоносцев остановился
больше от отчаяния. «Вы опасаетесь гр < афа > Толстого,— писал
обер-прокурор своему другу С. А. Рачинскому.— Но где же такое имя,
которое вы бы назвали. Нет такого имени»*.
В декабрьском письме Победоносцев вновь предстает как политик. На
этот раз, однако, под его ударом оказались недавние союзники по
борьбе с либералами— деятели славянофильского толка. Виднейшим из
них был Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886), издававший газету «Русь»
— и лично, и по взглядам он во многом был близок к Победоносцеву.
Аксаков и его единомышленники громили конституционные замыслы, евро-пеизаторские
стремления. В то же время они защищали вольности, которые казались
им «неполитическими» — свободу слова и свободу совести, местное
самоуправление. Аксаков вынашивал и идею Земского собора — некоего
самобытного представительства, которое будет свободно от политической
борьбы и не станет ограничивать самодержавие (эту идею и попытался
провести в жизнь Игнатьев). Победоносцеву, однако, ясно был виден
либеральный корень подобных свобод, и в его глазах они были ничем
не лучше всех прочих. Аргументы Победоносцева против свободы совести
были таковы: раз вера стала атрибутом государственности и народности,
заявлял он, то бороться с этим невозможно, а свобода в подобных
делах недопустима. Примечательно, как изменился подход Победоносцева:
еще недавно он отвергал мысль о том, что идеалы должны корректироваться
в соответствии с движением жизни, теперь же он заявлял, что жизнь
нельзя менять в соответствии с идеалом.
* Отдел рукописей Государственной Публичной библиотеки им. М. Е.
Салтыкова-Щедрина, ф. 631, Письма к С. А. Рачинскому, январь-июль,
л. 1466.
- 180 -
К.П.Победоносцев—Е.Ф.Тютчевой
1
Милая моя Екатерина Федоровна. Вот и год прошел, тяжелый,ужасный
— опять оставил кучу обломков от кое-каких надежд. Новый наступил,
с покрывалом на лице.
Осматриваюся в своем положении. Оно невесело, неотрадно. Боюсь,
что я скоро останусь единственным в своем роде, последним из могикан
коренного, единого начала. Не поверите, как все разбилось.
Как тянет это роковое царствование — тянет роковым падением в какую-то
бездну. Прости Боже этому человеку — он не ведает, что творит, и
теперь еще менее ведает. Теперь ничего и не отличишь в нем, кроме
Сарданапала 2. Судьбы Божий послали нам его на беду России. Даже
все здравые инстинкты самосохранения иссякли в нем: остались инстинкты
тупого властолюбия и чувственности. Мне больно и стыдно, мне претит
смотреть на него, и я чувствую, что он меня не любит и не доверяет
мне.
Б прошлом году в минуту кризиса призвали и поставили Ларис-Меликова
3. Он еще в Харькове взялся за дело с удивительною ловкостью и с
удивительною легкостью. Он принялся развязывать у злы и это слово
—развязывать — стало его любимою темой. Развязывать он умеет,умеет
и связывать на живую нитку — но на созидательную работу не способен.
Мастер заговаривать, очаровывать, мастер дать тому и другому готовое
лекарство, которых запасу него в кармане — и успокоить людей, требующих
знахаря. Вот на что он мастер. Но надолго ли хватит этого искусства?
Он удивительно быстро создал себе две опоры — и в Зимнем Дв <
орце >, и в Аничковом 4. Для государя он стал необходимостью,
ширмою безопасности; наследнику облегчил подступы к государю и представил
готовые ответы на всякое недоумение, ариаднину нить изо всякого
лабиринта 5. По кончине императрицы он укрепился еще более, потому
что явился развязывателем еще более трудного узла в запутавшейся
семье и добыл еще, в силу обстоятельств, третью опору — в известной
женщине 6. Но ко всем троим надобно примениться, всех троих нужно
заговаривать, и на это он мастер.
Такой человек требовался в данных отношениях, и по истине, если
бы он теперь сошел со сцены, не знаю, кем можно было бы заменить
его. Это — по крайней мере профессор Пинетти, и вместо него мы получили
бы вероятно другого, гораздо пошлее и невежественнее. Вот что ужасно,
что требуется именно фокусник — и никто другой.
Но дорого будут стоить эти фокусы России.
Я не скрываю от него своих мыслей и спорю с ним горячо, далее высказываю
ему—конечно, в перчатках — что думаю о нем. Но трудно с ним добиться
серьезного разговора. Ему некогда сесть в угол и спуститься в глубину.
Когда ни придешь к нему, видишь нечто в роде сцены из Elixir d'Amore
*, когда появляется Дулъкамара в толпе крестьян и отпускает одного
за другим в беглой речи, всех наделяя лекарствами. «Вы не знаете,
чего вы хотите»,— говорю я ему. И подлинно, он только переводит
и смазывает. Первые действия доставили ему популярность, которая
и не без соблазна для него. Притом он верит в свою звезду, т. е.
вудачу. Правда, при нем затихло — но увидим, надолго ли 1. Он поднимает
и распускает силы, с которыми трудно
* Эликсир любви (ит.).
- 181 -
будет справиться. Рецепт его легкий, и ныне он всеобщий рецепт:
не углубляться в коренные начала и уклоняться от борьбы: когда оказывается
противное движение, считаться с ним и стараться его урегулировать.
Поднялись студенты —дадим им свободу и самоуправление. Волнуется
земство — дадим ему свободу и устройство. Безумствует печать: что
делать! Освободить ее3.
Есть запахи, коих ни за что на свете перенесть невозможно, есть
идеи и стремления, коих невозможно признать. А с этой точки зрения
нет ничего невозможного, ничего отрицаемого —со всем можно в известной
форме примириться.
О горе наше! На эту точку поставлена ныне —- столь склонная к лени
и равнодушию — верховная власть. И та точка, на коей была всегда
в России опора здравым началам правды народной и блага народного,—сдвинута
с места. И кажется, наступает уже время, когда поборники крепких
и здравых начал правды и жизни народной оказываются — противниками
правительства.
Боюсь, что таковым вскоре окажусь и я. Жду себе больших от того
испытаний. Не могу я молчать, когда вопрос ребром ставится. Вот,
скоро позовут в Совещание о печати 9: надо будет идти в упор против
всех. В понедельник зовут на совещание об университетском деле под
председ<ательством> Милютина10. Сабуров11 имел смелость заодно
с Милютиным испросить уже в Ливадии Вые < очайшее > повеление
о разрешении студентам сходок и выборов. Нас приглашают обсуждать
не то — быть ли этому, а как это устроить 12.
Спешу кончить, чтобы отправить письмо с оказией 13. Да хранит
вас Господь.
Ваш К<онстантин> П<обедоносцев>. 2 янв<аря> 1881.
Петерб<ург>.
2 25 янв<аря> 1881.
Со мною приглашены были: генер<ал> Драгомиров1'4, адмир<ал>
Бута-ков15 и гр<аф> Лорис-Меликов. Обед 6<ыл> на запасной
<?> половине—в коридоре вход напротив государева кабинета.
В 7 часов пришел государь и вместе с ним Княгиня Юрьевская. Я был
безмолвно представлен и поздоровался. Когда пошли к закуске, она
с удивлением объявила Государю -- как же я не военный. Она воображала,
что я военный, что послужило предметом забавы для Государя, который
обратился ко мне: вот же жена представила себе, что ты военный—не
знаю, почему. Она стала говорить, что Государь ей так меня описывал.
Это была прелюдия к обеду. Она села по правую р <уку > Государя,
я — по левую. Возле нее Л< орис> • Меликов, с к<ото>рым
она во все время вполголоса переговаривалась, изредка вмешиваясь
в общий разговор.
Я видел ее до того раз — несколько лет тому назад, на биле в Аничковом
Дворце. Тогда она мне не понравилась очень своею вульгарною фигурой
— без выражения. Она была тогда очень полна, вследствие своего болезнен
< ного > состояния. Теперь много похудела. А теперь, ближе
разглядев ее, я нашел ее неприятною и очень вульгарною женщиной.
Красоты в ней на нахожу, если не признавать за красоту отдельные
статьи женщины. Правда, цвет лица у нее очень хорош. Глаза, взятые
отдельно, были бы, пожалуй, хороши, только взгляд без малейшей глубины
— того типа, на котором прозрачность и наивность сходятся с безжизненностью
и глупостью. Но все вместе—очень неприятно. Большой нос —крутого
изгиба, вследствие чего профиль лица выходит какою-то крутою дугою;
нижняя часть лица совсем не красива, ни тонкий
- 182 -
подбородок, ни тонкие, очень тонкие губы — точно щель, без малейшей
грации. Когда она говорит, неприятно слушать. Говорит едва двигая
губами, будто механическая кукла, носовым, глухим, разбитым голосом.
Голос этот на меня очень неприятно действовал — он просто противный,
отвратительный. Если б возле меня жила в доме особа, так говорящая,
я чувствовал бы себя неловко.
Заодно с голосом неприятно действуют ее жесты. Когда она говорит,
как-то странно взмахивает руками, и эти движения вульгарны до крайности
и безобразны. Видно по всему, что имея мало даров от природы, она
не получила и никакого воспитания. Словом сказать — девка девкой.
Не видно, чтоб она держала себя скромно и сдержанно. Она постоянно
вмешивалась — в послеобеденном кружке — в разговор, выпуская резкие
замечания и отзывы, в которых выражалась — дав < ольно > глупо
— претензия высказать свое мнение о лицах. Так — о ком-то стали
говорить. Она вдруг выпалила: он двоюр<од-ный> брат Княгини
Паскевич 16 —этой прекрасной дамы, которая была выслана за свои
речи — хороши эти барыни — говорят против двора, покровительствуют
нигилистам—Le grand monde ! * И это было сказано ни с того ни с
сего. Потом еще несколько раз она выпаливала подобными же выходками
об аристократии петербургской, о сплетнях в большом свете и т<ому
> под<обное> — и тоже ни с того, ни с сего.
Вот вам и все мои впечатления — и этого, как видите, довольно. Каково
же видеть такую фигуру на месте нашей милой, умной и изящной императрицы!
'7
Она была в черном шелковом платье, чуть-чуть открытом — на шее висела
на бархотке бриллиантовая звездочка. В костюме не видно было прибранности
—рукава не сплошные, но раскрытые—руки без перчаток — и руки не
показались мне красивы. Судя по общим признакам — едва ли она опрятна
в своих туалетных привычках. Детей на сей раз не выводили. Государь
имел довольный и веселый вид и был разговорчив.
C'est ainsi que fai perdu топ innocence**.
Все уже, по-видимому, привыкают или привыкли к новому положению.
Слышишь— то та, то другая дама — там обедала или была с визитом.
Давеча рассказывала мне А. Д. Баратынская 18, как она там обедала
el comme I'empereur а Ш gra-cieux et*** <нрзб>. Слышно, что
бывают там Княгиня Ел<ена> Кочубей 19, Графиня Мойра 2 °,
Близ < авета > Павл < овна > Енкер бывшая, ныне Княг
< и-ня > Витгенштейн 2' — последнюю даже прочат на какую-то
должность при детях. Гр. Блудова 22 упорно молчит, но через Эдиту
23 мы слышали, что и она уж введена в семейный круг. Граф<иня>
А. А. Толстая 24 тоже была там. А Великие Князья — a qui mieux mieux****.
Константин 25 увивается около Княгини и даже сочиняет, кажется,
план, через нее одолевать цесаревича. Константин, вернувшись после
Ливадии, крепко было смутился и стал вдвое любезнее со всеми; но
скоро затянуло болото, и об истории с Ливадией нетуже помину, следственная
Комиссия, о коей была речь в начале, отложена — е sempre bene *****.
Д0 Государя доведено было много — не то что нехорошего, но ужасного
о Константине, но и Государь погрузился в
* высший свет (фр.).
** Так я и потерял невинность (фр-).
*** и как император был любезен и (фр.).
**** наперебой, взапуски (фр.).
***** и все хорошо (am.).
- 183 -
По характеру этого человека немудрено, что он намеренно оставляет
Константина, полагая в нем какой-то противовес значению сына своего
и наследника, которого однако же — любит!
Одна наша В<еликая> Княгиня Екатерина Мих<айловна> 27
держит себя с достоинством. Она тоже была ознакомлена, но еще не
отдала ей визита, пользуясь до -сих пор предлогом своей болезни.
Теперь приехала Ольга Фед < оровна> 2В и, говорят, проводила
там целые часы ...
Ах, какое болото.
3
20 декабря. Гатчина.
Было время, когда мне казалось, что все пропало и что жизнь придавила
меня. Это было время личной скорби, личной потери — во дни моей
юности. Увы! теперь мне думается иногда: блаженны те, кого съедает
и мучит одна только личная печаль! С тех пор я испытал мучения скорби
об отечестве, скорби об общем деле, скорби рокового, безвыходного
состояния, в котором ничего не видно, не на чем остановиться и утвердить
надежду ——и надо всем только носится грозное слово: страшно еже
впа-сти в руци Бога живаго! 29 Можно еще спокойно жить и действовать
теперь где-нибудь в углу на маленьком месте, где люди живут — и
не знают, и не видят. Но здесь, в центре и на большом месте, откуда
видно все роковое безумие руководящих и правящих умов — здесь мочи
нет дышать, и скорбь великая объемлет душу. Думается— какова была
скорбь и теснота Великого Страдальца в саду Гефсиманском: кто мог
живее и полнее Его видеть всю глубину и чувствовать всю тяготу несказанных
грехопадений и заблуждений всего человечества! Оттого прискорбно
было душе Его даже до смерти.
Опять я пишу вам из Гатчины — вчера утром не было мысли ехать
сюда, но потом разговор с одним человеком представил мне такую глубину
бездны, что я поспешил быть у Государя. Целый день я был в крайнем
волнении. К вечеру поехал с Катей 30 в монастъгрь ко всенощной —
Богу помолиться 31. Сегодня в каком-то оцепенении приехал сюда —
говорил, и яснее не стало. Сплетение невообразимое всяких сплетен,
интриг, мелких человеческих самолюбий, невежества и нравственного
ничтожества.
Вот беда наша. Гр<.аф> Игнатьев32 — человек не из чистого
металла — напротив того, весь из лигатуры, но в нем звенит серебро
русского инстинкта. Если б не оно, эту монету надо бы выбросить
далеко-далеко! Он весь сплетен из интриги и лжет и болтает невероятно.
Но верите ли вы, что кроме него выставить в настоящую минуту некого.
Сойди это имя с горизонта — тьма настанет — выставят разве Гр<афа>
П. А. Шувалова33. Это будет, конечно, погибель. Оттого хватаемся
за него, за лгуна, которому ни в чем нельзя поверить. А на этих
днях дело идет о том, быть ему или не быть. Я чувствую, что это
человек, которого не проймешь никакою правдой, но чувствую гибель,
когда онуйдет. Есть где-то у Исайи пророчество, что десятеро ухватятся
за одного негодного...34 Видно, такое время приходит.
Вы писали мне недавно о принуждении в делах веры, что душа ваша
не принимает этого. Да чья же душа может это принять!
Но—когда бы дело было просто! Все бы ясно и понятно было.
- 184 -
А оно совсем не просто — оно одно из самых сложных дел человеческих,
если не шмое сложное.
Люди равнодушные или невнимательные ставят веру на степень личного
чувства и убеждения. Рассуждать так — значит не понимать натуры
человеческой и не обращать внимания на действительность, на сущее.
Вера есть чувство, объемлющее массы, чувство стадное, притом — чувство
цельное. Раздробившись по национальностям, вера сливается с национальностями.
Вера — в духовном значении — соединяется с догматами, но массу объединяет
обряд, дальше коего она не сознает пне видит. Отдельные лица идут
дальше и глубже — от силы в силу, от буквы к догмату, но масса стоит
на букве — и одних с другими объединяет стадное чувство и внешний
вид знамени, под которое все становятся. Знамя это служит признаком
исключительности и поелику идея веры есть цельная, т. е. объемлет
и настоящий век и будущий, то с верою соединяется всегда мысль о
господстве и пропаганде. Это действительность. Как она ни печальна,
но ее следует признать и с нею надобно считаться. Всякое вероучение,
особливо в смысле церкви, стоит враждебным лагерем против другого
вероучения. Притом, когда церковь соединяется с национальной паствою
пли, как бывает еще, с политической партией — то к целям духовной
пропаганды примешивается столько же, или еще более <нрзб.>
цели пропаганды политической и национальной. Затруднение увеличивается
еще оттого, что с понятием о церкви всегда связуются формы юридические,
и принадлежность к тому или другому церковному вероучению выражается
в форме юридического свойства. А всякая форма имеет свойство покрывать
и поглощать содержание, и так оно по необходимости бывает обманчиво.
Иной приписанный к той или иной церкви и не спрашивает себя, во
что он верует; иной — верует совсем иначе; иной — не быв приписан
к церкви, принадлежит или тянет к ней вкусом, привычкою, подражанием,
семейными связями, национальностью и т<ому > под<обным>
. А при враждебной настроенности церквей каждая из них старается
с помощью юридических оснований удержать или умножить число своих
членов.
Итак, сколько бы мы не говорили о свободе и непринуждении в делах
веры, слово это, в существе истинное, будет так же рассыпаться в
соприкосновении с действительностью, как слово проповедников мира
о беззаконии и греховности войны. Кто не согласится с этой истиной;
но какой-то безумец-правитель решится, быв окружен жадными врагами-соседями,
распустить у себя войско и расковать мечи на плуги?
Итак, к чему ведут все настояния наших идеалистов о провозглашении
того, что они называют свободою в деле вероисповедания? К тому,
что враги наши отхватят у нас массами русских людей и сделают их
немцами, католиками, магометанами и проч<им> —и мы потеряем
их навсегда для церкви и для отечества. Говорят: для чего наше духовенство
не действует? Но наше духовенство — плоть от плоти нашей и кровь
от крови нашей, с теми же качествами и с теми же недостатками. Не
смешно ли это, и не безумно ли это, когда видишь, что ленивый чиновник,
бездушный государственный деятель, обезьяна-журналист — кивают головою
на духовенство, что оно бездействует? На том же самом основании
сказать можно: зачем государство ограждает законами русскую промышленность?
Если мы не умеем — то для чего стеснять свободу иностранцам заполнить
наши рынки?
Какова наша церковь — это показывала нам история и покажет еще:
церковь наша — одно с народом — не лучше его и не хуже. В этом ее
великое качество. Но Годарство обязано понять его и обязано защитить
ее. От кого? от целой армии дисци-
- 185 -
плинированных врагов ее и наших — всяких вероисповедных пропагандистов,
которые, пользуясь простотою народной, бездействием правительства,
условиями пространства и бедной культуры, врываются, как волки,
в наше стадо, не имеющее достаточно пастырей. Стадо это —наша будущность;
что сегодня не может быть в нем возделано, то будет возделано через
десятки лет, но покуда — мы должны оберегать его от волков.
К сожалению, не могу я распространяться, но вот словечко о расколе.
Вот чего не хочет понять Ив <ан> Серг < еевич > 35
и прочие идеализаторы, не знающие истории и действительности. Расколу
нас прежде всего — невежество, буква — в противоположении духу,
а с другой стороны — хранилище силы духовной под дикой, безобразной
оболочкой. Снять эту оболочку — значит добыть великую силу для церкви,
и церковь мало-помалу добывает ее, ибо лучшие люди из раскола переходят
к нам. Ив<ан> С<ергеевич> не знает и знать не хочет,
что в последние 10 лет церковь наша выставила замечательных деятелей
для этого добывания, и все они большею частью перешли оттуда же.
Но вместе с тем раскол есть у нас, теперь в особенности, политическая
партия, и весьма опасная. Опасная —по милости непрошенных адвокатов
и защитников, людей, не имеющих ничего общего с верой и церковью.
Простые люди из раскола и не подозревают, что во главе их становятся
— с одной стороны, мужики-кулаки, преследующие личные свои цели
властолюбия и своекорыстия, с другой стороны — журналисты. Из Москвы
кто ратует за раскол, кто подкупает журналы? Шибаев из Рогожского
кладб<ища> 36, человек, говорящий терминами газетных статей,
входивший в связи с Герценом, не имеющий никакой веры. Морозов 37,
который всех детей своих воспитывает с англичанами-гувернерами.
Солдатенков 38,— который печатает антирелигиозные книги. У этих
людей свои цели. Кто вопиет о свободе раскола? Люди, не скрывающие
своих задних мыслей — произвесть смуту и бросить в народ демократические
тенденции. Они возводят в идеал —основное учение раскола, что наша
церковь признанная иутвержденная есть церковь незаконная и что власти
законной, как церковной, так и гражданской уже нет.
А свободой
называют что? Чего требуют? Того, чтобы наряду с нашим архиереем
мог посреди народа явиться в том же облачении и с тою же обстановкой
— их самозванец архиерей, взятый из простых мужиков и выбранный
тоже мужиком-крикуном. Народ не отличит тогда законного от незаконного
—-и будет великая смута. Их архиерей-мужик является с претензией
—выгнать и заместить законного архиерея, а вслед за церковным самозванцем
идет целое стало мужиков-горланов, желающих устроить церковь по-своему.
По-своему — это значит—быть господином над церковью, держать архиереев
и попов по своей воле, брать и выгонять куда угодно. Вот куда ведет
эта свобода — в хаос, из которого так долго и с таким трудом выводила
нас история!
Слово о преследовании раскола — ныне не имеет уже смысла — а об
нем кричат, кричат, когда раскольничьи архиереи разъезжают свободно
по всей России и собирают свои бесчинные соборы со всем безобразием
мирской сходки.
Безумный Соловьев39 кричит: пускай-де церковь
покается перед расколом. И Ив<ан> Сергеевич то же проповедует.
Рассудите сами, что значит это слово, и какое в нем безумие.
Прочтите историю. Кто начал? За что были отлучения? Кого извергали
и ка-
- 186 -
I
дали? Людей, которые из-за чудовищного самолюбия и невежества возмутились
и хотели возмутить народ против церкви. Что же было делать церкви?
Соловьев вопиет о казнях и кострах 17 столетия. Во 1-х,—в ту пору
казни жестокие были обычным явлением не по случаю раскола, а вообще,
и не у нас только, ч повсюду. Во-вторых, когда говорят о казнях
и преследованиях раскольников в конце 17 и начале 18 стол < етия
>, забывают или не хотят знать, что эти преследования— вызывались
дикими и безобразными актами фанатизма. Наконец — добросовестно
ли ставить в вину настоящему нравы и приемы прошедшего времени?
Но довольно — прерываю и оканчиваю.
Комментарии
Публикуется по автографам, хранящимся в Отделе рукописей Российской
Государственной библиотеки (ф. 230, п. 4410, лл. 1 2 об., 10-11
об., 138 141 об.).
1 Имеется в виду назначение Победоносцева в состав правительства:
в апреле 1880 г. он стал обер-прокурором Св. Синода, в октябре того
же года- членом Комитета министров.
2 Сарданапал—имя последнего ассирийского царя у ряда древних авторов.
Символ роскоши и изнеженности. По легенде, предавался удовольствиям,
не заботясь о защите царства. Будучи осажден врагами, сжег себя
вместе с женами и сокровищами во дворце.
3 Лорис-Меликов Михаил Тариелович (1825—1889) - граф, генерал-адъютант,
генерал от кавалерии. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
фактически руководил Закавказским фронтом. В 1879 г.-временный астраханский,
самарский и саратовский генерал-губернатор, затем —- временный харьковский
генерал-губернатор. В феврале-августе 1880 г.— начальник Верховной
распорядительной комиссии, с августа 1880 г.— министр внутренних
дел, с мая 1881 г .---в отставке.
4 Зимний дворец —резиденция императора; Аничков дворец наследника.
5 Наследник поначалу действительно поддерживал Лорис-Меликова как
представителя «сильной власти», но к январю 1881 г. их отношения
начали охладевать: на первый план все сильнее выходила либеральная
сторона политики Лорис-Меликова, сказалось и его обращение за поддержкой
к морганатической жене императора. Оказывало действие на наследника
и влияние Победоносцева (См: Зайончковский П. А. Кризис самодержавия
на рубеже 1870—1880 IT. M., 1964, с. 157, 232, 233).
6 Речь идет о княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847—1922).
Связь Александра II с ней тянулась с 1864 г.; после брака с императором
в 1880 г. она получила титул светлейшей княгини Юрьевской. После
1881 г. жила за границей.
7 После взрыва в феврале 1880 г. в Зимнем дворце революционеры не
предпринимали крупных террористических актов. В связи с этим Верховная
распорядительная комиссия в августе 1880 г. была распущена, а Лорис-Меликов
стал министром внутренних дел.
8 Имеются в виду либеральные начинания Лорис-Меликова: терпимая
политика по отношению к земствам, привлечение их к обсуждению местных
хозяйственных вопросов, планы легализации студенческих сходок, ослабление
цензурного контроля (Зайончков-ский П. А. Указ, соч., с. 259—283).
9 Особое совещание для пересмотра действующих уголовных законов
о печати под руководством председателя Комитета министров графа
П. А. Валуева действовало с конца 1880 по февраль 1881 г. В нем
обсуждался план перехода от административных репрессий против печати
преимущественно к судебным наказаниям.
10 Милютин Дмитрий Алексеевич (1816—1912)—граф, генерал-фельдмаршал,
военный министр в 1861—1881 гг. Один из лидеров либеральной бюрократии.
Провел в 1860—1870 гг. серию военных реформ. Поддерживал Лорис-Меликова.
С 1881 г.- в отставке.
- 187 -
1' Сабуров Андрей Александрович (1838—1916) — статс-секретарь,
министр народного просвещения с апреля 1880 по май 1881 г. Находился
под влиянием Лорис-Меликова и его сторонников.
12 Осенью 1880 г. Милютин и Сабуров подали императору записку об
изменениях в университетском уставе; в декабре того же года Сабуров
предложил узаконить студенческие сходки и корпоративные права студентов.
В феврале 1881 г. царь, несмотря на сопротивление Победоносцева,
одобрил это предложение.
13 Предосторожности Победоносцев предпринял, боясь перлюстрации.
В 1867 г. было перлюстрировано письмо наследника Александра Александровича,
в котором тот упоминал, что Победоносцев рекомендовал ему прочесть
«Рижские письма» Ю. Ф. Самарина — книгу, в России в то время запрещенную.
Это навлекло на Победоносцева неприязнь царя (См: Готье Ю.В. К.
П. Победоносцев и наследник Александр Александрович//Пу-бличная
библиотека СССР им В. И. Ленина. Сборник II. М., 1928, с. 116 -117).
14 Драгомиров Михаил Иванович (1830-—1905) генерал от инфантерии,
видный военачальник и военный теоретик, в 1878-1889 гг. - начальник
Академии Генерального штаба.
15 Бутаков Григорий Иванович (1820—1882)— адмирал, известный флотоводец,
в 1881-1882 гг—-главный командир Петербургского порта.
16 Паскевич И. И. княгиня, урожденная графиня Воронцова-Дашкова,
жена генерал-адъютанта князя Ф. И. Паскевича.
17 Победоносцев был близок к кругу императрицы; ее памяти он посвятил
свою первую речь на посту обер-прокурора в июне 1880 г. перед выпускницами
Ярославского училища для девиц духовного звания, носившую программный
характер.
18 Баратынская А. Д. — кавалерственная дама ордена Св. Екатерины,
урожденная княжна Абамелек, вдова генерал-лейтенанта сенатора И.
А. Баратынского (1802—1859).
19 Вероятно, имеется в виду княгиня Е. П. Кочубей -кавалерственная
дама ордена Св. Екатерины, почетный член совета Петербургского детского
приюта, урожденная Бибикова, в первом браке княгиня Белосельская,
вдова камергера князя В. В. Кочубея (1811 1850).
20 Вероятно, имеется в виду вдова португальского посла в России
виконта Лобо Мойра (ум. 1868). Чета Мойра устраивала обеды и вечера
для петербургской знати, ее часто приглашали на обеды к императору.
2' Возможно, имеется в виду жена генерал-адъютанта светлейшего князя
П. X. Витгенштейна.
2 2 Блудова Антонина Дмитриевна (1812— 1891) — графиня, камер-фрейлина.
Активно участвовала в общественной, литературной, церковной жизни,
была близко знакома с Победоносцевым.
23 Раден Эдита Федоровна (1825—1885)—баронесса, фрейлина великой
княгини Елены Павловны, затем—Марии Федоровны, супруги Александра
III. Поддерживала связи с виднейшими людьми своей эпохи — Н. А.
Милютиным, Б. Н. Чичериным, А. Ф. Кони и др.
24 Толстая А. А. (1818—?)—графиня, фрейлина.
25 Великий князь Константин Николаевич (1827 1892)—брат Александра
II, глава морского ведомства, председатель Государственного совета.
Один из вождей либеральной бюрократии. В 1881 г. уволен в отставку.
26 О чем идет речь, неясно. Главный источник, который смог бы разъяснить
слова Победоносцева о смущении великого князя Константина Николаевича
и следственной комиссии, — дневник самого великого князя за 1880
и 1881 год —отсутствует. Возможно, он был уничтожен автором. О Константине
Николаевиче ходила масса слухов — его обвиняли в связях с А. И.
Герценом, в попытках оспорить права своего старшего брата на престол,
в отравлении его первого сына Николая (ум. 1865), в помехах следствию,
назначенному по делу Д. В. Каракозова (1866).
27 Великая княгиня Екатерина Михайловна (1827—1894) — супруга герцога
Георга Мекленбург-Стрелицкого, дочь великого князя Михаила Павловича
и великой княгини Елены Павловны. Победоносцев был близок к ее кругу.
28 Великая княгиня Ольга Федоровна (1839 -1891)—супруга великого
князя Михаила Николаевича, урожденная принцесса Цецилия Баденская.
- 188 -
29 Евр., 10:31. , ч
30 Речь идет о жене Победоносцева Екатерине Александровне (1849
— нач. 1930-х гг.), урожденной Энгельгардт.
3' Победоносцев с женой регулярно бывал в Троице-Сергиевой пустыни
— монастыре близ Петергофа.
32 Игнатьев Николай Павлович (1832-1908)—граф, генерал-адъютант,
посол в Турции, затем- главный уполномоченный России при заключении
Сан-Стефанского мирного договора с Турцией (1878). В 1881 1882 гг.—
министр внутренних дел.
33 Шувалов Павел Андреевич (1830 1908) —граф, генерал-адъютант,
генерал от
инфантерии. В 1880-е гг.— начальник Штаба войск гвардии и Петербургского
военного
! округа. Победоносцев считал Шувалова ленивым, легкомысленным человеком,
попавшим
\ под власть жены и родственников (См: Письма Победоносцева к Александру
III. Т. 1. М.,
1925, с. 388.).
34 В книге Пророка Исайи есть схожие по смыслу стихи: «И дам им
отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис.,
3:4); «Тогда ухватится человек за ' брата своего в семействе отца
своего и скажет: «У тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут
эти развалины под рукою твоею» (Ис., 4:1).
35 Аксаков Иван Сергеевич (1823 1886) публицист, оратор, общественный
деятель славянофильского направления. В 1880-1886 гг. издавал газету
«Русь».
36 Шибаев И. И. (1835 -?)- московский купец-старообрядец. В 1860
гг. возглавлял кружок молодых старообрядцев, тяготевших к политической
деятельности. За контакты с сотрудником Герцена В. И. Кельсиевым
содержался в 1862 1865 гг. в Алексеевском равелине, был подвергнут
суду Сената. Рогожское кладбище - центр поповцев (старообрядцев,
присмлющих священство) в Москве.
37 Текстильный фабрикант, отец мецената Саввы Морозова.
38 Видный издатель, печатал сочинения Белинского, Чернышевского
и других авторов радикального толка, труды по экономике, социологии
и др.
39 Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900)- религиозный философ,
публицист, поэт. Поначалу был близок к кругу обер-прокурора, впоследствии
стал его врагом. Последовательный противник национализма, защитник
свободы совести. 5 декабря 1881 г. в газете «Русь» была напечатана
его статья «О духовной власти в России». В ней Соловьев доказывал,
что в русском церковном расколе виноваты прежде всего официальные
церковные власти, пытающиеся искоренить религиозное инакомыслие
мерами государственного принуждения.
Публикация А. Ю. ПОЛУНОВА
- 189 -
|