III.
Месяца Сентября 1-го.
(АНТОНИНА) житие иже во святых отца
нашего
СИМЕОНА СТОЛПНИКА.
.
Пер. В. В. Латышева.
1. Возлюбленные, у меня, грешного
ученика Антонина, есть желание описать странное
и дивное житие, которое в наши лета совершил
Симеон. Ибо сказание о нем исполнено пользы и
поощрения. Итак, приклоните, прошу, уши ваши и
услышьте от меня, что я видел и осязал.
2. Иже в преподобных блаженнейший
Симеон, будучи в детском возрасте, пас стада отца
своего, как и пророк Давид, а по воскресениям
ходил в церковь Божию и слушал божественные
Писания; когда же он входил в более зрелый
возраст и исполнялся страха Божия, в один день
случилось, что он, придя в церковь, услышал чтение
Апостола и спросил некоего старца, говоря: «Скажи
мне, отец, что он читает?» Сказал ему старец: «О
воздержании души». Отвечал ему блаженный Симеон:
«А что есть воздержание души?» Сказал старец:
«Что ты спрашиваешь меня, искушая? Ибо я вижу, что
ты возрастом юн, но имеешь разум совершенный».
Говорит блаженный Симеон: «Не искушая тебя, отец, [70] говорю я это, но меня удивляет
слово воздержание». Говорит старец: «Воздержание
есть спасение души, вождь света, вводящий в
царство небесное». И сказал ему блаженный Симеон:
«Объясни мне, отец, что ты говоришь, ибо я человек
темный».
3. Сказал старец: «Воздержание есть
то, если кто постится с чистым сердцем и
воссылает Господу Богу все молитвы со страхом и
тщанием, молясь в час первый, а равно в третий,
шестой, девятый и в сумерки, и точно так же в
последующее время ночью; совершается это
наилучше в монастыре. Итак, если ты знаешь, дитя,
что услышал, рассуди обо всем этом в сердце твоем,
ибо должно тебе взалкать и возжаждать,
обнажиться и претерпеть обиды, быть заушенным,
восстенать и восплакать, бодрствовать и
воздремать, воскорбеть и смутиться, отречься от
себя и смириться, быть искому и обретенну, многое
претерпеть от людей и так быть утешену ангелами
Господними. Вот, ты выслушал все это: Господь
славы да даст тебе ум добрый по воле Своей».
4. Услышав это, блаженный Симеон
вышел из церкви, удалился в место пустынное и
лежал на лице своем семь дней, плача и молясь
Господу Богу, не вставая ни для пищи, ни для питья;
и чрез семь дней, вставши, бегом прибежал в
монастырь и бросился к ногам архимандрита, плача
и говоря: «Молю тебя, помилуй меня грешного и
окаянного и спаси душу погибающую и желающую
послужить Богу». Сказал ему архимандрит: «Кто ты
и откуда происходишь? Как твое имя и откуда ты
пришел сюда?» Сказал блаженный Симеон: «Я по
рождению свободный, а имя мне Симеон; а от каких
родителей происхожу я или как сюда пришел, не
спрашивай [71] меня, владыко, но
искупи себе одну душу погибающую». Услышав это,
архимандрит поднял его с пола и говорит ему:
«Если ты от Бога, то Господь тебя сохранит и
соблюдет от всякого лукавства, опасности и
искушения, и ты будешь совершать служение
братиям, дабы быть возлюбленным всеми».
5. Родители же его два года не
переставали плакать и искать его; а блаженный
Симеон пребывал в монастыре, служа всем братиям и
будучи любим всеми, исполняя все правило
монастырское. Итак, в один из дней, выйдя из
монастыря, он находит наверху колодезя, откуда
черпали воду, ведро с власяною веревкою. Отвязав
ее, он возвращается восвояси, обвязывает ею все
свое тело, надевает власяной стихарий и, войдя в
монастырь, говорит братиям: «Я вышел зачерпнуть
воды и не нашел веревки на ведре». Говорят ему
братия: «Молчи, чтобы не узнал игумен». И никто не
знал, что он был обвязан веревкою. Он прожил год и
больше, имея на себе веревку, и она проела плоть
его и дошла до костей его; и вследствие гниения
плоти его никто не мог стать близко к нему от
смрада и никто не подозревал, какая случилась
тайна; а постель его кишела червями, и никто но
знал, откуда причина.
6. Он каждый день получал свое
дневное пропитание и отдавал его нищим, о чем
никто не знал. Итак, в один из дней выходит один из
монахов и застает его отдающим нищим хлеб и
приправу, которую он получал из монастыря. Все
постились только до вечера и затем вкушали пищу;
блаженный же Симеон не ел от воскресения до
воскресения. Монах же, войдя, оклеветал его
архимандриту, говоря: «Этот человек желает [72] уничтожить монастырь и
правило, которое ты передал нам». Оказал
архимандрит: «Каким образом хочет он уничтожить
правило, которое вы получили. Говорит монах: «Мы
приняли поститься до вечера, а этот человек не
вкушает пищи от воскресения до воскресения и
хлеб, который получает, и приправу каждый день
тайно отдает нищим. Но не только это, а и от тела
его исходит невообразимый смрад, так что никто не
может стать близко к нему; а постель его кишит
червями, и мы не можем так переносить, но имей его
так, а мы уходим; если же нет, то отпусти его идти,
откуда пришел».
7. Услышав это, архимандрит приходит
в изумление, тотчас идет к постели его и находит
ее наполненною червями, и от смрада не мог стать
там. И сказал архимандрит: «Вот и новый Иов». И
сказал блаженному: «Что ты это сделал, человек?
Откуда у тебя этот смрад, который удушает людей, и
зачем ты хочешь уничтожить монастырское правило?
Не привидение ли ты? Но почему ты не ушел и не
умер? Чрез тебя, может быть, я несчастный пришел в
искушение? Ибо если бы ты был человек добрый или
от родителей разумных, ты поведал бы нам, кто отец
твой, или кто мать твоя и какой род, и откуда
пришел ты сюда». Услышав это, блаженный Симеон,
опустив очи в землю и плача, молчал, и от слез его
наполнялось место, где он стоял. Архимандрит же,
сильно разгневавшись, говорит монахам:
«Разденьте его, дабы мы видели, откуда смрад сей».
8. Итак, они захотели раздеть его и не
могли: ибо одежды его прилипли к сгнившей плоти.
Итак, смачивая теплою водою и елеем, они едва
смогли [73] чрез три дня
раздеть его, причем с одеждами отнято было не
мало сгнившей плоти. И находят веревку,
обвязанную вокруг тела его так, что из него
показывались только начала ее; червей же,
ползавших в нем, не было числа. Тогда все монахи
пришли в ужас, видя эту неизлечимую рану, и
размышляли в себе, какое врачебное средство
применить, чтобы снять с него веревку. Блаженный
же Симеон кричал, говоря: «Уступите мне, господа
братия! Оставьте так умереть меня, пса смердящего
по делам моим; ибо так я должен был бы и
называться; ибо во мне явилось всякое дело лихое,
ибо я — море грехов». Архимандрит же и все монахи
стояли плача, видя ту несказанную рану.
Архимандрит сказал ему: «Тебе нет еще
восемнадцати лет, и какие грехи имеешь ты?»
Сказал блаженный Симеон: «Пророк Давид
восклицал: Се, в беззакониях зачат есмь, и во
гресех роди мя мати моя (Псал. I, 7);
и я всячески совершил подобное сему».
Архимандрит был поражен понятливостью его души,
— что будучи простым деревенским человеком, он
так проникся страхом Божиим, и призвал врача; с
великим тщанием и трудами едва оторвали от него
веревку вместе с сгнившею плотью, и никто не
распознал веревки от приставшей к ней плоти, и
думали, что он уже умер. И устроивши за ним уход в
течение пятидесяти дней, отчасти помогли ему.
Архимандрит сказал ему: «Дитя, вот ты стал здоров;
уйди куда хочешь».
9. Тогда блаженный Симеон вышел из
монастыря и пошел в пустынное место вблизи
стариннейшего колодезя, в котором воды не было, а
жило множество нечистых духов, и не только они, но
и [74] множество аспидов, змей,
скорпионов и всяческих пресмыкающихся; почему
все боялись проходить чрез это место. Блаженный
же Симеон, выйдя из монастыря никем не
замеченный, бросился в колодезь, совершив
знамение во Христе, и скрылся в одном месте,
молясь и благодаря Владыку всех Христа.
10. Через семь дней архимандрит видел
во сне, что невообразимое множество мужей в белых
одеждах окружило монастырь его, держа
светильники и говоря: «Сейчас сожжем тебя здесь,
если ты не предашь нам раба Божия Симеона. За что
ты отверг его? Какое прегрешение совершил он? Он
окажется больше тебя в тот страшный день». И
архимандрит, пробудившись и затрепетав от
страха, говорит монахам: «Как вижу, тот человек
есть раб Божий; ибо я много пострадал из-за него в
эту ночь. Но, прошу, выйдите и разойдитесь по всей
этой окрестной стране, и поищите его по следам и
попросите его придти к нам; если же не найдете
его, пусть никто из вас не приходит ко мне сюда».
11. И монахи, выйдя, искали его в тех
местах и не нашли. Тогда монахи возвратились со
страхом, говоря архимандриту, что «Мы не оставили
места в окрестностях, где бы не искали его, кроме
только пустынного колодезя, а туда никто не
дерзает сойти ради множества живущих там духов и
пресмыкающихся». Сказал архимандрит: «Пойдите и,
сотворив молитву, сойдите со светильниками и
поищите его». Они же, уйдя на место колодезя и
сотворив молитву, как повелел им архимандрит, до
трех часов, тогда сошли в колодезь пять монахов,
держа светильники; пресмыкающиеся же, увидев
светильники, бежали по углам колодезя. Увидев же [75] братьев, блаженный Симеон
воскликнул, говоря: «Молю вас, уступите мне мало,
да предам дух мой; ибо он не мало скорбит, что я не
исполнил того, что принял на себя». Монахи же
силою повлекли его, как некое зло сотворившего, и
отвели его к архимандриту. Он же, увидев его, упал
к ногам блаженного Симеона, говоря: «Прости меня,
раб Божий, за то, что я сделал с тобою, пребывая в
неведении; но молю тебя, сам будь мне наставником
и объясни мне, что дарует Бог в сердце твоем за
крепость».
12. Блаженный же Симеон не переставал
плакать и молиться и, пробыв в монастыре три года,
вышел тайно от всех, ушел в неизвестное место, к
которому прилежали довольно многие селения
(ближе всех к нему лежало селение, называемое
Фаналис), построил себе из дикого камня место
малое и стоял на нем четыре года, орошаемый
дождем, осыпаемый снегом и палимый зноем. И
приходили к нему многие одержимые различными
страданиями и, получая благословение,
исцелялись; пища же его была моченая чечевица и
вода. И после этого он сделал столп в четыре локтя
и стоял на нем семь лет, и святая слава исцелений
его распространялась повсюду. После этого народы
строят ему две ограды из дикого камня и ставят во
внутренней ограде столп в тридцать локтей, и он
стоял на нем пятнадцать лет, совершая многие
исцеления; ибо многие бесноватые приходили к
нему и исцелялись.
13. Творя это, он уподоблялся
наставнику своему Христу, слепым даруя зрение,
призывая Господа, и хромым хождение, прокаженных
очищая, [76] косноязычным даруя
речь, расслабленных укрепляя. Страдающим долгими
болезнями он чрез Бога нашего давал исцеления,
наставляя каждого и говоря: «Если кто вам скажет:
кто вас излечил? То скажите, что Господь наш Иисус
Христос; но да не дерзнет кто-либо из вас сказать,
что Симеон меня излечил, ибо снова впадет в те же
недуги. И о том прошу вас, братия, никогда не лгать
и не клясться Богом; если же необходимо вам
поклясться, то клянитесь мною смиренным; ибо
великий грех и суд клясться во имя Божие».
14. Выслушайте, братия, другое
странное и дивное дело от меня, смиренного
Антонина. Мать блаженного Симеона, через
двадцать семь лет узнавши, где он пребывал,
пришла в ограду посмотреть на него и, взлезая на
стену ограды, упала на землю, не имея возможности
увидеть его. Блаженный же Симеон показал ей,
говоря: «Прости меня, госпожа мать, ныне, а если
будем достойны, то увидим друг друга в том веке».
Когда же услышала это мать его, еще более
возгорелась тоскою о сыне своем; блаженный же
Симеон снова показал ей, сказав: «Долежи мало на
земле и успокойся, и немного спустя увижу тебя».
Мать же его поспешно легла в преддверии ограды и
тотчас отдала дух Господу Богу. Блаженный же
Симеон повелел внести ее и положить впереди
столпа своего и, увидев ее, прослезился и начал
молиться и говорить: «Боже сил, единый
бессмертный и начальник херувимов, путеводивший
Иосифа, ополчивший пророка Давида на Голиафа,
Лазаря четверодневного из гроба воздвигнувший,
услыши меня и простри десницу Твою и приими в
мире душу рабы Твоей». Когда же он молился, [77] тело ее двигалось и улыбалось
лицом, и все стоявшие окрест смотрели и славили
Бога; и обрядив ее, погребли пред столпом его, как
он повелел, дабы при всякой молитве творить
память ее.
15. Выслушайте другое странное и
дивное. Некие люди шли к нему на молитву очень
издалека, и встретилась им пасущаяся лань,
имеющая во чреве, и говорит один из них лани:
«Заклинаю тебя силою святого Симеона,
остановись, чтобы мы поймали тебя». И тотчас
остановилась лань и, поймав ее, зарезали и сели
мясо ее, а шкура осталась у них. И тотчас
испортился желудок их, и они остались судимыми и
начали блеять как животные, и прибежали бегом в
ограду и бросились перед столпом, моля получить
исцеление, а шкуру лани наполнили мякиною в
разумение многим, и она лежала в ограде довольное
время. Съевшие же мясо лани, пробыв довольное
время, получили исцеление чрез великое раскаяние
и так ушли восвояси.
16. Другое чудо выслушайте от меня.
Женщина, палимая жаждою, захотела ночью испить
воды. Взяв святую воду, она незаметно для себя
выпила вместе с водою маленькую змейку, и она
выросла во чреве ее и стала как дракон, и был вид
женщины зеленый как трава, и многие хотели
излечить ее, но не могли. И после долгого времени
принесли ее к блаженному Симеону и возвестили
ему случившееся с нею. И сказал блаженный Симеон:
«Положите в уста ее воды и персти земной». И
сделали так, и когда животное почувствовало это,
то бросает женщину на землю и выходит из уст ее
длиною около трех локтей, и быстро приползло к
столбу его и, склонив голову среди решетки,
лопнуло, и все [78] видевшие
прославили Бога, видя в особенности то чудо, что и
животное устремилось получить благословение и
так окончило жизнь.
17. Снова переменили столп блаженного
и сделали в сорок локтей, и прославился он по всей
вселенной. Поэтому множество Сарацинов
устремились к нему, палимые верою; он же укротил
их к страху Божию. Но человеконенавистник диавол,
как имеет обычай искушать святых людей и быть
попираемым ими, навел на бедро праведного, как и
на блаженного Иова, болезнь, называемую
«панукла», и загноилось бедро его, и он стоял на
одной ноге двухгодичное время, так что
невообразимое множество червей падало от бедра
его на пол. Поэтому я не имел другого дела, как
только собирать червей и относить их на место,
откуда они падали, при чем блаженный говорил:
«Поешьте, откуда дал вам Бог».
18. По изволению Божию случилось царю
Сарацинскому придти в ограду на молитву. Вошедши,
он стал перед столпом, прося благословения у
святого, и, поклонившись ему, начал поучаться от
него. И когда они беседовали, внезапно падает
червь от бедра его, и Сарацин обращает внимание
(но он не знал, что именно упало) и, побежав,
схватывает его и прикладывает к глазам своим и к
сердцу. Когда же он получил благословение, святой
показал ему, говоря: «Отложи, что поднял; ты
приносишь тягость мне грешнику; это червь
смердящий из плоти смердящей и тленной. Зачем ты
сквернишь свои руки, будучи столь почтенным
мужем?» Услышав это от блаженного, царь вошел и
говорит ему: «Сие мне есть в благословение и
отпущение [79] грехов». И
открыв длань свою, видит перл ценою не
превосходимый и, увидев его, начал славить
Господа нашего Иисуса Христа и говорит
блаженному: «Вот, ты сказал, что это червь, а он
сделался перлом многоценным». Блаженный же
Симеон, услышав, говорит: «Как ты поверил, да
будет он тебе в благословение во все дни жизни
твоей». И муж, получив от него благословение, ушел
восвояси с миром.
19. Другое чудо выслушайте от меня. В
горе, на которой стоит столп его, к востоку
гнездился дракон, почему даже трава не всходила
на той горе. По изволению Божию случилось, что
заноза вонзилась в глаз его, и в течение
довольного времени никто не выносил его шипения.
Итак, в один из дней он вышел из логовища своего и
на глазах всех приполз и лег в преддверии ограды,
и внезапно разверзся глаз его и из него вышла
большая заноза, так что все видевшие дивились: и
он не удалился, пока не стал здоров; и так он
удалился в свое место на глазах всех, никому не
причинив вреда, но такое чудовище в преддверии
ограды было так (кротко), как бы овца.
20. Другое странное и удивительное
дело хочу вам рассказать. Явился в Сирии страшный
разбойник, по имени Антиох, а по прозвищу Гоната;
он был славен в целом мире. Поэтому очень часто
были посылаемы воины и тысяченачальники
схватить его и привести в город Антиохию, но не
могли овладеть им. Итак приготовились в городе
начальники и войско, и весь город кричал ради его,
и вышли схватить его; и пришедши в некое место,
нашли его пьющим в гостинице и окружили место, а [80] разбойник, узнавши, начал
петь. К этой деревне прилегала река; разбойник
имел кобылицу и приказал ей, как человеку, и
вставши бросает одежды свои на кобылицу и
говорит ей: «Заклинаю тебя святым Симеоном, уйди
к реке и там жди меня». И воздев руки к небу, стал
молиться, говоря: «Сыне Божий, милостив буди мне
грешнику и приими молитву мою, принявший
раскаяние грешника, уверовавшего в Тебя на
кресте Твоем; и приими в мире душу мою ради раба
Твоего Симеона, и да не овладеют мною ищущие душу
мою». И проплакав два часа, перестал, так что
заставил и окружающий народ проливать слезы, и
взявши все, переправился через реку, вошел в
ограду блаженного и пал пред столпом. Блаженный
же сотворил молитву, и разбойник тотчас предал
душу, и, обрядив, погребли его вне ограды его.
Итак, на следующий день жители города, узнав, что
он прибежал туда, приходят от Антиохии в числе
более ста схватить его и начали восклицать и
кричать против праведного Симеона, как не
позволяющего ему выйти из ограды, не зная, что он
уже умер. Святой же Симеон, отвечая, сказал:
«Братия, Пославший его сюда сильнее вас и,
возымев в нем нужду, призвал его к Себе, как
полезного; ибо послал к нему двух воинов мощных,
вооруженных, страшных, которые могли поразить
молниею весь город наш с живущими в нем, и я
смиренный, увидев страшный образ, не дерзнул
возразить им, дабы они не убили и меня смиренного;
ибо ни я, ни кто-либо другой не могли бы
противостать им». Мужи, посланные против
разбойника, услышав это от него и узнав, что
разбойник с большою славою [81] отдал
душу, трепеща и славя Бога возвратились в город.
21. Другому подивитесь. Там в ограде
не было воды, и множество приходящих с животными
страдали от жажды; и сотворив молитву в течение
семи дней, он ни с кем не говорил, но пребывал
преклонив колена и молясь Господу Богу нашему,
так что все думали, что он умер; и в седьмой день
забила ключом вода в большом изобилии с
восточной стороны ограды его, и, ископав, нашли
место пещерное, полное водою, и построили семь
устьев и все славили Бога за происшедшее чудо.
22. Итак, блаженный стоял на различных
столпах 47 лет, и после сего Господь взыскал его
для кончины. Был же день приготовления (Пятница); и мы ждали его и в субботу,
и в воскресение, но он лежал и не подавал знака,
как имел обычай, благословлять преклонивших
колена на молитву. Когда же я, Антонин, увидел это,
то во второй день (Понедельник)
взошел к нему на столп и вижу лицо его, и было оно
светло как солнце. И когда я восходил, он встречал
меня и говорил со мною, а тогда не заговорил со
мною; и я говорил в себе, что он умер, и снова не
верил и боялся приблизиться к нему и, дерзнувши,
говорю ему: «Раб Бога всевышнего, народ ждет тебя
получить благословение сегодня третий день». И
постоявши один час, сказал ему: «Не отвечаешь мне,
владыко?» Протянув же руку мою, коснулся его
бороды и увидел, что она мягка и тело его, когда
осязал его, и узнал, что он умер; и возложил руки
его на лицо мое и [82] плакал о
нем горькими слезами и, склонившись, облобызал
его, и очи, и бороду, и сердце, и ноги; и был во всем
теле его запах многоценного мира, так что я
поражен был тем благоуханием. И когда я опять
постоял около получаса, подвигнулось тело его
вместе со столпом и я услышал голос, говорящий
«Аминь», и в страхе сказал: «Благослови меня,
владыко, и помяни меня в преподобном упокоении
твоем».
23. И сошедши, я не возвестил никому,
дабы не произошло смятение, но чрез верного мужа
дал знать епископу Мартирию и стратилату
Ардавурию; и на следующий день прибыл епископ
Антиохийский со многими епископами, пришел и
Ардавурий вместе с войском в 6000 человек, дабы
соседние деревни, собравшись, не похитили тела
его; ибо так они и намеревались. Тогда были
повешены котлы вверху вокруг решетки столпа, и
взошли три епископа и сняли его, произнесши три
псалма, и спустили его вниз. И тогда узнал народ,
что он скончался в Господе, и произошло стечение
народа, так что горы не было видно от толпы,
свечей, фимиама и горящих лампад; голоса же
рыданий мужчин, женщин и детей были слышны за
пятьдесят миль; ибо, можно сказать, и сама гора
плакала; птиц же, собранных и окружавших двор и
столп, не было числа. Итак, когда спустили
блаженного Симеона со столпа, положив святое
тело его в мраморную раку, которую он имел перед
столпом своим; и хотя он почил в Господе Боге уже
четвертый день, тело его гнулось так, как бы
упокоившегося в этот самый час.
24. Итак, епископы, подошедши, дали ему
[83] целование, облобызав его, и
лицо его на вид было как бы роза неувядающая, а
волосы головы и бороды его как снег
незапятнанный. Итак, епископ Антиохийский
Мартирий хотел взять волосы бороды его, и тотчас
рука его стала сохнуть, пока все епископы де
сотворили молитвы о нем и не начали говорить
святым его останкам: «Благословенный от Бога, ты
цел: никто не дерзает взять одежды твои от тебя,
клянемся Спасителем мира». И тогда рука его снова
стала здорова, и положили его тотчас в раку.
25. Я же, Антонин, за пять дней видел
мужа украшенного, благовидного образом и
страшного, вышину имевшего двух мужей,
приходившего и говорившего с блаженным трижды в
день и дававшего ему целование, и хотел
рассказать ему происшедшее с ним, но ум мой был
восхищаем и я не мог говорить, пока не скончался
святой. Итак, когда он приходил к нему, я видел их
как бы ядущими, но не знал, что именно; оба они
пели песнь, которой я не мог понять, кроме только
слова «аминь», и страх одержал меня при виде того
мужа: лицо же его было такое, как солнце, когда оно
посылает лучи.
26. И епископы и множество (народа), с
верою возложивши останки блаженного Симеона на
колесницу, со стенаниями и плачем, так
отправились в Антиохию с невообразимою и
неисчислимою толпою. Прибыли они за пять миль до
Антиохии в место, называемое «Частей», и мулы
стали, и колесница перестала двигаться, ибо была
там тайна чудесная и дивная.
27. Ибо справа от дороги была там
гробница, прилегавшая к тому месту. Муж же некий
пребывал во гробе, а тайна мужа была такова.
Возжелав [84] замужнюю женщину,
он более двадцати лет не мог сойтись с нею при
жизни ее. Когда же она скончалась, ее положили в
гробницу, и пришел муж, желавший ее, и открыл
плиту и соединился с угасшим телом ее, но уже не
мог уйти; и мимоидущие день за днем видели его
сидящим на ступенях гробницы и приносили ему кто
пищу, кто одежду. Итак, по изволению Божию, в
который день согрешил он в гробнице, в тот же
возшел на столп и блаженный Симеон. И был он в
гробнице, не говоря и не слыша. Итак, когда
колесница внезапно остановилась и весь народ
стоял вокруг ее, он бегом прибежал из гробницы,
крича и говоря: «Помилуй меня, святой Симеон, раб
Бога небесного!» И когда он схватился за
колесницу, она тотчас двинулась, и все славили
Бога, говоря: «Свят Бог, сотворивший чудесное»,
так что наполнилось место слезами толпы; человек
же тот восклицал, говоря: «Я сегодня спасен, раб
Божий! Ибо я был погибшим от греха и ныне спасен».
28. И вышел весь город на встречу
преподобному мужу со светильниками и песнями,
говоря ему: «Пришел пастырь наш, принеся нам
сокровище небесное, которому цена не
представляется; отворите врата принять стража
нашего города. Небеса веселятся и земля радуется,
и мы грешные славу воссылаем Владыке всех Богу,
говоря: свят, свят, свят Господь Бог наш». И вносят
его в церковь Касиана, и через тридцать дней
повелел стратилат Ардавурий, и переложили его в
Великую церковь, в .... (здесь в
греческом тексте испорчено одно слово) снова
по откровению Божию воздвигли ему [85]
придел, достойный славных и многоценных
его останков и со многою славою и песнями
положили там, так воспевая: «Отца и Сына и Святого
Духа поем, даровавшего нам сокровище
неисчерпаемое».
29. Многие старались, принося
епископу золото, серебро и сокровища, чтобы
кто-нибудь взял часть благословенных его
останков, и он никому не дал ради клятв, которыми
поклялся. Город же Антиохийцев получил сокровище
неисхитимое, вечного стража, судию скорого,
предстателя милостивого, избавителя крепкого,
спасителя благоумолимого, нелицеприятного и
вообще жителя божественного и вечного,
совершающего весьма многие исцеления верным во
славу Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и
присно и в нескончаемые веки веков. Аминь.
|