Житие (тут более ранний перевод).
Симеон Стилит (Столпник) (Сисса в Малой Азии на границе Сирии и Киликии, ок. 390 - Теланисса, 24 июля 459)
и мать его Марфа. 13-летним подростком он заинтересовался тем, что же такое читают в храме, и спросил об этом
у какого-то старика. Тот ответил: «О воздержании души». Симеон откровенно признался, что не понял, что человек
он простой (пастух), и старик пояснил: надо регулярно читать молитвы, раз, и отречься от себя, два. Симеон ушел
в монастырь. 20 лет он жил в обителях Северной Сирии, смущая монахов жестокими своими постами, привлекая сотни
людей наставлениями. Начал он с того, что опоясался веревкой так, что она врезалась в тело, началось нагноение,
в ране завелись черви. Монахи в поисках источниках зловония с трудом раздели Симеона: ряса приклеилась к ране.
Его стали лечить, а он протестовал, называя себя псом смердящим и морем грехов. Его вылечили, но попросили покинуть
обитель. Симеон ушел под землю: поселился на дне высохшего колодца. Настоятель, однако, раскаялся и попросил
его вернуться. В 423 году Симеон окончательно сменил горизонталь на вертикаль, на этот раз, поднявшись вверх
и поселившись на вершине четырехметровой башни. Пятачок для жизни, огороженный перилами, составлял три квадратных
метра. Тут "шаг вправо, шаг влево" - не побег даже, а падение. Треть века он прожил на столпе, понемногу
надстроив его до двадцати метров. Каждый полдень он прерывал молитву и начинал беседу с пришедшими к нему православными
(от крестьян до императора), отвечая на вопросы о жизни, о Боге, о спасении. Его доброта, здравый смысл, отсутствие
фанатизма помогли тысячам людей; слушая его, многие арабы-бедуины стали христианами. Другие приходили просто
поглазеть на него как на диковинку; один из таких древних туристов подсчитал, что однажды Симеон подряд совершил
более 1244 поклонов.Отцы-пустынники раз велели ему спуститься на землю. Симеон приготовился, и приказание было
отменено: старцы лишь проверяли его смирение. А вот к матери своей Марфе не спустился, и она умерла в безропотном
ожидании, приникнув к окружавшей столп ограде. С усопшей он благоговейно простился - и мертвое ее лицо озарилось
блаженством. Церковь почитает святыми обоих, ибо мать и сын равно подобны Христу победой над ненавистью, суетой
и себялюбием мира сего.
Lietzmann. Das Leben des heiligen Symeon Stylites. 1908; Сергий, 1901, 2 (1), дата смерти Симеона указана 2.9.459,
также праздновалось 25.7, 26.7, 27.7, 5.1. Синаксарь, 1987, 1.9 (5). Память их 5 января (и 25 июля — жития разногласят
в дате кончины), 1/14 сентября.
Temkin Owsei "Hippocrates in a world of pagans and Christians", Baltimore, 1991.
Федотов Г. Св. Геневефа и Симеон Столпник / Путь.— 1927.— № 8 (август).— С. 58—72.
|