ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СИНАЙСКИЙ
Оп.: Добротолюбие, т. 2.
О молитве. - О восьми духах зла.
Увещательные главы - Мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному - Подобные предыдущим мысли и увещания, извлеченные из других писаний преп. Нила - Увещание к монахам
*
Преподобного отца нашего Нила подвижника, письма // Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской духовной академии. Часть 1, СПб. 1845
Краткое сведение о нем
Преподобный Нил происходил из богатой и знатной фамилии
и, вероятно, еще тогда, как св. Златоуст был проповедником
в Антиохии, был слушателем и учеником его. Знатное
происхождение и личные достоинства возвели его на степень
префекта столицы. Но стремления его духа не согласовались с
должными хлопотами и порядками жизни столичной. Почему,
согласившись с супругою, с которою имел уже двух детей,
оставил он мiр, чтоб в уединении успешнее тещи путем
спасения. Он, взяв с собою сына Феодула, поселился на
Синае; а супруга его с дочерью нашли себе приют в одной из
Египетских женских обителей.
В Синайской пустыне препод. Нил жил крайне строго:
своими руками с сыном выкопали они себе пещеру и, живя в
ней, питались даже не хлебом, а дикими горькими растениями.
Все же время проходило у них в молитве, изучении Писания,
Богомыслии и трудах.
Оставив однако мiр, препод. Нил не оставил общения с
людьми. Из всех мест и всякого рода лица обращались к нему
с своими духовными нуждами, и никто не был оставляем без
потребного вразумления и назидания. И царь писал к нему,
прося молитв, и он писал к царю, укоряя его в
несправедливости к св. Златоусту. Другие писания
преподобного преимущественно нравственного и аскетического
содержания. Из всего им написанного видно, как обширны и
глубоки были его познания, и как неутомим труд его в сем деле.
Для испытания любви его к Богу было ему особое
искушение. Напали на Синай и окрестные его области дикие
варвары из Аравии, и все разграбили, многих побили, иных
забрали в плен. В числе последних был и Феодул, сын преп.
Нила. Беда сия была очень чувствительна для преподобного,
и он не находил себе покоя, особенно когда на второй
или третий день после общей беды принесена была к нему
весть, что сына его дикари положили принести в жертву
утреннице звезде Венере, не утверждая, исполнено ли
было такое определение. Но не долго, попустил Бог томиться
его родительскому сердцу. Скоро узнал он, что жертва не
состоялась и пленники распроданы в христианские страны.
Поиски нашли его потом в городе Елузе, епископ которого
купил его у варваров вместе с другими, и готовил уже к
служению Церкви, к которому был упрашиваем и отец прибывший
за ним. Любовь к пустынножитию не позволила им согласиться
на это; и епископ, посвятив их во священники, благословил
им отойти на любимый Синай, где и пребыли они до конца
жизни.
Пр. Нил оставил мiр в 390 г.; в пустыне Синайской прожил
лет 60 и скончался около 450 г. Память его 12 Ноября
и 13 Января. Св. Мощи его при Иустине младшем были
перенесены в Константинополь, и положены в храме св.
Апостолов.
Из писаний преп. Нила в Греческое Добротолюбие, а из
него в Славянское, взяты слово о молитве и слово
аскетическое. Слово о молитве берем и в наше
Добротолюбие; вместо же слова подвижнического предпочитаем
взять слово о восьми духах лукавствия, и два
собрания кратких изречений и наставлений, из коих одно
озаглавливается: главы или увещания, а
второе: мысли, отводящие человека от тленного и
прилепляющие к нетленному. Но как о молитве и о
борьбе со страстями множество преблагопотребных советов и
наставлений высказано преподобным в других его писаниях,
равно как там же всюду в обилии встречаются
преназидательные мысли и вообще о нравственном строе и
особенно о жизни отрешенной от всего: то подумав, что было
бы несправедливо лишить наше Добротолюбие сих сокровищ,
положили мы позаимствовать их из сказанных писаний
преподобного, помещая, что к молитве относится, под словом
о молитве, что к борьбе со страстями, под
каждою из восьми страстей, что к общему назиданию,
под собранием изречений. Подражаем в этом древним.
Ибо в Patrol. graec. Migne t. 79, где помещены все писания
преп. Нила, после мыслей, отводящих от тленного и
прилепляющих к нетленному, стр. 1249-50,
сделана заметка, что в той рукописи, с которой там
печатались сии мысли, следуют еще десятка четыре мыслей,
заимствованных то из слова о нестяжательности, то из
статьи о превосходстве пребывания на безмолвии пред
жизнью в городе. Самые сии заимствования не напечатаны; но
пример чрез это ничего не теряет.
Цитаты сих заимствований будем означать в конце статей,
указанием тома и страницы, по изданию творений
преподобного в русском переводе. Статьи без цитат находятся
на той же, что выше указана, странице.
|