Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Климент Александрийский

СТРОМАТЫ

К оглавлению

КНИГА ВТОРАЯ

[175] Cf. Herodotus, VI 75.

[176] Lev. 15: 16.

[177] Prov. 11: 13.

[178] Ps. 7: 10; Ier. 17: 10.

[179] Mt. 5: 28.

[180] Exod. 20: 17.

[181] Cf. Is. 29: 13; Mt. 15: 8.

[182] Gen. 19: 26.

[183] Cf. Philo. De somn. I 247.

[184] Euripides, Chrysippus, fr. 840.

[185] Euripides, Medea 1078-79.

[186] TGF Adesp. 110.

[187] Homerus, Odyssea XI 327.

[188] Menander, fr. 338 CAF.

[189] Rom. 6: 14.

[190] Is. 53: 5.

[191] Clemens Rom, I Epistula ad. Cor. 50: 6-7; Ps. 32: 1-2; I Pet. 4: 8.

[192] Ezek. 18: 23.

[193] Mt. 5: 28.

[194] Io. 1: 9.

[195] Ier. 50: 20.

[196] Ier. 49: 19.

[197] I Io. 5: 16-17.

[198] Ps. 1: 1.

[199] Lev. 11: 10; Deut. 14: 10.

[200] Barnabas, Epistula 10, 3.

[201] Cf. Mt. 7: 13.

[202] Ps. 1: 2.

[203] Kerygma Petri, fr. 1 Dobschuetz; Hennecke-Schneemelcher, New Testament Apocrypha, II 94-102.

[204] Simonides, fr. 66.

[205] По, видимому, лакуна.

[206] Cf. I Cor. 8: 7.

[207] Ps. 1: 4-5.

[208] Io. 3: 18.

[209] Ps. 1: 5-6.

[210] Cf. Izek. 34: 4.6.

[211] Cf. Lk. 15: 7.10. Климент перефразирует это место, или же пользуется другой версией Евангелия.

[212] Gen. 12: 4.

[214] Is. 32: 8.

[215] Cf. Philo, De Abraham., 17.

[216] Изречения, приписываемые семи мудрецам. См.: Diogenes Laert. I 76.

[217] Prov. 6: 1-2.

[218] Эти слова цитирует также и Тертуллиан. См. Strom. I 61, 3.

[219] Io. 15: 11-12.

[220] Ps. 102: 8.

[221] Ps. 144: 9.

[222] Gen. 24: 6; Exod. 10: 34; Deut. 4: 9; 15: 9.

[223] Prov. 15: 27.

[224] Prov. 15: 33.

[225] Cf. Mt. 25: 35.40.

[226] Очевидно, имеются в виду «духовные люди», о которых учили Валентин и другие гностики. См.: Irenaeus, Adv. Haer. I 5, 1, 5; Clemens, Excerpta ex Theodoto 42, 3; 50, 1; 58, 1.

[227] Prov. 5: 22.

[228] Cf. Plato, Rep. X 617 e.

[229] Prov. 28: 14.

[230] Подробнее см.: Е.В. Афонасин. Философия Климента Александрийского (Новосибирск, 1997), с. 39–44. Основательное исследование гносеологических воззрений Климента можно найти в работе: A. Méhat, Études sur les Stromateis de Clément d'Alexandrie (Paris, 1966), p. 29–40.

[231] Cf. Mt. 10: 24; Lk. 6: 40.

[232] Cf. Io. 5: 6; Mk. 1: 40.

[233] Cf. Prov. 27: 21.

[234] Prov. 30: 3; cf. Sap. 10: 10.

[235] Philo, De fort. 7.

[236] Prov. 15: 8.

[237] Cf. Prov. 16: 5.

[238] Is. 1: 11.

[239] Is. 58: 6.

[240] Cf. Ps. 50: 19.

[241] Prov. 11: 1.

[242] Cf. Prov. 10: 31.

[243] Cf. Prov. 16: 21.

[244] Определения, напоминающие стоические, см.: SVF III 175.

[245] Cf. Plato, Protagoras 329 c.

[246] Вероятно, лакуна.

[247] Выражение из Plato, Theaetetus 176 a-b. Это и дальнейшее рассуждение во многом копирует Филона: Philo, De fort. 3 sqq.

[248] Cf. Deut. 22: 5.

[249] Cf. Deut. 20: 5-7.

[250] Prov. 11: 7.

[251] Sap. 8: 17; 16: 8.

[252] Num. 25.

[253] Cf. Prov. 9: 10.

[254] Prov. 19: 23.

[255] Barnabas, Epistula 21, 5-6.9.

[256] Lev. 19: 13; Deut. 24: 14-15.

[257] Deut. 24: 10.

[258] Cf. Lev. 19: 9; 23: 22; Deut. 24: 19.

[259] Lev. 19: 9; Deut. 24: 20-21.

[260] Lev. 27: 30-32; Num. 18: 21-24.

[261] Exod. 23: 10; Lev. 25: 4-7.

[262] Lev. 25: 8-11.

[263] Cf. Prov. 3: 3; 20: 28.

[264] Prov. 11: 26.

[265] Cf. Prov. 14: 21.

[266] Cf. Exod. 23: 4; Deut. 22: 1-3.

[267] Prov. 14: 27.

[268] Deut. 23: 8.

[269] Deut. 20: 10.

[270] Deut. 21: 10-14.

[271] Cf. Deut. 22: 4; Exod. 23: 5.

[272] Cf. Deut. 22: 1; Exod. 23: 4.

[273] Gal. 3: 24.

[274] Cf. Mt. 5: 7; 6: 14-15; 7: 1-2.12; Lk. 6: 37-38; Clemens Rom., I ad Cor. 13, 2.

[275] Cf. Prov. 17: 3.

[276] Cf. Prov. 19: 8; 14: 23; 17: 12; 16: 8.

[277] Exod. 22: 30.

[278] Такое право дает отцу закон двенадцати таблиц, если ребенок слаб или родился уродом: Lex XII tab. IV 1 (Cicero, De leg. III 8, 19).

[279] Об этом говорится в рескрипте Адриана. См: Ulpianus I 3, 18; Plutarchus, Moralia 552 d.

[280] Deut. 14: 21.

[281] Cf. Deut. 25: 4; Mt. 10: 10.

[282] Deut. 22: 10.

[283] Deut. 20: 19-20.

[284] Cf. Deut. 20: 14.

[285] Cf. Philo, De car., 21.

[286] Возможно, пропуск в тексте. Числовые аналогии Климент заимствует из Филона (De car., 21).

[287] Deut. 8: 18.

[288] Cf. Gen. 1: 26.

[289] Здесь и далее Климент продолжает перефразировать и комментировать Филона (в основном: De car. 23 sqq., однако, как справедливо отмечает O. Stählin, и другие трактаты: De poenit. 2; De nobil., 3; De mut. nom., 152, etc.).

[290] Mt. 5: 19.

[291] Num. 15: 30.

[292] Deut. 26: 17-18.

[293] Известный стоический парадокс.

[294] Gen. 33: 11.

[295] Стоический парадокс. См. SVF III 589-603.

[296] Gen. 23: 6.

[297] Plato, Theaetetus 176 b.

[298] Philo, Vita Mos. I 22. Филона Климент называет «пифагорейцем» еще раз (I 72, 4). Подробнее об этом примечательном обстоятельстве, равно как и о пифагорейских пристрастиях самого Климента см: Е.В. Афонасин. o( Klh/me» puqagori/zei: «Гносеология» Климента Александрийского и неопифагорейская традиция. – Историко-философский ежегодник, 99. М., 2001, с. 31–63, в особенности с. 40. 

[299] Deut. 13: 4.

[300] Cf. Lk. 6: 36.

[301] Chrysippus, fr. mor. 4-9; SVF III 4-9.

[302] Prov. 28: 5.

[303] Prov. 14: 8.

[304] Is. 66: 2.

[305] Cf. Aristoteles, Ethica Nicomachea, VIII 3, 1156 a.

[306] Cf. Prov. 21: 26.

[307] Cf. Prov. 2: 21-22.

[308] Cf. Homer., Odyssea XVII 415.

[309] Добавлено для заполнения возможной лакуны и уточнения смысла.

[310] II Cor. 8: 12-14.

[311] Ps. 111: 9; II Cor. 9: 9.

[312] Euripides, Antiope, fr. 200 N.

[313] Dan. 1; 6; 3: 6.

[314] [Plato] Minos, 319; "собеседником" Бога Гомер называет Миноса (Odyssea, XIX, 179).

[315] Cf. Gal. 6: 14.

[316] Plato, Phaedrus 266 a; Homer., Odyssea II, 406.

[317] Euripides, Andromache, 629.

[318] Euripides, Orestes, 1287.

[319] Antisthenes, fr. 11, 1.

[320] Xenophon, Memorabilia II 1, 30.

[321] Ariston, fr. 370 SVF I 85.

[322] Plato, Leg. I 633 d; Phaedo, 83 d.

[323] Cf. Mk. 8: 35.

[324] Plato, Phaedrus, 81 a.

[325] Cf. Eph. 6: 11.

[326] II Cor. 10: 4-5.

[327] Eph. 6: 12.

[328] Cf. Philo, Leges Alleg. II 22.

[329] Cf. Plato, Phaedrus, 230 d.

[330] Cf. E. de Faye, Gnostiques et Gnosticisme (Paris, 1925), p. 46, n.1, где отмечается сходство этого пассажа с Plato, Rep. 588 b. 

[331] H. Jonas сравнивает этот образ с аналогичным у Порфирия, Ad. Marc. 21 (The Gnostic Religion, Boston, 1963, p. 283).

[332] Cf. Mt. 19: 17.

[333] Ипполит пересказывает этот образ в Ref. VI 34. Представление о том, что демоны населяют человека и используют его в своих целях, было довольно распространено в античности. Образ постоялого двора (или караван-сарая) см. также Государство Платона (Rep. 580 a 4 f.), Corpus Hermeticum 16,14; Epist. Barnab. 16,7; Origen, De principiis III, 3,5. Интересные детали см. в: J. Whittaker, 'Valentinus fr.2', Studies in Platonism and Patristic Thought, XXVI.

[334] Sc.: чистое – cf. Mt. 5: 8.

[335] Cf. Mt. 7: 7.

[336] Barnabas, Epistula 16, 7-9.

[337] Кого имеет здесь в виду Климент не ясно. Может, Николая или Карпократа? Подробнее этот сюжет рассматривается в третьей книге Стромат.

[338] О киренаике Аристиппе см. Diog. Laert. II 85-6. Сам анекдот довольно популярен, см. Diog. Laert. II 76; Stobaeus, Florilegia 17,18.

[339] О Николае см. т.ж.: Strom. III 25, 5 – 26, 2.

[340] Авторство этих строк приписывается Хорилу из Ясоса, придворному поэту Александра Македонского. Choerilos, fr. 1 Kinkel. Preger, Inscr. graec. metr., p. 183, Nr. 232.

[341] Usener, Epicurea, fr. 68.

[342] Философ-киник конца V – начала IV в. до н.э. TGF, 808. Маловероятно, что фрагмент действительно принадлежит этому автору.

[343] Antisthenes, fr. 65.

[344] Crates, fr. 3, 8, 9, 17 (14 Diels); cf. Diogenes Laert. VI 86.

[345] Philemon, Philosophi, fr. 85 CAF II 502.

[346] Чтение L.: musthri/oi» (тайны) вслед за Münzel заменяем на a)munthri/oi» (защита).

[347] Homer., Ilias V 739-742.

[348] Cf. Mt. 11: 29.

[349] Sophocles, fr. 703.

[350] Homer., Odyssea XIX, 163.

[351] Zenon, fr. 241 SVF.

[352] Gal. 3: 24.

[353] Cf. Ps. 81: 1.

[354] Ps. 81: 6.

[355] Cf. Rom. 8: 9.

[356] Cf. II Cor. 10: 3.

[357] I Cor. 15: 50.

[358] Ps. 81: 7.

[359] Hebr. 13: 5; Deut. 31: 6.8.

[360] Cf. Mt. 11: 30.

[361] Rom. 1: 17.

[362] Cf. Hippocrates, Epidem., VI 4, 18.

[363] Вероятно, лакуна в тексте.

[364] Usener, Epicurea 200, 406, 450, 502.

[365] Cf. Cicero, Disputationes Tusculan., V 30, 85.

[366] Usener, Epicurea, fr. 509.

[367] Aristoteles, Ethica Nicomacheia, passim, e.g. I 6, 1098 a 18.

[368] Имеются в виду блага внешние (материальные), телесные (здоровье) и душевные.

[369] Zeno, fr. 180 SVF I; Cleanthes, fr. 552 SVF I.

[370] Добавлено О. Штелином. Diogenes Babylonius, fr. 46 SVF III.

[371] Antipatros, fr. 58 SVF III.

[372] Archedemos, fr. 21 SVF III.

[373] Ariston, fr. 360; Herillos, fr. 419 SVF.

[374] Лик был главой перипатетической школы. Ликиск или Левким (чтение имени сомнительно) неизвестен. Мы следуем  О. Штелину.

[375] Cf. Stobeus, Ecl. II 7, 3 b 46, 10-13 Wachsm.

[376] Anaxagoras, A 29 DK; cf. Aristoteles, Ethica Nicom. 1141 b (= A 30 DK).

[377] Heraclitus, A 21 DK.

[378] Heracleides Ponticus, fr. 13 Voss.

[379] Democrites, B 4 DK; в тексте лакуна, которая заполняется аналогичным свидетельством из Стобея.

[380] Hecataeus, fr. 20 FHG (FGrH III 264); Apollodotus Cyzicus упомянут один раз в: Diogenes Laert. IX 38; Nausiphanus, 75 B 3 DK; Democrites, 68 B 4 DK.

[381] Cf. Diogenes Laert. X 3.

[382] Usener, Epicurea, fr. 451.

[383] Metrodorus, fr. 5 Koerte.

[384] Климент пользуется, по всей вероятности, каким-то учебником платоновской философии.

[385] Cleanthes, fr. 558 SVF I.

[386] Plato, Timaeus 90 c. Счастье (eu)daimoni/a), таким образом, – это сохранение "даймона", охраняющего духа, в хорошем состоянии.

[387] Plato, Laches 188 d; Theaetetus 176 b.

[388] Lk. 14: 11.

[389] Plato, Leg. IV 715 e – 716 d; цитата сокращена Климентом и слегка искажена.

[390] Plato, Theaetetus, 176 a-b.

[391] Speusippus, fr. 194 Mullach.

[392] Xenocrates, fr. 77 Heinze.

[393] Hebr. 2: 11; Rom. 8: 17.

[394] Rom. 6: 22.

[395] Rom. 5: 4-5.

[396] Cf. Hebr. 3: 7 – 4: 11.

[397] Ezek. 18: 4-9; цитата слегка исправлена в соответствии с текстом Септуагинты.

[398] Cf. Is. 55: 6-7.9.

[399] Gal. 5: 5-6.

[400] Hebr. 6: 11.20.

[401] Cf. Prov. 1: 33.

[402] I Cor. 11: 1.

[403] I Cor. 3: 22-23.

[404] Cf. Plato, Theaetetus 176 b.

[405] Вероятно, именно здесь должна заканчиваться вторая книга Стромат. Следующая глава является переходной и касается одновременно цели человеческой жизни и христианских воззрений на брак, то есть непосредственно примыкает к началу третьей книги.

[406] Menander, fr. 720 CAF.

[407] Cf. Gen. 20: 12.

[408] Cf. Plato, Leg. VI 773 b; Symposium 207 d – 208 b; Democrites, A 170 DK; Usener, Epicurea 526.

[409] Cf. Chrysippus, fr. mor. 163 SVF III.

[410] Diogenes Laert., X 4.

[411] Мифологическому герою Бузигу приписывают приручение быков и изобретение ярма, а также введение многих аграрных обычаев, за нарушение которых налагалось проклятье (Verg. Georg. I 19).

[412] Tob. 4: 15.

[413] Gen. 1: 28.

[414] Homer., Ilias II, 700; X 496.

[415] Gen. 2: 18.

[416] Menander, fr. 325.

[417] В действительности, не совсем точная цитата из Эсхила (Choephori 505-507). Вероятно, Климент цитирует по памяти.

[418] Plato, Leg. VI 774.

[419] Menander, fr. 1085.

[420] Homer., Odyssea VI, 181

[421] I Tim. 2: 9; Petr. 3: 3.

[422] Euripides, Hecuba 568-570.

[423] Cf. Is. 50: 1.

[424] Hesiod., Opera et Dies, 339.

[425] Cf. Mt. 19: 9; Mk. 10: 11.

[426] I Tim. 2: 9-10.

[427] I Tim. 5: 5.

[428] Cf. Mt. 5: 32.

[429] Cf. Lev. 20: 10; Deut. 22: 22.

[430] Ezek. 33: 11.

[431] Cf. Lk. 12: 48.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова