Яков Кротов
Мф. 1, 7. Соломон
родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
Лк. 3, 31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
№3 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
См. оглавление истории до Христа.
Создается ощущение, что среди предков Иисуса по женской линии
вообще евреек почти не было, во всяком случае, в древности. Мать Ровоама, одна
из наложниц Соломона -- аммонитянка, и звали ее как легендарную дочь мстительного
Ламеха: Наама. У Соломона была тысяча жен (что уж при таком количестве разбирать,
кто "жена", кто "наложница", кто для тела, кто для политического
плезиру). У Ровоама - всего 78 жен.
Это теперь величие страны измеряют в "валовом продукте",
а тогда -- в женах. Ровоам потерял десять двенадцатых того царства,
которое унаследовал, потерял Иерусалим - правда, он уцепил самую
плодородную часть, южную, собственно Иудею.
Из восьми десятков жен матерью наследника, Авии, становится Мааха
(которую, правда, иногда в Библии называют Михаией, а иногда просто
Аной). Отец Маахи -- Уриил, дед - Авессалом, а вот прабабушка (мать
Авессалома и жена Давида) -- опять Мааха, причем вновь не еврейка,
а дочь гессурского царя Фалмая. Короче говоря, Ровоам был женат
на своей четвероюродной сестре. Давид приходился этой супружеской
чете прадедом с обоих сторон.
Авессалом формально овладевает гаремом своего отца ("формально"
в данном случае может иметь какие угодно значения, науке это неизвестно).
Так что одновременно Ровоам приходился своей жене четвероюродным
племянником, а она ему - четвероюродной племянницей. Веселая наука
генеалогия! Как много скрывается за невинным "Давид царь родил
Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама".
Во всем этом бардаке выделяется еще один предок Иисуса -- единственный
(или, во всяком случае, первый), который покончил жизнь самоубийством.
Это дед Вирсавии Ахитофел.
Помогая Авессалому в его борьбе с Давидом, Ахитофел явно мстил
за оскорбление, которое Давид нанес его роду. Именно Ахитофел присоветовал
Авессалому войти в отцовский гарем, науськивал убить Давида.
Видимо, Ахитофел был очень пожилым человеком -- ведь Авессалому
он годился в прадеды, Давиду в деды, то есть был (считая по поколениям)
ровесником Овида. Его положения главного советника Давида тоже указывает
на преклонный возраст.
Ахитофел повесился, но это никого не смутило: его похоронили в
родовом склепе. Не считали его и предателем -- месть иногда (не
всегда) оправдывает измену, и проблема Иуды в том, что ему не за
что было мстить Иисусу - как и всем нам. Причем Ахитофел повесился
до того, как Авессалом потерпел поражение. Может быть, он надеялся,
что самоубийство заставит Авессалома образумиться и последовать
его совету?
Библейский повествователь заверяет, что план Ахитофела был оптимален
и что, если бы Авессалом этому плану последовал, он бы взял верх
над отцом. Изменило бы это ход истории? Как шампанское трехсотлетней
выдержки не содержало бы в себе ни единого пузырька, не будоражило
бы, так и политика трехтысячелетней давности ничуть не будит страсти.
А между тем, эти страсти в тридцать тысяч раз важнее для будущего
каждого обитателя земли, чем нынешние политические бури, в которые
вовлечено куда больше людей, средств, энергии: хотя бы потому, что
вчерашние газеты никто не перечитывает, а рассказы о Давида, Соломоне
и Ровоаме перечитывают миллиарды людей.
Может быть, главная мораль из всей этой аморалки -- именно та,
что людям надо сочувствовать вне зависимости от морали. Это не аморализм:
аморализм, когда людям не сочувствуют вне зависимости
от морали. Нетрудно ведь посочувствовать и Давиду, и Авессалому,
и Ровоаму, и Иеровоаму. Мы достаточно не вовлечены в их дрязги.
Все это антиквариат. Хронологическая дистанция делает нас немного
богоподобными в смысле отрешенности, только вот Бог-то вовлечен
во все это был, невзирая на Свое инаковость. Только это не человеческая
вовлеченность, не политическая, не нервная, не корыстная, а - богочеловеческая.
28.12.2001
В
прошлом году я остановился на Ровоаме. Наверное, от изумления. Правнук Иессея
- где-то он на этом "древе Иессееве"? Может, в полосатых штанах? О Ровоаме
точно известно одно: у него было забавное физическое уродство. Претолстенный мизинец.
Как он сам сказал: "Мой мизинец толще чресл отца моего" (3 Цар. 12,
10). Понятно, что "чресла" - это вместо того слова, которое пишут на
заборах. Ясно, что Ровоам подразумевал, что уж "чресло" у него еще толще
мизинца, так что папа отдыхает. Здесь логика власти проступает во всей красе:
логика обезьяньего самца, который утверждает свою власть потрясая, как сказал
бы Набоков, скипетром - вот, мол, каков у меня!
На самом деле, у Ровоама было раз в пятнадцать меньше жен и наложниц,
чем у его отца. А как же иначе, коли он просто профукал все наследство, потерял
Израиль и остался с одной Иудеей. А тут еще египтяне умудрились совершить набег
и унесли золотые щиты, гордость Соломона. Ровоам показал, что у него вся сила
интеллекта ушла в мизинец - вместо того, чтобы остаться без щитов и величественно
скорбеть, он приказал сделать медные копии. Совсем как в конце ХХ века при сооружениии
дубля храма Христа Спасителя в Москве вместо бронзы на скульптуры пустили пластик.
Почему израильтяне отложились от Ровоама? По одной из трех причин (либо все три
сразу). От смеха: не могли смотреть на медные щиты и вспоминали Насреддина: "Тот,
кто носит медный щит, тот имеет медный лоб" (эти медные щиты торжественно
выносили во время царского выхода и позорно уносили в сокровищницу после окончания
церемонии). От благочестия: Ровоам впал в язычество (впрочем, и враги Ровоама
тоже впали в язычество). И, наконец и скорее всего: из скупости. Потому что Ровоам
отказался снизить налоги. Именно тогда он попробовал запугать израильтян своим
мизинцем: "Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше;
отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами" (3 Цар.
12, 11). А граждане проявили гражданское неповиновение и перестали платить налоги.
Когда же сам Адонирам, начальник налоговой полиции, отправился собирать деньги,
его элементарно забросали камнями.
И вот этот Мизинчик - в родословной Христа! А ведь у него был
шанс. Говорили ему старые мудрецы: сбавь налоги, и народ тебя полюбит. Поскольку
они говорили это с восточной витиеватостью, то вышло вовсе не про налоги, а про
то, что нужно уступать: "Если ты на сей день будешь слугою народу сему и
услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими
рабами на все дни". Стармуды, впрочем, оплошали не меньше молодых мудрецов,
которые присоветовали Ровоаму насчет мизинца: вот Иисус стал слугой народу, служил,
говорил ласково, а что толку? Если бы Ровоаму привели в пример его отдаленного
потомка, царь имел бы право ответить: "Он плохо кончил!" И даже, кого
ласка Христа пробрала, не стали Ему рабами. Прямо наоборот: стали свободны на
все дни. Хотя, что занятно, занятость наша при этом увеличилась. Потому что свобода
и ничегонеделанье - прямо противоположны друг другу.
2.12.2002
У царя Иудеи Ровоама был соперник - царь Израиля Иеровоам. На слух отличить
Ровоама от Иеровоама нелегко, так еще к тому же у каждого из них было по наследнику,
и наследников своих оба назвали одинаково: Авия. Авия Иеровоамович умер младенцем,
благодаря чему нездоровый параллелизм двух династий, наконец, закончился, Авия
же Ровоамович взошел на трон Иудеи. Правда, налицо было истощение творческих способностей:
если у Ровоама было 28 сыновей и 60 дочерей, то у Авии Ровоамовича - лишь 22 сына,
а дочерей и подавно вовсе 16. Наверное, грустно и одиноко чувствовал себя Авия
среди малочисленного семейства, часто рассуждал о демографическом кризисе и необеспеченной
старости. Авий считал себя набожным и верным евреем, упрекал за вероотступничество
своего соперника, царя Израиля: "А у нас - Господь Бог наш; мы не оставляли
Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при деле" (2 Пар.
13,10). Исправному совершению богослужений ("всесожжения каждое утро и каждый
вечер, и благовонное курение, и ... рядами хлебы на столе чистом ... и золотой
светильник и лампады") Авий приписывал свою победу над войском соперника.
Он, видимо, несколько преувеличивал число истребленных врагов (кстати, соплеменников),
доводя его до полумиллиона. Соперник, однако, не только уцелел, но еще и зловредно
пережил Авия, правившего всего три года и, невзирая на всесожжения каждое утро,
и хлебы рядами, и лампады, заслужил разгромную характеристику летописца: "Он
ходил во всех грехах отца своего" (3 Цар. 15, 3). Не иначе, как летописец
действительно смотрел на мир вполне в духе Христа и не считал благолепное и регулярное
богослужение чем-то, что перевешивает грехи.
3.12.2002
Царь Иудеи Аса правил страшно долго: сорок один год (ум. в 870 году до р.Х.),
компенсировав тем самым короткое трехлетнее правление своего отца. Летописец хвалит
Асу за благочестие: тот уничтожил храм Астарты, выстроенный его бабкой Маахой,
отдал в Храм то, что лишь намеревался отдать Богу его отец. Аса даже сумел отбить
угрозу нападения царя Израиля - правда, для этого ему пришлось расстаться с большой
частью своих сокровищ, подкупив царя Сирии - тот напал на Израиль. Да, вот такие
бывают евреи: ради сохранения своей власти проплачивают войну Сирии с Израилем.
Пророк Анания, до этого всей душой бывший на стороне Асы, был чрезвычайно недоволен
и предсказал царю войну с Сирией. Аса посадил Ананию в тюрьму, словно Ирод - Иоанна
Предтечу. Сирийцы, впрочем, так и не напали на Иудею при жизни Асы - во всяком
случае, хронист о таковом нападении не упоминает. А упоминает он, что Аса в старости
обратился к врачам: ноги очень болели, наверное, артрит. "И болезнь его поднялась
до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей"
(2 Пар. 16, 12). Судя по всему, Аса умер в таком возрасте, когда врачи немногим
могут помочь - но и Бог не будет искусственно омолаживать человека. Стоит заметить,
что хронист прямо не осуждает Асу, хотя создается именно такое ощущение: мол,
нечего надеяться на людей. Разумеется, в древней Иудее вовсе не отвергали медицину,
но все-таки хочется верить, что и ослепнув к старости, найдешь в себе силы увидеть,
когда не стоит уже беспокоить врачей, а нужно спокойно отчаливать - или, точнее,
причаливать.
5.12.2002 |