Яков Кротов
Мф. 1, 6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Лк. 3, 31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
№3 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
См. оглавление истории до Христа.
Если смотреть по-человечески, то история распадается
не на крупные куски по нескольку веков, а именно на века - по три-четыре
поколения. Патриархи от деда до внуков, рабы от деда до внуков,
завоеватели, наконец - великие цари. Но, во-первых, надо понимать,
что разница не так уж велика. Вот Авраам, Исаак, Иаков, о которых
известно куда больше, чем хочется ребенку в воскресной школе. А
вот Вооз, Авид, Иессей, о которых (не об их женах!) неизвестно ничего.
Но ведь крестьянами была и первая порция, и вторая. Верующими (и
в одного и того же Бога) были и люди-мифы, и люди, которые были
неинтересны даже собственным внукам.
Конечно, попасть в миф не зависит ни от воли человека,
ни от его достоинств, и приятного в этом ничего нет. Минуй нас пуще
всех печалей и рабский гнев, и рабская печаль -- а мифы создаются
рабской психологией. Она же и барская. Вот восьмеро сыновей Иессея
-- Бог избирает одного в цари. Избирает по принципу Золушки: компенсация
за размер. Если бы Давид сам полез на царство, это была бы самокомпенсация,
то есть, чистая наполеоновщина. В любом случае, ничего хорошего
это царство Давиду не принесло, судя по его псалмам и амурным похождениям.
Оно было то слишком велико, то натирало.
Современному человеку Давид интересен настолько,
насколько он остался одним из сыновей Иессея -- одним из многих.
Его царские похождения слишком напоминают современный Восток, от
Арафата до бен Ладена. Искреннее благочестие, искренняя агрессивность,
искренние перепады настроения. А что остальные его семеро братьев?
Как они жили? Христос от Давида, но не для Давида,
не для царей, а для таких, как мы, которые в поте лица пашут всю
жизнь одно и то же поле и в поте лица любят всю жизнь одну и ту
же свою половину.
26.12.2001
Вот среди предков Иисуса цари Гессура (Гешура). Царь Фалмай имел
честь стать тестем Давида. Повествование о завоевании Обетованной
Земли сообщает, что "сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура"
и те остались жить среди израильтян. Правда, Давид предпринял поход
против Гессура и взял дочь царя в качестве не столько наложницы,
сколько заложницы. В части военной Библии можно верить не больше,
чем "Красной звезде". Сил не хватило, а то бы от Гессура
осталось одно воспоминание - или не осталось бы и воспоминания.
Потому что "царство" это вряд ли было больше иной вологодской
волости. Где-то к северо-востоку от Васана и Галилейского озера.
Потом эту землю прибрала к рукам Сирия.
Когда мы называем Создателя "Царь", у нас какой ряд ассоциаций?
А такой - от тайги до британских морей, грудь вперед, баки расчеши,
сорок тысяч курьеров... А когда еврей называл Создателя "Царь"?
Это же на наши деньги выходит пятнадцать копеек от силы, старший
писарь в сельсовете.
Нет, конечно у каждого своя точка отсчета, и для древнего иудея
Фалмай был великая фигура, война с Гессуром - великой и, возможно
даже, Отечественной войной (к завоеванному, вообще к украденному
быстро привыкают). Только закрадывается страшная мысль: Боже мой,
а мы про Тебя правильно соображаем, когда ставим Тебя в один ряд
со всякими великими карлами, оттонами, петрами и иванами? А Твоего
Сына - в один ряд с царевичем Димитрием или Алексием?..
30.12.2001
|