Некролог ему, 2008.
Евгений Комаров (под псевдонимом) о его жене, 2001.
Александр Починок, оправдывая льготы МП, сказал 21 января 2009 года:
«Стяжательства здесь никакого нет, потому что практически одновременно Алексий принял жесточайшее решение, что все имущество высших церковных иерархов после их смерти возвращается церкви».
Это было через 2 месяца после смерти Ридигера.
А через несколько лет обнаружилось, что Ридигер оставил завещание. Ещё в 1976 году он завешал всё своё имущество Александре Смирновой, настоятельнице Пюхтицкого монастыря. В 2016 году Смирнова подала в суд: деньги лежали во Внешторгбанке, который обанкротился, и она просила вернуть всю сумму, а не только застрахованные в обязательном порядке полтора миллиона рублей. А вся сумма составляла 300 миллионов рублей, в 2016 году это было 2,9 миллиона долларов. С 1966 году Смирнова была келейницей Ридигера.
Определение Арбитражного суда Москвы от 29 ноября 2016 года о наследстве патриарха Алексия Ридигера. 5 стр.
О РПЦ в правление Ридигера Цыпин, 1997. Кротов.
Речь против катакомбной Церкви, 1996.
О странностях в его биографии 1940-х гг., Дулуман, 2005. в 1958 г. завербован ЧК - фотокопии материалов о вербовке;
О жене Ридигера, очерк Сидоренко, 2001. О свящ. Поведском, на которого доносил Ридигер в 1950-е - у Ситникова. Сентябрь 1961 г. - участник Родосского совещания, мемуар Кривошеина.
Его доносы на епископов в Совете по делам религий, 1967 и ещё.
1967 - ответ еп. Ермогену Голубеву на критику. 1971 г., встреча Кривошеина с ним, митр. Никодим плохо отзывается о Р. Письмо А.Горбачеву, 1985. Мемуар Сорокина, 2008. Передача его памяти на "Радио Свобода", 2008.
"Евг. Сидоренко" (Московские новости, 22.5.2001, с. 2-3) обнаружил жену Патриарха. Это Вера Георгиевна Алексеева, р. 2.12.1929. Ее отец Георг. Мих. Алексеев р. 20.1.1892, из СПб., в 1918 окончил СПбДА, в 1931 стал священником, служил настоятелем Александро-Невского собора Таллина. Венчались 11.4.1950, когда Ридигер был студентом 1 курса СПбДА. Венчали в академическом храме отцы новобрачных: Мих. Ридигер и Георгией Алексеев. Причем Пасха была 9 апреля, а венчали 11-го, вопреки традиции не венчать до Красной Горки (c благословения еп. Таллинского Романа).15 апреля Ридигера рукоположили в дьякона. Спешка связана с тем, что Ридигер подлежал призыву (в 1950 как раз отменили отсрочку семинаристам). Инспектор СПбДА Лев Парийский (1892-1972) написал о сем донос 27.11.1951 (ЦГА СПб., ф. 9324, оп. 2, д. 37). В официальных биографиях Патриарха стоит: "Был признан невоеннообязанным из-за болезни сердца".
С женой разошелся в 1950 г., после чего Алексеева вышла замуж (во втором браке Мянник) вторично, родила двух сыновей. Тесть в 1952 г. овдовел, в конце 1955 г. стал еп. Таллинским. Бывший зять служил на крошечном приходе, но в 1957 тесть его перевел в Таллин. Возможно, на тестя (вряд ли он испытывал добрые чувства к бывшему зятю) давило ГБ, тем более, что в 1961 г. Алексеева перевели епископом в Горький, а Ридигера назначили на его место.
В любом случае, становится ясно, почему факт женитьбы замалчивали (кстати, Сидоренко этого не понял). Дело в том, что византийское брачное законодательство очень строго относилось ко вторым бракам. В принципе, 48 правило VI Вселенского собора предписывало, чтобы жена посвящаемого в епископы принимала монашество, получая содержание от бывшего мужа. Более того: второй брак при живом муже рассматривался как прелюбодеяние по меньшей мере с V столетия, и с течением веков такое отношение к второму браку лишь ужесточалось. Ближайшим прецедентом можно считать низложение с трона английского короля за женитьбу на разведенной американке. Кажется, что ничего прямо антиканоничного во всей ситуации нет, но не случайно же все это скрывалось: налицо характерное для советской психологии преобладание принципа "если нельзя, но очень нужно, то можно". Во всяком случае, если Патриарха за что-то и критиковать, то не за эти эпизоды прошлого. Они интересны сами по себе как черточки быта духовенства советского времени -- особенно донос Парийского недурен.
Рейтинг в "Независимой газете" (фактически - степень нахождения "на слуху" у журналистов лакейского толка): cентябрь 01 - 4-е (НГ, 2.10.01); август 01 - 4 место (НГ, 1.9.1); июнь 2001 г. - 4 место (НГ, 6.7.2001); апрель 2001 г. - 16 (НГ, 28.4.2001); март 2001 г. - 14 место (НГ, 31.3.2001); февраль 2001 - 15 место (НГ, 1.3.2001); январь 2001 - 7 место (НГ, 1.2.2001); декабрь и ноябрь 2000 г. 13 место (НГ, 1 и 10 12.2000); в сентябре с 5-го на 18-20 место (НГ, 11.10.2000), в октябре 14 (НГ, 15.11.2000).
Патриарх заявил, что рост антиэкуменических настроений в России -- "из-за прозелитической деятельности религиозных зарубежных сект" (О.Кирьянова, Православная Москва, №10(220), с. 3.
The highly respected Keston News Service publicized the facts of Patriarch Aleksei’s involvement in the Estonian KGB from February 1958 on, in an article by Felix Corley, “KNS Russia: The Patriarch and the KGB”, Thursday, September 21, 2000. The Keston Institute at Oxford was kind enough to furnish me with a photocopy of the extract from the “Report on agent/operational work of the Fourth Department of the KGB attached to the Council of Ministers of the Estonian SSR for 1958, signed by Chairman of the Estonian KGB [Col. I.P.] Karpov and Head of the Fourth Department, Belyayev, as found in the Estonian State Archive, record group 131, file 393, pp 125-126. These Estonian records may well have been moved since to FSB Archives in Russia. The final entry on agent Drozdov is from February 1988: An order of the USSR KGB chairman was prepared to award to Agent “Drozdov” the Certificate of Honor.” FSB Central Archive, f.6, op.11, por. No. 148, d.Ch-175.t.1, p.209. Thus Patriarch Aleksei II was not only an agent of the KGB, he was singled out to receive honors for thirty years of outstanding service.”
характеристика в отчете Совета по делам религий, 1979;
Из интервью Патриарха "Известиям" 26.2.2002: патриарх порадовался тому, что газета хранит традиции:
"И время сейчас такое, что люди нуждаются в поддержке, в успокоении, хотят стабильности. Поэтому очень важно, что "Известия" уверенно продолжают свой твердый курс и, не впадая в крайности, дают читателям объективную картину. Хорошо, что и в этом газета сохраняет преемственность. Нельзя ведь все время идти по тому пути, по которому шли в послереволюционный период, когда разрушали старый мир до основания".
То есть, "Известия" были какой-то антисоветской газетой, противостоявшей большевистскому разрушению? Полезная и, главное, совершенно новая и нетривиальная информация.
"Свобода слова существует и должна существовать, но она не должна превращаться во вседозволенность. Нужны определенные ограничения, если и не законодательные, то нравственные. Мы все уже столкнулись, например, с тем, что во время любых выборов на кандидатов выливаются потоки грязи, домыслов, а потом это оборачивается недоверием людей к власти. Когда человека в конце концов избирают, как люди могут к нему относиться после такого очернительства?"
То есть, запретить вообще на выборах кого-либо критиковать? Или запретить критиковать только того, кого выберут? Патриарх, конечно, имеет в виду последнее. А как узнать, кого выберут? А позвонить Патриарху и спросить - он знает.
"Мы бы, конечно, хотели больше присутствовать на телевидении. Но ведь еще три года назад нам приходилось искать спонсоров даже для показа пасхальных и рождественских богослужений. И вопрос этот решился только после моей встречи с Борисом Николаевичем Ельциным, когда я ему сказал, что праздник должен доходить не только для тех, кто может прийти в храм, но и для тех, кто болен или живет в отдаленных уголках".
До этого не сообщалось, что православные передачи пошли бесплатно именно с 1998 года. А поскольку "бесплатно" не бывает, то они пошли за счет...
"Сейчас уже дело прошлое, я могу сказать. Когда госпожа Олбрайт впервые приехала в Москву, то попросила встречи со мной и единственный вопрос, который поставила: не препятствуйте зарубежным сектам работать в России. Я ей сказал: большинство сект деструктивные и тоталитарные. Мы получаем много писем от матерей, семей, которые пострадали. Она: да, с этим нужно считаться, но предпочтение надо отдать свободе деятельности сект ... ведь когда принимался закон о свободе совести в 90-е годы, какое давление оказывалось на нас извне!"".
"До сих пор, скажем, не зарегистрированы наши епархии в Австрии, в Аргентине, Франции - традиционно католических странах. Но если ставится вопрос о регистрации католических епархий здесь, то почему не зарегистрировать там и наши?"
Материалы, связанные с Патриархом, сброшенные в интернет, видимо, чекистами в ходе борьбы с Гусинским.Заявление по Чечне 10.12.1999; оценка Бабасян 1.12.1999; Также заявление, цит. Алексей Владыкин в "Росс. газете", 30.9.2000 - сказано в Екатеринбурге в ответ на вопрос журналиста: "Русская православная церковь поддерживает действия Российской армии в Чечне. Сейчас идет борьба против международного терроризма. У нас не было бы покоя в нашем доме, если бы не были предприняты те военные действия, которые сейчас осуществляются". Так же 30.9.20000 в "Известиях" цитата из него крупно: "Все, что предпринимает президент для укрепления вертикали власти, делается во имя сохранения единства России, и это долг главы государства".
"Русь державная", №1 (15), 1995, интервью "Вера без дел мертва": против Борисова и его книги ("это - апология и защита реформаторства, протестантизма. Я сомневаюсь, что православный священник мог бы написать такую книгу. На епархиальном собрании были высказаны такие сомнения. Тем более, жена священнка Борисова - пятидесятница. Эта книга представляет собой защиту баптистского культа и охаивает православные традиции. Я сказал на собрании, что встречусь со священником Борисовым. Он прислал мне после этого письмо, сообщил, что ожидае эту встречу как исповедь". Тут же похвально о службе семинаристов - 40 человек - в Зосимовой пустыне, в инженерных войсках. "Они выполняют свой воинский долг и одновремено имеют возможность участвовать в богослужениях, помогать возрождению монастыря. Я думаю, что пример Зосимовой пустыни очень интересен. Он дает возможность тем, кому претит необходимость стрелять и убивать, выполнить свой воинский долг, пройти действительную службу в таких войсках, которые не участвуют в военных действиях. У нас пока нет Закона об альтернативной службе, но я надеюсь, что он будет принят. И тогда те, кто учится в духовных учебных заведениях, или рукоположены, могли бы стать первыми пастырями в воинских частях и гарнизонах, где стали бы помогать людям пережить это трудное время, морально поддерживать наших воинов и моряков".
1947 г. Поступает Ленинградскую духовную семинарию.
1949 г. Оканчивает "по первому разряду" семинарию, поступает в Ленинградскую духовную академию.
15 апреля 1950 г. Рукоположен в сан диакона.
17 апреля 1950 г. Рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви Йыхви Таллинской епархии.
1953 г. Оканчивает Ленинградскую духовную академию по первому разряду со степенью кандидата богословия.
1957 г. Назначен настоятелем Успенского собора в Тарту, благочинным Тартусского округа.
3 марта 1961 г. Пострижен в монашество без перемены имени.
14 августа 1961 г. издан указ о назначении его епископом Таллинским и Эстонским с временным управлением и Рижской епархией. 21 августа возведен в сан архимандрита, 3 сентября в Таллинском Александро-Невском соборе хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского.
1961 назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа, назначен управляющим делами Патриархии.
7 мая 1965 г. назначен председателем Учебного комитета.
25 февраля 1968 г. получил сан митрополита.
3 февраля 1973 г. перенес первый инфаркт миокарда.
17 декабря 1985 года направляет М.Горбачеву письмо с предложением перестроить церковно-государственные отношения.
28 июня 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с оставлением за ним управления и Таллинской епархией.
7 июня 1990 года: избран Патриархом Московским и всея Руси.
М. ... жалуется на вас. Не можете вы пока?
М2 Нет пока. Завтра Синод.
М. Я разговаривал там. Сейчас Борис Николаевич
попросил, чтобы ему подготовили записку по останкам.
М2 Да.
М.По всему этому вопросу. Во-первых, я подготовил
все публикации, которые были, там какие-то выжимки из них, краткую
записку. Публикации я не буду передавать, а передам вот эту
записку, которую подготовил. Была очень сильная программа, ее
сделал "Русский дом", посвященная этому.
М2 Мне говорили.
М. У меня есть кассета. Если хотите, я могу ее
вам.
М2 Отец Тихон обещал мне дать.
М. Если надо, я вам передам. Когда вам передать?
М2 Все равно.
М. Я могу хоть сейчас вам отправить.
М2 Так срочно не надо.
М. Вам в Переделкино отправить?
М2 Да.
М. Я сейчас отправлю. Значит, договорились и он
мне сказал, Юмашев сказал, что с 13-е по 19-е он планирует вашу
встречу с Борисом Николаевичем.
М2 С 13-е по 19-е мая?
М. Апреля. Он спросил, как это удобно или нет
и т.д. Он же уедет. Его же на Пасху не будет, он будет в Японии.
Поэтому лучше до этого. Лучше встретиться до Пасхи.
М2 Или на Пасхальной неделе. Потому что тут все-таки
по две службы в день и Великий четверг, и в пятницу.
М. Конечно. Я тогда завтра поговорю. Какие ваши
пожелания? После приезда?
М2 Да.
М. Хорошо.
М2 И после моего возвращения из Лавры.
М. А вы с какого числа там?
М2 Я буду в пятницу и субботу на Пасхальной неделе.
Может, в четверг на Пасхальной неделе, потом в Радоницу.
М. Хорошо.
М2 Четверг или Радоница, вторник на Фоминой неделе.
Я не помню, какое это число. Это 28 апреля. 29 апреля приезжает
Александрийский патриарх. Но в первой половине дня тоже можно.
М. Я скажу вам послезавтра. Я завтра улечу на
один день.
М2 Я хочу по этим фамилиям знать кто и что.
М. Кто за что отвечает?
М2 Да.
М. Я вам прислал просто фамилии?
М2 Да.
М. Я вам пришлю список с фамилиями, кто кого представляет.
Там группа РТР, Интерфакс и все.
М2 Там 7 человек.
М. Да.
М2 Я боюсь, что мы тоже не будем укладываться
в японские нормы.
М. Да?
М2 Да.
М. А по какому? Если что, мы можем их сами расселить
и сделать все, что угодно. Никаких проблем. Если надо, мы их
всех расселим, профинансируем. Это все я возьму на себя, всех
семерых. Пусть сделают им визу, а все командировочные я сделаю
сам.
М2 Хорошо. Они сначала попросили 10 человек, а
потом они увеличили до 20-ти, а тут у нас уже перерастает до
25-ти.
М. Нет, вы этих никого не считайте. Все, что надо
на эту поездку, если какие-то затраты, мы не хотим, чтобы они
несли. Мы сами все это сделаем, чтобы не чувствовать себя там
некомфортно. Я понимаю, что они там ограничены в средствах.
М2 Да. Церковь-то такая маломощная.
М. В том-то и дело.
М2 Вы подошлете кто и что.
М. Хорошо.
М2 Потому что им тоже надо сообщить не просто
фамилии, а кто приезжает. Это пресса, это телевидение.
М. Вам завтра куда? В Чистый? Или на факс?
М2 На факс. Завтра я буду занят с Синодом. Я все
это время служил. Я освещал храм. Освещал Храм в Покровском
монастыре. В воскресенье служил в Николо-Угрежском монастыре,
а потом днем освещал крест в бывшем Николо-Перервенском монастыре,
там Иверский собор. Это второй по величине храм в Москве после
Храма Христа Спасителя. Я туда подъехал из Угрежского монастыря
в три часа и поразился, вся территория монастыря была заполнена
народом. Весь собо, который вмещает 7 тысяч, был полон. И посередине
8-метровый крест, который осветили. И потом по частям его начали
поднимать, монтажники подошли под благословение.
М. Здорово. Значит, что касается этого агентства.
Полностью все документы у меня на руках. Сейчас там заканчивается
по структуре по финансированию. На этой неделе все будет закончено.
Я вам представлю ключевых людей. Я надеюсь, что начиная с этого
момента, у вас не будет вопросов. У вас эта сторона будет полностью
закрыта.
М2 Спасибо. А в отношении кассеты, мне говорили,
что очень хорошая передача "Русского дома".
М. Очень хорошая. Это то, что мы со "Взглядом"
планировали сделать. Сейчас это только родилось на прошлой неделе.
М2 И Борису Николаевичу тоже будет дана выжимка?
М. Да. Он попросил. И я ему отправил кассету,
чтобы он посмотрел. Это очень важно, потому что они там не совсем
понимают, что происходит.
М2 Да.
М. Хотя они не настроены категорически.
М2 Да?
М. Абсолютно. То есть они вообще думают, что это
такой правильный поступок, очень хороший, радостный для всех.
Я говорю, что это совершенно не так. Они готовы пересмотреть
позиции и решить это как угодно, как я понимаю.
М2 Дай бог. Потому что разделять сейчас народ
...(не дог.)
М. Да.
М2 Сегодня Борис Николаевич сказал на круглом
столе, что давайте без конфронтаций. А это тоже внесет конфронтацию.
М. Конечно. Они готовы пересмотреть. Не зря же
они попросили все выжимки.
М2 Там Немцов, конечно, будет отстаивать свою
позицию.
М. Я вам скажу, что Немцову сейчас не до того.
Во-первых, решается вопрос будет он или нет в правительстве.
Я думаю, что там 50 на 50. Тем более, что сегодня в администрации
и Юмашев против его присутствия в правительстве. А внес его
в список Кириенко. И сейчас уже этот вопрос будет решаться с
Борисом Николаевичем. Если даже он и будет, то будет ...(не
дог.) То есть сегодня у него никаких позиций. На сегодня это
совершенно очевидно. Если он пробудет в новом составе ...(не
дог.) Я думаю, что в Думе, если будет принят, а скорее всего
Дума не захочет самороспускаться и примет Кириенко, они попросят
голову Немцова. Это то, что их всех устроит. Поэтому я думаю,
что там решится этот вопрос.
М2 Да, такой товарищ популист.
М. Там всем все уже ясно. Более того, у него совершенно
очевидный конфликт со всеми, уже там внутри. Поэтому сегодня
уже его присутствие там ...(не дог.)
М2 Хорошо. Будем в контакте. Вы мне пришлите,
кто за что отвечает.
М. Обязательно.
М. ... Теперь слушай, значит, выделяют деньги
на этот наш проект еще, наверное, сотенку или полторы.
М2 Это очень круто.
М. Это генеральный директор ЗАО "Российский нефтяной
экспорт".
М2 Первый раз слышу.
М. Грузин такой Тенгиз. Это я тоже тебе перешлю.
М2 Давай.
М. Святейшему когда письма отвезешь?
М2 Сейчас надо список написать.
М. Фамилии, имена , отчества, а письма пишет он
сам.
М2 Я ему хотя бы на бумажке напишу.
М. Да, написать на бумажке образец. Расчетный
счет туда не надо. Это мы прикладываем. И себе лично напиши
письмо как главному спонсору.
М2 А зачем мне? Я не собираюсь ничего платить.
М. Брось, отец.
М2 Только получать.
М. Так бывает?
М2 Так всегда.
М. Научи меня.
М2 С 1-го по 10-е мая.
М. Хорошо.
М2 Не забудь передать свой паспорт, а то это может
плохо кончиться.
М. Вы хотите поставить мне шенгенскую визу?
М2 Конечно.
М Ты Пархаева не знаешь. Его Юрка знает. Это
близкий человек к святейшему. Он же в Софрино. Они же и печатают
эти билеты. Я Юрке сказал, что если припрет, значит Пархаева
проси или пусть Василий, потому что Василий Феофану понравился.
Я говорю, что пусть тогда Василий подскочет. Храм Феофана прямо
в Серебряном Бору. Имей в виду, если припрет, надо ехать как
к Серебряному Бору по проспекту маршала Жукова, доезжаешь не
до Бора, а под предпоследний светофор налево и в обратную сторону,
с правой стороны храм. Все его знают, храм Святой троицы. Настоятель
там Феофан. Если ты соберешься, то будет полезно. ты его найдешь,
он или в храме или в большом доме, где он живет. Он с симпатией
к тебе отнесся после визита. Ты можешь у него еще что-то взять.
В ...
М Это то, что я тебе доложил. Теперь по твоему
делу, что мы говорили. Я думаю, что мы с тобой после Пасхи продвинемся,
пригласим с тобой Феофана к тебе гости, чтобы он походил, посмотрел,
нам с тобой будет полезно. Все покажем. Я ему сказал, что надежный
человек, что ты мой близкий товарищ, я все это еще раз ему подтвердил,
мы закрепимся и думаю, что все будет нормально.
В ...
М Класс. Я уверен этом. Надо обязательно, словами
поблагодарим, потом что-нибудь придумаем, это ясно. Мы с тобой
работу вели, все-таки прорыв должен быть.
В ...
М Вася, я честно говорю, я хочу отсюда улететь,
конференция заканчивается, мне с фирмой встречаться, я должен
лететь в среду. Но если я немного продвину всю программу, то
я вылечу немедленно после того, как я освобожусь. Это может
быть и понедельник и вторник. Так что я в ближайшее время буду.
Погода вчера была 40 градусов, но не страдаешь от этого. Море
рядом. Я же с Овербахом здесь. Он уже евреев кадрит. Вася, я
тебя обнимаю, до встречи.
В ...
М Обязательно передам.