Комментарий Ефрема Сирина.
Посвященный пророкам том в серии "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков". 2005.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
МИХЕЯ ПРОРОКА КНИГА, канонич. книга ВЗ, входящая в сборник *Малых пророков. Делится на 7 глав. По *жанру представляет собой серию пророческих речений, объединенных либо самим автором, либо его учеником. Текст древнеевр. рукописей сохранился неудовлетворительно, что, однако, не препятствует пониманию центр. провозвестия книги.
Пророк Михей и его время. Согласно заглавию книги, прор.Михей (евр. Миха, сокр. от Михайагу) жил в Иудеепри царях Иоафаме, Ахазе и Езекии и, следовательно, его деятельность приходилась на последнюю треть 8 в. до н.э. Пророк назван Морасфитином (евр. хамарашти), что указывает на происхождение из г. Морасфы (евр. Морешета). В Кн. прор. Иеремии (26:18-19) говорится, что во дни царя Езекии Михей предсказывал гибель Иерусалиму, но это не повлекло за собой преследований пророка властями. Этими сведениями исчерпывается все, что достоверно известно о жизни Михея, младшего современника прор. Амоса, Осии и Исайи. Гораздо более полное представление дают источники об эпохе, когда пророчествовал Михей. Он был свидетелем глубокого обществ. и междунар. кризиса, вызванного тремя факторами: ассирийской экспансией, братоубийств. борьбой между *Ефремом и Иудеей и ростом социального расслоения в палестинских царствах (см. ст. Исайи пророка книга). Прор. Михею было открыто, что тяжкие испытания, постигшие Самарию и Иерусалим, не случайность. Измена подлинному духу веры, культовый формализм, расчеты на силу оружия — все это привело к суровому возмездию: гибели Ефрема (722) и разорению Иудеи Синаххерибом (701 и 690). Несмотря на реформы благочестивого Езекии, народ, не извлекший уроков из событий, находился в состоянии нравств. и религ. спячки. Пробуждать его и был послан прор. Михей. Он сознавал, что врученное ему Слово Божье обращено не только к Израилю, а ко в с е мн а р о д а м (евр. амим кулам). Память прор. Михея Правосл. Церковь празднует 14 августа.
Композиция, стиль и содержание М.п.к. Книгу принято делить на 3 части: 1) грехи Ефрема и Иудеи (1-3); 2) универсальное мессианское Царство (4-5): 3) скорбь Господа о неверных сынах; истинная вера; покаяние и надежда на милость Божью (6-7). По мнению большинства экзегетов, язык М.п.к. лишен того лит. совершенства, к-рым отмечена Кн. прор. Исайи, из чего делается вывод, что пророк был выходцем из простого народа (в книге не называются отец и предки Михея, как было принято, когда речь шла о знатном человеке). Композиция М.п.к. лишена строгой логич. последовательности. Мн. критики 19 в. пытались отнести 2-3 части книги к *Второго Храма периоду, но в наст. время эта гипотеза никем не поддерживается. В частн., как доказал *Хоонакер, в книге есть прямые указания на события 8 в. (падение Самарии).
Провозвестие М.п.к. Подобно своим современникам — первым пророкам-писателям
— прор. Михей является одним из великих учителей ветхозав. Церкви.
Он изобличает общество, к-рое считает себя религиозным, живущим
по Божьим уставам. Этим обществом руководят священники и пророки,
оно ревностно предано храмовому благочестию и не жалеет жертв для
алтаря. Но за благополучным фасадом скрывается глубокий упадок.
Он связан с ложным пониманием религии. Человек размышляет, чем еще
он может умилостивить Бога, какие дары принести Ему, но ритуальные
знаки набожности бессмысленны, если вера не влияет на нравственную
жизнь.
(6:8).О, человек! сказано тебе, ч т о доброи ч е г о требует от тебя Господь:
Действовать справедливо, любить дела милосердия
и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
В этих словах Михея заключена сущность допленного *профетизма. В них пророк дает «синтез проповеди своих предшественников и современников» (*Харрингтон). Действительно, призыв к справедливости звучал у прор. Амоса: прор. Осия учил о милосердии (евр. хесед), а прор. Исайя — смирению перед Богом.
Но обличениями зла и предсказаниями кары М.п.к. не исчерпывается. Духовному взору пророка предстает грядущее осуществление замыслов Божьего Домостроительства. После дней расплаты придет время, когда Слово Господне и Закон Его воссияют из Иерусалима и «многие народы» притекут к «горе Господней» (4:1-4). Первая часть этого пророчества буквально повторена у Ис 2:2-4. Вопрос о том, кто из пророков первым произнес и записал это слово, не имеет большого значения. Важно, что предвидение возрожденного человечества прообразует и предсказывает явление истины Христовой. При этом пророк подчеркивает свободное устремление самих народов к этой истине, их активное участие в созидании Царства, что, в частн., выразится в прекращении войн (см. ст. Миротворчество в Библии).
Как и Исайя, Михей говорит не только о *мессианской эре, но и о личности Мессии (5:2-15). Во исполнение пророчеств, Он будет Сыном Давидовым, но родится не в царском дворце Иерусалима, а в маленьком Вифлееме, отечестве Давида-пастуха. Мессия станет истинным Пастырем и Защитником Своей Церкви. Его Царство будет вселенским. Оно принесет людям мир, но мир не просто как конец войн, но и как расцвет человечества, очищенного от всякого зла. *Паремии из М.п.к. читаются в навечерие праздника Рождества и на вечерне праздника.
l С в я т о о т е ч е с к и е к о м м е н т.: прп.*Ефрема Сирина, блж.*Иеронима, свт.*Кирилла Александрийского, блж.*Феодорита Киррского.
*А н т о н и й (Храповицкий), Толкование на кн. прор. Михея, СПб., 1890; [К а м е н е ц к и йА.С.], Миха, ЕЭ, т.11; Н и к о л ь с к и йА., Рассуждение о том, что владыка Израилев, о котором говорит прор. Михей в гл.5 ст.2, есть Мессия Иисус, М., 1838; еп.*П а л л а д и й (Пьянков), Толкование на книги св. пророков Ионы и Михея, Вятка, 1874; *Р ы б и н с к и йВ.П., Кн. прор. Михея, ТБ, т.7, СПб., 1910; е г ож е, Кн. прор. Михея, К., 1911; *С м и р н о вИ.К., Св.Прор. Михей, М., 1877; Ф л а н а г а нН., Книга Амоса, Осии, Михея, 1966 (ркп. МДА); *Ю н г е р о вП., Кн. прор. Михея, Каз., 1890; M c K e a t i n gH., The Books of Amos,Hosea and Micah, 1971; проч. иностр. библиогр. см. в *C h i l d s. ICTS, p.428; JBC, NCCS и в ст.: Малые пророки; Пророческие книги.