Авдий: откровение о неуправляемом Боге.
Комментарий Ефрема Сирина.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
АВДИЯ ПРОРОКА КНИГА (евр. Обадия — служитель Господень). А.п.к. — самая краткая из книг *Малых пророков и вообще во всем ВЗ, но, как говорит блж. *Иероним, «это малый пророк по числу стихов, а не по мыслям» (Коммент. на кн. прор. Авдия). В рукописях и переводах А.п.к. существует значит. число *разночтений и «темных» мест. Стихи 1-6 книги почти дословно совпадают с Иер 49:9-10, 14-16.
Исторический контекст. Пророчество почти целиком обращено к царству Едома (Идумее). Идумеи осели в Палестине и основали свое государство в ее южных горах раньше израильтян (ок. 14 в. до н.э.). Они считались в Израиле кровнородственным племенем, поскольку их праотец Исав был братом Иакова (Быт 36:1). Во Втор 23:7 сказано: «Не гнушайся идумеянином, ибо он брат твой» и там же (23:8) дано разрешение принимать идумеян в 3-м поколении как полноправных членов ветхозав. Церкви. Пророки высоко ставили идумейского мудреца (царя?) Иова (Иез 14:13-20), а книга о нем вошла в *канон Свящ.Писания. Тем не менее история отношений между Израилем и Едомом отмечена соперничеством и враждой. При Давиде и Соломоне Едом входил в состав израил. монархии, затем освободился и вскоре стал вассалом Ассирии. Во время нашествия Навуходоносора (597 до н.э.) идумеи перешли на его сторону и захватили часть Иудеи (Пс 136:7). Позднее после длительных конфликтов осн. население Едома было обращено в иудейство (2 в. до н.э.). Идумеи нередко занимали высокие должности, а в лице Ирода Великого добились даже короны.
Содержание и духовный смысл. Господь устами прор. Авдия осуждает Едом за его преступления. Напрасно он уповает на горы в надежде, что они защитят его (3-4); он притеснял своего «брата», злорадствовал, видя его бедствия, он посягал на его земли, за что сам будет повержен (1-14). Впоследствии, когда Идумея слилась с Иудеей, образ Едома стал символом вероломного брата, апокалиптич. врага ветхозав. Церкви; Едомом, в частн., именовался Рим.
Если первая часть книги обличает братоубийственную рознь, то вторая (15-21) есть пророчество о Суде Божием «над всеми народами». Авдий предрекает восстановление Св. Земли, к-рая в его книге становится прообразом Царства Божьего. А. — первый среди пророков, у к-рого мы находим прямое указание на это Царство: «И будет царствовать Господь» (евр. вэ хайтЈ Яхв№ ха малухЈ). Т.о., А. провозглашает нравств. миропорядок, действующий в истории, к-рая увенчивается эсхатологич. Царством.
Автор и датировка А.п.к. О самом пророке ничего неизвестно. Большинство толкователей относят время его жизни к послепленному периоду. Параллели с Иеремией и намеки на события его времени могут быть объяснены двояко. Либо Авдий включил в свою книгу изречения предшественников, либо 1-я часть была написана ранее. Первое предположение более вероятно. Память прор. А. Правосл. Церковь празднует 19 ноября.
l Б и р ю к о в Н., Прор. Авдий и его книга, ЧОЛДП, 1894, № 1; еп. *И о а н н (С м и р н о в), Св. пророки: Осия, Иоиль, Амос и Авдий, Рязань, 1874; *О б р а з ц о в П.Е., Св. прор. Авдий в его церк.-пророч. и библ. значении, Смоленск, 1867; *Р ы б и н с к и й В.П., Кн. прор. Авдия, К., 1909; *Я к и м о в И. С., Когда пророчествовал Авдия?, ХЧ, 1885, № 3-4; C h i l d s, p. 411 сл.; JBS, v. 1, p. 443-5 (здесь же см. библиогр. на иностр. яз.).