Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ХРИСТИАНСТВО В ИСТОРИИ

Год издания III

№ 10 (октябрь-декабрь 1996 г.)

 

К оглавлению

ХРИСТИАНСТВО ПО ВСЕМУ МИРУ

Папа Иоанн Павел II назначил русских математиков Юрия Манина и Сергея Новикова академиками Папской академии наук. - Известия, 24.10.96. Манин сейчас работает в Германии, Новиков в США.

22 октября 1996 г. в приветствии пленуму Папской академии наук Папа указал, что Церковь считает теорию эволюции достаточно серьезно обоснованной. Папа отметил, что налицо несколько теорий эволюции, ни одна из которых не может объяснить феномена духовности человека. - Свет Евангелия, 10.11.96.

Вячеслав Лашкул (Российская газета, 5.12.96) заявил, что "скорее всего спектакль с покушением на папу римского в 1981 г. инсценировало ЦРУ". Повод для такого утверждения: Агджа опроверг свои показания о "болгарском следе". "Итальянские спецслужбы, которые, по словам Агджи, заставили его твердить о "болгарском следе", вряд ли действовали в одиночку, без "большого брата" — Центрального разведывательного управления. Итальянцы, по моим наблюдениям, нередко весьма полагаются на информацию, получаемую от союзников по НАТО".

Комментарий. Интересно, по чьему поручению проводит свои "наблюдения" автор статьи.

1-3 ноября 1996 г. в Сен-Лоран-сюр-Сев (Франция) состоялся 9 конгресс Православного братства Западной Европы. Обсуждался "вопрос о создании в странах Западной Европы поместной Церкви, которая объединила бы приходы всех юрисдикций и таким образом на уровне организации выявила бы православное единство. Именно этого требует православная экклезиология". - А.Кырлежев. - - Русская мысль, 14.11.96, № 4149.

Комментарий. Православная экклезиология не должна бы требовать создания поместной Церкви там, где испокон веку существуют свои поместные Церкви — Французская, Испанская и др. — объединенные в Патриархат Запада.

ХРИСТИАНСТВО В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ (В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ)

АБХАЗИЯ

Май, 1996. По просьбе духовенства храма Христа Спасителя в Москве и с помощью администрации Гудаутского района Абхазии монахи Ново-Афонского монастыря на своем грузовике отправили в Москву необходимое для иконостаса храма кипарисовое дерево. - Православная Абхазия, № 22, август 1996.

АМЕРИКА

Владимир Козловский. Таинственное исчезновение воинствующих атеистов. - Сегодня, 21.12.96. В США исчезла (а с нею исчезли 612 тт. долларов) 78-летняя Мэделин О’Хэр, знаменитая атеистка, через Верховный суд США добившаяся в 1962 г. отмены в школах уроков Закона Божия и общей молитвы, президент основанной ею организации "Американские атеисты инкорпорейтед". Предварительно она перевела деньги на счет в Новую Зеландию. Атеисты молчали о ее исчезновении и краже, в полицию обратился сын О’Хэр Уильям, ставший христианином.

15 ноября 1996 года доктор Джон Нваннуну из клиники в Мерриллвилле (под Чикаго) заявил, что прекращает производить аборты. Он позвонил епископу города Гэри Мелчеку и сообщил ему об этом. Нваннуну произвел за два года работы в клинике не одну сотню абортов. Прихожане местной католической церкви регулярно устраивали перед его клиникой молитвенные бдения. Нванунну заявил, что принял свое решение под влиянием кончины архиеп. Чикагского Джозефа Бернардина. 14 ноября Бернардин умер от рака; доктора потрясло отношение епископа к приближающей смерти тот факт, что накануне мучающийся от болезни человек написал в Верховный суд США письмо с просьбой не допустить легализации эвтаназии. "Из уважения к памяти этого человека я никогда не буду производить аборты". Любопытно, что "право на аборт" обычно защищают в жесткой связке с "правом на эвтаназию". - Свет Евангелия, № 103, 12.12.96.

АРМЕНИЯ

В Ватикане подписано соглашение с католикосом Гарегином I, "которое наконец-то примиряет возглавляемые ими церкви ... В Ереване сообщение о подписанном соглашении вызвало крайне неоднозначную реакцию. Некоторые республиканские газеты уже задаются вопросом: а обсуждена ли проблема столь беспрецедентного сближения с Римско-католической церковью на осеннем собрании епископов Армянской Апостольской церкви". - Вардан Алоян, Комсомольская правда, 19.12.96.

БЕЛОРУССИЯ

В Заславле Минской области сгорела Преображенская церковь 17 в. По свидетельству очевидцев перед пожаром на стенах храма были "сатанинские знаки" и надпись "Смерть христианам". - "Церковь в Белоруссии сожгли сатанисты?" - Вечерняя Москва, 23.10.96.

Вадим Дубнов. Бульба-фри. - Новое время, № 47. "Сегодня Москва возмущается, открыв для себя новые стороны деятельности православной церкви, пробавлявшейся табачной торговлей. Оказывается, примерно те же льготы и примерно в то же время были дарованы белорусской церкви, предпочтавшей, правда, не табаком, а водкой".

Н.Ставицкая. Очерк прот. Алексие Шинкевиче из Жодино, назначенного главным тюремным священником Белоруссии. "По словам отца Алексия, ... когда Белорусский экзархат стал тесно сотрудничать с ГУИНом, с заместителем министра МВД Республики Беларусь Владиславом Васильевич Кошеленко, и православные пастыри пошли в тюрьмы и лагеря, то очень скоро сектанты увидели, что им там делать нечего. Кстати, согласно существующим международным нормам, если в тюрьме находится до 90 процентов верующих одного вероисповедания, приоритет имеет священник, представляющий эту веру. А остальные — пожалуйста, ведите индивидуальную работу. Допустим, есть в тюрьме последователь Муна. Представители этой секты могут к нему приходить ... но миссионерствовать на территории тюрьмы не могут!" - Православная Москва, № 85 (9.96).

Комментарий. О "международных нормах" автор статьи лжет, такой нормы нет. За мунистов можно не беспокоиться — среди них преступников нет. Радоваться, что в тюрьме сидят в основном православные — смешно. К тому же, 99 процентов зэков одного вероисповедания: нераскаянно-разбойничьего.

Интервью с митр. Минским Филаретом: - Православная Москва, № 88, окт. 1996. Он отмечает, что в Белоруссии за 1996 г. количество приходов возросло с 938 до 950. В Пинской епархии 140 приходов, в Гродненской ок. 150, "а католических приходов там несколько больше".

БУРЯТИЯ

Вышли из печати переводы на бурятский Евангелий от Марка и Иоанна, сделанные Сергеем Булаевым. Газеты Куранты (17.10.96) отмечает, что в Бурятии сейчас возрождается буддизм. "Может, кто-нибудь захочет перейти в православие?".

ГРУЗИЯ

Максим Шевченко. Церковь способна примирить народы. - Независимая газета, 8.10.96. Интервью с католикосом Грузии Илией II, который назвал Грузинскую Церковь "национальной Церквью — той единственной силой, которая объединяет и укрепляет наш народ ... Народы Абхазии и народы бывшей Южной Осетии являются полноправными членами Грузинской Православной Церкви". Он отметил, что в России был проект подчинить Абхазию Московской Патриархии. В беседе с Патриархом Алексием во время визита в Москву в октябре 1996 г. "разговор шел о том, чтобы из Русской Православной Церкви в Абхазию были посланы священники для окормления верующих. Я заявил Его Святейшеству, что этого ни в коем случае нельзя допускать". "Эстонский вопрос очень непрост. Мы не поддержали ни Константинополь, ни Москву". Информация о визите: Вечерняя Москва, 8.10.96.

ИНДОНЕЗИЯ

Иван Шомов. Очередной христианский погром в мусульманской Индонезии. - Сегодня, 28.12.96. В городе Таксималая 27.12.96 мусульмане устроили пором против христиан. Погибло по меньшей мере двое человек. Арестовано около 126 погромщиков. В Индонезии 20 млн. христиан из 180 млн. населения. Толпа (в основном молодежь до 20 лет) начала погром после слуха о том, что полицейские избили преподавателей местной исламской школы. Толпа кричала лозунги: "Нет Иисусу!", "Нет евреям"!", "Полиция — это очаг коррупции!". Разгромлено три церкви, десятки маганзинов, дома частных лиц (в основном китайцев). Ранее в октябре были нападения на 20 церквей в Ситубондо, в сентябре сожгли церковь в пригороде Джакарты.

Комментарий. Замечательно, что немыслимо даже представить себе аналогичное сообщение о погромах под христианскими лозунгами мечетей в США, Франции или даже в России, — то, что нормально в рамках исламской культуры, стало совершенно ненормально в рамках западной цивилизации.

КАЗАХСТАН

Алмаатинская газета "Вечерний бишкек" сообщила, что 46-летний исламский богослов имам Ак-Бекет принял крещение. Он автор известной среди мусульман книги "Новое послание Аллаха миру". Он заявил, что "укрепился в мысли: только через христианство может произойти воссоединение человека с Богом, тогда как ислам — скорее культура, чем религия. Ак-Бекет говорит, что преследует цель легализовать христианство в Казахстане. По его словам, он уже подвергся угрозам со стороны религиозных и национал-патриотических деятелей". - Сегодня, 10.10.96.

Патриарх Алексий наградил президента Назарбаева орденом св. Даниила 1 степени. - Вечерняя Москва, 15.11.96.

ЛАТВИЯ

Игорь Рябов. На родной чужбине. - Итоги, 17.12.96. Очерк о русских в Латвии. "Архимандрит Лаврентий — настоятель Рижского Свято-Троицкого храма и секретарь синода Латвийской православной цйеркви: "Я всех своих прихожан в лицо знаю". О. Лаврентий отмечает, что в Ригу более не идут паломники, поэтому у Церкви резко упали доходы. Из Москвы финансовой помощи нет. "По законам Латвии никакая конфессия не может получать финансовой поддержки из-за границы".

МОЛДАВИЯ

Нет на них креста. - Российская газета, 1.11.96. В Кишиневе с крыши кафедрального собора двое семинаристов, подрабатывавших в храме, украли с крыли 24 листа кровельного железа.

РОССИЯ: ПРОШЛОЕ

ПРЕМИЯ ИМЕНИ МИТР. МАКАРИЯ

Объявлено о приеме работ по истории Москвы и Русской Церкви на первый конкурс восстановленной Макариевской премии. - Куранты, 22.10.96.

1918: СМЕРТЬ НИКОЛАЯ РОМАНОВА

Известие о том, что Синод на своем заседании 10-11 октября одобрил канонизацию императора как страстотерпца, было раскритиковано Максимом Шевченко (Независимая газета, 25.10.96), упомянувшего дурную политику царя, не одобрившего подчеркивание монархического аспекта канонизации. "Если канонизация есть дело Церкви, а Церковь — не только епископат, духовенство и монашество, допущенные к Чистому переулку, не "сто московских священников", но и миллионы мирян", то необходимо запросить и мнение мирян о канонизации. Текст доклада митр. Ювеналия: - Православная Москва, №91, 11. 1996, Русская мысль, 31.10.96.

Одобрили канонизацию: редакционная статья еженедельника Новое время (№ 42), заявив, что "рыцарь свой счет оплатил и закрыл". Горячее одобрение ("Нет слов, чтобы выразить то чувство радости, которое охватывает, когда читаешь документы заседания Священного Синода") - Вл. Большаков, - Русь державная, № 32, 1996. Он же ругает те места доклада митр. Ювеналия, где критикуется царь. "Всякое цареубийство, а тем более убийство Помазанника Божия, Государя Третьего Рима, харизматического главы Вселенского Православия всегда носит элемент Богоубийства, а значит является по сути своей ритуальным".

Указание на то, что "современники видели также очевидно нездоровые проявления его религиозности, получившие развитие благодаря такой черте характера Николая II, как фатализм". - Сергей Фирсов. - Русская мысль, 28.11.96. № 4151.

Просто информация: М.Ланцман, Сегодня, 11.10.96; Московский комсомолец, 11.10.96; С.Бычков, Московский комсомолец, 15.10.96 В.Шевелев, Московские новости, 13.10.96.

Резко отрицательный отзыв: Бычков С. Прошу причислить к лику... - Московские новости, 10.11.96. Мягко отрицательный отзыв: А.Кырлежев, Русская мысль, 31.10.96.

Елена Шапошникова. Как лягут кости? - Московский комсомолец, 18.12.96. Очерк о судьбе останков царской семьи, которые автор считает подлинными. "По просьбе Святейшего Патриарха всея Руси Госкомиссия наметила в рамках следствия очередной цикл дополнительных экспертиз, связанных не столько с идентификацией останков, сколько проставлением последних точек над "i". Э.Максимова (Известия, 17.12.96) цитирует слова прокурора Вл.Никол. Соловьева о том, что расследование неприлично затягивается. Он предлагает похоронить останки (и другие останки царей из Кремля) в храме Христе Спасителя.

1927: ДЕКЛАРАЦИЯ МИТР. СЕРГИЯ

Ольга Васильева. Жребий митрополита Сергия. - Независимая газета, 25.10.96. Очерк об истории принятия Декларации без привлечения каких-либо новых фактов и акцентом на то, что митр. Сергий подписал декларацию, уступая шантажу ГПУ (которое обещало "новую волну арестов и расправу над соловчанами", что его сотрудничество не было добровольным. В чем никто Сергия и не упрекает, почему весь пафос статьи уходит в никуда.

ИСТОРИК — ПРОВОКАТОР

Хуан Кобо. Что же произошло в Барселоне. - Литературная газета, 13.11.96. Очерк о мятеже анархистов в Испании в 1937 г. Упоминается: "Из архивов в последнее время стало известно, что по приказу тогдашнего резидента НКВД в Испании ... некий Юзек (судя по всему, будущий член-корреспондент АН СССР И.Р.Григулевич) сфабриковал фальшивые документы, которые должны были дискредитировать анархистов и трцкистов в глазах Республики ... Швед и Юзек участвовали также в преступной тайной операции по ликвидации лидера ПОУМ Андреса Нина".

Комментарий. Григулевич знаменит был в СССР книгами по истории католичества вообще и инквизии в частности.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: АТЕИСТЫ У РУЛЯ

Алексей Платонов. Маски-Шоу. - 27.11.96. Московский комсомолец. В Московском университете преподают большевистские идеологи. "Кафедру истории религии и атеизма стали величать отделением религиоведения. А толку? Как твердили профессора, что "Бога нет", так и твердят. А чтобы соблюсти видимость плюрализма, пригласили читать лекции диакона о. Андрея Кураева, имеющего репутацию, мягко говоря, небесспорного теоретика ... [На философском факультете] профессор Иван Яблоков, главный факультетский специалист в области религии и атеизма, обогатил философию работой "Кризис религии в социалистическом обществе". Другая его эпохалка называется еще мощнее: "Извращение религией нравственных чувств".

Ответ: Интервью с ректором МГУ Виктором Садовничим. - Российская газета, 31.12.96. "Наши гуманитарные факультеты серьезно обновились, в полной мере использовали предоставившиеся им возможности. Учебный процесс вполне отвечает университетским требованиям. Он отличается высоким фундаментальным уровнем, научностью, историчностью. Я не слышал, чтобы студенты были недовольны. Между прочим, некоторые даже вначале не ожидали, что образование будет настолько глубоким. Публикации тенденциозны, и пусть они остаются на совести их авторов. ... Конечно, есть преподаватели, придерживающиеся различных политических взглядов. Но обязательно наше требование, чтобы это никак не проявлялось в учебном процессе".

ЗАДОНСКИЙ СКАНДАЛ

В ночь с 29 на 30 августа часть послушниц и монахинь монастыря написала обращение к Патриарху с просьбой удалить игуменью Дорофею и оставить настоятелем духовника обители о. Петра. 3 сентября 1996 г. в Задонский Свято-Тихоновский Преображенский монастырь пришла группа духовенства и "специализированный отряд Воронежской епархии", вооруженный дубинками. Этот отряд выставил силой из обители 42 насельницы. Изгнаннные демонстративно расположились на вокзале в Липецке (во главе, судя по подписям, монахиня Екатерина — Елена Александровна Иванова, послушника Валентина Ивановна Севрюгина).

Валерий Кривошеев (Комсомольская правда, 10.9.96) заявил, что всего было "50 дюжих священников и бойцы из церковной спецслужбы отдела охраны Епархии .. три четверти монахинь [из 110] были разогнаны на все четыре стороны". Обитель была открыта в 1991 и за 9 месяцев восстановлена — все под руководством о. Петра.

Монахини заявили, что нарушено их право на жилье, потому что они были прописаны в монастыре и выписаны оттуда не в законном порядке. Они апеллировали к Международному пакту о соблюдении гражданских прав. Их письмо патриарху: Советская Россия, 1.10.96 (обвиняют настоятельницу в том, что она "подавляет всякую молитвенную нициативу сестер ... не имея священного сана игуменьи, заставляет сестер (под страхом снятия формы) целовать свой нагрудный крест и руку, к нашему смущению делая это и в своей женской нечистоте ... всем известна история с ее племянником Константином, который развращал сестер, находясь под ее покровительством". Тут же письмо депутата Госдумы РФ Астраханкиной Т., которая приписывает гонения тому, что о. Петр (Кучер), духовник монастыря, поддержал на выборах Зюганова, призвал сестер усилить молитвенный подвиг молитвами за Отечество. "В отличие от о. Петра митрополит Мефодий является типичным представителем и поборником правящего режима". Астраханкина утверждала, что из монастыря изгнали 70 сестер. "Расправа с наельницами ... напоминает другое событие — расстрел Ельциным парламента России".

На их защиту встал депутат Госдумы В.Зоркальцев, прокурор Комраков В.А., атаман Липецкого землячества А.И.Данилов. - Советская Россия, 15.10.96. В защиту монахинь и против "самоуправства" церковной власти: Валерий Кривошеев. Как монахинь "постригли" в бомжи. - Комсомольская правда, 8.10.96 (подчеркивается, что монахини были прописаны в монастыре, так что их не имели права выставить). Липецкий прокурор Владимир Комраков возбудил уголовное дело по факту самоуправства (он возглавляет транспортную прокуратуру, дело возбудил на том основании, что монахини ночуют на вокзале, который подведомственен ему).

С.Бычков ("Бунташный монастырь в "Красном поясе", Московский комсомолец, 16.10.96) в репортаже из Задонска изложил версию еп. Никона: в половине второго ночи 30 августа ему позвонили из скита и сообщили, что десять послушниц во главе с монахиней Екатериной топором взломали дверь кельи матери Дорофеи и потребовали от нее покинуть монастырь. Епископ отправил в скит о. Савватия "с братией". Послушниц выставили из обители. Они утверждали, что Дорофея — ведьма. Мать Дорофея заявила, что духовник скита о. Петр давал сестрам послушания, которые "не соответствовали их душевному строю", на ее замечания не реагировал. Всего в обители было 75 насельниц, из них 10 монахинь. После бунта осталось 45. 3 сентября в обитель приехало почти все духовенство епархии — 62 священника. Бычков навестил о. Петра, который лежит в больнице в Липецке с высоким давлением. С ним были монахини. По мнению Бычкова, монахини находятся под влиянием идей митр. Иоанна (Снычева) и Константина Душенова, националистки. О. Петр 15.10.96 покаялся на Епархиальном совете и признал свою вину.

В листке "Русь Православная" (Советская Россия, 26.9.96) о. Петр из Задонска был поставлен в один ряд с о. Александром Шаргуновым, назван сподвижником архим. Тавриона Батозского: "Своими трудами и молитвенным подвигом он построил монастырь и возродил к жизни во Христу тысячи людей. Его духовному и нравственному авторитету обязан обращением к Церкви целый регион России — Липецкая и Воронежская области".

О. Петр в конце концов был отправлен "для несения церковной епитимии" в Задонский мужской монастырь, сестрам разрешено вернуться в монастырь, игуменья оставлена прежней. - Радонеж, №39, окт. 1996.

ТАБАЧНЫЙ СКАНДАЛ

В августе 1996 г. журнал "Профиль" опубликовал интервью с соратником телохранителя президента А.Коржакова полковником Валерием Стрелецким, который заявил: "Есть такая комиссия по гуманитарной помощи при правительстве РФ. Возглавляет ее вице-премьер Олег Давыдов. На этот год им выделено 2 мллиарда льготных акцизных марок на сигареты. Деньги в результате этих льгот казна так и не увидела". Когда эти слова были перепечатаны в газете Московские новости, в редакцию "МН" пришел ответ, подписанный первым заместителем Давыдова Юрием Салтановым, который сообщил, что комиссия удовлетворила лишь просьбу Московской Патриархии о признании гуманитарной помощью сигарет, поставляемых ей (оп. № 43). На сегодня Патриархия получила 10 тысяч тонн табачных изделий и оплатила за акцизные марки 21 миллион долларов. Вина с комиссии была снята, но зато легла вина на Патриархию (возмущенное письмо анонимных "клириков и мирян РПЦ" - Московские новости, 29.9.96). При попытке журналистов выяснить, кто именно в Патриархии ведал импортом сигарет, все должностные лица хранили молчание. Елена Рыковцева (Московские новости, 6.10.96) заявила, что вина лежит на Отделе внешних церковных сношений, в частности, еп. Климент, заместитель митр. Кирилла. Также в импорте участвовала фирма "Нова", которая связана с еп. Арсением, ответственным за гуманитарную помощь Патриархии. Она отметила, что контроль за расходованием полученных средств практически отсутствует. Через неделю группа анонимных клириков и мирян РПЦ распространила послание к Патриарху, в котором потребовали снять митр. Смоленского Кирилла с поста руководителя Отдела внешних церковных сношений за "губительную для Церкви" деятельность. Свящ. Глеб Якунин направил в Генпрокуратуру заявление с требованием ликвидировать Московскую Патриархию, так как ее участие в табачном бизнесе нарушает закон о некоммерческих организациях (Общая газета, 10.10.96) Так же он 23.11.96 опубликовал фельетон "...а табачок врозь" (Московский комсомолец, 23.11.96), в которой заявил, что кампания против махинаций Церкви "направляется опытной аппаратной рукой". Он резко критиковал ОВЦС и митр. Кирилла, защищая об обвинений "Софрино".

Спустя сутки после заявления Якунина ИТАР-ТАСС распространил информацию о письме Патриарха премьеру Черномырдину с просьбой "прекратить таможенную очистку табачных изделий и алкогольных напитков, поступающих в качестве гуманитарной помощи для Московской Патриархии" (Н.Бабасян. Табак вместо опиума для народа. - Новое время, № 42, 1996). Бабасян утверждает, что решение о льготах наверняка принималось на уровне "первых лиц", т.е. премьера и Патриарха. В связи со скандалом Александр Басманов (Русская мысль, 17.10.96, №4145) указал на необходимость реформы, благодаря которой миряне получили бы влияние на церковную власть. "Эта власть остается закрытой, непроницаемой, а ее деяния компрометируют рядовых христиан и христианство вообще". О скандале писали, критикуя Патриархию, практически все СМИ: Итоги, 15.10.96. 9 октября вопрос разбирался на Синоде Патриархии; газеты много писали о том, что Синод снимет с поста митр. Кирилла, взвалив на него вину за скандал (С.Бычков, Московский комсомолец, 3.10.96), но этого не произошло. Позицию Патриархии оправдывал С.Дмитриев ("Не "коммерция", а борьба за существования". - Московская правда, 5.11.96), но он заявил, что просто Патриархии иногда присылают "вагоны с сигаретами, спитными напитками из разных стран мира. Отказываться от этих даров, считают в штабе гуманитарной помощи при РПЦ, неразумно. ... Помогло правительственное постановление №35 от 08.7.94, подписанное Александром Шохиным, тогда - министром экономики (в этом году правительство РФ подтвердило свое рнешение). Согласно этому документы, церковь смогла реализовать не нашедшие применения предметы гуманитарной помощи через сесть светских магазинов... Всего с 1994 по 1996 год Русская православная церковь реализовала продукции на 53 млрд. рублей".

Аналогичные оправдания привел архиеп. Климент, председатель комиссии по гуманитарной помощи (Борис Талов, Общая газета, 6.11.96), заявивший, что Церкви нужно 6 млрд. долларов для реставрации возвращенных храмов.

Александр Гордеев. Священный бизнес. - Капитал, 30.10.96 (№91). Подробности о своем бюджете Патриархия представить отказалась. По данным автора, доходная часть равняется примерно 2 млн. долларов, из которых 44% составляют поступления от "Софрино". Не учитываются доходы от банка "Пересвет", в число учредителей которого входит ОВЦС. Юрий Тавровский, руководитель пресс-службы компании "Международное экономическое сотрудничество", заявил, что 40% акций компании принадлежит хозяйственному управлению Патриархии, от нее в совет директоров входит еп. Виктор. В 1994 г. эта компания экспортировала 8,7 млн. тонн нефти, а в 1995 6 млн. тонн (от 6 до 8% всего экспорта российской нефти), оборот в 1996 г. составил 2 млрд. долларов. "Патриарх несколько запоздал с отказом от поставок табака и алкоголя: за несколько дней до его обращения к премьер-министру вышел указ президента Бориса Ельцина, исключающий все подакцизные товары из списка возможных видов гуманитарной помощи". "Разрешив Московской Патриархии беспошлинно ввести 8 млрд. сигарет, государство лишилось поступлений в размере не меньше $40 млн.".

С.Бычков. Чертов ладан. - Московский комсомолец, 14.11.96. Фельетон по материалам "МН". Он подчеркивает, что митр. Кирилл уклоняется от отчетов (хотя Салтанов не упоминал ОВЦС в качестве представителя Патриархии, получавшего льготы).

Леонид Крутаков. Бо-о-ольшая дорога ведет к храму. - Новая газета, № 39, окт. 1996. Здесь отмечается, что сигареты "поступали не в адрес РПЦ, а в штаб гуманитарной помощи РПЦ, возглавляемый архиепископом Климентом". Отмечается, что комиссия по гуманитарной помощи под руководством О.Давыдова дала и разрешение на ввоз вина (решение№ 35 от 26.3.1996) из Германии. Разрешение было дано директору предприятия "Софрино" Евг. Пархаеву, ввоз разрешили на 20 млн. долларов — 100 млн. бутылок, причем "Кагора" не ввозилось. Реализовано было через коммерческие фирмы "Эвихон", "Анис", "Белан" вина на 30 млн. долларов. "С учетом того, что тамощенные пошлины по подакцизным товарам доходят до 150 процентов, стоимость проданного вина достигает 70-80 млн. долларов. Из всего заработанного добрый самаритянин Пархаев не перечислил ни копейки ни Церкви, ни государству. Котельная на софринском предприятии по-прежнему стоит ... Зато дочь Евгения Пархаева живет теперь в Америке".

ДЕЛО ОТЦА ЗИНОНА

15 августа в Мирожском монастыре у архим. Зинона совершил мессу католический священник Романо Скальфи. Об этом был сделан донос Вл. Беликовым, карловчанином из Аргентины, местному архиерею Евсевию, который пожаловался в Московую Патриархию. Оттуда ему ответили, что он должен сам разобраться в случившемся. И.Свиридов (Русская мысль, № 4145) в этой связи заявил, что "совместное участие православных и католиков в Евхаристии как изъявление личной духовной свободы и религиозной ответственности никак не может оцениваться однозначно отрицательно", подчеркнул, что "недавно" совместное причащение было разрешено, но не упомянул, что уже почти двадцать лет как это разрешение отменено.

Еп. Евсевий заявил (Радонеж, №39, окт. 1996): "В нарушение своей присяги, он имел молитвенное общение с отступниками от Православной Церкви ... Виной всему гордость. Он не стал считать наших старцев за духовных пастырей ... Он находится в каком-то нервном состоянии и пускается в разные вот такие истории ... Он не настоятель! В этой должности он не утвержден Патриархом. Он только руководитель Псковской (и опять-таки пока благословения Патриарха не было) иконописной школы. Но ... он не привлек к себе учеников". Тут же разговор с о. Зеноном "по телефону". Он заявил, что он не сослужил с католиками. "Я не сослужил! А только причащался. ... Вы о. Георгия Кочеткова и о. Борисова уже победили, а теперь — нашли новый объект ... Вы посмотрите: у каждого свое Православие, все друг с другом грызутся. А вчерашние комсомольцы и коммунисты перекрасились в "православных" и митингуют точно так же, вносят этот дух большевизма в Церковь".

Газета Русская мысль, 12.12.96, № 4153 оп. указ еп. Евсевия № 880 от 28.11.1996, в котором тот со ссылкой на решение епархиального совета от 14.11.96 запретил о. Зинона в священнослужении за нарушение 10, 11, 39, 45, 55 апостольских правил, 33 правила Лаодикийского собора, 2 правила Антиохийского собора "до признания своей вины и раскаяния". Отлучены от причастия монахи Иоанн и Павел, причастившиеся за той же службой "у инославных раскольников и отступников от Православной Церкви".

Тут же письмо о. Зинона (Теодора): "На основании канонов никто не может доказать, что Римская Церковь еретическая, потому что Вся Полнота Церкви этот вопрос не рассматривала и никакого суждения о нем не высказала. А окружное послание Восточных патриархов 1848 г. [имеет в виду послание патр. Досифея 1672 г.], высказывания отдельных иерархов и даже святых надо рассматривать как частные богословские мнения. ... И ни один серьезный православный богослов во всеуслышание не решится заявить, что Римская Церковь — не Церковь, и таинства ее — недействительны и недейственны. Раньше я думал, как меня учили, что Рим отпал от Вселенской Церкви. Теперь я так не думаю ... Разделились и враждуют люди с разным менталитетом, по причинам прежде всего национальным и политическим". Он йитирует Вчл. Соловьева, говорит о невозможности жить по канонам, которые запрещают и присутствие еретиков на службе.

В защиту Зинона: Г.Кочетков, свящ. Обвиняется в любви к ближнему. - Общая газета, 26.12.96. "Совершено деяние антицерковное ... У отца Зинона потребовали объяснений — он дал их ... ссылаясь на правила Вселенских Соборов и практику Церкви. Можно было бы с ним спорить, можно было бы даже говорить с ним строго. Но вопрос — КАК? ... У о. Зинона был, по существу, один-единственный и последний аргумент. Когда епископ у него спросил: "Зачем вам это надо?" (имея в виду общение с католиками, с "меневцами", с "кочетковцами" и т.д.) — отец Зинон ответил: "Ради любви Христовой". Кто может, поставив другую, как бы альтернативную норму поведения в Церкви (и в современном мире вообще), обосновать ее на таком же уровне — пусть это сделает. Пока это не сделано — сделано нечто злобное. Просто на основании доноса и клеветы невозможно никого запрещать, осуждать, изгонять ... Даже если бы он был десять раз не прав — возьмем случай невероятный — все равно по отношению к нему нельзя было делать того, что сделано. Из сорок атрех лет он более двадцати в монашестве ... там, где нет места любви, — там нет и Церкви Христовой".

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВОЗМУЩЕНЫ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ

Павел Матвеев. Гуманитарный мусор от "христиан". - Комсомольская правда, 8.10.96. В больницу № 2 г. Рыбинска доставили гуманитарную помощь от христианских организаций Австрии, Канады, Америки, причем в черных полиэтиленовых (мусорных) мешках. "Когда "добрые христиане" уехали, сотрудники стали разбирать содержимое и обомлели. Почти все медикаменты и хирургические инструменты были непригодны ... Часть лекарств с истекшим год или полтора назад сроком хранения ... одноразовые шприцы — в нестерильной упаковке (врачи засомневались, уж не пользовались ли ими). А хирургические инструменты покрывал толстый слой ржавчины".

ИСТОРИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ХРАМОВ

Московский Новодевичий монастырь. Интервью с игуменьей Серафимой (Черной): Аргументы и факты, Октябрь 1996. С. 16. Она отмечает, что в монастыре 15 человек, из них 10 послушниц, выделено им подворье: 10 гектаров в Домодедовском районе, скотина, теплица, сад, огород, построили тут жилой дом, есть церковь 18 в. У сестер в обители до сих пор нет келий, приходится отпускать их домой для помывки и стирки. Нина Федорова. Ветшает древняя обитель. - Московская правда, 10.12.96. Очерк о том же монастыре, критика правительства, которое не дает деньги на реставрацию. Зав. музеем Ир. Гавр. Борисенко отмечает, что нет спонсоров. "Впрочем, - добавила она, — есть одна — фирма, "Природа сервис", которая следит за порядком на территории, чистит дорожки, убирает газоны, хотя в этом году мы не заплатили им ни рубля. А должны каждый месяц 27 миллионов".

Комментарий. Разумеется, уборца территории монастыря не стоит 5 тысяч долларов в месяц; фирма завышает сумму и терпит с уплатой, чтобы затем получить во много раз больше того, что следовало бы.

Московский Спасо-Андрониевский монастырь. Анна Ковалева, Марина Овсова. Шашлык на ребрышках. - Московский комсомолец, 3.12.96. Разоряется в ходе строительства кафе кладбище монастыря, но Московская патриархия не реагирует на просьбы поддержать реставрацию кладбища хотя бы обращением к мэру.

Крестовоздвиженский монастырь (Подмосковье, дер. Лукино Ленинского района): здесь сгорела дотла монастырская баня. - Московский комсомолец, 17.10.96.

Произошел пожар в храме свят. Николая в село Николо-Урюпино Красногорского района Подмосковья от оставленных включенными электрообогревателей. Ущерб оценен в 30 млн. рублей (5 тыс. долларов). - Московский комсомолец, 9.10.96.

С.Половецкий. Легенды и быль Николо-Берлюковской пустыни. - Вечерняя Москва, 14.11.96. О ходе восстановления монастыря на берегу Вори.

Началось восстановление храма рядом со станции Любовь под Петербургом — церковь принадлежала Министерству путей сообщения, построена по проекту Тона. - Российская газета, 11.10.96.

А.Донсков. Именем московского митрополита. - Московская правда, 31.12.96. Очерк о Высоко-Петровском монастыре в Москве. Здесь расположен отдел религиозного образования Патриархата. К обители приписаны в качестве патриаршего подворья Заиконоспасский монастырь. "Общество меценатов, возглавляемое Евгением Ряповым, подарило монастырю более ста пятидесяти икон ... храм иконы Покрова ... убран редчайшими иконам из керамики, выполненными замечательным художником Георгием Куприяновым, расписывать иконостас в храме митрополита Петра будет иконописец-самородок из села Сухарево Белгородской области отец Александр (Маньшин)."

Михаил Костиков. Зачем москвичи едут в Ерино. - Вечерняя Москва, 4.10.96. Очерк о восстановлении церкви в подмосковной Покровской церкви, где действует община "анонимных алкоголиков" по американской программе, причем общине помогает молодой настоятель о. Евгений. Рукодит общиной психолог Евгений Проценко.

В селе Ивановском Калужской обл. Предтеченской церкви завод ЗИЛ пожертвовал шесть колоколов бесплатно. - Алан Качмазов, Комсомольская правда, 2.11.96. О том же (упомринается, что шесть колоколов стоили 8 тысяч долларов, первоначально отливались для храма Христа Спасителя, были забракованы): Московская правда (Фамилия), 11.12.96.

В пос. Восточный под Москвой Патриарх освятил в присутствии Юрия Лужкова храм Димитрия Солунского, восстановленный по инициативе Восточной водопроводной станции госпредприятия "Мосводоканал". - Куранты, 11.11.96; Тазрат Елоев, Вечерняя Москва, 10.11.96 - упоминает, что "весомую материальную и организационную помощь оказали МГП "Мосводоканал". О том же: Вечерняя Москва, 6.11.96, Московская правда, 16.11.96 и 27.11.96 (тут отмечено, что правительство Москвы решило, что храм будет строиться на средства МГП "Мосводоканал").

Елена Лебедева. Постриг. - Московские новости, 3.11.96. Репортаж из Макарьевского монастыря на погосте Макарий-на-Письме в 35 км. от г. Буй Костромской обл., открывшемся в октябре 1995 г. Тут 7 монахинь. Дочь настоятельницы Ангелины сейчас игуменья Богоявленского монастыря в Костроме.

Сергей Половецкий. Храм на берегу водохранилища. - Московская правда, 19.12.96. О восстановлении Троицкой церкви 19 в. в с. Болтино на Пироговском водохранилище (настоятель о. Валентин).

Екатерина Бородкина. Архитектура и религия. - Московская правда, 5.12.96. Перечисляются новые церковные постройки в Подмосковье: в поселке Семхоз строится Патриаршее подворье, уже готов дом настоятеля, должна быть построена домовая Георгиевская церковь (в Семхозе жил о. А.Мень). В с. Ершово под Звенигородом воссоздается Троицкая церковь.

На территории санатория "Светлана" у заповедника "Лосиный остров" начато строительство часовни во имя преп. Сергия Радонежского, к которой подведена минеральная вода. - Вечерняя Москва, 14.11.96.

Мэрия Москвы решила восстановить колокольню храма Большое Вознесение и дом для причта (настоятель храма — глава канцелярии Патриарха Диваков). Памятник Алексею Толстому у храма будет пернесен. - Московский комсомолец, 27.11.96.

ЛЕТОПИСЧИК

1-3 октября, Минск. Здесь прошла Вторая межконфессиональная конференция "Призваны к одной надежде в союзе мира", на которой были собраны лидеры тех христианских конфессий бывшего СССР, которые при коммунистах входили в число "разрешенных". Не были приглашены представители протестантских конфессий, появившихся в странах СНГ и Балтии после падения коммунизма, представители Православных Церквей, не признающие власти Московской Патриархии ("карловчане", украинские автокефалисты, греко-католики). Апологетический отчет: Сергей Северов, Русская мысль, 17.10.96, №4145. В отчете не отражен скандал, связанный с принятием итогового документа: митр. Кирилл (Гундяев) вставил было в него слова о том, что участники конференции протестуют против расширения НАТО на Восток, но это вызвало громкое возмущение остальных участников и было снято. Конференция отказалась и от глобального осуждения прозелитизма, осудив методы миссии, нарушающие свободу личности.

9-11 октября 1996 г., Москва. Приход о. Г.Кочеткова провел традиционную ежегодную конференцию. Отчет: И.Заиканова. О научении народов. - Независимая газета, 13.11.96, И.Николаев, Русская мысль, 31.10.96 ("Отец Георгий Кочетков констатировал: "Церковной прессы в России просто нет". Трудно не согласиться с этим утверждением").

Комментарий. Церковная пресса в России есть, у каждой конфессии есть свои газетки и журнальчики. Правда, они скучны и не имеют творческого характера (включая и журнал общины Кочеткова), но это уже проблемы их авторов, относящихся к окружающему миру исключительно как к объекту, которому нужно промывать мозги.

2 октября, Москва. Православное политическое совещание при содействии Фонда "Российский общественно-политический центр" провело конференцию "Духовно-нравственная безопасность России". Выступал свящ. Владислав Свешников с критикой либерализма. Было предложено создать при Совете безопасности "этическую комиссию" для экспертной оценки общественных процессов. - Русская мысль, 17.10.96, №4145.

8 октября 1996 г., Москва. Преподаватели высшей школы провели акцию протеста против невыплаты зарплаты, причем начали ее с молебна в храме Воскресения. "Молили о спасении образования и ниспослании просветления российскому правительству". - Московская правда, 9.10.96.

9-11 октября 1996 г., Москва. Синод Московской Патриархии постановил одобрить решение о канонизации как страстотерпцев императора Николая II и его семьи, но ввиду важности решения предложить совершить такую канонизацию архиерейскому собору Русской Церкви в феврале 1997 года. На три месяца продлена работа совместной комиссии по разделу сфер влияния в Эстонии между Патриархией и Константинопольским Патриархатом. Решено создать центр для подготовки многотомной Православной энциклопедии. Создана рабочая группа при Синоде по выработке "проекта концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом". - Русская мысль, 17.10.96, № 4145.

10 октября 1996 г., Москва. В Университете Меня прошел круглый стол, на котором выступил проф. Патрик де Лобье, размышляя о методах познания в религии. - Русская мысль, 31.10.96.

11 октября 1996 г., Костромская обл. Освящен храм во имя Божией Матери Споручницы грешных, расположенного в колонии строгого режима в Костромской области. Колокола для храма пожертвовано "Межтопэнергобанком" (Москва). Радонеж, №39, окт. 1996.

16 и 23 октября, Москва. В Издательском Совете Патриархии под председательством еп. Тихона состоялись первые заседания постоянного семинара "Психиатрия и религия", организованного обществом "Радонеж". Телефон организаторов 246-5351. - Радонеж, №39, окт. 1996.

18 октября 1996 г., Москва. Началось паломничество статуи Фатимской Божией Матери по католическим приходам России. Комментарий о. Максима Козлова (Радонеж, №39, окт. 1996): "Мероприятие, предпринимаемое сейчас, прозелитическое. Цель его — укрепление позиций католицизма внутри России, не за счет, конечно же, кришнаитов или буддистов. Почему-то не проходит этот маршрут через центры мусульманства, или буддизма ... Он проложен через православные города, которые никогда не были центрами римского католицизма". Козлов заявил, что слова о России были приписаны Люсии задним числом, лишь через 8 лет после видения.

20 октября 1996 г., Москва. Еп. Истринский Арсений совершил чин присоединения к православию покаявшихся сектантов, прошедших курс под руководством о. Олега Стеняева. - Радонеж, №39, окт. 1996.

21 октября 1996 г., Москва. Илья Колеров, владелец бензиновой фирмы, провел пресс-конференцию, на которой протестовал против гонений со стороны московского правительства (объясняя их своим нежеланием давать взятки мэрии). "Одной из причин "гонения" Илья Колеров назвал свой отказ переводить средства в фонд Храма Христа Спасителя. "Я свободный человек и хочу сам выбирать, кому мне жертвовать", — заявил он. Так, в 1996 году фирма "Илья Колеров и Ко" оказала поддержку Православной гимназии общества "Радонеж" в количестве нескольких десятков миллионов рублей". Радонеж, №39, окт. 1996. Через несколько дней после пресс-конференции Колеров продал свою фирму неизвестным (возможно, подставным) лицам.

22 октября 1996 г., Москва. Министр иностранных дел Е.Примаков передал Патриарху Алексию II иконостас, который до революции находился в различных храмах дипломатического ведомства, а в сентябре 1996 г. был возвращен России братством русских эмигрантов, которое его хранило. Иконы будут помещены в храм в Калининграде в память воинов, погибших на территории Пруссии. - Московский комсомолец, Независимая газета, 23.10.96.

Октябрь, 1996, Москва. Представителем России при Ватикане назначен 62-летний кадровый мидовец Геннадий Уранов. Так, наконец, завершилось пребывание там Вяч. Костикова, об отставке которого было объявлено восемь месяцев назад. - А.Букалов, Итоги, 15.10.96.

Октябрь, 1996, с. Салазгор, Мордовия. Местный священник о. Дмитрий Голяйкин (рукоположен в 1981 г., ранее 9 лет работал в ГАИ) вытащил из горящей избы 80-летнюю старушку. - Сергей Аверкин, Комсомольская правда, 2.11.96.

26 октября 1996 г., Новоалтайск. Епископ Московской Патриархии Антоний Масендич (Барнаульский и Алтайский) послал отряд "казаков" против прихода Георгиевской церкви. Настоятель церкви Михаил Погиблов, благочинный Новоалтайского округа, был запрещен Масендичем и отстранен от всех должностей, но приход ввыступил в его защиту и отказался допускать в храм нового настоятеля. Погиблов критиковал "неканонические методы" правления Масендича. Милиция выступила на стороне прихода (сообщение Комитета защиты свободе совести о.Г.Якунина).

31 октября 1996 г., Мичуринск. Здесь прошли Питиримовские чтения. Отмечалось, что за последние годы число храмов в Тамбовской епархии возрло с 36 до 100. - Сегодня, 1.11.96.

31 октября 1996 г., Москва. Здесь прошла презентация книги Игоря Чубайса (брата фаворита Ельцина Анатолия Чубайса) "От русской идеи — к идее новой России". В ней утверждается, что "православие, как и все другие конфессии, должно быть вне политики, оно не может быть частью государственного механизма". Радонеж, № 41 (11.1996).

Октябрь 1996 г., Москва. Состоялось заседание Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Комиссия поддержала предложение президента-ректора Академии госслужбы при Президенте (ранее академия подготовки кадров для ЦК КПСС) "провести плановую подготовку специалистов в области церковно-государственных отношений в 1997 г." Радонеж, № 41 (11.1996).

12 ноября 1996 г., Москва. В Данилове монастыре прошло заседание Всероссийского собора, посвященные теме "Ядерные вооружения и национальная безопасность России". Резолюция оп.: - Русь державная, № 32, 1996 и Советская Россия,16.11.96. "Созданное нами ядерное равновесие на длительное время спасло мир от угрозы одностороннего ядерного шантажа ... Долг ответственной государственной власти — не допустить развала ядерного оружейного комплекса России". Тут же статья Эдуарда Володина "Защитим православную державу!": "В реальное гетто загоняют нас западные цивилизаторы ... не уничтожают нас напрямую ... лишь потому, что ядерный щит России существует ... Наша верность Православию и наша защита Православной державы являются следованием по пути, где человечество обретает свет и истину, а не по экуменическому бездорожью, где болотные гнилушки заменяют свет и ведут во тьму". Критический отзыв: Г.Якунин. Московский патриархат грозит Западу ядерным оружием. - Экспресс-хроника, 15.12.96, также критичен Г.Чистков (- Русская мысль, 28.11.96. № 4151). Павел Фельгенгауэр. Православное ядерное оружие. - Сегодня, 13.11.96. "Член-корреспондент Академии естественных наук Павел Флоренский уверен в том, что раз бомба была создана в Саровской Пустыни (Арзамас-16), то все российское ядерное оружие и ныне находится под контролем и покровительством св. преп. Серафима Саровского". Вл. Лукин, представитель партии Явлинского, заявил, что "наши границы трещат по всем швам". Генерал Вл. Шатохин из Академии Генштаба заявил, что "народ развращен ложным пацифизмом и не научился еще любить наше благословенное православное оружие" (цитата может быть пересказом). Следует напомнить, что сам Фельгенгауэр был горячим сторонником войны в Чечне и критиковал генштаб за недостаточное усердие. Анатолий Шаповалов (Известия, 14.11.96): "Отец Константин — в недавнем прошлом капитан воздушно-десантных войск, ученый физик, а ныне священник в Тушино — призвал оказывать воинам, разработчикам современного оружия не только духовную, но и материальную, финансовую помощь".

Ноябрь 1996 г., Москва и Кипр. Состоялась презентация (в Москве и Никосии) совместно выпущенных марок с изображениями православных святынь. С русской стороны на презентации был Патриарх, шампанское, хор. "Зато на Кипре ... все было значительно скромнее. Духовенства на презентации не оказалось". - Е.Баева. Московский комсомолец, 1.12.96.

12-16 ноября, Москва. Состоялась выставка "Архитектура и религия". Григорий Ревзин. "Чтоб больше храмов, хороших и одинаковых". - Независимая газета, 17.12.96. "Сегодня назвать более тоскливую тему трудно. Заранее ясно — будет храм Христа Спасителя ... Константин Тон шагает по стране ... Мы не готовы принять образ храма, который выражал бы современное мироощущение. Храм Христа Спасителя — это фигура трусости. Мы вроде бы что-то и построили, а за то, как это выглядит, ответственности не несем. Это не мы рисовали ... Такой страх понятен, но не извинителен. Ибо за ним видно то, что ищется в вере — не Бог, но национальная самоидентификация". Похвально о выставке и в защиту храма Христа Спасителя: Е.Барышникова, Московская правда, 19.11.96. Также похвальный отзыв: А.Пантелеева. Московская правда, 19.11.96; М.Елманова. - Куранты, 15.11.96.

14 ноября 1996 г., Москва. Прошло первое (в обновленном составе) заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте. Председательствовал А.Чубайс, который заявил, что "следует сочетать равенство религиозных объединений перед законом с российскими историческими и религиозными традициями". - Русская мысль, 28.11.96. № 4151. О том же заседании: М.Шевченко. Министерства по делам религий не будет. - Независимая газета, 22.11.96. Отмечается, что Чубайс "попросил журналистов из зала". Автор цитирует сказанные ему слова митр. Кирилла Гундяева: "Ограждение народа от опасных проявлений религиозного фанатизма не есть нарушение религиозной свободы".

21 ноября 1996 г., Данилов монастырь. По случаю 50-летия митр. Смоленского Кирилла (Гундяева) состоялось его чествование. Присутствовал Патриарх, митр. Минский Филарет, от имени президента был вручен орден Дружбы. - Русь державная, № 32, 1996. Фельетоны против митр. Кирилла: анонимный - Русская мысль, 28.11.96. № 4151 ("объект уходящей в прошлое церковной истории, куда его имя уже прочно вписано. Увы, не золотыми буквами"). С.Бычков. Кто дышит в затылок патриарху? - Московский комсомолец, 25.12.96. (Бычков лжет, когда пишет, что Салтанов в письме в "Московские новости" "рассказал, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом получает..." — Салтанов говорил вообще о Патриархии. Бычков утверждает, что на юбилее Кирилла он назывался преемником Патриарха, что в высшей степени сомнительно. Фельетон же черносотенца Константина Душенова: Мертвый сезон. - Советская Россия, 26.12.96. Интервью с Кириллом М.Шевченко: Независимая газета, 28.11.96. ("Мы тоже считаем, что сегодня визит Папы в пределы православных государств СНГ нецелесообразен ... визит может быть воспринят очень болезненно ... [в связи с Эстонией] Некоторые представители Константинополя стали говорить о его власти в категориях, очень близких к категориям, описывающим власть Папы Римского. Например, что Константинополь имеет право вмешаться в дела любой поместной православной Церкви ... если ... к нему обращаются за помощью ... что человек не может считать себя православным, если не находится в общении с Константинопольским Патриархом. То есть стопроцентный римский католицизм, то, что в нем для нас абсолютно неприемлемо ... Абсолютное большинство православных украинцев против автокефалии [Но см. ниже мнение митр. Владимира Сабодана о том, что мнения разделены поровну. - Ред.]". На вопрос: "Существует ли возможность вмешательства Константинополя в дела украинского православия?" последовал ответ: "Это будет означать гибель православия ... Если ситуация в Эстонии привела к разрыву отношений, то любые неканонические действия на Украине могут привести к страшнвым последствиям". Также о Кирилле: Я.Кротов. Три ипостаси одного митрополита. - Итоги. 17 дек. 1996. С. 56-57.

26 ноября 1996 г., Москва. В МГУ прошла конференция "Нео-ориентализм и современное христианство". - Свет Евангелия, № 103, 12.12.96.

28 ноября 1996 г., Москва. В Доме журналиста прошел круглый стол, посвященный 90-летию академика Д.Лихачева. "По словам доктора богословия отца Андрея Кураева, мы стоим на пороге культурной катастрофы. Происходит это потому, что такие базовые для русского человека понятия, как грех и покаяние, подменяются понятиями из другой оперы: карма, аура, энергетика, за которыми стоит чуждый православной культуре архетип". - Сегодня, 28.11.96.

Декабрь, 1996 г., Тюменская обл., пос. Кутоп-Юган. Сюда на вертолете прибыл еп. Тобольский Димитрий со священниками, они крестили более двухсот новообращенных жителей поселка, ханты и манси. - Русская мысль, 28.11.96. № 4151.

Декабрь 1996 г., Москва. Свящ. Глеб Якунин освятил в Георгиевском пер. рядом с Госдумой помещение для церкви. Комментарии: Общая газета, 5.12.96 ("вернулся в лоно православной церкви"). Подробнее и трезвее: Петр Полозов. Куранты, 4.12.96 (с фотографией): Лужков передал помещение братству св. Георгия Победоносца. Молебен совершил архим. Адриан (юрисдикция митр. Филарета Денисенки). "Алексий II направил Юрию Лужкову протест в связ с передачей зданий СУ-33 "некоему братству, которое никакого отношения ни к самому монастырю, ни к Московской Патриархии не имеет". После письма Алексия II мэр распорядился подготовить проект постановления правительства об отмене ранее принятого документа".

3 декабря 1996 г., Москва. В Библиотеке иностранной литературы прошла Учредительная конференция Всероссийского христианского союза. Участвовало около 200 делегатов. Союз намерен бороться за "укрепление подлинной свободы совести". Создал движение депутат Госдумы Мих. Мень, он избран председателем ВХС. - Куранты, 4.12.96; Экспресс-хроника, 5.12.96. О том же: Московские новости, 8.12.96, Русская мысль, 12.12.96, № 4153 (тут А.Красиков отмечает, что ВХС ставит задачей поддержку РПЦ).

22-29 ноября 1996 г., Подмосковье. В пансионате "Лесные дали" (принадлежит правительству) состоялся семинар "Разработка концепции государственной политики в области культуры до 2010 года". Фельетон Марка Дейча: Культура, православие, народность. - Московский комсомолец, 1.12.96. Особенно критикует руководителя семинара Владислава Лёна. "На протяжении пяти дней неоднократно подчеркивалось: культура — православная, а православие — альфа и омега российского существования". Критика также в статье Алены Злобиной (Общая газета, 5.12.96): "Ролан Быков даже осенял себя крестным знамением и требовал включить в программу православные ценности, хотя ответить, чем именно они отличаются от христианских, не мог".

7 декабря 1996 г., Москва. В Центральном Доме Российской Армии прошла конференция, посвященная 50-летию Белградского славянского конгресса победителей фашизма, организованная Всеславянским собором. Эта организация создана год назад, претендует продолжать традиции созданного в Белграде в 1946 г. Общеславянского комитета, среди активистов собора и представители РПЦ. Основной доклад был посвящен 100-летию со дня рождения маршала Г.Жукова. - Независимая газета, 6.12.96.

Декабрь 1996 г., Москва. В Музее музыкальной культуры им. Глинки открылась выставка работ мастерской "Иноч", возглавляемой Игорем Нехаевым и изготавливающей церковную утварь. В мастерской работают 30 человек. Выставка организована при поддержке Православного миссионерского фонда РПЦ и Международного центра делового и культурного сотрудничества. - Вечерняя Москва, Московская правда, 7.12.96.

5 декабря 1996 г., Москва. Православное политическое совещание на очередном заседании приняло Обращение. На заседании были оо. В.Свешников, председатель Союза православных братств о. Кирилл Сахаров. - Олег Мраморнов, Независимая газета, 11.12.96. Алексей Бархатов. Красна девица лицом, ППС красно словцом... - Московский комсомолец, 7.12.96. Фельетон о Православном политическом совещании (против писателя Вл. Карпеца, Дм. Львова, члена президиума АН). "ППС призвало всех православных патриотов поддержать президента Белоруссии Александра Лукашенко". О том же: А.Залесский - Православная Москва, № 89-90, окт. 1996; упоминает выступление В.Аксючица, который заявил, что ему в 1991 г. "было предложено различными европейскими религиозно-политическими структурами создать при их поддержке мощную радиостанцию в России ... и даже приобрести особняк в центре Москвы для организации религиозного центра — при условии, что создаваемый центр должен быть межконфессиональным и не придерживаться точки зрения Московской Патриархии" [Разумеется, Аксючиц не врет, а лишь перевирает характерную для перестроечных времен маниловщину].

Декабрь 1996 г., Москва. В МГУ состоялись 15 Сергиевские чтения. Татьяна Томаева отметила, что выступления оо. А.Владимирова, А.Шаргунова были скорее похожи на проповедь с эсхатологическим акцентом. - Свет Евангелия, № 103, 12.12.96. Иронический же репортаж: Илья Соловьев, Русская мысль, 12.12.96, № 4153.

12 декабря 1996 г., Москва. Состоялось епархиальное собрание Москвы. Через 12 минут после начала заседания журналисты были удалены из зала. Вечерняя Москва (15.12.96) дала только одну цитату из выступления Патриарха: "Сейчас идет интенсивное размывание православного сознания крайним либерализмом, который может привести к расколу, разделению Церкви. Этому деструктивному процессу мы должны противопоставить свою твердость в вере, живой религиозный православный опыт христианской любви и заботы о каждом верующем человеке и о России в целом".

Декабрь 1996 г., Москва. Газеты широко сообщали о болезни Патриарха (воспаление легких): Комсомольская правда, 19 и 21.12.96, Вечерняя Москва, Известия, 19.12.96, Российская газета, 25.12.96 (выздоравливает); Интервью с Патриархом: Неделя, № 46, 1996 (20.12.96). О строительстве Храма Христа Спасителя: "Эти деньги — целевые пожертвования, ни рубля не взято из федеральных средств, ни рубля из бюджета московского правительства. Дали бы эти средства на микрорайон?..." "Мы даже сегодня не представляем, насколько велико множество русских Голгоф, на которых были расстреляны тысячи священников и просто верующих, мы до сих пор не осознали это как геноцид". "Я не переносил гонения, мне выпал только административный гнет в годы, когда Хрущев обещал "показать по телевизору последнего попа". "Сначала надо добиться, чтобы тебя слушали. Я не злоупотребляю этим. Когда Борис Николаевич выразил желание встретиться перед первым туром выборов, я принял его в своей резиденции в Кремле, и мне кажется, эта беседа внесла какое-то умиротворение в его душу ... Я быстро понял: духовенству не место там, где выступающих сгоняют с трибун ... Со мной спорили: а кто же будет защищть интересы Церкви? Я отвечал: скоро в парламенте появятся православные миряне, они и будут защищать там интересы Церкви". Комментарий интервьюера Александра Терехова: "Обыватель, как и всякий русский, недоброжелателен. Он легко прощает вранье, пьянство, воровство, убийство боярам и царям, ... но всякий разговор о патриархии со второй строчки воспаленно съезжает на сотрудничество с КГБ, потворство националистам, отсталость, таможенные льготы, расколы. ... Почему в обществе так мало уважения к христианской вере, к монашескому подвигу, да просто — к незнакомому, в общем-то, человеку? Может быть, от страха. Духовенство, церковь — все, что уцелело от прежней, настоящей России, не уступив в самом главном, не признав, что человек произошел от обезьяны и что после смерти от человека остается только могильный лопух ... От нашего сгоревшего дома осталась только икона".

Комментарий. Отождествление Патриарха с "духовенством, Церковью", обличение "обывателя" — классические ошибки неумелого защитника веры, ведущие к тому, что люди еще более отдаляются от Церкви.

25 декабря 1996 г., Электросталь Московской обл. Вознесенская церковь подверглась "нападению темных личностей, именовавших себя "сатанистами". Около десяти парней проникли на территорию храма и пытались ворваться в саму церковь. Они барабанили в двери, бросали в окна камни, угрожали расправой православным, изрисовали стены собора пятиконечными звездами, надписями "сатана" и "666". Силы правопорядка, к сожалению, не смогли их задержать, так как молодчики успели заблаговременно скрыться". - Вечерняя Москва, 26.12.96.

27-28 декабря, 1996 г., Москва. Синод на своем заседании призвал руководство страны (включая области, разные ветви власти) "самым серьезным образом отнестись к бедам тех, кто находится в критической ситуации", среди них — "люди, которые за свой честный труд месяцами не получают зарплату", пенсионеры. Церковь "выразила глубочайшую тревогу в связи с тем, что эти достижения могут быть обесценены разрушением материальной основы их реализации". - Независимая газета, 31.12.96. Так же о заседании: С.Бычков, Московский комсомолец, 28.12.96 (лягает митр. Кирилла Гундяева).

Комментарий. Следует отметить, что с призывом платить зарплату и пенсии синодалы выступили лишь после того, как с этим же призывом выступил Президент Ельцин (оказавшийся в положении унтер-офицерской вдовы, секущей самое себя).

Также о заседании Синода: Сергей Крымский. Заседание синода прошло без скандалов (Независимая газета, 31.12.96). Отмечает, что не рассматривалось "задонское дело" (монахини якобы все еще ночуют на вокзале). "В провинции, где любой администрации, независимо от ее партийной принадлежности, по нынешним временам необычайно лестно показаться под ручку с высоким духовенством, зачасту. процветает полный произвол. Фактическое кумовство некоторых епископов со светскими властями гарантирует отсутствие какой бы то ни было церковной свободы и участие властей в расправах над оказавшимися на пути епископа верующими. Недавно мы наблюдали это в Алтайской епархии, где дело дошло до штурма одного из храмов, сегодня — в Воронежской, где властолюбие епископа явно встает поперек дела возрождения православного монашества ... Духовные лица находятся в РФ как бы вне закона ... Даже решением Синода невозможно удалить с кафедры проштрафившихся епископов (как это имеет место, например в Чите, где снятый епископ не отдает епархиальную казну новому и не является в Москву)".

СТАТИСТИКА

Светлана Кондратенко. Куранты, 12.11.96. Согласно опросу МГУ (группа проф. Г.Журалева) чаще в церкви бывают не пенсионеры (20%), а предприниматели (23%). Большинство москвичей положительно относятся к восстановлению храма Христа Спасителя (56%).

Опрос под руководством проф. О.Муштука о религиозном возрождении в России (Московский гос. университет экономики, статистики и информатики). - Куранты, 6.12.96. Был задан (москвичам) вопрос об отношении к "религиозному возрождению": 49% относятся безусловно положительно, отрицательно не более 6%. При этом военные и работники МВД дают положительный ответ лишь в 28%, квалифицированные рабочие - в 36% случаев. Отношение к инаковерующим: уважительное 40%, настороженное 17%, враждебное 5%. Был задан вопрос об отношении "к заметной активизации в России, в том числе и в Москве, разного рода иностранных религиозных сект и миссионерских групп". 54% оценили эту активность негативно, считают, что ее нужно запретить. К тому, что правительство Москвы активно восстанавливает святыни, 78% относятся положительно, но "некоторые из них считают, что с отдельными дорогостоящими проектами (в частности, с возведением храма Христа Спасителя) можно было бы подождать до лучших времен, и, перераспределив ресурсы, направить на социальную сферу. Есть и такие респонденты, которые в этой "храмовосстановительной" активности столичных руководителей усматривают исключительно честолюбивые намерения".

Татьяна Варзанова. Каждый второй православный — за особый статус РПЦ. - Независимая газета, 28.11.96. "Численность православных в столице на 70% выше, чем в среднем по России, как и уровень религиозности". По опросу МГУ в июне 1996 г. из 4 тысяч граждан России 43,4% считают себя православными, верующими 50,6% (в Москве из 1000 опрошенных православных 66%). Церковь раз в месяц и чаще посещают 20% москвичей, каждую неделю 3:9% (по России ежемесячно ходят в церковь 7,1%). Среди москвичей 32% считают, что РПЦ должна занимать "ведущее положение" среди других религиозных организаций, 46% — "равное". 50% москвичей высказались за преподавание Закона Божьего в школе, 27% - против (все из числа православных).

ХРИСТИАНСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Сергей Бычков (Московский комсомолец, 30.10.96, 11.11.96) опубликовал ряд заметок-фельетонов, критикующих еп. Тихона (Емельянова), Бронницкого, главу Издательства Московской Патриархии. Еп. Тихон подал в суд на Русское рекламное издательство, издавшее церковный календарь на 1996 г., проиграл дело в городском арбитражном суде, был уличен в представлении поддельных документов. Он требовал компенсации в 300 млн. рублей. Федеральный арбитражный суд 4.11.96 направил дело на новое рассмотрение. Бычков утверждает, что отделение Церкви от государства вообще лишает суд права рассматривать подобные вопросы. Бычков писал, что еп. Тихон до прихода в издательство служил в Новосибирске, ранее работал в издательском отделе, защитил диссертацию в МДА по теме "Церковный протокол" (он ведал приемом иностранных делегаций). "Говорят, что чекистская кличка Тихона (в миру Леонида Григорьевича Емельянова) была Григорьев" (Московский комсомолец, 2.11.96).

В Москве был убит Пол Тейтум, американский бизнесмен. Его соперник по бизнесу Умар Джабраилов, по поручении мэра Москвы Лужкова отобравший у Тейтума гостинцу "Радиссон-Славянская", заявил, что Тейтум вор. "У других партнеров и знакомых Пола Тейтума мнение совсем иное. Так, руководитель издательского отдела Московской Патриархии Сергей Кравец утверждал, что Пол Тейтум был абсолютно честным и бескорыстным человеком, большим поклонником России. ... В частности, вложил 100 миллионов рублей в выпуск детских книг, выпустил Православную энциклопедию, выделил деньги на изготовление предметов религиозного культа. А руководитель Русского центра Университета Стендаля Наталья Бокадорова добавила, что этот прямой потомок Барклая-де-Толли был морально абсолютно совершенной личностью, и сравнила Пола Тейтума с Иисусом Христом". - Александр Какоткин. Кто убил американского бизнесмена? - Аргументы и факты, 5.12.96.

СВОБОДА СОВЕСТИ

Евангельские христиане-баптисты выступили с протестом против принятого в Удмуртии 28.5.96 Закона о миссионерской деятельности, предусматривающего аккредитацию иностранных миссионеров с большим денежным сбором. - Свет Евангелия, № 103, 12.12.96.

Блестящая статья Франса Альтинга фон Гейзау из Лейдена "Государство, Церковь и религиозная свобода". - Русская мысль, № 4147, 31.10.96. С. 7. "Термин "секта" употребляется обычно в презрительном смысле при описании религиозных объединений, которые формируются вокруг пользующегося абсолютной властью лидера и считаются вредными для членов "секты" и их семей. Это понятие не поддается точному определению и может легко ввести в заблуждение". "Американский подход показал по крайней мере два благотворных последствия отделения Церкви от государства. Во-первых, отделение нисколько не расшатало старых верований — напротив, в Соединенных Штатах Церкви живее и насчитывают гораздо больше практикующих верующих, чем в любой европейской стране. Во-вторых, религиозный мир между различными деноминациями гораздо прочнее, чем в тех странах нашего континента, которые признают какую-нибудь Церковь официальной или обладающей предпочтением. Автор считает, что в Декларации о религиозной свободе Второго Ватиканского собора утверждение о возможности "особого гражданского признания" отдельных религиозных общин противоречит самому определению религиозной свободы, данной в той же Декларации. "Это, несомненно, остатки прежнего определения и политики конкордатов".

Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова