Яков Кротов
Дневник литератора
С 1 февраля 2002 г.
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 2002 год К предыдущей
главе
Российские новости
Закономерности. Декан социологич. факультета Вл. Добреньков, поднявший
вопль о том, что у него-де убили дочь, а потому следует восстановить
смертную казнь, оказывается, еще и активист черносотенного движения.
Теперь он подписывает (с Ганичевым и пр.) воззвание о том, чтобы
6-й канал отдали Патриархии (уже даже открыт счет). И в том же 85
нумере рассылки "Русское воскресение", где об этом сообщается
- статья о том, что вовсе не убивали евреев в Треблинке. Между прочим,
на Западе по этому вопросу в полемику не вступают, а просто отдают
под суд.
Высшее беззаконие - не в чрезмерно жестоком законе, а в чрезмерно
добром. по СанПиН (санитарные правила и нормы) 1996 года в интернет-кафе
школьники до 5 класса могут проводить за монитором не более 15 минут,
а старшеклассникам и студентам отпущен час. Сейчас в Туле шухерят
интернет-кафе, уличая их в несоблюдении этих правил. Спор хозяйствующих
субъектов. И, право, наши хозяйствующие субъекты - самые субъективные
в мире.
Даже удивительно: закрытие ТВ-6 возымело некоторый эффект. Вот
Дмитрий Быков в "Иностранце" от 29.1.2 заявил: "Даже
консерваторы вроде меня, поддерживавшие Путина во многих его начинаниях,
начинают отворачиваться от своего любимца... Путин продемонстрировал
владение набором либеральных клише (на словах) и тоталитарных принципов
(в повседневной практике)". Серг. Агафонов (Новые Известия,
29.1.2): "Некрасивое и явно "не царское" поведение
президента в истории с ТВ-6 подвело некую черту под общественными
ожиданиями". С одной стороны, иррационально: ведь, действительно,
чем закрытие ТВ-6 радикальнее предыдущих гадостей власти. С другой,
интересно: вдруг единомышленников прибавилось. Правда, рассчитывать
на то, что подобные обращенные многое сделают, не следуют. Достаточно
сменить Путина на Тупина, и все их надежды с новой силой устремятся
на новый объект. В этом проблема наших "консерваторов":
они ведь всего лишь конформисты. Консерватор служит делу ("серв"),
конформист просто обитает в любой предложенной ему форме, только
форму надо время от времени проветривать и мыть.
"Было совершено деяние, которое противно
человеческой совести и божественному установлению "не убий"…
С точки зрения Высшей справедливости все они заслуживают самой суровой
кары - смерти и только смерти".
Это - о тех, кто убивал, отрезая уши и носы, невиновных ни в чем
жителей населенного пункта Российской федерации Цоцан-юрт? Или это
- о тех, кто изнасиловал и убил (или убил, а потом изнасиловал)
чеченскую девушку? А может быть, это - о химкинском прокуроре Олеге
Надмидове, который спьяну задавил женщину и был на днях приговорен
за это к четырем годам тюрьмы условно? (МК, 28.1.2).
Нет, это призыв ввести смертную казнь, чтобы неповадно было убивать
детей номенклатуры. Это цитата из письма президенту от декана социологического
университета МГУ. У декана убили дочку и ее жениха. Жених тоже был
не простой, а внук председателя совета директоров "Лукойла".
Почему-то во всех газетах подчеркивают, что внук. Что убитый был
еще сыном главы департамента безопасности Российской инновационной
топливно-энергетической компании, говорят мимоходом. Подразумевается,
что дедушка держал теплое место для сына и внука. Дедушка не отрицает:
19-летний внук не просто учился в университете нефти, а уже "подрабатывал"
в "Лукойле". Не этот ли "юрист" посоветовал,
как закрыть ТВ-6?
Сытая благополучная жизнь. Квартира на Фрунзенской набережной -
видимо, еще от советских времен. "Лексус" и кафе "Москва-Берлин"
- от новых. И вот все рухнуло в одночасье: пятеро солнцевских бандитов
позарились на автомобиль и убили хозяина вместе с его невестой.
Автомобиль им не достался: слишком хитроумная сигнализация. Бандиты
- ровесники убитого.
Конечно, было бы ханжеством напоминать о суетности богатства и
мирской славы. Было бы смердяковщиной и большевизмом торжествовать:
что, не вышло запереться в золотой клетке?
Но и сочувствовать было бы ханжеством, потому что одно дело сочувствовать
родителям погибших молодых людей, и совсем другое дело - сочувствовать
тем, кто требует возобновить в России убийства по приговору суда.
(Полезно помнить, что убийства без приговора суда в России совершаются
ежедневно, совершаются представителями власти под предлогом борьбы
с терроризмом, а часто и без предлогов, но всегда - безнаказанно).
Конечно, это не вина, а беда этих людей, что у них даже искренняя
скорбь принимает такие уродливые формы. От горя эти бывшие марксисты
и коммунисты, заместители министров, оказавшиеся без больших угрызений
совести владельцами миллиардных нефтяных компаний, вдруг заговорили
о заповедях, о божественном. Этим людям, как Вольтеру, Бог нужен
только для того, чтобы лакей не смел их зарезать. Но если вдруг
смертную казнь восстановят - на совести тех, кто этого добьется,
будет больше трупов, чем на совести любой банды. Это будут трупы
невиновных людей, на которых списали преступление. Это будут трупы
виновных людей, которые спьяну прибили свою лучшую половину утюгом.
Это будут разные трупы, но это будут трупы.
Что призывы восстановить смертную казнь раздаются в России вновь
и вновь, показывает, что живых трупов в стране еще предостаточно.
Стоит ли добавлять к ним мертвые тела?
Нормальная советская ненормальность: чтобы победить зло, добавить
еще зла. Нормальная близорукость, глядящая на мир через оптический
прицел. Кажется чудом, что где-то в мире есть еще нормальные страны,
где видят дальше своего кошелька и своей мстительности, где понимают,
что "надо делиться" - только делиться не деньгами, а сочувствием
и свободой.
Профессора стали оправдывать: это он в аффекте. Нет. В аффекте
человек плачет, но не пишет. В аффекте человек может завыть, но
не логически доказать благодетельность мести. В аффекте человек
может потребовать от Бога уничтожить все человечество, но не от
правительства - конкретной политики. Аффект не действует достаточно
долго, чтобы статью отправить в редакцию, да в другую, да в третью,
да начать сбор подписей среди коллег. Это уже не горе, а бегство
от горя, нежелание действительно переживать и страдать. Такое состояние
притворного аффекта характерно вообще для той озлобленности, которая
составляет суть большевизма и которую Макс Шелер и Бердяев именовали
ресентиментом.
Реакция Леонида Дворкина на 11 сентября: ""Я ж пятнадцать
лет в Нью-Йорке прожил, и когда эту картинку смотрел, я так проклинал
этих террористов: ну что им стоило пролететь еще 800 метров - там
небоскреб "Сторожевой Башни" стоит в Бруклине!".
Цитировано А.Кураевым в газете "Община-XXI век", №1, 2002
(http://www.21v.ru/newspaper/?issue=13&article=04).
Это у них такой юмор. Если Дворкин узнает, что среди трех тысяч
погибших были иеговисты - он хоть немножко утешится?
А вот образчик этого юмора у самого Кураева: "Как только произошли
эти события в Америке, моя одна из первых мыслей была такая, что
через день-два мы увидим господина Буша, стоящего на коленях, который
будет просить прощения у американцев и у всего мира, и он будет
каяться приблизительно в таких словах: "Простите меня, граждане,
я слишком мало прилагал усилий к тому, чтобы ввести побыстрее в
действие Новый Мировой Порядок. И вы видите, к чему это привело.
И вот поэтому, чтобы не было таких событий, поэтому мы должны ускорить
процессы глобализации, объединения всех народов, подконтрольность
жизни всех народов и каждого из нас, потому что, видите, мы уже
не с народами воюем, а с отдельными террористами, и для этого надо
следить за жизнью каждого отдельного человека, и по этому поводу
с завтрашнего дня микрочипы всем будем в правую мочку уха вживлять.
Причем, мне кажется, даже еще хорошо бы туда еще немножко динамита
заложить, чтобы потом по нажатию кнопки в ЦРУ можно было бы эту
голову взрывать сразу, если кто так неправильно себя ведет".
Там же.
А спроси: голубчик, Вы что несёте? - ответит: так это же шутка!
предположение, как с осьмым марта.
Или Кураев цитирует какие-то бредни: "Мотовилов утверждает,
что святой Серафим ему сказал, когда шла Гражданская война в США,
чтобы он взял икону Божией Матери и надписал ее "На всепогибель
Линкольна". "Пошли царю, чтобы он это передал южным рабовладельческим
штатам как мое благословение им, рабовладельцам" в борьбе,
соответственно, с этими демократами северянами. Может быть, это
апокриф, может быть, Мотовилов придумал, но понимаете, факт есть
факт" (якобы письма Мотовилова Николаю I, публикация Стрижева).
К чему относятся слова "факт есть факт" - к бреду сумасшедшего?
Да, бред тоже есть факт. Но не тот, который стоит цитировать. Кстати,
Николай I умер в 1855 году, когда в России еще и не слыхали о Линкольне,
а гражданская война и не начиналась. Мало того, что Мотовилов был
фальсификатором, так теперь еще фальсифицируют фальсификатора. Или
это публикация все тех же нилусовских подделок?
(Для справки: это, видимо, уже окрепший среди наши православистов
миф: "1861, июнь По священнотайному повелению прп. Серафима
Н.А. Мотовилов отправляет в Америку иконы Божией Матери на всепобеду
над змеей Линкольном. " - хроника Сарова, http://www.pobeda.ru/sarov/str/h1902.html.
О том, как Мотовилов "вещал" от имени преп. Серафима -
см. у Басина. В
другой своей речи - из который выдраны куски и опубликованы в "Общине",
разбавленные новыми высказываниями - Кураев тот же эпизод описывает
уже несколько иначе; год перепутал Кураев, это письмо Мотовилова
не Николаю Павловичу, а Александру Николаевичу).
Кураев гордо говорит о том, что православные стали модернистами:
ведь они против глобализации, хотя раньше всегда были за имперское
начало, а глобализация это та же имперскость. ("Это потрясающий
пример нашего модернизма. .. И вот, смотрите, а сейчас то, что мы
боимся укрепления государства, у нас есть основания этого бояться,
но, вновь говорю, будем честны: эта наша реакция есть проявление
новизны, такого прежде в истории нашей Церкви не было. ... Если
сегодня глобализация угрожает Церкви, совершенно естественно, Церковь
должна против этого протестовать. "). Чистый Павловский - клонируют
их, что ли?
Заодно Кураев объясняет, что такое "готтентотская этика":
"Помните или нет, что означает готтентотская этика? Когда очередная
орда варваров захватила какой-то регион Западно-Римской Империи,
погромы, уничтожения всего и вся, и затем выживший епископ христианский
подходит к вождю этих варваров-готтентотов...". Для справки:
готтентоты - негры в Намибии и Южно-Африканской Республике. В XIX
веке это выражение пошло в ход: какому-то миссионеру якобы готтентот
сказал, что хорошо - когда я украду жену соседа, плохо - когда сосед
украдет мою жену.
И вот человек с таким уровнем точности, путающий готтентотов с
готами, не понимающий, что при Николае I не было гражданской войны
в Америке, гордо цитирует себя: в 1992-м году на совещании в фонде
Горбачева он заявил: ""Вы знаете, Михаил Сергеевич, у меня
есть очень простой рецепт, а главное, очень дешевый, в смысле, не
требует никаких затрат: я предлагаю закрыть все факультеты журналистики
в стране. Потому что журналисты — это люди, которые имеют наихудшее
образование среди всех гуманитариев, то есть, они знают историю
хуже историков, право хуже юристов, экономику хуже экономистов,
психологию хуже психологов, и при этом эти недоучки имеют максимальное
влияние на умы людей" (http://www.uchkom.ru/reg/09102001_kuraevdok.htm).
Что ж, кто как обзывается, тот так и называется.
Прогулялись по Остоженке, полюбовались на "музыкальный"
центр Галины Вишневской. Бывший сквер застроили огромным доходным
домом - подарок госпоже Вишневской от москвичей. Якобы там будут
учить певцов. Но три четверти здания отведены под квартиры, офисы,
магазины - уже открыт "Дом паркета". Зрелище было бы омерзительно,
если бы улица уже не была изгажена большевистским запустением и
большевистской роскошью. А так - полная гармония. Как Каиафа в гостях
у Понтия.
А муж г-жи Вишневской уже заявил ("Известия", 25.1.2002):
"Я люблю его.
У меня к этому человеку отношение чрезвычайно положительное. ...
То, что он делает и говорит, мне абсолютно ясно. И мне кажется,
что он идет по правильному пути. И вся эта ахинея вокруг так называемой
свободы слова - это мышиная возня. Идея свободы слова у нас используется
очень скверно. Ее поборники говорят о свободе слова, а сами торгуют
правдой и хамят многим, в том числе и президенту. Это элементарное
отсутствие культуры. Со свободой слова мы потеряли ответственность
за него".
Интересно, если бы я попробовал сыграть на виолончели, у меня бы
вышло столь же гнусно? Наверное! Даю зарок никогда не играть на
виолончели, и надеюсь, что с Божьей помощью этот зарок сдержу, чего
бы мне это ни стоило.
По питерскому радио Александр Щипков вел беседу с о. Григорием
Лурье (рассылка http://www.vertograd.ru).
Сейчас Лурье стал одним из заправил у суздальских карловчан, рьяным
антисемитом, - в общем, обычная мутация наших дней. Но поразительно,
что всё интервью было об отношении к молодежи. Лурье так и говорил:
"Почему, как мне кажется, особенно важно иметь дело с молодежью...".
Это означает, что Лурье, который моложе меня на пять лет - то есть,
ему тридцать девять - себя молодым уже не ощущает. И вообще - "вещает".
Стармуд, как называли одного старого мудреца искандеровские кролики.
Видимо, груз знаний и откровений его состарил. Чту! Но больше чту
таких людей как богослов Борис Саввич Бакулин, который и в восемьдесят
лет был моложе меня, тридцатилетнего. Хотя Борис Саввич и не знал
эфиопского, как Лурье, и не мог объяснить, почему евреи пьют кровь
христианских младенцев.
Иностранные новости
В Париже прошла встреча лидеров иудаизма и христианства. Номенклатурная
эротика, но вот интересно: Генрих Хайденберг, бывший президент Европейского
еврейского совета, заявил, что Папа правильно оценил значение двух
главных для евреев событий ХХ в.: Холокоста и создания Израиля.
Нет! Смерть шести миллионов - не событие, а шесть миллионов антисобытий,
трагедия, не подлежащая рационализации. Создание Израиля нельзя
с этим уравнивать - это обычный, ничтожный с духовной точки зрения
проект политических и религиозных сектантов, которые не стыдятся
присваивать себе монополию на иудейской и еврейскость и в этом смысле
ничуть не лучше большевистских или христианских сектантов всех конфессий
и мастей. Если бы не антисемиты под боком, я бы еще не то сказал!
Всех заворожило: израильский адвокат Марк Соколов 11 сентября спасся
из горящего здания ВТЦ, а 28 января спасся во время взрыва в Иерусалиме.
Ну, во второй раз его, правда, ранило. А он счастлив: "В этот
раз мне повезло больше - погибнуть могла вся моя семья" (Вечерняя
Москва, 28.1.2). Конечно, как пессимист стал бы популярным (то есть,
успешным) адвокатом. Печального адвоката после первого же (неудачного,
конечно) процесса никто бы не нанял. Уныние не потому грех, что
оно не соответствует реальному положению вещей (часто соответствует),
а потому, что оно выводит из равновесия Того, кто в силах это положение
улучшить. Да-да, равновесие существует, только оно не в инь-янь
и прочих дуализмах, а этажом выше - в Боге, и это равновесие не
тьмы и света, любви и ненависти, а равновесие одной любви, одного
света. Свет и тьма столь же неравновесны как мешок золота и мешок
навоза.
10 января Папа Войтыла заявил. что "Убийство во имя Бога -
это богохульство, извращение религии" (Свет Евангелия, 20.1.2).
В том смысле, что когда американцы убивают в Афганитане - это законная
борьба с терроризмом, а когда талибы убивают в Нью-Йорке это извращение
религии. Не вдаваясь в моральную оценку, надо отметить радикальную
перемену. Еще сто лет назад как раз убийство во имя Бога рассматривалось
как высшая справедливость, и чем секулярнее был поводы для убийства,
тем менее престижным было убийство. Теперь все наоборот. Хорошее
убийство - нерелигиозное убийство. Торжество секуляризма? поражение
религии? замечательным образом, торжество секуляризма в данном случае
совпадает с торжеством веры. Осталось сделать еще ма-аленькое усилие
понять, что убийство не во имя Бога, а во имя человека - тоже убийство.
По опросу ЦИОМа 77% поляков верят в Страшный суд, но в ад - только
59%. (Новая Польша, №12, 2001, с. 16 - из Жечпосполиты от 31.10.01).
Catherine Verfaillie из University
of Minnesota (сообщает New Scientist) - вроде бы обнаружила в человеческом
организме те самые бесценные стволовые клетки, ради которых затевали
клонирование. Если открытие подтвердится, то нужды в эскпериментах
над эмбрионами отпадает. Вот ученые - всегда так. Их прижмешь
к стенке, а они раз - и вывернулись.
Далее
|