Яков Кротов
ИНВАЛИДЫ НЕБЫВАЛОЙ СВОБОДЫ
К
оглавлению "Дневника литератора"
Опубликовано
На первый взгляд, русская интеллигенция — явление иррациональное, любящее бичевать
себя, провозглашать себя несуществующей, изучать то, что она ненавидит. Может
быть, так и определить: интеллектуал сжигает то, в чем разочаровался, интеллигент
начинает это изучать. Но это же самоистязание: достаточно почитать многочисленные
предисловия и послесловия многоуважаемых Ренаты Гальцевой к Бердяеву, Сергея
Лезова к Евангелию, Модеста Колерова ко всему религиозно-философскому ренессансу
вместе взятому. Казалось бы, ну не согласны вы с Бердяевым, так пишите о Хайдеггере,
или сами что-нибудь сфилософствуйте. Полагаете, что евангелия написаны много
десятилетий спустя после жизни Иисуса и все врут — так займитесь биографией
кого-нибудь более документированного. Так нет — не веруют и копаются в том,
во что не веруют. Как Мандельштам изумлялся советскому радио: сначала долго
объясняют, какой Кальман некачественный, а потом предлагают его послушать.
Иррациональное становится вполне рациональным, впрочем, если мы предположить,
что перед нами все-таки не самоистязание, а просто истязание. Когда начинается
активная травля интеллигенции — а она возобновляется регулярно, в том числе
и сегодня — перед нами не самобичевание, перед нами процесс отбраковки. Люди
покидают ряды интеллигенции и присоединяются к рядам другим. Совесть их грызет
— немного, иначе бы не ушли, но достаточно, чтобы появилась потребность заглушить
голос совести агрессивностью в адрес бывших единомышленников. И вот уже в некогда
демократических "Известиях" интеллигенцию упрекают в том, что она менее терпима,
чем Ельцин, поскольку требовала запрета фашизма. Но тут хоть факт имел место,
интеллигентный человек действительно требует запрета фашизма (кстати, и коммунистической
партии тоже). Но когда интеллигенцию начинают упрекать в том, что якобы она
вся — за Явлинского, тут уже и факта нет, а есть просто прогорклый стеб.
С другой стороны, вчерашнего интеллигента от обычного, неинтеллигентного пособника
беззакония и казнокрадства отличает потребность в самооправдании — и наличие
таковой потребности вызывает определенное уважение, пусть даже самооправдания
эти неизбежно оказываются агрессивной ложью.
Модест Колеров: "Разве интеллигенция прониклась охранительной любовью к
государству, гарантирующему небывалую для России всех времен свободу духовную,
политическую, экономическую, информационную и т.д.?" ("Новый мир", 1994, №8,
с. 171). И ведь даже не соврал: действительно, свобода у нас "небывалая". Правда,
хочется свободы не только "небывалой", но и максимально возможной в данных условиях
— но это хочется интеллигенту, а бывшему интеллигенту это вовсе ни к чему. Бывший
интеллигент (и пусть не мнит себя интеллектуалом, он всего лишь именно бывший
интеллигент) посвящает себя именно доказательству того, что свобода есть ограничение
свободы. И вот уже Колеров (не какой-нибудь чиновник, ничего не понимающий в
интернете!) гордо заявляет, что зарегистрировал свое интернетное хозяйство как
СМИ и согласен с любыми соответствующими ограничениями (вот она, "охранительная
любовь") — это не его личное дело, потому что он тут же требует, чтоб и все
пользователи интернета так же поступили, будь у них хоть одна-единственная страничка
("Известия", 29.11.1999).
Вот Колеров рассуждает о благотворительности: "Помогать только себе и своему
будущему — детям" ("Знамя", 1999, №7, с. 175). Правда, как и Бендер, он готов
приравнять к детям военных или, точнее, их семьи. И всей тяжестью — по собратьям-интеллигентам:
"Проекты, творимые представителями науки и культуры, — всегда чрезмерны ...
просто одна из форм заработка". Речь не интеллигента, а self-maid man, человека,
который сам себя уделал. Как же, свой сайт Колеров недавно оценил в полмиллиона
долларов (правда, у него двое компаньонов) (The Moscow Times, 9.3.2000, статья
Catherine Belton).
Кто не знает — работал Колеров в ОНЭКСИМ-банке, в пресс-службе, там и милостыню
распределял. Себе — ничего, кроме, конечно, положенной зарплаты. Настоящий интеллигент:
способен уловить разницу между МММ и Онэксим-банком, не то что мы, грешные,
которые даже между МММ и российским правительством никак второго различия
не отыщем (одно-то понятно: у МММ не было нефтяной скважины и ядерного чемоданчика).
Не хватает интеллекта и понять, где же теперь работает Колеров — что ни публикация,
то по новому его представляют: и как крупнейшего интернетчика, и как сотрудника
некоего "МФК-Ренессанс". Визитки на все случаи жизни — прежде всего, на случай
очередного обрушения финансовой пирамиды.
А правда заключается в том, что в России, кроме бывших интеллигентов, есть
еще достаточно интеллигентов настоящих, и слава Богу. Конечно, этих интеллигентов
на конресс русской интеллигенции не пригласят, и к подписыванию коллективных
анти-западнических писем не привлекут, — и это очень хорошо. Этим интеллигентам
не дождаться грантов ни от Колерова, ни от Сороса, ни, тем более, от правительства
— что ж, за свободу надо платить. Именно эти интеллигенты бесплатно или почти
бесплатно пишут то, что потом публикуют, что изучают, на чем делают карьеру
интеллигенты бывшие. И хотя, конечно, хотелось бы соединить гонорары Ивана Иваныча
с творчеством Сергея Сергеевича, но, в конце концов, интеллигент на то и интеллигент,
чтобы творить даже (и особенно) тогда, когда его берут измором под предлогом
заботы о детях.
23 марта 2000 г., Яков Кротов:
ПОДАЙТЕ ГЕРОЮ ПНЕВМЫ!
Опубликован более поздний
вариант
Лучше всего понял русскую интеллигенцию Гоголь, когда сделал ее главным персонажем
"Ревизора". Правда, вдова-флагеллантка не появляется на сцене, лишь городничий
рапортует, что унтер-офицерша сама себя высекла, но ведь театр не всесилен.
Извержение вулкана тоже не изобразишь. И на вопрос, чем интеллигент отличается
от интеллектуала, ответ один: любовью к самоистязанию. Интеллектуал сжигает
то, в чем разочаровался, интеллигент начинает это изучать. Но это же самоистязание:
достаточно почитать многочисленные предисловия и послесловия многоуважаемых
Ренаты Гальцевой к Бердяеву, Сергея Лезова к Евангелию, Модеста Колерова ко
всему религиозно-философскому ренессансу вместе взятому. Казалось бы, ну не
согласны вы с Бердяевым, так пишите о Хайдеггере, или сами что-нибудь сфилософствуйте.
Полагаете, что евангелия написаны много десятилетий спустя после жизни Иисуса
и все врут — так займитесь биографией кого-нибудь более документированного.
Так нет — не веруют и копаются в том, во что не веруют. Как Мандельштам изумлялся
советскому радио: сначала долго объясняют, какой Кальман некачественный, а потом
предлагают его послушать.
Самоистязание интеллигентов вызывает раздражение не потому, что заставляет
сомневаться в своей интеллигентности (не дождетесь!), а потому что граница между
самоистязанием и истязанием очень подвижна. Замахиваясь плетью, чтобы выпороть
себя, легко заехать кончиком кнута по моему копчику. Допустим, тот же Колеров
хочет любить власти — его дело, в отличие от педофилии властофилия уголовным
законом не наказуется. Но ведь он же требует, что все занимались властофилией,
особенно собратья по сословию, и упрекает меня: "Разве интеллигенция прониклась
охранительной любовью к государству, гарантирующему небывалую для России всех
времен свободу духовную, политическую, экономическую, информационную и т.д.?"
("Новый мир", 1994, №8, с. 171). И ведь интеллигент — не придерешься, действительно,
в 1994-м году мы гуляли в тюремном дворике, а не в тюремном коридорике, что
для России вольность почти дворянская.
Мазохизм в условиях современной цивилизации переходит в садизм необычайно легко.
Когда Колеров (не какой-нибудь чиновник, ничего не понимающий в интернете!)
гордо заявляет, что зарегистрировал свое интернетное хозяйство как СМИ и согласен
с любыми соответствующими ограничениями (вот она, "охранительная любовь") —
это не его личное дело, потому что он тут же требует, чтоб и все пользователи
интернета так же поступили, будь у них хоть одна-единственная страничка ("Известия",
29.11.1999).
И даже когда мазохизм ограничивается педофилией, страдают больше всего взрослые.
Вот Колеров рассуждает о благотворительности: "Помогать только себе и своему
будущему — детям" ("Знамя", 1999, №7, с. 175). Ну, правда, как и Бендер, он
готов приравнять к детям военных или, точнее, их семьи (то есть, опять же прежде
всего детишек — ах, проказник!). И всей тяжестью — по собратьям-интеллигентам:
"Проекты, творимые представителями науки и культуры, — всегда чрезмерны ...
просто одна из форм заработка". Речь не интеллигента, а self-maid man, человека,
который сам себя уделал. Как же, свой сайт Колеров недавно оценил в полмиллиона
долларов (правда, у него двое компаньонов) (The Moscow Times, 9.3.2000, статья
Catherine Belton). Такой чубайсик в одну тысячную оригинала — работал-работал
и заработал несколько сотен тысяч.
Кто не знает — работал Колеров в ОНЭКСИМ-банке. К кассе его не подпускали,
он давал интеллектуальное прикрытие, пресс-служил, милостыню распределял. Это
вам не какие-то корыстные монографии сочинять и картинки ляпать, это все равно
что в поле с молотом, у станка с серпом, тяжелый производительный труд на благо
сирот. Себе — ничего, кроме, конечно, положенной зарплаты. Настоящий интеллигент:
способен уловить разницу между МММ и Онэксим-банком, не то что мы, грешные интеллектуалы,
которые даже между МММ и российским правительством никак второго различия
не отыщем (одно-то понятно: у МММ не было нефтяной скважины и ядерного чемоданчика).
До сих пор наши властофилы и педофилы вымачивали террористов, которые посягнули
на самое для педофила святое — детей. Теперь, когда с террористами материальными
разобрались, а мускулатура только разгулялась, пора приняться за террористов
интеллектуальных, которые не прониклись охранительной любовью к власти, которые
вымогают деньги на издание своих книжонок. Они еще нашим детям будут мозги полоскать!
Нет уж, нашим детям мозги полоскать имеем право только мы, да здравствует указ
о реставрации гражданской обороны в школе, ура! А если дите посмеет повзрослеть
и начать писать книжки, или бороться за независимость своей национальной квартиры,
тут уж извиняйте — как для педофила нет ничего неприятнее повзрослевшей жертвы,
так для властофила нет ничего омерзительнее человека, способного обойтись без
лицензирования, и разговор с этим человеком будет известно какой.
|