Яков Кротов
Дневник литератора
С 21 по 27 октября 2000 г.
К
оглавлению "Дневника литератора"
К предыдущей главе
Иностранные новости
Юр.Коваленко (Новые известия, 24.10.2000): парижский суд согласился
начать следствие против Каддафи. Суд постановил, что "Каддафи не
пользуется иммунитетом главы государства, ибо он не распространяется
на террористические акты". Интересно, как теперь Арафат будет ездить
во Францию?
Шимон Перес сказал об Арафате в связи с разрушением гробницы Иосифа
в Сихеме (ныне Наблус): "Если ему нельзя было доверить религиозную
святыню, то как ему доверять с остальным?" (Московские новости,
17.10.2000). Ну, во-первых, палестинцы сразу стали на месте разрушенной
синагоги строить мечеть — они разрушали то, что считали несвятыней.
А во-вторых, секулярный мир как раз потому прочен, что знает: религиозную
святыню можно доверить не всякому, а вот в малом будет верен каждый.
Ну, почти.
Н.Г. (Горбаневская?) возмущается (Русская мысль, 19.10.2000) антисемитизмом
французов. Даже линчевание двоих евреев толпой описывают так: "Линчеванные
разъяренной толпой, три жертвы пошатнули в сторону грубого насилия
конфликт, который еще вчера утром имел ... шансы на замирение".
Борис Туманов (Новое время, №42, с. 18 и дал.) отмечает, что разговоры
о "дуге международного терроризма" - ложь, поддерживаемая
и израильтянами, и индусами, и т.п. За ней нет реалий. На 10 тысяч
чеченских повстанцев - две сотни арабов. Интерпол ни Хаттаба, ни
Басаева не разыскивает.Боязнь без Ладена в США - тоже фобия. "Последняя
новость: отряд из 150 басаевских боевиков уже направляется в Палестину
на помощь Арафату. На чем они направляются, где и как они собираются
пересечь как минимум три государственные границы? На личных самолетах,
автостопом, на конях? Не важно. Важно, что никто в мире над этим
не хохочет". "Если терроризм ... проблема международная,
надо решать ее сообща". Но ни мы в Чечню войска ООН не пускаем,
ни израильтяне не слишком гостеприимны к ооновцам. Тут фобия вступает
в противоречие с собой. Он напоминает о том, что в 1970-е место
исламского терроризма занимал страх (в СССР) перед "Опус деи",
католической организацией, которая, конечно, никаких планов мирового
господства не вынашивала.
Конкурс рекламных роликов. Первое место (Сегодня, 23.10.2000):
негр бреется, потом идет к дочке ее поцеловать, она, не раскрывая
глаз, бормочет: "Спокойной ночи, мама..." То-то, миссионерусы.
А мы как потянемся поцеловать, так от нас в железнуб деву спрячутся.
Выборы в Турции: объявили комендантский час на целый день. Туристы
в восторге: всюду пусто. Правда, в восторге только групповые туристы
(почему о групповом сексе мечтают, а групповой туризм - от экономности?).
Одиночки весь день просидели в гостиницах. В анкету не включили
вопрос о религии и о национальности -- последнее, чтобы никто не
узнал о том, как много в Турции курдов. Одна из туристок вежливо
назвала это "особенностью турецкой демократии". Особенность
второго типа. Есть особенности, выражающие сущность - например,
у мужчины есть особенности, отличающие его от женщины. Особенность
второго типа действует противоположно. Например, есть евнухи - особенные
мужчины. Есть особенные патриоты - которые боятся за свою родину
до того, что начинают бояться всех окружающих.
Дивные мемуары Валерия Сойфера о жизни в США (Континент, №104).
Лучшие мемуары, которые я читал - даже не "Самопознание"
Бердяева, а тексты Дарвина, корабельного инженера Алексея Крылова,
- в общем, техников, позитивистов. Ни грана позерства и самолюбования,
все - о работе, ни капли словесного жирку. И вот в мире, где доминируют
такие милые "физики" существует тяжелое наследие восточного
многословия -- христианство. Евангелие-то написано как раз "технически",
но уже с Апокалипсиса происходит возвращение "лирики".
Ну, авось еще не поздно поправить стиль.
Сойфер заявляет (а ученому в таких делах можно доверять): "Я
не знаю людей из числа российских эмигрантов, которые живут в США
хуже, чем они жили в СССР, многие из эмигрантов первого поколения
колосально выросли и в профессиональном, и в личном отношениях"
(С. 173). Почему же о. Александр Мень в основном общался с теми
эмигрантами, кто печалился о проблемах, объяснял, почему эмигранты
терпят неудачи? Источниковедческая дифракция: к нему обращались
только с проблемами, пусть обычно типа "жемчуг мелок".
Только тот, кто не боится эмиграции и не презирает эмиграцию, сидит
на родной землей основательно. Солженицын, судя по его мигрофобии
-- беспочвенник.
Палата представителей конгресса США отложила рассмотрение резолюции,
признающей геноцид армян в Турции. Турки надавили через Клинтона
-- грозили отказаться от закупок американского оружия, ограничить
американские военные базы. Спикер-республиканец заявил, что признание
геноцида армян помешает примирению арабов и евреев, косоваров и
сербов, сыграет на руку Хусейну (Серг. Гулый, Новые Известия, 21.10.2000).
Спикер забыл главное: если признать, что геноцид армян был, это
помешает развитию демократии в России. И ее духовному возрождеию.
Американский суд не признал за лидером китайского религиозного
движения Чжонгун Чжаном Хонбао права на политическое убежище в США;
впрочем, остаться в США ему разрешили. Движение близко Фалуньгун,
численность ок. 40 млн., уже арестованы десятки тысяч членов обоих
движений (в Фалуньгун ок. 70 млн.). Видимо, американцы боятся, что
если признать Чжонгун гонимыми, то придется принять миллионы членов
движения (Иностранец, 17.10.2000). Трудно служить двум господам:
защищать свободу совести и еще немножечко себя от китайских эмигрантов.
Ричард Грин (Иностранец, 3.10.2000): британские раввины тоже стали
обсуждать вопрос, живо волнующий Англию: нужно ли хирургически разделять
сиамских близняшек, если одна при этом обязательно погибнет. Суд
постановил разделять - вопреки воле родителей. Врачи утверждают,
что неразделенные девочки скоро умрут обе, родители - католики -
не смеют решать, что делать. Раввины заявили, что одна из девочек
- "преследователь", "родеф" старшей. И тут нужно
использовать "древний принцип": "если один человек
преследует другого с намерением убить его, можно убить преследователя,
чтобы спаси жизнь преследуемого" (ребе Харри Фридман, консервативный
иудаизм). Представители других движений тоже никаких проблем не
усмаривают, а раввин Хаим Рапопорт объяснил: иудаизм отрицает пассивность
и невмешательство в природу.
Российские новости
Известие о записке, написанной в подлодке Дм. Колесниковым - напоминание
о том, зачем, собственно, существует азбука. Кто ненавидит журналистов,
кто презирает историков - вот, образец настоящей журналистики и
настоящей истории: погибаю, но не молчу. Трагедия в том, что слишком
много текстов, которые по сути своей - все равно, что погибающий
стал бы писать о любви к Родине, о верности идеалам, вместо того,
чтобы четко указать цифры и обстоятельства.
Певец Сергей Анофриев, умерший - а прославился в детстве — когда
вернулся из-за границы впервые, говорил: "Мама, там так хорошо,
там никто просто так не сидит, не играет в домино и не ругается"
(МК-бульвар, 25.9.2000).
"Радонеж" №17-18 (106), окт. 2000 — радостно: компания "Вимм-билль-данн"
опровергла заявление мормонов о связи с ними, пришли в "Радонеж"
обхъясняться и даже предложили "оплатить неимущим москвичам паломничество
по святым местам России". "Радонеж" рад: "Православное общественное
мнение делается все более серьезным фактором в нашей стране". Что
ж, кто хочет быть христианином, а кто серьезным фактором.
Блаженное чувство отпуска, освобождения, особенно отчетливо в новом
месте — наслаждение новизной и неизвестностью, когда за каждым новым
поворотом может быть нечто чудесное, непредсказуемое, и каждый новый
шаг меняет мир (интересно пройти новой дорогой в обратном направлении
— она оказывается не менее неожиданной, чем когда ты шел по ней
в первый раз). Только вот гадость: на какой-то стадии даже в совершенно
новом месте ты если не знаешь, то довольно четко чувствуешь, что
за поворотом. Резерв неизведанности исчерпан. Вечная жизнь — сперва
мечтаешь, что в ней будет все то приятное, что знаешь здесь. Неужели
там не будет секса! Неужели там не будет соленых огурчиков!! Философии!!!
Хотя бы в каком-то преображенном виде... А потом вырастаешь из изведанного,
меняется вкус, и понимаешь, что не так важно, что будет в вечной
жизни из познанного, сколь то, что там будет вечный запас непознанного.
Зиновий Высоковский (Московский комсомолец, 22.10.2000) объясняет
юмор: "Плачьте перед Богом! Смейтесь перед людьми!" И иллюстрирует
призыв анекдотом о еврее, которого во время погромов распяли, и
вот к нему боязливо подходят уцелевшие и спрашивают: "Ой, Яша! Ты
жив?" - "Жив..." - "А как ты себя чувствуешь, Яша?" - "В общем ничего...
Только смеяться больно...".
Ко мне обратился один харизмат с вопросом: "Как христиане
могут противодействовать богохульству юридическими средствами".
Вопрос кажется мне изначально неверно поставленным. Христианин не
должен прибегать к юридическим средствам в вопросах веры вообще,
даже в благополучных странах. Более того, обращение в суд лишь мешает
проповеди Воскресения Господа Иисуса Христа, выставляя христиан
сутяжниками. Оскорбление любых моих чувств я стараюсь переживать
со смирением, насколько оно у меня есть. Единственное, чем мы можем
и должны противодействовать богохульство -- это молитва о прощении
богохульников, об их вразумлении и о том, чтобы мы веровали и жили
так, чтобы богохульники обратились к Духу Божию.
Между тем, страница Александра Семина (http://www.chat.ru/~heaven2000)
и его жены Ольги Николаевны Сёминой (www.cyberbeggar.newmail.ru),
содержавшие материалы, оскорбительные для христиан, из-за которых
началась дискуссия, были удалены из интернета. Цензура добралась
и до интернета, что невесело. Причем - безо всякого суда, что очень
характерно для России. Ссылка на Деян. 16:35-40 и Деян. 22:23-30
- эпизоды, когда ап. Павел апеллирует к своим правам как римского
гражданина - мне кажется не имеющей отношения к вопросу о том, может
ли христианин обращаться в суд для пресечения богохульств. Не все
права, которые предоставляет гражданину закон, гражданин должен
использовать. Закон предоставляет право на аборт, право на развод,
право на службу в армии и право на альтернативную службу, право
на эмиграцию, право на информацию, право избирать и быть избранным.
Я с уважением отношусь к правозащитникам, которые защищают эти права
- их небесным покровителем вполне может служить апостол Павел. Но
право на защиту святыни от богохульства (право на защиту чувств
верующих) мне представляется исключением. Это пережиток средневековья
в современном законодательстве, и еще Вл. Соловьев издевался над
этой формулировкой -- над ее крайним субъективизмом. Свои святыни
есть у каждого. Проповедь Воскресения Христа оскорбляет иудея и
атеиста. Воздержание от вина оскорбляет пьяницу. Поэтому пользоваться
этим правом не стоит, поправляя неудачный закон разумным воздержанием.
Или, по крайней мере, сперва защитить чужие права -- право на альтернативную
службу, право на информацию -- а потом уже защищать свои права.
Пока же к праву на защиту от богохульства апеллируют обычно люди,
которые вообще-то отрицают саму концепцию прав человека. Это уже
демагогия.
А.Симонов (Русская мысль, 19.10.2000): по опросу фонда "Общественное
мнение" 78% жителей России не верят, что перед судом все равны,
63% не верят в возможность обжаловать в суде действия госчиновников,
62% не верят в беспристрастность судей. Не был, по-моему, задан
один важный вопрос: предпочитаете ли вы справедливый суд -- судебной
лотерее, в которой могут вас расстрелять ни за что (вероятность
меньше, чем разбиться на самолете) или в которой могут закрыть глаза
на ваши прегрешения? Большинство предпочитает судебную лотерею.
По математике люди правы: все те ужасы, которые описывают газеты,
происходят столь же редко, как и крушения самолетов. А по этике,
конечно, суд не самолет, его можно и нужно отладить.
В Красноярске возбуждено уголовное дело против начальника бюро
судебной экспертизы Вл. Чикуна, который приказывал вырезать у трупов
гипофизы и держал их у себя в сейфе. Чикун оправдывается: заготовка
велась на основе приказа Минздрава от 23.9.1977 "Об изъятии и организации
сбора гипофизов от трупов человека для производства гормональных
препаратов". В 1988 г. был повторный приказ. Гр. Пунанов (Известия,
20.10.2000) обсуждает проблему Чикуна (дело возбуждено по статье
о присвоении чужого имущества), но не дает самой важной — что говорят
в Минздраве о действии их приказов. Теоретически гипофиз можно использовать
для получения омолаживающих веществ, но хранить его в сейфе — не
слишком надежно. Кому-то в 1977 году очень не хотелось стареть.
Прямо стон стоит: хотят света. Н.Рудакова из Мытищ бранит очернителей
действительности: "Я понимаю, что свобода слова дает право
этим гоподам говорить то, что они говорят, а мне - просто их не
слушать. Но ведь всему есть предел! Можно и нужно критиковать власть,
но делать это с пользой для дела и без хамства. Хочется сказать:
одумайтесь! Внимательно оглядитесь вокруг! Подхватите свежие ростки
новой жизни и заботливо, по-доброму растите их". В качестве
примера ростков - празднование Дня Мытищ, когда на площади собралось
"огромное количество машин, из которых выходили не голодные
и оборванные, а красиво одетые люди, которые весь вечер веселились
на улицах города и в доме культуры"(Известия. 24.10.2000).
У г-жи Рудаковой 85% знакомых имеют машины. А у меня с авто - лишь
15% знакомых. Надо уметь знакомиться...
А вот красиво одетые и даже очень богатые люди купили квартиры
в доме на улице Пальме в Москве, по полторы тысячи долларов за метр,
а метров по паре сотен - так их просто выставили на улицу, потому
что Управление делами президента решило вселить в этот дом депутатов
Думы, а с целью "максимального обеспечения безопасности"
решило, что посторонних жильцов в доме быть не должно. То-то теперь
свежие ростки новой жизни находятся по судам (Известия. 24.10.2000).
А вот Раф Шакиров, бывший главред "Коммерсанта", точно
характеризует момент ("Московские новости, 24.10.2000): на
место журналистов приходят завскладом: "Выдать предъявителю
сего репортаж про рост народного хозяйства". "Лозунг нашего
времени - "Веселитесь, обогащайтесь, а в политику не лезьте!"
Одна беда: когда Шакиров был в "Коммерсанте", помнится,
газетка-то была далеко не демократическая и больше любила пофигизм
и стеб, чем правду и свободу, а по части религии так даже очень
нетолерантная к иноверцам. А как его "зачистили", сразу
подемократичнел.
Ел.Потоцкая комментирует заявление главбанкира Геращенко о грядущем
сокращении числа мелких банков (Известия. 24.10.2000) под названием
"Поигрались - и хватит". Действительно, если современная
цивилизация стоит на игре как способе решения нерешаемых проблем
(начиная с игры на бирже), то Россия пока еще Восток, где игра -
временное, неполноценное состояние, противополагаемое "норме".
Ольга Волкова в "Иностранце". В номере от 24.10.2000
о том, что Лужков подарил Дарвиновскому музею отпечаток рыбы зурифолис,
вымершей вместе с динозаврами: "Вопрос с вымиранием динозавров
волнует всех нормальных людей. Может быть, они что-то такое смертельное
делали, что и мы делаем, но не знаем, до чего это может довести?"
Алексей Виноградов (Сегодня. 23.10.2000) разоблачает очередную
финансовую пирамиду в Москве, на этом раз в виде квартирного кооператива
(новые члены оплачивают квартиры первым). Через два с половиной
годы в кооперативе должно быть 6 миллионов москвичей. "А дальше
стоящие в очереди пайщики будут вынуждены годами ждать своего жилья".
Что-то мне это очень напоминает... Не была ли революция созиданием
такой пирамиды - она же вывернутый котлован - и вот уже много лет,
как пайщики ждут, ждут, ждут...
Все (ну, кроме большинства - тех, кто голосит на деньги правительства)
возмущаются тем, как грубо убрали Руцкого с губернаторской гонки.
Петр Акопов (Известия, 23.10.2000): зачем принимали законы всякие,
если теперь - прямой диктат суду? "Зачем мяснику скальпель?"
Известинцы ведь так полюбили мясника... А зачем Сталину была прокуратура?
Зачем Андропову - адвокатура? И традиционный ответ - для плезиру
при внешних сношениях - не всю правду говорит. Скальпель нужен мяснику,
чтобы чувствовать себя хирургом, людоеду - чтобы чувствовать себя
волкодавом.
В два дня практически по всем газетам прошли публикации об общине
глухонемых в Москве (настоятель Петр Коломийцев). И хорошо, конечно
же, -- поможет получить деньги и пр. Плохо то, что газеты готовы
писать об убогих, это умилительно, готовы помогать сироткам, это
почетно, это не ведет ни к каким конфликтам. А вот бороться с теми,
кто бомбежками делает детей сиротами - нет. Сделать благожелательный
репортаж не о немых, а о говорящих правду -- без всякой цензуры
откажутся. Что ж, все "естественно" - человеку удобнее
иметь Бога пониже себя. Слава Богу за то, что Он предлагает нам
другое естество -- побыть вровень с ним, вровень с глухими и сиротами.
Телеперадача о трагедии 1996 года, когда подожгли в Москве биллиардную
- погибло несколько человек, тогда это еще не списывали
на чеченцев. Началось все с того, что четверо посетителей повздорили
с официанткой - хотели расплатиться долларами, а она отказывалась,
не по правилам. Ушли, двое вернулись и плеснули бензином. Трое были
"солдатами" - старший комбат, командовал батальоном в
Приднестровье, в Абхазии. Двое его бывшие "подчиненные".
Четвертый бывший чемпион СССР по боксу, не воевавший - он и решил
пощеголять перед вояками своей удалью, тем, что имеет представление
о "чести" (командира обидели - надо отомстить). Примечательно,
что фильм показывали по НТВ, но о героизме и воинской чести этих
кондотьеров говорили без малейшей иронии. Показывали их на допросе:
кроткие аки агнцы, тихие-тихие шурики. Прогресс: в шестнадцатом
веке такие и на допросе бы держались надменно и гордо пошли бы на
эшафот, побрякивая скальпами. А тут без эшафота, слава Богу. Двоим
дали по четырнадцать лет. "Комбат" остался на свободе.
К вопросу о том, почему мы такие бедные: эти-то не бедные, платить
им было легче долларами, машина -- БМВ. Штаны, чай, фиолетовые,
ку. Комментатор сожалел, что не расстреляли. Расстреливать тех,
кто устроил Приднестровский анклав и Абхазскую апорию, почему-то
не требовал. У бессильного всегда не самый сильный виноват...
Милиция целый день обыскивала синагогу Шаевича, находящуюся под
опекой Гусинского - забрали даже копии учредительных документов
(Сегодня, 21.10.2000). Синагогу охраняют люди Гусинского - с тех
пор, как там один человек зарезал администратора. Вот почему нельзя
ставить вопроса о том, как большевики относятся к иудаизму - для
нет "религии", "иудаизма", для них есть политические
противники, с которыми надо расправиться любой ценой. Соответственно
и цена дружбе властей с хасидами - пусть не обольщаются.
Мих.Золотоносов (Московские новости, 10.10.2000): о том, как в
Питере телефонисты добиваются повременной оплаты. Жалуются на убыточность,
но реальные свои расходы и доходы не показывают. Говорят, что деньги
нужны для инвестирования, но на 1996-2005 г. в бизнес-плане предусмотрели
снижение инвестиций из прибыли с 45,9% до 37,5 проц. "Иными
словами, чем больше доходов, тем большая их часть должна была идти
не на модернизацию и развитие ... а, видимо, на личное потребление
работников ПТС и на дивиденты до акциям".
Вл. Ворсобин (Комсомольская правда, 16.10.2000): очерк о том, как
играют в футбол московские начальники во главе с Лужковым. Сам Ворсобин
не хотел подличать, играл в полную силу, за что и был подвергнут остракизму.
Высокие деятели на поле матерятся. Лужков одновременно апдающий, капитан
и судья. Все ему подыгрывают ничтоже сумняся. Приезжают на матч на
иномарках -- почему-то "Москвичами" не пользуются. Стиль
речи Лужкова: "Эй, профессор! Козел ты, а не профессор!"
- это вовсе не профессору, а члену московского правительства. После
игры: "Надо собрать комсомольское собрание, - балагурил мэр.
- И подняться вопрос о низкой футбольной технике некоторых членов
правительства". Когда Лужков уехал, один из начальником мрачно
произнес: "Боже, как ужасно играть с похмелья". Одна из
сотрудниц редакции хвалила Лужкова так: "Он хороший, он МКАД
построил". Что уже немножечко чересчур, поскольку все-таки МКАД
построили до Лужкова, а он ее "улучшил". Будем надеяться,
не без выгоды для себя.
Разное
Грешить вся Церковь не то чтобы не может, но, во всяком случае,
доказать, что грешит именно вся Церковь в целом так же невозможно,
как невозможно доказать, что Церковь в целом свята и непорочна.
По моему опыту, вполне можно быть членом Церкви как земной организации
и, тем не менее, избегать "воспитателей". Постановления иерархов,
которые более видны извне, которые так раздражают людей, для отдельного
прихожанина - что шум в кронах сосен. Никто не читает постановлений
синодов и соборов, кроме атеистов, тех, кто связан с Церковью профессионально,
либо хочет продвинуться за счет критики или, напротив, восхвалений
этих постановлений. То же относится к отдельным богословам - не
любо, не слушай, а врать не мешай.
Сложнее, если вдруг священник в том храме, в который я хожу, начнет
учительствовать, а не Богу молиться и христиан подбадривать. Однако,
таких зомбистов всегда меньшинство, и не надо очень далеко убегать,
чтобы от них избавиться -- если, как тут верно отмечалось, мы не
имеем дело с глухой провинцией. Не понравилось у Кочеткова или Михайлова,
Борисова или Воробьева, Лапшина или Смирнова, - пожалуйте на Нежданова,
в Новодевичий, да в девяти из десяти московских православных храмов
духовенство вовсе не хочет никого учить. Кто по трусости, кто по
лени, а результат один - можно всю жизнь прожить и ни одного поучения
не услышать.
Боюсь, с зомбированием в Церкви борются обычно те, кто хотел бы
зазомбироваться маленько, но в строго определенном стиле - под бокс,
например. Это ведь банальность в психотерапии и аскетике: кто чем
возмущается в других, тот тем и страдает. К присутствующим, разумеется,
это не относится, как и к автору этих строк - мы выступаем исключительно
из чистых и благородных побуждений.
29.10.2000
|