Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 14 по 20 октября 2000 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К предыдущей главе


Иностранные новости

Вообще-то я антисемит. Не люблю евреев за изобилие в Израиле социализма и раввинизма, за то, что крещеного сына еврейки (то есть, меня) не считают евреем, за то, что среди евреев встречаются неумные люди -- среди евреев-то! Но когда я читаю, что итальянское телевидение извинилось перед палестинцами за показ сцены расправы над двумя израильскими резервистами... Когда я читаю, что французы на стороне палестинцев, поскольку издавна связаны скорее с арабами... Когда я читаю, что Патриарх на стороне палестинцев ("Русская православная церковь вместе с Российским государством традиционно поддерживает справедливое стремление арабского народа Палестины к обретению государственности" - Труд, 13.10.2000)... Тогда я кротко недоумеваю: разве палестинцы не в том же положении, что и чеченцы? Французы хоть последовательны - поддерживают и чеченцев, и палестинцев, а как можно в одном случае любить инсургенцию, а в другом нет?


Юр.Коваленко (Новые Известия, 19.10.2000): По опросам во Франции 31% считает израильтян виновными в обострении конфликта, 15% - палестинцев. За последние дни во Франции сожгли 5 синагог, виновные пока не найдены.


Так что я с Игорем Губерманом, которого в Израиле изрядно травили за эпиграмму о том, что у ханжей два унитаза - один для мясного, один для молочного, и который пишет (Общая газета, 19.10.2000): "Испытываю два чувства: омерзение и стыд. Омерзение к тому, кто еще только вчера казался многим партнером по мирным переговорам. Арафат - многоопытный и очень талантливый убийца ... О том же самом говорит и число террористов, только что выпущенных из палестинских тюрем ... Я абсолютно убежден, что с этими террористами вскоре вплотную ознакомятся те страны, которые только что обвинили Израиль в чрезмерной активности при подавлении гражданских беспорядков. На самом деле руководители этих стран прекрасно знают, кто поднял нынешнюю волну насилия. Но страх перед собственными арабами и страстное почтение к арабским нефтедолларам пока пересиливают в них все человеческие соображения. ...

А теперь скажу про стыд. Мне невероятно стыдно за свою любимую Россию, представитель которой проголосовал в ООН за лживую резолюцию, осудившую Израиль. ... Мы опять будем мирно соседствовать со средневековыми убийцами, которые (тут у меня чисто лагерные ассоциации) любое открытое доброжелательство принимают за слабость и звереют. И наше омерзение начнет выветриваться". Губерман только наивен: кроме него (да меня, да еще пары выродков) никто в России не стыдится поддержки палестинцев; и не такого не стыдятся. Впрочем, ресентимент - когда человек лишь звереет от проявленного к нему доброжелательства - лишь частный случай грехопадения вообще. Только очень благожелательный Творец может терпеть, когда люди возмущаются: откуда в мире зло, если Бог такой добрый. Если евреи такие добрые, то почему они терроризируют палестинцев?!


Матч Каспаров-Крамник. Каспаров боролся с Карповым... Развелся с дивной Мариной Нееловой... Поклоняется удивительному Фоменке. Серг. Долматов (Сегодня, 19.10.2000) объясняет, почему у Каспарова проблемы с секундантами: "Гарри испортил отношения со многими своими бывшими помощниками и находится приблизительно в таком же положении, как в свое время Карпов при подготовке к матчам с самим Каспаровым. Грубо говоря, не всякий согласится работать с Каспаровым, зная его как человека".


В полемике президентских кандидатов в США всплыл вопрос о том, что Гор обманул сенаторов, разрешив Черномырдину (России) торговать с Ираном. К тому же Черномырдин присвоил себе часть денег, предназначенных помогать России. Черномырдин заявил, что подаст на Буша в суд. Однако, пока не подал. Передовица в "Российской газете" (19.10.2000): "Контракты, подписанные Минатомом на строительство энергоблоков в Иране и Китае - это ... наша Бородинская битва после тольких лет отступлений". Сомнительная метафора -- неужто ждать пожара Москвы?


Это тонко: в ответ на иск Micrpsoft'а к московскому банку - тот использовал пиратские программы - банкиры заявили, что "законом запрещено лишь распространение нелизенционного ПО, а не его использование" (Комсомольская правда, 19.10.2000). Арбитражный суд Москвы с этим согласился. Большие открываются перспективы... В конце концов, все -- творение, все распространяется Богом, а мы так, пользуемся потихонечку...


Конст. Данов (Общая газета, 19.10.2000): о пенсионной реформе - в Чили пиночетовцы ошиблись, вкладывая деньги пенсионеров в национальную экономику в расчете на ее рост, но быстро перестроились и инвестировали в США и другие страны. "Сегодня пожилые чилийцы имеют достойную старость. Очень, конечно же, хотелось бы такой участи и для российских ветеранов, но, похоже, им это не светит. Потому что действующее валютное законодательство содержит огромное число запретов на вложения российских средств в зарубежную экономику. В своем же отечестве надежных финансовых инструментов у нас просто нет".

И проблема не в том, что законодатели себе лично пенсию обеспечили, и совершенно американскую по размеру. Проблема в том, что пенсионеры наши довольны и пенсией в 40 долларов, и в 20 долларов. Им много не надо, они довольны тем, что были последовательны - совершили-таки самоубийство. Ибо конформизм юности и зрелости, на котором стоит Совок, есть самоубийство, растянутое на многие годы. Человек перегораживает собственное будущее (не говоря уж о чужом), как в Москве часто автомобилист, чтобы проскочить в пробке, перегораживает движению всему транспорту, причем и сам не проскакивает, а лишь усугубляет положение.


Хорошая новость: партия Хайдера в Австрии потерпела поражения на выборах в Штирии, потеряв половину сторонников (Новые Известия, 18.10.2000).


Странные известия: Мадонны в Международном арбитражном суде отстояла свое право на веб-сайт "мадонна.ком" (Новые Известия, 18.10.2000). А у нас Артемий Лебедев, веб-дизайнер, зарегистрировал свое имя как товарный знак - бедные тысячи других Артемиев Лебедев. А я с присущей мне христианской кротостью скажу: берите! Не станет же Мадонна настоящая через суд отстаивать свое право на имя. И Лев Толстой, старый дурак, вместо того, чтобы зарегистрировать свое имя как торговую марку, отказался от авторских прав.


Нас не пригласили на еврейско-арабские переговоры в Египте, на что телеведущая отметила: и хорошо, по крайней мере, провал переговоров на нашей репутации не отразится. Так миротворцы блаженны не потому, что они успешны - это противоречило бы всем остальным заповедям блаженства, которые сплошь о неудачниках. Миротворцы блаженны, потому что лезут, куда не звали, получают затрещины, и опять лезут.


К выходу "Гуманистического манифеста-2000" статья Victor'а Gunasekara (Queensland Humanist, April 2000, Vol. 34, австралийский журнал): автор, Поль Курц, в 1973 издал Гуманистический манифест II. В 1980 вышла Декларация секулярного гуманизма и в 1988 г. Декларация Взаимозависимости (Interdependency), призванные опровергнуть упеки в том, что угманизм превращается в религию. ГМ-2000 намного длиннее предыдущих (12 тысяч слов). Обилие подписей, но оговорка, что не обязательно подписанты согласны со всем - обесценивает подписи. Первый манифест был выпущен в 1933 и отражал позицию христианского гуманизма, написан был унитарианскими священниками. Гунасекара в целом ГМ-2000 разочарован: мало защищается натурализм науки против веры в сверхъестественное, слишком много внимания второстепенным вопросам вроде экологии, слишком оптимистично и пророчески. Избегают термина "гуманизм" в основном тексте.

Новая книга: An Intimate History of Killing : Face-to-Face Killing in Twentieth-Century Warfare, by Joanna Bourke. London : Granta Books, 1999. Джанна Бурк из Лондонского ун-та, ранее писала о культуре пролетариата в Англии, о женщинах в Ирландии в начале 20 в. "Человек на войне прежде всего убивает, а не умирает". Социальное одобрение убийства на фронте включает в себя и поощрение фантазий на военные темы: автор обнаружила множество "ложных воспоминаний" - люди ярко описывает свое участие в битвах, в которых они не участвовали. Мемуаристы создают миф о себе-воине как благородном существе, искусном в своем ремесле, убивающем врага в ближнем бою. Факты опровергают это миф: большинство в современных войнах погибает от бомбежек. Искусственно культивировался особенно в начале 20 в. миф о штыковом бое, хотя практического значения этот бой на войне не получил. Миф о том, что солдат боится, "завораживается" блеском "обнаженной стали". Реально лишь 15% солдат участвовали в перестрелках. Миф о человеке как существе, агрессивном от природы, опровергается тем, сколько труда нужно было положить, чтобы понудить обычного человека убивать - и обычно без большого успеха. Военные упрямо держатся за этот миф, опровергнутый психологами и антропологами. Неприглядная роль духовенства: свящ. George Zabelka благословил атомную бомбу перед бомбежкой Хиросимы. Правда, в конце концов он раскаялся и стал членом движения за мир. Личные воспоминания солдата: огромное облегчение при известии о бомбежке Хиросимы - значит, меня не пошлют туда воевать.

Российские новости

Хорошая новость: победа демократии. В Питере Руслан Линьков (соратник Старовойтовой), конфликтнувший с СПС (молодец!) призвал избирателей 209-го округа бойкотировать выборы. Его сторонники за две недели обошли 40 тысяч квартир, и выборы были сорваны! Явка составила лишь 18,8%. И вот, Вадим Несвижский (Сегодня, 17.10.2000) вместо того, чтобы порадоваться тому, что избиратели столь сознательны и активны, считает мелочевку: мол, среди явившихся больше всего - 36% - получил коммунист. Т.е. за коммунистами проголосовало от общего числа избирателей шесть процентов - все, кто есть. Чего тут печалиться? А СПС стыдно - Линьков лидировал по всем опросам, теперь вот потвердил свою силу. Еще раз обнаружили свою сущность. Еще хуже написал об этом Викт. Костюковский (Новые Известия, 21.10.2000) - даже не упомянул про то, что Линьков лидировал по опросам, что его сторонники сознательно бойктировали выборы. Линьков, пишет он набрал, набрал всего 3% - так надо радоваться, что 97% сторонников Линькова не пошли на выборы и тем дали шанс своему кандидату на будущее. Аналогично подал материал Алдр. Верховской (Русская мысль, 19.10.2000) - хотя признает, что СПС потеряла доверие демократов, поддержав Путина. Если сторонники полковника ГБ - "правые", то где же у нас левые? Алдр. Верховской охарактеризовал поведение Линькова как "деструктивное по отношению к коллегам по коалиции" (Русская мысль, 19.10.2000). При этом он понимает, что СПС — за Путина. О том, что Линьков по опросу Гэллопа был наиболее перспективный кандидат — не упоминает. Но всех превзошел Юрий Нерсесов (Вечерняя Москва. 26.10.2000) - уже тем, что стал писать про протухшую новость и тем, что списал все на миф о злокозненном КГБ, из-за которого якобы бывшие читатели "Московских новостей" не пришли на выборы ("их ряды были дезорганизваны". Нерсесов издевается над версией о том, что Старовойтову убили чекисты. О Линькове: "упорне нежелание сойти с дистанции в пользу Анатолия Голова оказалось как нельзя кстати". Вот это уже действительно говорит об организации кем-то травли Линькова в печати.


Николай Бурляев добился в Думе "финансирования фестиваля "Золотой Витязь" в госбюджете на текущий год отдельной строкой". Юр.Богомолов (Известия, 16.10.2000) цитирует строки из челобитья Бурляева: "Экранное искусство есть основополагающий институт духовной ориентации народа". Предложил создать "православную холдинговую сеть государственных кинозалов" (финансируемую госбанками). "Тогда в планетарном телеэфире, затопленном англоязычным информационным потоком, смогут появиться .. непреходящие нравственные ценности славянской, христианской культуры". Проект называется КСД - "Кинематограф созидающего духа".

Специфика православизации в том, что (а) Бурляева допустимо критиковать в газете, другие авторы которой воспевают православизацию (б) казна финансирует не только Бурляева, но и, как указывает Богомолов, Михалкова и Марка Рудинштейна (последний требует законодательно оградить Россию от Голливуда).


К перечню православизаторов: декан истфака МГУ Серг. Карпов, одновременно "председатель отделений теологии и истории Учебно-методического объединения университетов России" убеждает, что преподавание теологии ничьи права не ущемит. Правда, оговаривает: уважать надо лишь те конфессии, "которые в соответствии с Конституцией признаны законом и официально зарегистрированы". Помнится, когда принимали закон 1997 г., то убеждали, что регистрация никакого особого значения иметь не будет. Карпов: "Большинство населения России исторически связано с православной традицией независимо от того, являются ли они верующими ... Возврат к ее истокам ... не может быть вредоносным или опасным". Выпад против иностранных миссионеров: "У многих возникают опасения, что этой свободой могут воспользоваться религиозные организации, располагающие не столько реальным влиянием на умы, сколько финансовыми возможностями, в результате чего в каком-нибудь вузе может начаться преподавание, скажем, "сайентологической" теологии". И успокаивает: будут на сей случай распорядители (Независимая газета, 18.10.2000).

А вот пример того, что православная традиция не может быть вредоносной. Свящ. Анатолий Проскурня (Русь державная, №10, 2000, с. 8) бранит игральные карты, пересказывая некий "Краткий курс православной ставрографии" из альманаха "Жизнь вечная", М., 1997. Трефы есть издевательство над крестом, который к тому же именуется "трефным", т.е. нечистым. Игроки "по существу верят в то, что крест "бьется!" какой-нибудь паршивой "козырной шестеркой", вовсе не ведая, что "козырь" и "кошер" пишется, например, по-латыни, одинаково". Пики - эта масть "хулит евангельскую пику, то есть копие святого мученика Лонгина". Черки - "хулит евангельскую губку на трости". Бубны - "хулит евангельские кованые четырехгранные зазубренные гвозди, коими были прибиты руки и ноги Спасителя". Войдет ли "ставрография" - наука о кресте - в куррикулум МГУ?


Юр.Савенко, председатель Независ. психиатр. ассоциации (Русская мысль, 12.10.2000): "Желая доказать, что проводился гипноз, ФСБ в нарушение закона об оперативно-розыскной деятельности устанавливала скрытые видеокамеры во время богослужений в молельных домах. Потом в приказном порядке вызывали местных психиатров и требовали, чтобы они дали эксперные заключения по видеокассетам. Такие видеосъемки проводились в молельных домах пятидесятников в Магадане, в Вятке. Но надо сказать, что в обоих случаях на суде психиатры вели себя достойно, дезавуировав свои первые показания, и процессы мы выиграли". Слава Богу!


Алексей Расторгуев (Русская мысль, 12.10.2000) о выставке икон из монастыря св. Екатерины на Синае: "Синай сохранил для нас не только лучшие константинопольские иконы - он сохранил их сохранными. ... Не все зрители даже могут верить в подлинность привезенных образов, потому чо для поздней православной традиции все это как бы слишком свободно и просто. Свежая и античная в своих основах живопись, сложная и легкая в исполнении, мощная до оторопи и открытая самому непосредственному взгляду: серьезая и нежная, настойчиво обращенная к своему зрителю и неизменная в своем совершенном пребывании". Хорошо! Проблема не в том, можно ли почитать иконы, а в том, какие иконы. Слишком мало настоящих икон, а в основном -- картинки, изображающие иконы, например, картина, изображающая "Троицу" Рублева, не Троицу как таковую. Вместо иконы -- ее муляж, вобла сушеная. И протестанты потому боятся икон, что видят в них засушенное подобие Бога, словно взяли и завялили саму Жизнь. А настоящую икону покажи им -- так не будут бояться. См.: Лидов А.М. Византийские иконы Синая. Москва-Афины, "Христианский Восток, 1999. 146 с.


На конкурс Совка - что возможно в Совке, что вообще-то невозможно нигде? Анна Политковская (Новая газета, 19.10.2000): ортопед Зинаида Надарян в 1995 лечила какого-то простреленного мафиозо в Москве, но отказалась стать постоянным врачом его общины. Он обратился к своим людям в 111 ОВД Москвы, и милиционеры украли ее сына, спрятали в спецбольнице МВД №5 Чеховского района Подмосковья, а ей выдали череп совершенно другого человека, заявив, что сын ее погиб. Когда Надарян нашла-таки следы сына, его перепрятали -- и теперь уже неясно куда. Попытки Истринской прокуратуры расследовать дело натолкнулись на возражения РУБОПа - т.е. тех, кто должен с мафией бороться.


Марат Хайруллин (Новые Известия, 20.10.2000): "После взрывов домов в Москве, из столицы было, по неофициальным данным, насильно выселено 10 тысяч человек". А как красива Москва вот сейчас - площадь у Красной Пресни, светает, сквозь аккуратно расчесанные пряди облачков проглядывает наконец-то голубое небо.


Виталий Цепляев (Аргументы и факты, №42, с. 4): "Кириенко слишком уж молодой, задорный и жаждущий власти. А власть - это крест. Когда человек идет на крест с задором, это страшно". Да не крест вовсе, а работа. Начальстволюбие у людей с православными корнями принимает форму такого идолопоклонства: в начальнике видят распятого Христа.

C одной стороны, приятно: Борис Кагарлицкий (Новая газета, 16.10.2000) написал все, что я сам думаю: "Полицейское государство для того и нужно, чтобы охранять власть собственников, причем чем более сомнительны права на собственность, тем более полицейским должно быть государство". ... "Полицейское государство всегда направлено против масс. В противном случае в нем просто не было бы нужды". ... "Не странно ли, ссылаясь на исчерпаность и несовершенство буржуазной демократии, тут же радостно поддерживать буржуазный же авторитаризм? Ведь даже при очень богатом вообраении невозможно утверждать, будто господа Чубайс, Греф, Павловский, Волошин и Путин являются социалистами!"... "Полицейский произвол направлен против масс просто потому, что до тех, у кого есть власть и капитал, полиция все равно не доберется".

С другой стороны, если это все так хорошо, что я сам этого не написал, причем принципиально -- чтобы не гневаться? Разве доброе дело -- добро в зависимости от того, кто его совершает? Увы, да. Если злое дело всегда зло (что бы ни говорили циниканцы), то добро лишь тогда добро, когда оно хорошо и для окружающих, и для творящего добро. И поэтому иногда нужно другому предоставить то, что вполне хорошо и достойно, а самому заняться тем, что нужно себе. Так появляется монашество. Но, конечно, если Кагарлицкий умолкнет, то придется камням повопить... Да и вообще, к счастью, полной гарантии, что ты не ошибся и правильно понял, что для тебя хорошо, а что плохо - нет.


Мих. Ситников (Русская мысль. 12.10.2000): в Краснодоре устроили гонения на добросовестную судью Ольгу Стрельник - она "слишком часто" выносила оправдательные приговоры, а прокуратура считает, что это роняет ее достоинство. Стрельник с дочерью перебралась в Москву в поисках правды, живет тут год, но 19.7. ее 17-летнюю дочь арестовали и с тех пор она сидит -- ее перевезли в Краснодарский край. Когда саму дочь избили, то возбуждать уголовное дело милиция отказалась. А теперь ее обвинили в том, что она нанесла тяжелые телесные повреждения нападавшим. Нарушены все мыслимые нормы - вплоть до того, что дело расшивалось, обвинение не предъявлялось, адвокат не допускался, а что две недели держали в карцере на хлебе и воде - по западным понятиям пытка, а по нашим нормально.

К этой девочке священника уж верно не пустили, да он и не рвался. То-то и печально, что одни защищают права заключенных, а другие лишь утешают. Или это такая специализация труда? Возможно, но только водораздел не должен проходить между атеистами (мирянами) - правозащитниками и духовенством-утешателем. Ну, духовенство пускай утешает. Но епископы могут защищать права заключенных. Достаточно вспомнить Николая Мирликийского, который защищал осужденных. Но, выходит, что легче просить пощады виновным, чем правосудия невинным, легче уговорить помиловать, чем уговорить судить по закону. Но не все же заниматься тем, что легче!


Петр Фадеев Минфин - из госказны, естественно - начинает выплаты дивидендов держателям облигаций РАО "Высокоскоростные магистрали". Заплатят миллиард рублей. Держатели - высокие чиновники. РАО за восемь лет взяло у государства миллиард долларов. Вырыло котлован в Питере у Московского вокзала. Основатель РАО Алексей Большаков, о котором Путин в своих мемуарах уже выразился как о лучшем друге. Дружба Путина с Большаковым, конечно, стоит миллиарда долларов - примерно по восемь долларов с каждого гражданина России. Восточная дружба. Одна из частей антиамериканизма - неприятели западной модели дружбы, при которой друзья помогают друг другу заработать, а не помогают друг другу обобрать окружающую протоплазму.



Александр Привалов (Известия, 13.10.2000):  "Напомню любимую поговорку ... Максима Соколова: отчего не воровать, коли некому унять? Вопрос, стало быть, в том, кто должен унимать". И далее бичует журналистов. Ценная информация о психологии державников: воровству они противопоставляют не совесть, а унималку. Но это советские державники: на той же полосе написано про воровство из казны миллиарда долларов, учиненное президентом совместно с вице-премьером, но бранят не этих граждан, а тех, кто попискивает под их кормилом. 

Свящ. Вл.Воробьев (Независимая газета, 14.10.2000) защищает преподавание теологии в светских ВУЗах, ссылаясь на американский опыт. А когда ограничивали свободу совести, сколько говорили, что американский опыт России не указ! Не говоря уж о том, что под видом американской модели подсунут обычную советскую, да будет уже поздно. Любопытно, что оправдываются напрасно - все могут учинить, не обращая внимания на общественное мнение. Военный коммунизм наступает не потому, что ему не сопротивляются, а потому что он военный - в буквальном смысле, опирается на огромный процент населения, служащего в армии или обслуживающего армию и "силовиков" (видимо, каждый второй человек в стране завязан на те или иные погоны). Но вот ведь сохраняется человеческое -- оправдываются. Стеснительные воришки свободы. Ну, Бог простит...


М.Трошенков из Ставрополья (Известия, 10.10.2000) жалуется: сахар за полгода подорожал с 6 до 15 рублей из-за ограничений на ввоз сахара и сырья для него. "Почему я должен поддерживать из своего кармана частных акционеров - владельцев сахарных заводов...?" Читатель наивен - ответ прост: потому что не поддержал борьбу с поощрением отечественных "духопроизводителей". Первыми - в конце 1991-го года -- начали борьбу с иностранными миссионерами, тогда и надо было начинать защищать свободу. И сегодня бесполезно бороться с сахарозаводчиками, надо стоять (не обязательно бороться, но обязательно молиться) за духовную свободу. А вот "Известия" не наивны, помещая подобные письма, и скоро вернутся критические письма в адрес парикмахерских, прачечных и т.п.



В Москву приехали сироты из Чечни. "Оплатила их приезд католическая организация "Каритас Франс" (Мария Васенина, Время новостей, 10.10.2000). Вот и еще одно разделение христиан: московские православные помогают русским солдатам, французские католики - тем, кого эти воины осиротили. Учительница Ирина Петрова из станицы Первомайская, одна из сопровождающих: "Уже год нет газа, света, воды. Только не подумайте, что мы прибедняемся! Мы все теперь умеем, научились обходиться тем минимумом, который цивилизованных людей уже давно не устраивает. Вот в поезде тоже не было ни вета, ни воды. Домашняя атмосфера". Ну, помоги, Господи, чтобы их в Москве не слишком затерзали молодые люди в милицейской форме, требуя паспортов с регистрацией.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова