Яков Кротов
Дневник литератора
С 9 по 15 cентября 2000 г. и ранее
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению
дневника за 2000 год
Дорогие друзья, счетчик показывает, что в субботу и воскресенье
сюда заглядывает меньше людей, а я должен именно в субботу
отправить в архив полный обзор новостей за предыдущую неделю, так
что "понедельничным" советую глянуть и туда на
текст предыдущего обзора.
Иностранные новости
Во вторник 12.9.2000 Евросоюз отменил санкции против Австрии, наложенные
в связи с приходом к власти партии Хайдера. Эксперты - бывший президент
Финляндии Ахтисаари и менее известные лица считают, что "принятые
14 государствами ЕС в отношении Австрии меры принесут, если они не
будут отменены, больше вреда", чем пользы. Мюнхенская логика! Пользопоклонничество!
Как будто дело во вреде или в пользе -- дело в том, что нельзя испражняться
посреди улицы, нельзя отрицать Холокост, нельзя угнетать пришельца
в земле твоей. И если тебе будет плохо от того, что ты противостоишь
злу, если даже всем от этого будет плохо - все равно, нельзя поддаваться
злу.
Семинар Совета Европы в Иркутске. Томас Грэхэм из фонда Карнеги:
"Путин, став царем феодальной России, намерен построить сильное
государство". Моя идея о новом Средневековье, выдвинутая восемь
лет назад, уже стала совсем общим местом. Роберт Скидельски, Великобритания:
"Вы не можете претендовать на роль супердержавы с внутренним валовым
продуктом, который меньше голландского. Но у каждого есть право
быть безумным, насколько это ему нравится". (Новые Известия, 14.9.2000).
Анд. Пионтковский (Новая газета, 14.9.2000): Путин сделал из Ларри
Кинга "полезного буржуазного идиота". Позор Кингу: когда Путин ему
сказал, что помощь, предложенная иностранцами 15-го августа, была
сразу принята, он - со своей-то репутацией "зверя", должен был ему
напомнить, как 16-го августа премьер, стоя в Сочи рядом с Путиным,
объяснял в телекамеру, что в зарубежной помощи Россия не нуждается
и "Курску" поможет сама."Очень странной показалась его самодовольная
улыбка - "Она утонула" (О подлодке). Сила телевидения: улыбку не
воспроизведешь, а она перечеркивает все сказанное. На Западе Путин,
"разговаривая с дамами, не употребляет глагол "подм_ндеть" [зафиксировано
магнитофоном во время встречи Президента с родственниками моряков
"Курска" 22.8.2000 - прим. "Новой газеты" - к стыду своему, не знаю,
что означает это слово, в газете оно полностью, на всякий случай
выпускаю букву - явно что-то нехорошее. А Даль у меня без матерщины.
- Прим. Я.Кротова]. Такое поведение он может позволить себе только
дома с собственными холоами. Тем более что холопам это очень нравится".
И в этом же номере Анна Политковская из Аргуна: военные продолжают
обстрелы, им это выгодно - платят "боевые". Чеченцев унижают, пытают
и убивают. А Путин заявил, что в Чечне мир, что военные поддерживают
порядок, и чеченцы благодарны за это.
Юр.Гладильщиков (Итоги, 12.9.2000, с. 64) в обзоре фильма "Шторм"
дал хорошее истолкование вообще-то непередимого challenge, "вызов",
ключевого не только для америки понятия - "сложная, почти неразрешимая
проблема, наличие которой тебя заводит, поскольку ты хочешь доказать
себе и другим, что - сможешь, прорвешься, добьешься!" Вызов эпохи
- отсюда же. Все реформы католиков и протестантов - ответ на вызов.
А у нас вместо этого расцвело "провокация" - так у нас воспринимают
любую проблему, мешающую лежать на печи и жевать калачи, поплевывая
в тех, кто внизу или просто посапывая. И если на Западе Христос
- вызов, то у нас Христос - защитник от вызовов. Не пойду, мол,
никуда, я Богу молюсь. Ну, молись, только смотри, может, Бог уже
давно ушел и тебя не слушает.
Маша Липман (Итоги, 12.9.2000) описывает реакцию американских журналистов
на Путина: "Путин ... точно не изоляционист. Напротив, он считает
необходимым налаживать отношения с Западом, иначе зачем бы он встречался
со всеми этими американскими знаменистостями". По этой логике поездка
Хрущева в США была прорывом - а она была просто сменой стиля Совка
с изоляционизма для всех на изоляционизм для подчиненных.
В ООН торжественно приняли островную страну Тувалу, причем генсек
Аннан сказал, что это государство "одно из самых мелких, но и одно
из самых мирных" (Итоги, 12.9.2000, с. 27). А ты, Капернаум, раздувшийся
кутафьей башней от Чукотки до Кавказа...
В США советник по культуре губернатора Аризоны Джоанна Райт потребовала
исключить из школьной программы Толкина: у него-де все темные силы
безусловно отрицательные, резко осуждается попытка любого мирного
сосуществования с ними, они уродливы внешне и внутренне, а это "пропаганда
фанатизма в его наиболее грубых и отвратительных формах". Между
прочим, верно. Хотя у Толкина более спорен его восторг (впрочем,
умеренный) перед феодальной аристократией. Райт решила, что Толкин
пропагандирует нетерпимость, поскольку декларирует существование
единственной верной религией.
В Массачусетсе Марк Мелтц, собираясь на свадьбу, обнаружил, что пропало
обручальное кольцо невесты. Вспомнил: собака что-то кашляла. Отвез
ее к ветеринару, сделали рентген - кольцо в глотке. На свадьбу он
приехал с рентгеновским снимком, который в соответствующий момент
и вручил Хиллари Фейнберг (Новые Известия, 8.9.2000). Вот и икона
нечто вроде этого снимка...
Алдр.Иваницкий (Новые Известия, 8.9.2000): бразильский епископат,
нынче очень левый, антиамериканский, антилатифундистский, антикапиталистический
(готовит референдум: должна ли Бразилия платить по внешним долгам;
хорошо, заповеди не референдируют) - выпускает акции на полмиллиарда.
В сущности, это сбор пожертвований под видом игры в монопольку - дивидентов
на эти акции не будет. И президент биржи Карлос Рейс доволен: репутация
биржи улучшится. Любопытно различие между рейтингом и репутацией:
рейтинг растут, репутация не может расти, она либо есть, либо нет.
Вера до Христа - как репутация; после -- как рейтинг, а теперь и то,
и другое. Даже отсутствие веры (неверие) может расти, а может уменьшаться.
Не только верующим знакомы сомнения,
Алдр. Михайлов (Сегодня, 6.9.2000, с. 1): на подорожание бензина одни
реагируют забастовкой, а нефтяная корпорация "Шелл" представила новый
сорт мазута с повышенной теплотворностью - годовая экономия при отопления
индивидуального дома в 400 долларов. Так что отвечать на жадность
лучше бы фантазией, хотя, конечно, это не всегда возможно, а то бы
давно уже было Царство Божие на земле. Иногда остается лишь помереть,
но пессимизм - это когда всякое когда превращается в иногда.
Джозеф Остин (Новые Известия, 8.9.2000): американец, два года живущий
в Москве, грустит, что в Москве нет американских улыбок, непринужденности,
все хмурые, несчастные. Повествует о конференции в Вашингтоне: "Скрытые
преимущества негатвизма". Позитивное отношение к жизни может быть
тиранией, агрессивным, психолог Барбара Хелд написала книгу "Довольно
улыбаться, начинайте брюзжать". Может, проще на недельку в Россию?
Полезно вспомнить, что в Америке отнюдь не всегда был такой уж безудержный
оптимизм, этого еще в начале века не было. Пусть уж лучше они хранят
свой оптимизм. Такой спектр: вечно улыбающаяся Япония, убывание улыбок
в России, нарастание с Польши до США. Но если Япония улыбается от
давления коллективизма, то США - от давления индивидуализма. А мы
такие хмурые, потому что на нас ничто не давит. Россия удивительно
свободная страна: давя всех, мы ведь никем не давимы, мы хмуры как
Каин. Грех наш валяется у нас под ногами, мы об него все время спотыкаемся.
И греху неприятно - ни туда, ни сюда.
Никита Алексеев (Иностранец, 5.9.2000, с. 6): американец Джозеф
Риквет в 70-е сравнил телевизор с очагом в первобытном жилище. "В
России с ее давней традицией иконопочитания телевизор можно сравнить
с иконой". Сократив промежуточное звено, получим сравнение иконы
с очагом, источником тепла или, во всяком случае, чего-то недостающего
в доме.
Кирилл Белянинов (Новые Известия, 9.9.2000 -- вообще надо сказать,
что этот номер газеты просто блестящий, старые "Известия" могут
отдыхать - подличанье безнаказанно не проходит для них): едкость
американского тележурналиста Ларри Кинга сильно преувеличена. "Американские
журналисты ... утверждают, что ... на уверения российских телеканалов,
вот уже третий день твердящих, что Кинг будет задавать самые жесткие
вопросы, не стоит обращать внимания. Самый известный ведущий Си-эн-эн
слишком много лет проработал в шоу-бизнесе, чтобы четко усвоить
один закон: собеседника обижать нельзя". Правда, грамматическая
ошибка: должно быть двойное отрицание (слишком долго проработал,
что не усвоить...). Но по сути верно: надежда на то, что
где-то за морем-окияном есть чудо-герой, который скажет, что король
голый - надежда напрасная. Будьте как дети - сами говорите, что
король голый.
Финны изобрели-таки термин для обозначения сожителя: спутника жизни
президента Халонен стали называть avupuo fiso - "открытый супруг"
(Новое время, №36, с. 46). Правда, они недавно поженились, но термин
дивный - в коллекцию новояза. А что, все верно: "открытое окно" -
уже не совсем окно. "Открытые консервы" -- уже вовсе не консервы,
надо быстрее есть. "Открытый сейф" - более не сейф, и именно на тот
период, на который он открыт. С другой стороны, есть вещи, сущность
которых в том, чтобы быть открытыми. Например, книга. И христианство.
Илья Гершкович (Новое время, №36) рассказывает о том, как в Германии
нацисты орудуют в интернете: они разработали метод "освобождения
виртуального пространства". "Несколько настырных "активистов" способны
парализовать любую дискуссию, угрозами и оскорблениями изгоняя почт
всех остальных ее участников. Остальные вынуждены, отвлекаясь от
темы, заняться отчаянной руганью с "фашистскими недоносками", но
тут ловушка и захлопывается. Дискуссионный форум становится принципиально
нечитабельным для нормальных людей". Журналистка "Штерна" Маргет
Чатвин описывает и другую тактику: сперва нацист представляется
консерватором, потом начинает сыпать словами из левацкого лексикона,
взывает к инстинкту либерала, которому противны конформизм и догматизм,
а потом предлагает поговорить на "запретные" темы - о засилье евреев,
о том, что не было Холокоста. Если с ним начать полемизировать на
этом этапе, он начинает ругаться, грозить начистить рыло, у него
появляются сторонники, и дискуссия заканчивается, начинают монологи.
Такая тактика была разработана, инструкции распространялись нацистами
специально с середины 1990-х годов: "Прикидывайтесь решительными
демократами, не понимающими, отчего это "антифаши" так с вами грубы.
Либеральные свиньи защитят нас, если только мы сможем складно изложить,
как дорога нам свобода слова" (С. 39). Кажется, в русском интернете
эту инструкцию читали... Именно поэтому я ушел из ФИДО: под видом
защиты свободы слова там поощряли шариковых и одергивали вменяемых
людей, так что происходило именно то, что описывает Чатвин.
Российские новости
Интервью с Игорем Коганом (р. 1981), одним из пострадавших во время
взрыва на Пушкинской (Известия, 8.9.2000): милиционеры ему даже
закурить не дали, не то что помощи не оказали, скорую не пропускали
автомобили по дороге в больницу, в три часа ночи в палату пришел
чекист допрашивать (привычка?). Получил без проблем 20 тысяч компенсации
(гм). "После этого случая твердо решил уехать в Германию или в Штаты.
Там взрывы, конечно, бывают, но за террористом бен Ладеном американцы
гоняются аж на другом конце света. А у нас власти даже никого не
ищут - Хаттаб и другие до сих пор на свободе". Ох, сколько таких
и в Германии, и в Штатах, уехавших в озлоблении продолжающих жить
в придуманном мире. Многие из них возвращаются, - пусть в России
беднее жить, зато теплее. Рождаются обратно. Родиться второй раз
сам человек не в силах, а вот выродиться (а что такое "родиться
обратно" как не вы-родиться?) - запросто.
Поместил я на свой сайт памфлет против Меня работы анонима.
Кто-то скажет, возможно, что странно в годовщину убийства Меня помещать
клевету на него - но если есть осязаемое, просчитываемое отличие
нормальных христиан от ненормальных, так это то, что нормальный
христианин клевету и прочитает, и даст возможность ознакомиться
с нею другим, для объективности, а ненормальный - и пишет под псевдонимом,
и в интернет помещает памфлет в "православную библиотеку", где нет
ни строчки Меня или в его защиту, и пишет на сайт Меня с предложением
пойти прочесть "разоблачение Меня" (откуда я, собственно, и узнал
о существовании интернетного варианта Антиминсова) - причем пишет
анонимно. Они все анонимщики - не из боязни наказания, а из гордыни
- как же, от имени Вселенской Церкви вещают.
НТВ в новостях дало сюжет к годовщине убийства о. Александра Меня,
вспомнило его дружбу с о. Глебом Якуниным, а в конце сообщило, что
какая-то "церковная группа" "попыталась канонизировать Меня", что
родственники расценили как провокацию. Во-первых, добросовестный
журналист должен был указать, что канонизировали меня как раз по
инициативе о. Глеба Якунина, хорошо это или плохо. Во-вторых, ну
какая провокация? Что за советский язык? На что провоцируют, кого
провоцируют? Церковное начальство будет недовольно? Так что, всем
лечь головой к эпицентру, руки под живот и замереть до отбоя? Конечно,
затея с канонизацией о. Александра глупая, так это и называйте,
но при этом из объективности надо добавить, что канонизация Николая
Второго, в которой митр. Ювеналий сыграл не последнюю роль - тоже
глупость, а к тому же еще и трусость.
К годовщине Меня: Кабанова Ольга. Жить по завету. - Известия. -
2000 г. - 9 сент. - С. 7. "Конечно, он не был единственным. И тогда
были очень хорошие - глубокие, искренние, умные, по-настоящему заботящиеся
о своей астве священники. Но отец Александр обладал огромным, уникальынм
апостольским даром. Его внешняя красота, чудесный голос, ум, образованность,
воспитанность, проницательность, умение говорить с совершенно разношерстной
аудиторией так, чтобы было задето сердце каждого, - все эти качестве
были даны ему ради того, чтобы приводить к людей к вере". Очень
женский и до святости искренний взгляд: перечень качеств начинается
с внешней красоты. И это очень верно, и это, боюсь, и есть главная
причина ненависти к отцу Александру многих других "отцов" - мужская
зависть к мужской красоте, самое разрушительное явление в мире.
По всем газетам прошла публикация совершенно одинаковых статей
о том, что чекисты установили, кто взорвал дома в Москве год назад
- не о том, что суд установил, а о том, что заявляют чекисты. И
только в "Новых Известиях" статья Валерия Якова (9.9.2000) резко
скептическая: чекисты устроили пресс-конференцию только для тех
журналистов, которые на задают провокационных вопросов, "а лишь
добросовестно ретранслировали в мир отчет ФСБ". "Как говаривали
в Одессе, "вы будете смеяться", но среди 63 подозреваемых нет ни
одного чеченца". ... "Нас убеждают, что арестованные исполнители
теракта в Буйнакске дали признательные показания, государственный
канал не устает показывать главного буйнакского террориста, однако
он умудряется даже во время этой специально организованной съемки
заявить, что невиновен. ... директор ФСБ и секретарь Совета безопасности
Путин, чьи подчиненные прозевали не только подготовку теракта, не
только тонны взрывчатки, но и организацию нападения на Дагестан,
в конечном счете становится премьером, преемником и, наконец, президентом
... рапорт ФСБ ... так и остается всего лишь рапортм. Детективной
версией для отвлечения внимания, легендой прикрытия для последующей
бойни мирного населения в Чечне".
Алексей Пушков (Вечерняя Москва, 8.9.2000) критикует цинизм в отношении
к трагедии "Курска" и ставит нам в пример: когда в США взорвался
"Челленджер", "престарелый Рональд Рейган так сказал тогда о погибших,
что рыдала вся Америка. Рыдала, но и гордилась. А чувство гордости
было от уверенности в принадлежности к великой стране. Все почувствовали
- гибель космонавтов не была напрасной, она обожгла сердца, но и
сплотила их в горе". Гм! Но если бы "Челленджер" был военным кораблем,
реакция была бы другая. Рыдали не потому, что Рейган "завел", а
потому что нормальные люди. Было чувство гордости? Не знаю, но если
и было, то напрасно, как и всякая гордость. Сплотились? Но не перестали
быть индивидуалистами. А у нас коллективизм - и потому невозможность
сплотиться. Вообще примечательна надежда на слезы, тогда как сплачивание
через слезы достаточно ненадежно, как и всякое сплачивание на страдании.
Не случайно все-таки Церковь стоит не на постоянном переживании
Голгофы (впрочем, и не на постоянном переживании Воскресения), а
на воспоминании Последней Вечери.
Алдр. Голубенко (Известия, 9.9.2000): продавец компьютерной техники
из Ростова-на-Дону вспоминает, как было приятно, когда его называла
на "вы" учительница (единственная из многих), и он старался на ее
уроках. Когда к нему покупатели - "молодые люди с мелированными
волосаи обращаются ко мне ... на "ты", а то и вовсе начинают увлекательный
процесс общения с малопонятного "Слышь!", мне как -то не очень хочется
поправлять галстуки. А вот когда малолетние владельцы широченных
брезентовых штанов и пейджеров говорят мне "вы" ... хочется уделить
им максимум внимания и разговаривать с ними не как с обычными покупателями,
а как с родными и близкими людьми. Что я и делаю". Примечательно,
что из всего западного прочнее всего запало в русскую душу "вы",
родившееся на излете Римской империи, когда там был институт соправительства.
Может, из-за постоянного ощущения внутренней раздвоенности между
миром свободы и миром рабства? Впрочем, иногда "вы" - оскорбление,
когда, например, я его слышу от друга. Обращение тут маркирует переход
из одной категории в другую. В обществе открытом, без жесткого подразделения
на отсеки, ликвидировано различие в обращениях, сведены до минимума
всякие "ваше превосходительства" и пр., они воспринимаются архаично.
И можно было бы подумать, что "тыканье", столь привычное для российских
интернетчиков -- показатель вестернизации. Но на Западе-то из "ты"
и "вы" уцелело именно "вы". Все друг другу "выкают", даже муж с
женой. Поэтому "вы" и не имеет никаких подтекстов. А у нас "ты"
грозит выжить "вы". Это слегка, скажем прямо, противоположное.
"Труд", 9.9.2000 - открытое письмо Березовскому руководителей разных
общественных объединений - Российский союз офицеров запаса, Всероссийское
общество инвалидов, совет ветеранов Федеральной службы безопасности,
Всероссийское общество слепых и пр. Мол, Вы решили отдать свои акции
журналистам, но "журналисты -- ... наиболее зависимая от чужиз мнений
и денег часть общесва". Перейдайте акции нам, тем более, что среди
нас тоже "огромное количество творческой интеллигенции". "Мы предлагаем
вам распорядиться своей частью акций в пользу наших всероссийских
(мы подчеркиваем) организаций. ... Мы сможем разумно распорядиться
акциями ОРТ и извлечь из них максимум полезного не только для нас,
но и для всей страны". Заметьте: вместе со слепыми - офицеры запаса,
с инвалидами - ветераны-чекисты, еще бериевские партайгеноссе.
Президент обещал с 1 августа повысить пенсии всем пенсионерам.
Но прибавку в 3,5 доллара (125 рублей) получат по указу 10.7.2000
№1272 лишь 30% пенсионеров, те, кто зарабатывал больше, чем среднестастический
гражданин России. Работающие пенсионеры вообще не получают прибавку
- Мария Кактурская, Аргументы и факты, №36, с. 11. Указ повысил
предельный размер соответствия среднемесячного заработка пенсионера
к средней зарплате по стране с 0,8 до 0,95. Надо ли напоминать,
что у номенклатуры никаких потолков нет, и им пенсия платится по
принципу "все равны, но некоторые равнее". Понятно теперь и то,
почему с такой охотой огромную часть зарплаты выплачивают натурой
- медобслуживанием, льготами по квартплате и т.д. Это все уменьшает
"среднюю зарплату" в стране. А теперь, по справедливости, ясно как
надо - не сваливать все в один котел, а считать реально, кто сколько
заработал себе на пенсию. А если по-христиански - как? Мне нравятся
мои единоверцы, которые вообще отказываются от пенсий как дела неправедного;
это ведь либо лотерея (все сложились, кто не помер - получает больше
умерших за их счет), либо ростовщичество (вложил деньги и получаешь
проценты с акций). Ну, последнее - не наша проблема. А вот что и
большевизм и постбольшевизм все больше эксплуатируют элемент случайного
в жизни, это правда.
Полный перевод интервью Путина Ларри Кингу (http://echo.msk.ru/news/?2000-09-09,46492),
в т.ч. вопрос: "КИНГ: Вы верите в высшие силы? ПУТИН: Я верю в человека.
Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того,
чтобы творить добро. И если мы будем это делать, будем все вместе,
то нас ждет успех" (обратный перевод с английского, но я слышал
этот отрывок по телевизору, он так и звучал). Т.е. Путин - ушел
от ответа. Либо он неверующий, либо он постыдился засвидетельствовать
свою веру. Вопрос ведь был задан сразу после рассказа Путина о крестике,
который он носит и который "чудом" уцелел во время пожара (все время
был на шее у Путина). "Веру нельзя выставлять напоказ. Что касается
креста. то я его раньше никогда не носил. Мне его дала моя мама.
Когда я был в Израиле (я был там два раза)". Все это - до пожар
на питерской даче, т.е. до президентства.
В Иностранке прошла конференция памяти Меня. Меня не позвали -
я позволил себе печатно возмутиться тем, что в библиотеке этой берут
рубль за гардероб, тогда как ни в Историчке, ни в Ленинке (не говоря
уже о западных библиотеках) такого нет. Запрещают включать переносной
компьютер в сеть. И вот во время конференции, оказывается, устроили
"презентацию" нового издания книги Кона
о "Протоколах сионских мудрецов". Не позвали не только меня,
переводившего эту книгу для самиздата, не позвали и бедного Сергея
Бычкова, который книгу издал в начале 1990-х, поставив свое
имя в качестве переводчика. Директор библиотеки любит подчеркивать,
что она защищает нормы цивилизованного поведения... Речь, видимо,
идет о российской цивилизации. В этой цивилизации все ворчат, что
плохо живут, что вокруг безобразия, кошмар - но при этом стоит кого-нибудь
указать в качестве одного из источников кошмара, сразу призывают
к смирению, терпению и ласке. Что ж удивляться, что кошмар все кошмарнее
- если дворника прогонять с улицы, грязи будет все больше.
В оправдание ее мне говорили сегодня, что благодаря конференциям
Иностранки на Западе многие узнали о Мене. Надо твердо сказать,
что никакая "раскрутка" отцу Александру не нужна. Все мероприятия,
связанные с Менем, выгодны только тем, кто эти мероприятия организует
- выгодны не обязательно финансово (хотя Иностранка, уверен, ничего
себе в убыток не сделает, но есть и другие, настоящие энтузиасты).
Большее от меньшего не благословляется -- говоря о Мене, мы (и я,
конечно) греемся в его тепле. На Западе он приобретает известность
благодаря своим книгам. Были бы плохие книги - никакие бы конференции
не помогли. Едут на конференции потому, что полюбили Меня, а не
любят Меня, потому что побывали на конференции.
Алдр. Захаров из Икши (Русская мысль, 7.9.2000, с. 11) рассказывает,
как на селе номенклатура отказывается выполнять закон, например,
попустительствует тем, кто захватывает государственную землю - по
знакомству, конечно. В Дмитрове суд установил, что одна из сторон
процесса незаконно прирезала к своему участку две сотки государственной
земли. Суд не возбудил уголовного дела, налогов не потребовал, землю
не отобрал. Землю суд именовал "запользованной" (по аналогии с задействованной?).
Идея "пользы", лежащая в основе коммунизма глубоко - лет триста
уже прошло с момента ее возникновения - вдруг дала о себе знать.
И если апостол Павел говорил, что ему все можно, но не все полезно,
то после коммунизма полезнее напоминать, что не все полезное - можно.
Алдр. Эткинд (Русская мысль, 7.9.2000, с. 15) - за постмодернизм,
который определяет не как "дефекация Сорокина", а: "В рамках культуры
модернизма люди считают, что они могут переделать все, в том числе
свою собственную природу. А постмодернизм избавляется от этой иллюзии,
признает власть природы, почвы, но включает это в разные эклектические
комбинации, фантазии". Модернизм строил системы, постмодерн нет. "Система
есть вера в единственно правильную идею, которую надо осуществить
во всем, от психологии до системы общественного питания. Мы отказались
от этого и ничего не потеряли, но очень многое приобрели". Гм! Такой
постмодернизм был бы симпатичен, как и всякая борьба с редукционизмом
и агрессивным прогрессизмом, но постмодерн как раз есть редукция всего
и вся к апофатике, а это уже - тоже не радость.
Алдр. Верховской (Русская мысль, 7.9.2000) статья о социальной концепци РПЦ, принятой
на соборе. Грустно: похоже, НГ-религии оккупируют "Русскую мысль". Верховской
заявляет, что "НГ-религии" занимает "принципиально нейтральную позицию", тогда
как М.Шевченко, редактор
религиозного отдела в "Независимой" довольно правый персонаж, антизападнический,
милитаристский, хотя любит пофрондировать и изобразить объективность и независимость
от духовенства (не настолько, чтобы печатать меня или даже людей, не столь радикальных,
как я). Верховской далее: "Отклик на "Основы..." ... оказался либо положительным,
либо нейтральным, если исключить тех журналистов, которые рассматривали этот документ
в отрыве от общеизвестных нравственных и мировоззренческих основ Русской Православной
Церкви". Что сей со значит? Кто конкретно? Пока мне известен один-единственный
отрицательный отзыв о несчастной концепции -- мой собственный, опубликованный
в двух газетах (полный текст тут). Означает ли это,
что я "рассматриваю документ в отрыве от основ РПЦ"? Как это возможно? Да хоть
бы и не обо мне речь - все равно слова расставлены так, что смысла в них нет.
Целая полоса исписана - а о чем, о ком?... Это, видимо, и называется "нейтралитет".
Пора переименовывать премудрого пескаря в пескаря принципиально нейтрального.
То все газеты воспевали миллионера Аликперова, теперь "Московские
новости" дают полторы полосы перепечатки (!) интервью с ним из книги
И.Свинаренко (для газеты дать перепечатку - неслыханно, тем более,
из книги, но, видимо, восторг перед миллинером сильнее журналистской
этики). Мих. Фридман, глава "Альфа-банка" (кстати, а кто тогда такой
Петр Авен?): "Я понял: все, что не убивает меня, делает меня сильнее".
По-американски, неплохо. По-христиански, правда, все наоборот: что
убивает меня, делает меня сильнее. Скромный миллионер, рассказывает,
что общается с подружками жены, простыми людьми. Правда, в другом
месте интервью объясняет, что жена уже более двух лет живет в Париже
безвылазно, как и дети. Скромный Фридман: мои дети совершенно обычные,
"каждое утро они, как нормальные дети, садятся в школьный автобус...."
Что нормальные дети не садятся в школьный автобус, а идут ножками
или давятся в лужковском консерве, он, очевидно, уже забыл. И если
интервью с Аликперовым, описывающие его благотворительность, увенчивались
восторгом перед тем, как Аликперов не любит расписывать свою благотворительность,
то интервью с Фридманам увенчано его заявлением, что он не любит
мелькать в газетах, "у меня совершенно нет потребности с кем-то
делиться ... Мне дикий кайф доставляет ощущение, что я один...".
Честертон, кажется, называл это ересью миллионаризма. Щенячий, позорный
восторг перед богачом, перед тем, что он "такой же как мы и мы",
только с миллионом. Разумеется, ни слова о том, что же сделал
Фридман, что же такое прокредитовал "Альфа-банк". Богат - значит
честен и хорош.
Из жизни объезжающих: Ив. Владимиров (Известия, 12.9.2000) дает
отпор газете "Сегодня": опубликовали компромат на премьера Мих.
Касьянова. "Оставим пока в стороне фактическую сторону сюжета -
это отдельная тема. И зададимся другим вопросом: почему первый удар
по Касьянову был нанесен медиа-империей Владимира Гусинского?".
И не думайте, что где-нибудь в конце статьи автор переход к фактической
стороне дела. Ему бы у Пилата работать. "Оставим пока в стороне
фактическую сторону сюжета - это отдельная тема. И зададимся другим
вопросм: почему первый удар по Пилату был нанесен последователями
Христа?" Гусинский, конечно, не Христос, Касьянов не Пилат, а вот
лакеи - они всегда одного размера. Нулевого. Чем и отличаются от
рабов Божиих, среди которых нет двух одинакового калибра.
Георгий Целмс (Новые Известия, 13.9.2000): защищает от травли судью
Серг.Пашина, упоминая, что именно Пашин, работая в Кремле, стал
вводить суд присяжных (а что ж недовел?) и добился придания судьям
статуса несменяемых. Эге, значит, он теперь пожинает, что посеял:
создал среду, в которой совок звереет от безнаказанности, и его
порождения теперь желают создателя отблагодарить в присущей им манере.
Пример нашего судейства: председатель Квалификационной коллегии
судй Москвы И.Н,Куприянова приказала арестовать и посадить четверых
человек за "неуважение к суду", когда они в канцелярии суда пытались
получить материалы своих дел. Не забыть: выяснить, как на Западе
добиваются баланса между независимостью судьи и его уважением к
окружающим и к праву.
Павел Басинский (Литературная газета, 13.9.2000): Сорос перестал
финансировать подписку библиотек на толстые журналы. Закрылась в
Саратове "Волга", Басинский взывает к губернатору: "Вы... совсем
неумный, что ли?" В смысле - дайте журналистам денег. "Зачем англичанам
корлева, шотландцам юбки, французам - сыр, американцам - свобода,
австралийцам - кенгуру? И пусть, подумав и посовещавшись, они позволят
нам, русским, оплачивать наш маленький национальный каприз - наши
толсые литературные журналы". Гм!!! Шотландец сам платит за свою
юбку, француз сам платит за свой сыр. Почему за толстый журнал должен
платить не я, а мое правительство? В конце статьи Басинский признает,
что журналы помирают, потому что их не читают. Плохо пишут! И это
святая правда. Наши журналы давно затонули как "Курск", только духовное
утопление не так заметно. Интеллектуал, а логика беспризорника:
"Дядя, ты меня любишь? Тогда дай пять рублей!"
Отключить больницу, вызвав смерть новорожденного - это пожалуйста.
А стратегические войска не отключают - им отключили столовую, так
и то военные силой заставили включить свет обратно (Сегодня, 13.9.2000).
Молодцы против овец. Вице-премьер Христенко отметил, что праительство
закладывает в бюджет недостаточно средств ля расчета с энергетиками.
Но с Христенко Чубайс бороться не будет.
"НГ-религии", 13.9.2000. Статья Шевченко, критикует уже откомментированные
мною туманные ответы Путина о том, что он верит в человека (кстати,
прямо Путин не сказал, что не верит в Бога). Шевченко бранит Путина
(хорошо работать на Березовского, можно и правду сказать!) и, главное,
"либеральные СМИ", которые рассуждают о несуществующих "духовниках
президента". Имеется в виду "Моск. комсомолец", заявивший, что Тихон
Шевкунов - духовник Путина. Но, между прочим, МК - не либеральная
газета, а Шевкунов пойдет к Путину в духовники, даже если тот заявит,
что поклоняется сатане. Власть штука сладкая. А о чем же масон и
глобалист Путин (в этом его обвиняет Шевченко) говорил сорок минут
с о. Иоанном Крестьянкиным?
Василенко Леонид. За что ненавидят отца Александра Меня. - НГ-религии.
- 13 сент. 2000 г. - С. 6. В конце: отец Александр якобы не сумел
осуществить задуманного. "Община не получилась. Интеллигентская
тусовка, замешенная на религиозном индивидуализме, часто брала свое
... не сформировалось ядро общины, группа активных прихожан, глубоко
преданных друг другу, о. Александру и Церкви, которая бы задавала
основной тон". Не думаю, что о. Александр хотел создать ядро, которые
бы были глубоко преданны друг другу. Да было такое ядро - и было
оно очень противным. Вот это и есть тусовка. И синод РПЦ - тусовка,
и православные общины, где вокруг духовника сплоченная группа приближенных
к телу - тусовка. Таких довольно много, и держаться от них надо
подальше, не покидая, конечн, Церкви. Это не очень трудно. Конечно,
нет способа отличить христианский персонализм от индивидуализма.
Но вот простой критерий: сам Василенко был предан собратьям по приходу?
был готов пожертвовать своей убежденностью в правоте, что с ними
соработничать? Только на таком уровне можно размышлять христианину
- о себе, не о других. По моим наблюдениям, ученики Меня в целом
живут достаточно дружно, умеют контактировать друг с другом и с
окружающими, а проблемы их - в основном от того, что нормальные
люди терпеливо живут в ненормальной, испорченной властолюбием, трусостью
и невежеством среде Московской Патриархии. Цена ласково-мирным отношениям,
которые демонстрируются в черносотенных приходах - примерно такая
же, как цена черным юбкам и платкам в горошек. Пятак в базарный
день. Завидовать тут нечему. Самые ласковые, дружелюбные, преданные
друг другу отношения в развращенной революцией стране были в самых
омерзительных местах типа райкома или Чеки. Не преданность, а вера,
высшая добродетель, и часто дружба и преданность - последнее прибежище
негодяев.
Из интернетного "Правосл. обозрения", №56, ред. Алдр. Иванов.
http://beseda.mscom.ru - информация, которой надо бы стыдиться,
которую надо бы прятать, а ею хвастают. Грех тоже эволюционирует:
когда-то съесть ближнего было подвигом благочестия, сейчас это маскируют
техникой. Православизация, о которой свидетельствуют факты ниже
(и которую следует отличать от клерикализации) сейчас не прячется
- выпячивается. Платить, разумеется, за нее христиане будут - но
не мы, а наши единоверцы, которые еще родились, и которым в ответ
на "Христос воскрес!" будут отвечать: "Оно, конечно, может и так,
но это еще не повод сосать государственную казну и давить несогласных
с тобой". И тогда мы начнем сосать и давить потихонечку, без сообщения
на весь мир.
Санкт-Петербург, 31 августа. Строительство храма во имя святого
архистратига Михаила, возводимого в поселке Токсово Ленинградской
области посетил сегодня губернатор области Валерий Сердюков. По
его словам, "все зависящее от светских властей строители получат".
Храм будет взят на попечение Ленинградским военным округом, как
Никольский морской собор в Санкт- Петербурге Ленинградской военно-морской
базой. Работы идут полным ходом, выложена значительная часть кирпичной
кладки, в сентябре будут установлены купола. Помощь в возведении
святыни оказывают "Ленинградский Металлический завод", предприятие
"Метис", Балтийская строительная компания. ИТАР-ТАСС / Православие
2000
Калуга, 6 сентября 2000 г. (Regions.ru): Департамент образования
и науки Калужской области распространил по районам методические
рекомендации для директоров школ "О предупреждении внедрения нетрадиционных
религиозных объединений и культов деструктивной направленности в
учебные заведения". Пособие подготовлено Калужским центром социальной
реабилитации жертв тоталитарных сект. Многие руководители учебных
заведений области не видят ничего дурного в том, чтобы сдавать помещения
школ разным экзотическим культовым организациям, которые стремятся
быть поближе к детям.
Санкт-Петербург, 6 сентября 2000 г. (Корр. ИТАР-ТАСС Елена Югина):
Городской суд Санкт-Петербурга признал незаконным показ на уроках
валеологии голландского мультфильма "Что со мной происходит?". Как
сообщил сегодня корр. ИТАР-ТАСС адвокат Юрий Новолодский, беспрецедентное
для российской юриспруденции разбирательство длилось два года и
завершилось удовлетворением частного иска Любови Качесовой, мамы
учащейся 493 школы Кировского района. Она сочла фильм "развращающим,
пошлым и циничным пособием по онанизму". По мнению привлеченных
судом экспертов, демонстрация фильма нанесла духовный и физический
ущерб детям. ...В качестве представителя истца в суде выступил священник
Владимир Рождественский, заявивший о недопустимости подобных программ
в российском образовании, как не соответствующих православной традиции.
("Соборность")
Ольга Романова (Известия, 14.9.2000): в понедельник 11-го Путин
в Кремле распорядился закончить уборку урожая к 1 октября и сказал:
"На данный момент убрано 72 процента урожая, и это больше, чем за
1999 год в целом". Романова: "Из чего можно сделать вывод, что в
прошлом году не убрали и семидесяти процентов". "Нынешний урожай
- первый в карьере Путина как президента. Жаль, что начинает он
его с битвы и спускает сверху, из Кремля, сроки уборочной - вместо
того чтобы озаботиться созданием экономических механизмов, работающих
так, чтобы выращивать и собирать урожай было выгодно. ... Трудно
себе представить Клинтона ... или хоть венесуэльского президента
Уго Чавеса издающими декреты о сроках посевной или уборочной".
В Иркутск на освящение костела прилетел кардинал Казимир Свентек,
1914 г.р. Он уже был в Сибири: его посадили в 1944, освободили в
1954. В лагере звали фашистом и польской сволочью. Валил сосны и
кедры. Его из Воркуты еще и дальше сослали за служение мессы - в
тундру. "Сегодня мне задали вопрос: "Когда, в какой момент вы простили
их?" Я пришел в недоумение. Ведь когда мне, бывало, ствол нагана
приставляли к виску, я уже тогда им все прощал. ... Я позволил себе
заплакать только сегодня. Тогда - нет. Когда приговор был вынесен,
я им прямо сказал: "Вы со мной все можете сделать. Довести меня
не знаю до какого состояния. Но вы никогда не увидите, чтобы я встал
перед вами на колени и заплакал". Выдержал. А сегодня - не выдержал,
заплакал. Заплакать - все равно, что выразить солидарность со всеми
людьми, которые лежат в этой земле ... выразить солидарность и одновременно
благодарность за их жертвы". Без этих жертв был бы сейчас всюду
ад коммунизма. Гм! Коммунизм рухнул из-за собственной лживости.
Жертвы были бесполезны, скажем прямо. Кстати, они ничему не учат:
в Польше коммунизм рухнул, а у нас, где жертв было куда больше -
спокойно продолжается, как и в Китае. Только слегка мутировал.
Верховный суд признал невиновным Александра Никитина. Тем не менее,
и прокуратура, и чекисты продолжают настаивать на том, что Никитин
- шпион. Действительно, за прошедшие с момента привлечения Никита
к суду четыре года расширен список материалов, представляющих гостайну
- и в этот список те материалы, которые он использовал, помещены.
Признали его невиновным, говорят, поскольку неловко стало перед
норвежцами - они помогли с "Курском", а мы их в шпионаже обвиняем.
Конечно, говорить о полном оправдании можно будет лишь после того,
как осудят тех, кто потратил четыре года на преследование невиновного
человека. Но ведь наш президент - один из тех, кто руководил травлей
Никитина.
В доктрине информационной безопасности, утвержденной президентом
9.9.2000, есть слова о необходимости "контрпропагандистской деятельности,
направленной на предотращение негативных последствий распространения
дезинформации о внутренней политике России". В коллекцию новояза:
это - замена слову "ложь". Можно лгать, и лгать с упреждением, чтобы
выставить начальство в хорошем свете. Главное - сделать так, что
право определять, где информация, а где дезинформация, оставалось
у себя, любимого народом начальника. Это - сделали, подписав эту
доктрину.
Перейти к следующему обзору
|