Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

Со 2 по 8 сентября 2000 г. и ранее

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2000 год

 

Дорогие друзья, счетчик показывает, что в субботу и воскресенье сюда заглядывает меньше людей, а  я должен именно в субботу отправить в архив полный обзор новостей за предыдущую неделю, так что "понедельничным" советую глянуть и туда на текст предыдущего обзора.
 

Иностранные новости

Американцы потребовали от делегатов Северной Кореи, летевший в Нью-Йорк на саммит, снять пиджаки и разуться (если не больше) - обошлись с ними, как с подозреваемыми в терроризме. Те обиделись и повернули назад. Представитель Белого Дома Джо Локхарт выразил сожаление в связи с "заблуждением проверяющих в отношении статуса дипломатов" (Сегодня, 7.9.2000). Все бы ничего, да в тот же день на въезде в Пентагон защитный механизм случайно протаранил машину немецкого министра обороны, так что тот получил травму (в той же газете). Алдр. Зорин (Новые Известия, 7.9.2000): "В принципе северокорейцев можно понять: если бы одежку предложили сбросить, скажем, Герхарду Шредеру, полетел бы он за океан?" Ох, американцы не первые хорошие люди, которые не задумываются о будущем (потому что не век же им быть сверхдержавой) и которые тем активнее играют в политкорректность, что сердцем потребности в ней отнюдь не чувствуют. Оно, конечно, северокорейцы с американцами при удобном случае не то бы сделали, но к ним и претензий нет -- коммунисты. Впрочем, и американское Царство Кесаря - все-таки ЦК, пусть и в самом лучшем смысле. То же самопупие, что и у нас - убежденной, что Бог занят преимущественно тобой, и что ты есть посредник между Богом  остальным человечеством.

К нам приехал ревизор - во Владивосток министр энергетики США. С 1994 г. США платят нам миллионы на поддержание ядерной безопасности (хранение плутония и пр.). "Согласно докладу генерального инспектора Фрейдмана, в ряду случаев было даже невозможно узнать, на что были потрачены деньги и-за ограниченного доступа западных экспертов на российские объекты. А существенные суммы из американской помощи ... пошли на выплату налогов на территории РФ" (Новые известия, 1.9.2000, с. 7). 


Один из коммунистических бонз Китая Ли Пэн вместо двух дней провел в Литве два часа -- скандал: обиделся, что в Литве идет Международный общественный трибунал, судящий коммунистов, учрежден в июне 2000 г. в Вильнюсе на конгрессе "Оценка преступлений коммунизма". В Литве от единомышленником Ли Пэна погибло ок. 780 тыс. человек. А пишущий об этом Георгий Ильин (Известия, 6.9.2000) очень вежлив: мол, китайскую компартию "правозащитники обвиняют в подавлении свобод граждан". Удобная формула: мол, мое дело сторона. А если не будет правозащитников, то вообще все хорошо? Вот на это и рассчитывают конфуцианцы от коммунизма, истребляя идейных противников. Так вежливость Ильина оборачивается пулей в лоб ком-то за тридевять земель. А надо не ссылаться на тех, кому угрожает смерть, а писать просто: в Китае коммунисты режут людей. Или страшно? Что до коммунистов, то они, конечно, предпочитают разбить зеркало. Впрочем, так иногда и у меня с Библией - боишься взять в руки, потому Евангелие есть зеркало, в котором сперва видишь собственный грех, а уж потом, и не всегда, Бога.

Буш-младший, выступая в Чикаго в День труда, решил, что микрофон отключен и сказал Чейни: вон стоит журналист Нью-Йорк Таймс Адам Клаймер, major-league asshole. Что и было оглашено сотней микрофоной, прокручено по ТВ и т.п. Милая реакция Клаймера: заявил, что он "весьма разочарован лексиконом господина Буша" (Известия, 6.9.2000). Надо поупражняться: я весьма разочарован... не "они сволочи", а я весьма разочарован... не" казнокрад он", а я весьма разочарован... О! получается!! Наверное, это в юности, когда вдруг открываешь широкий мир взрослых, сразу, одним глотком его выпиваешь, им очаровываешься, а потом всю жизнь разочаровываешься. Может, лучше как древние римляне - пощекотать в горле, извергнуть все это очарование и дальше уже жить в более трезвом виде? Вообще, чему Богу отказаться нельзя - Он не разговаривают в выключенный микрофон, режет нам все, что думает о нас - см. Ветхий Завет.

2.9.2000 The Moscow Times пишет о троих англичанах. Игру устроили: завязали глаза, закрыли уши, чтобы не знали, куда попадут (вспоминается Грин), доставили сперва в Архангельск - тут сняли повязки на мгновение опознания таможней, которая была так любезна, что одела обычный пиджак, дабы не опознали страну. И на вертолете - на Анзер. У каждого по три сотни долларов, должны как можно скорее добраться с ними до Лондона. И таких групп три. Смешно: лодка-то на Анзере одна. С острова они уже выбрались. И наша пресса: из Омска вышли две женщины с детьми, пешком в Москву, к Путину, чтобы пособия заплатил. Одна еще троих оставила дома. Разница не та, что англичане с жиру бесятся, а русские с голоду. Как ни смешно, англичане свой интерес блюдут и ближнего не угнетают, а наши дамы, скорее всего, выполняют чье-то поручение, вероятно, за деньги, и поручение политическое. Если же это по своей воле - то надо сажать (а) за оставление дома детей без присмотру; (б) за взятие в дорогу детей, для ношения по шпалам не переделенных. Политические цыганки. 

Правительственные "Известия" (23.8.2000) бранят Константинопольского патриарха и украинских автокефалистов, предупреждая: "В разгар "газовой войны" Украине совершенно не нужен еще один повод для конфронтации с Россией". Новый аргумент в канонических спорах -- перекрытие газа. А митр. Одесский Агафангел ("НГ-религии", 23.8.2000) вещает от имени всего народа: "Народ на Украине выступает против всякой автономии, не говоря уже об автокефалии". А кто же мутит воду? Ненарод? Антинарод? Самое, конечно, комическое - поношение Константинопольского патриарха за то, что он "объявил территорию Украины своей канонической территорией". Надо напомнить, что все-таки территория Украины несколько раньше была крещена, чем территория Москвы. Когда Русь приняла крещение в 988 г. она и стала канонической территорией Константинополя. Когда в конце 16-го века Константинополь дал нам автокефалию, Украина в состав Московского государства не входила. Когда мы Украина присоединили, это был вооруженный захват. Величать при этом Московскую Патриархию "Матерью-Церковью" Украинской -- означает терять чувство меры. Что характерно для кабинетных работников, к которым жизнь поступает в виде прямоугольных белых блинов, на которых можно начертать что угодно. Чем церковный национализм плох? Как и всякий национализм - плох не тем, что склонен к самоизоляции, а тем, что как раз хочет всех под себя подгрести. А надо собой заняться, тогда появляется шанс, что и других Господь спасет. 

Нервические сообщения по телевизору: талибы завоевали какой-то город на севере Афганистане, подходят к бывшим границам СССР, которые по-прежнему охраняют наши пограничники (при этом у нас визовой режим с теми же странами, которые защищают наши пограничники, т.е. двойной кордон). Пишут об этом так, словно завтра талибы войдут в Рязань. Юр.Тыссовский. "Серые зоны" вокруг России. - Век. - 1.9.2000. Рубрика "Заговор": "Сейчас на Западе и в ряде наших СМИ идет целенаправленная кампания с целью убедить россиян в том, что они живут в ублюдочном, саморазлагющемся государстве, неспособном к возрождению. События в Чечне и Центральноазиатском регионе - вещественный вклад в такую пропаганду, поскольку нестабильность по периметру российских границ действительно служит эрозии нашей государственности. Вот почему совместный и эффективный отпор агрессии исламизма вырастает в первоочередную задачу". Гл. ред. газеты - Алдр. Колодный (кем приходится известному советскому журналисту Льву К.?). 

Про исламизм - на с. 4, а на с. 10 - сообщение ИТАР-ТАСС: "служба безопасности Российского ядерного федерального центра в Сарове обеспокоена тем, что среди его сотрудников появились кришнаиты и иеговисты". Тут же заметка А.Дворкина: ради свободы совести надо ограничить деятельность тоталитарных сект, к каковым он относит мормонов ("руководители компании "Вимм-Билль-Данн" связаны с мормонами"). О том, что во Франции осенью будут голосовать антисектантский закон. И рядом - интервью с митр. Солнечногорским Сергием: "Свободой совести любой из нас может воспользоваться в полной мере. Что это означает? У нас пока все зиждется на православных корнях - история, культура, политика. И поэтому каждому человеку, пусть даже неверующему, нужно ознакомиться с православием, чтобы как-то понимать и предтавлять, в какой стране он живет. Является ли он историческим наследником своей страны или предпочитает быть космополитом, гражданином Вселенной". То есть, неправославный -- значит космополит, сектант, отношения к России, ее истории, культуре, политике не имеет. Воспользовался свободой совести? Выбрал космополитизм? А теперь - свободен и не лезь, куда не имеешь права. Договорились... 

После этого с особым чувствоем читается статья Татьяны Батеевой ("Известия", 1.9.2000): в нашу школу идут недоигравшие дети, их энцефалограммы показывают, что они на 3-4 уроке переходят в состояние сна, "вегетативная нервная система переходит на режим выживания". Ослабленные взрослые рождают ослабленных детей, от гиподинамии тупеют. "В утешение специалисты говорят, что по мере взросления доля незрелых детей каждый год сокращается на 10%. К 13-14 годам мозг большинства созревает, достигает физиологической нормы. Если нет - это беда, потому что на незрелое мышление, на неспособность осмыслить свои поступки и делать выводы наладывается половое созревание. Чем это чревато - ясно без слов". Конечно, это, к примеру, чревато безбрачным епископом Арсением, который в каждом неправославном видит космополита. Он похож на описанную автором восьмилетнюю Дашу, которая "панически боится опоздать в школу. Будит маму и встает за два часа до занятий, а потом 45 минут ждет перед закрытыми дверями. Уговаривать девочку, объяснять ей нелепость ее поведения бесполезно -- это проблема не для психолога, а для специалиста, который поможет снизить напряжение вегетативной нервной системы". Кто бы снизил владыке Арсению напряжение? 



1.9.2000, в пятницу, католич. агентство Адиста сообщило, что кардинал Ратцингер (папский Суслов) издал документ, в котором написано, помимо прочего: " Всегда должно быть ясно, что единая, святая, вселенская ("католическая") и апостольская церковь является не сестрой, а матерью остальных церквей". Со времен Второго Ватикана среди католиков стало хорошим тоном говорить о православных, скажем, церквах как о сестрах. Ратцингер намерен, видимо, положить этому конец. То есть, все сестры, но одна из них одновременно мать. А в воскресенье 3.9.2000 Папа беатифицировал Иоанна XXIII, "доброго папу", созвавшего Второй Ватиканский собор и одновременно -- чтобы "уравновесить" -- Пия IX. В результате накануне, в субботу иудеи провели демонстрацию против беатификации Пия IX, который считается одним из величайших антисемитов среди пап, величайшим противником свободы совести. Пий IX созвал Первый Ватиканский собор (1870 год), Иоанн XXIII - Второй (1961). Этой Пий однажды назвал евреев "собаками". Когда одна благочестивая католичка, служившая у иудеев, тайком окрестила их шестимесячного мальчика и донесла об этом, папская полиция (дело было в Болонье, 23 июня 1858 г., тогда и Болонья, и Рим входили в "папскую вотчину") силой забрала ребенка у родителей. Это и в 1858 году воспринималось как варварство (справедливости ради, заметим, что сегодня в России вполне можно отобрать у матери ребенка, если мать баптистка; прецеденты были, в ближнем Подмосковье). Видимо, рассчитывают "уравновесить" причисление к лику блаженных бесспорно свободолюбивого Папы Иоанна. Но, пожалуй, равновесия не выйдет, для равновесия надо было бы еще канонизировать парочку из тех пап Возрождения, которые прославились отравления, развратом и полководческими амбициями. Один святой стоит не одного, а миллиона грешников по той же причине, по которой один гвоздь весит больше, чем одна блоха. 
 

Российские новости

Владислав Корнейчук (Литературная газета, 6.9.2000): от имени тех, кто родился в 1970 г. - "мы первая российская генерация ... после 1917 года, ставшая поколением индивидуалистов, людей, заведших себе роскошь иметь собственное мнение". Гм! Иметь собственное мнение - не роскошь, а минимум, необходимый для бытия сапиенсом. Критикует тех, кто берется представлять его поколение: "Может, киноактер и киносценарист Иван Охлобыстин -- герой моего поколения? ... Да-да, тот самый благочестивый шустряк, который то и дело заявляет, что он-де "культовая фигура в пределах Садового кольца". Считает свое поколение трагическим. Мыслить поколениями не для осмысления макропроцессов, а для осмысления своей жизни - дело гибельное, все равно что сверить зубы отобойным молотком. 

Бахтеяр Ахмедханов из Чечни (Общая газета, 7.9.2000) описывает зверства российских войск: 76-летнего Адама Мамацева из Урус-Мартана два с половиной месяца морили в бетонном подвале, требуя денег. Русская учительница из Калиновки: "Если сравнивать жизнь при Масхадове и сейчас, то не изменилось пракически ничего. Как не платили, так и не платят. Хотя есть отличие: тогда в школе ввели два новых предмета - "Основы ислама" и "Вайнахскую этику". Но это, я считаю, было правильно - раз дети живут в республике, надо знать ее культуру и религию". В Новом Шарое 1 сентября вдруг обстреляли артиллерийскими снарядами село, дети плакали. Вывод Ахмедханова: "Закон сохранения войны. Армия, отправленная на антитеррористическую операцию, своими зверствами порождает ответный террор". Он грозит: если так будет продолжаться, народ восстанет. Будто сейчас - не восстание.

Новая пластинка Жанны Бичевской ("Верую"), на вкладыше: "Антихрист объявится из Америки, и ему поклонится и пойдет под его печать весь мир, кроме Царской Православной Церкви, которая сначала будет в России! ... Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия ... а также Греция и Италия ниже реки Арно... Противящиеся будут выселяться на пустующие пространства на милость Божию. Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившись зверю, упасет народы жезлом железным". Цит.: Новые Известия, 6.9.2000, обзор дисков Мих. Марголиса. Что ж, железный закон: чем менее человек укоренен в российской культуре, тем более он ненавидит ту культуру, в которой хоть сколько-нибудь укоренен. Кто самый ярый борец с американской моделью свободы совести? Леонид Дворкин, по сей день сохраняющий гражданство США, хотя и состоящий на службе в Патриархии. Бичевская прославилась тем, что исполняла русские песни в стиле Джоан Баэз. Когда появились пластинки кантри (а ведь было время, когда их не было!), я стал слушать оригинал, а не Бичевскую, как с появлением видеозаписей Бергмана стал смотреть Бергмана, а не Тарковского. 

"Московский комсомолец" (6.9.2000), который не реже раза в месяца позорно печатает опровержение какой-нибудь своей глупости или клеветы, исходящее от сильного мира сего или от друга Ю.М.Лужкова, торжествует: московский суд отказал в иске богородичникам, которые требовали опровержения от О.Татарченкова, 29.10.1999 назвавшего их движение "тоталитарной сектой прозападного толка" (статья называлась элегантно: "Сектант, как таракан: его травят, а он размножается". Основанием для приговора послужили материалы "государственных экспертов и иерархов Московской патриархии". Что есть еще отделение Церкви от государства, подразумевающее отсутствие государственных экспертов по подобным вопросам и невозможность в суде признавать доказательством мнение одних верующих о других, -- это "МК", конечно, невдомек. Точнее, в домек, но домек свернут и положен в сейф главного редактора, где и отдыхает. 

Из жизни объездчиков: Семен Новопрудский (Известия, 6.9.2000, с. 5): "Конечно, в покрове тайны над госрасходами на СМИ хорошего мало. И все же скандал в целом напрасный. Не журналисты ли первыми начали пропведовать вполне цивилизованный ... принцип "не считать деньги в чужом кармане". А не журналисты ли начали проповедовать, что государственный карман - не чужой? Дальше - еще убойнее: "Зачем ... нарываться на обвинения в мелочности?" И утешение: "у государства при всем его горячем желании ... не хватит духу, чтобы закрыть неугодные издания неправовым путем". А когда закроют - Новопрудский, интересно, застрелится? 
Вот сейчас по ТВ показали несчастного пресс-секретаря флота Игоря Дыгало, запись, как он врал, что с моряками "Курска" поддерживается постоянная связь. Каково это - когда твой грех не просто пред тобой лежит, а перед всеми полощется на ветру, как использованный презерватив, приспособленный отпугивать ворон? Впрочем, вот его интервью в "Вечерней Москве" (5.9.2000): абсолютно спокоен, бранит журналистов ("У журналистов превалировало стремление увидеть в официальных сводках обман ... Я заявляю: скрывалось только то, что имело отношение к военной и государственной тайне". Что люди погибли - имело? А почему нет. Отец Игоря Виктор Ананьевич Дыгало, кстати, как я упоминал, лично выписывал похоронки на моряков погибшей в 1968 году подложки, проставляя ложную причину смерти. Его сын об этом говорит так: "Отец тогда писал письма всем родственникам погибших". Вдову одного из погибших показывали по телевизору - никаких писем ей не писал Дыгало-отец, а похоронку (составленную так, чтобы поменьше платить пенсию) она хранит как память о величайшем издевательстве, которому подверглась. Уже целые династии Шариковых. Вообще любопытно: вот династии грешников есть, а династий святых нет. 


По всем почти центральным газетам прошли огромные материалы, воспевающие благотворительную деятельность Вагита Алекперова, главы Лукойла. Кое-где как реклама, кое-где - нет. Особенно мило в "Огоньке" (28.8.2000, с. 28): дано как глава из книги Н.Черникова. Субсидируют строительство Оптиной, Гефсиманского скита, русских детей из Литвы пригласили на двухнедельный автобусный тур по Золотому кольцу, чтобы не отрывались от истоков, платят "Спартаку", строят мечеть, всего в 1996 потратили 75 млн. рублей на благотворительность. И крупно над этим : "О добрых делах не принято на Руси трубить". И фото собора Сергиевой лавры, хотя Лукойл отнюдь к этому собора касательства не имеет, а просто чинит водопровод в Гефсиманском скиту. Да, советские капиталисты за свои деньги желают получить сполна. 

"Христос, как известно, считал, что бывает и ложь во спасение", - Вл. Мамонтов ("Комсомольская правда", 25.8.2000). Не забыть: "как известно" - синонимы "наука доказала", "очевидно, что", "фактически", "практически". 

Генпрокуратура: в январе 1999 г. в Москве АЗЦ на проспекте Мира, принадлежащую метро, продали АО "ФПК Кедр-М" за 10 тыс. долларов. Особняк на Петровке, 25 продали Церетели за 180 тыс. долларов (при оценке в 10 раз дороже). Без конкурса проданы Церетели три здания на Пречистенке, 19. Из 70 приватизационных случаев в Москве лишь в 19 проводили конкурсы, причем в 15 случаях соперничал сам с собой гендиректор фирмы "Нотр Мэзон" Козырев. Вице Лужкова Олег Толкачев, заявил это все клевета, правда, почему-то добавил, что 150 объектов столица уже вернула Росс. фонду федерального имущества (Известия, 4.9.2000). Спрашивается: ну, коррупция. Что это меняет в твоей не то что духовной, а душевной жизни? А если вокруг все станут святые, ты почувствуешь себя лучше? Как же... 

"Радонеж", №104 (10.8.2000), с. 5: иг. Тихон Шевкунов рассказывает том, как Путин на Ильин день посетил Псково-Печерский мон-рь, 40 минут встречался с о. Иоанном Крестьянкиным наедине, учинил запись в книге почетных гостей: "Россия и русское могущество немыслимы безсиления нравственных основ общества. Роль и значение Русской Православной Церкви огромны". 

Очередная эскапада Лужкова: "Сейчас, когда в обществе нет политических структур, которые брали бы на себя ответственность за мораль в обществе, за молодое поколение, я особенно уповаю на церковь. Не важно, что это - православие, иудаизм, буддизм или мусульманство. Лишь бы религия была добра к человеку, проповедовала добро, честность" (Труд, 22.8.2000). 



Вл. Лосев из Новгорода опровергает легенду о том, что герой СССР Яков Павлов, прославившийся обороной дома в Сталинграде ("дом Павлова") якобы стал монахом Кириллом. Яков Федорович Павлов был атеист, умер 21.9.1981, похоронен в Новгороде (Независимая газета, 19.8.2000, с. 8). 

Алдр. Борейко (Сегоднчя, 2.9.2000, с. 1): в проекте бюджета засекречена статья о тратах на СМИ. После этого любой человек, который хвалит Путина, может быть заподозрен в том, что он это делает на засекреченные деньги, а не от сердца. Впрочем, как сказал один из таковых: "А что, государство не имеет права высказать свое мнение?" Московское милицейское начальство на пресс-конференции подтвердило вчерашнюю информацию ("The Moscow Times"): да, милиции раздают формы квартальных отчетов, где указано, сколько они досмотрели чеченцев, сколько арестовано, сколько арестованные тратили денег на содержание чеченские боевиков, на подкуп журналистов, чтобы хорошо писали о Чечне и т.п. В ставшем известном отчете в графах денежных одни нули, но каково? Все это уже давно катится по-советски, только еще разрешено пищать, но этим правом еще пользуется "Сегодня", но, скажем, уже не пользуются "Московские новости". 



Самоограничение может принимать сословную форму (аристократия) и в ней наиболее прочно. Старость может быть аристократична, а может быть и ней, и homo soveticus крайне антиаристократичен, не умеет держаться с достоинством - и чем выше он подымался по лестнице советской карьеры, тем ничтожнее выглядел и на гребне (Брежнев), и в доме престарелых большевиков. Самоограничение в жизни человека нарастает с момента отпуска из семьи в мир. Молодости позволено все (почти). В пермиссивной цивилизации самоограничение - личный выбор человека. Впрочем, и у самых распоясанных стариков биология диктует -- но уже не само-ограничение, а ограничение извне. 

Ел.Смирнова (Екатеринбург) посчитала доход от дачи (Независимая газета, 1.9.2000, с. 2): 10 соток, саду 7 лет, 50 км. от Екатеринбурга. Затраты - семена, проезд, пестициды, электричество - 1940 рублей. Посчитано по минимуму. Урожай: с 10 кустов огурцов 70 кг., с 50 кустов помидоров 150 кг., с 5 кустов кабачков 250 кг., 20 кочанов капусты, 160 кг., свеклы 60 кг., моркови 50 кг., картофель 1 сотка - 500 кг., клубника - 75 л., малина - 10 л., смородина - 40 л. По екатеринбургским ценам - на 8 тысяч максимум. Экономия - 6 тысяч. Это, в сущности, плата за труд на участке. По московским ценам урожай стоил бы раза в два выше (впрочем, урожайность посчитана щедро). Вот она - цена натурального хозяйства. 


Розанов был прав, заподозрив импотенцию у христиан, только зачем так огулом-то? Импотенция есть двойник мудрости. Многие люди, кажущиеся мудрыми, суть просто импотенты, они целомудренны не от знания, а от бессилия. Таких импотентов легко распознать по напыщенности -- импотент восполняет недостающее властолюбием. На этом стоит все Царство Кесаря. Принудительный целибат плох, когда превращается в имитацию целомудрия, а как все принудительное, он легко превращается в любую дрянь. 


Первый звоночек: когда электромонтеры Омскэлектро попытались отключить военную часть, командир Алдр. Степанов их пресек словами: "Хотите, чтобы мы вам вторую Чечню устроили?" (Новые Известия, Валерий Филоненко, с. 2). Хотим не хотим, а я знаю один городок, в котором мэр и жители в довольно единодушном порыве создали мафиозный анклав, качающий из окружающего пространства деньги, попирающий конституционные права окружающих, нарушающий все писаные законы, от строительных норм и правил проведения тендеров до убийств, где спокойно ради празднования своего дня города поливают дождем соседей. 
 
 
 

Разное

Мгновение, ты прекрасно: представляя меня, человек сказал: "Яков Кротов, это..." - слегка запнулся и окончил: "...Яков Кротов". Роза есть роза есть роза. Яков есть яков. Без всяких там. Как мало надо для счастья.

"Логос", сайт журнала, в т.ч. полностью и с указанием страниц книга М.Колерова - сборник его статей из "Сегодня" /М. Колеров. Жестокость и хирургия. Статьи из газеты "Сегодня" 1993-1995. М.: "Дом интеллектуальной книги", 1998. - 116 с. /, в т.ч. о Бердяеве. http://www.ruthenia.ru/logos/personalia/kolerov/sands/09.htm. На с. 34 бранит издателя Бердяева некоего Гришина и бранит поделом, но вот слишком уж приблизительная характеристика времени: "Когда Бердяевым занавешивали все "Окна перестройки" и заключали его в объятия все коммунисты, отыскавши у Николая Александровича слабость к социализму и избегая упоминаний о насмерть истребляющей оный социализм его "Философии неравенства", трудно было удержаться и не съязвить. Так Бердяев стал нарицателем общих мест и пропагандистом банального. И нелюбовь к нему вошла в комильфотность. И поклонники его съехали на обочину, вооружившись положительными откликами и списком знакомств Бердяева с заграничными гениями. Но редко кто из них, верных, бряцая кимвалом, защищал не себя, а Николая Александровича". 

Во-первых, Бердяевым "Окна перестройки" ни разу не занавешивали. С величайшим трудом один человек, Царство ему Небесное, выставлял свою крохотную частную коллекцию изданий Бердяева - раза три-четыре. Вот Ильина - да, того возлюбили коммунисты, и публиковали, и публикуют. Поскольку имена "поклонников Бердяева" не названы, спорить невозможно. Вот я - поклонник Бердяева, ко мне это относится? А кроме меня, кажется, поклонников Бердяева нет. К сожалению. Так, как они описаны - их вовсе не существовало. "Все коммунисты" Бердяева не обнимали, лишь ничтожное меньшинство. Нелюбовь к Бердяеву у кого это вошла в комильфотность? Сегодня Христа посткоммунисты обнимают куда крепче, чем Бердяева - что ж, и Христа не любить? Как говорил Мамардашвили, дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно - а когда мы еще и видим приблизительно, кто нами играет? 

К характеристике Колерова (и еще "из жизни объездчиков"): противопоставлял себя во время войны в Косово 26.3.1999 "истерикующим обывателям" ("мы, не обыватели"), впрочем, исповедуя то же, что и "обыватель" (это может случиться и с Россией). http://www.polit.ru/documents/102330.html. 19.5.1999 - опять вселенская смазь, нежелание видеть точно - поносит европейскую интеллигенцию: "Критичные, моралистичные, левые и гуманитарные, европейские интеллектуалы ПОЧТИ едины в поддержке тотальных бомбежек Югославии" (http://www.polit.ru/documents/102554.html). Зато антизападничество посткоммунизма сформулировано четко и ясно: "Полная победа Запада в Косово - это полная победа Просвещения-для-Запада, это полный конец его для всего остального мира, обреченного выбирать между войной и безвольным подчинением ценностным ноу-хау (в компактной и легко транспортируемой упаковке, в комплекте с военным инженером, военным политиком и военным интеллектуалом). "

В отношении Путина - позиция Колерова заботливая: как бы Путин не уронил рейтинг, как сделать так, чтобы удовлетворил народные чаяния. И в пределах этой заботливости: нежная критика заботливой няньки: "Просто беда, если путинские назначенцы, новая путинская элита так и останется малоубедительным симбиозом тусовки, чья профессия – писать бумаги, и казенных людей, чья профессия – тратить и распределять" (http://www.polit.ru/documents/241111.html, 29.5.2000). 

В том же духе статьи о Путине в "Логосе" (а ведь журнал "философский"): Алдр. Сосланд - и хорошо, что у Путина нет программы, народу потребна тайн, скромность, жесткость. Алексей Плуцер-Сарно: ничего мы толком о Путине не знаем, Путин есть просто миф, ритуал. Софистика а ля Соколов - оторваться от реальности (ибо на самом деле о Путине достаточно информации было и в конце 1999 г., чтобы не стебаться, а анализировать). Якобы беспристрастность: вот видят войну в Чечне как месть, как инициацию, а я об этом пишу, а Запад не понимает российского мифологизма. А по сути - подличанье перед властью, переходная стадия в превращении из человека с совестью в человека без совести. Могут сослаться на "объективность", но вот фраза: ""мифологичность" предвыборной платформы тщательно продумана политологами, отвечающими за пиар" - откуда такое заключение? Ведь это голословное заявление из серии "во всем виноваты жиды". Да никто ничего не продумывал Путину, лепили, как придется. 

Путин победил лишь потому, что воевать было не с кем. В стране 3 миллиона военных, около 10 миллионов работающих на оборонку, миллионов 30 их родственников, столько же чиновничества - да оглядитесь вокруг, нормальных людей, работающих без правительственной зарплаты на земле, в библиотеке, в лаборатории, уже просто нет. Кому восставать, когда вся страна состоит из тех, кому по долгу службы положено подавлять восстания? А вот в Чечне несколько мужиков взялись за оружие - так вся королевская рать, сколько яиц ни разбивает, не может приготовить одной яичницы.

Модест Алексеевич Колеров (1963 г. р.) - окончил исторический факультет МГУ, кандидат исторических наук. Автор исследований по истории русской мысли и общества XIX-XX вв., культур-критических и политических статей в газете "Сегодня" (1993-1995), журналах "Логос" (1991-1999), "Вопросы философии" (1990-1995), интернет-канале Полит.Ру (1999-2000), составитель серии "Исследования по истории русской мысли" (1996-2000). 



Журнал "Персона", №3, 2000 г. Издан роскошно (в интернете http://www.ram.ru/persona/15/content.htm). Гл. ред. Лариса Шамикова. В ред. совете Мих. Швыдкой, нынешний минкульта (тот, который в бытность на ТВ показал видео, якобы с генпрокурором Скуратовым - недавно сняли обвинение это, а запускал клевету никто иной, как Путин). Находится на сайте "Некоммерческая организация "Российская Ассоциация Маркетинга" (РАМ) была учреждена в феврале 1995 года в Москве крупнейшими российскими корпорациями, банками, университетами, консалтинговыми фирмами". Правительство бесплатно дало РАМ право на слово "Российская". В правлении - представители Лукойла и Славнефти. Президент проф. Алдр. Арнольд. Браверман. Первый вице - один из боссов Внешторгбанка. Очаровательная конторка! За вступление в РАМ организация должна заплатить 520 мин.окладов. По желанию - больше.

Журнал с душком: не полная аполитичность, как в каком-нибудь "Космо", а притворная аполитичность. И.Серков ругает "демократов", которые "приглащают восхищаться" Жириновским. Поскольку ни одна фамилия не названа, спорить - невозможно. Вот почему анонимность нетерпима. На следующей странице он же поносит Киселева: мол, "для компании, владельцем которой является председатель Российского еврейского конгресса, "наезд" власти - не самая большая угроза. А как рекламная акция такой "наезд" был бы просто незаменим. Потому можно его и умело провоцировать. Тогда до настоящих угроз дело и вовсе не дойдет". Бедный Серков -- эти его пророчества вышли в свет аккурат к моменту, когда власть осуществила "наезд", показав, что никакие посты Гусинского ей не важны. Бранит Серков и телепередачи Киселева - "осетрина все-таки должна быть первой свежести". Поскольку ни одного слова о конкретных чертах передач не сказано, полемика опять же невозможна. 

В "Персоне" простодушная подлость Юрия Григоровича, рассказывающего о своей "дружбе" с Сергеем Лифарем (мимоходом поносит Плисецкую). "Дружба" заключалась в то, что в 1968 г. Лифарь приехал в Москву, был радушно принят в Минкульте вместе с Григоровичем, который предложил поставить балеты Лифаря в Большом. В присутствии Лифаря чиновники кивали, а как только остались наедине с Григоровичем, обматери его: как можно думать ставить в СССР спектакле белоэмигранта? "Сказать тут же всю правду Сергею и разом кончить - об этом не могло быть и речи". Вот здесь точка бифуркации -- потому что конечно надо было сказать правду, а не тянуть нервы. Дружба без дел мертва. В доказательство того, что Лифарь его простил, Григорович приводит их встречу за два месяца до смерти Лифаря -- и все бы ничего, только он упоминает, что встреча снималась на пленку. Ничего себе -- документировать встречу с умирающим другом... В балете ничего не понимаю, о том, что Григорович и Плисецкая конфлитовали, узнал только сейчас, но мемуар такой убойной саморазоблачительной силы... Какие стукачи, какие клеветники -- мы сами о себе все расскажем и покажем, дай только волю.

В том же журнале Ядвига Юферова. Прогулки с Гениевой. Интервью с Екат. Юр. Гениевой (Родилась в Москве 1968 -выпускница филологического факультета МГУ 1969 -аспирант МГУ 1971 -кандидат филологических наук 1971 -сотрудник ВГБИЛ 1990 -заместитель генерального директора ВГБИЛ 1993 -генеральный директор ВГБИЛ 1995 -председатель правления Института "Открытое общество "(Фонд Дж.Сороса в России) 1996 -член Совета по культуре при президенте РФ Вице-президент Российской библиотечной ассоциации,член Российской комиссии по делам ЮНЕСКО). На с. 40 Гениева об о.А.Мене: "-Так своеобразно сложилась судьба,что я его знала с четырех лет... Да, библиотека -одно из последних мест, где он был до гибели и где он,конечно,уже все знал. - ? - Это был вообще странный день, 7 сентября 1990 года.Отец Александр Мень пришел тогда к нам читать лекцию, заглянул ко мне и говорит, что очень голоден, три дня работал, писал, ничего не ел. Я говорю, что у меня есть только ветчина,-это была пятница. А он сказал: "А мне ведь теперь все можно". И пошел на лекцию, где получил три своих страшных вопроса: можно ли убить священника, боится ли он смерти и можно ли убить комара... Потом мы вместе ждали электричку в сторону Ярославля, и вдруг его портфель опрокинулся,все полетело на асфальт: папка, крест, деньги,которые он собирал на строительство церкви...Мы с моей дочерью Дашкой стали все это в портфель запихивать...Я столько раз давала эти показания под протокол. Помню, говорю:отец Александр, а у вас новые очки... На следующий день они были найдены на месте его убийства,все забрызганные кровью. Мы доехали до Пушкино, Дашка протягивает ему руки для благословения, а он вдруг крепко-крепко ее к себе притянул: "Дашка, ты такая красивая. Расти ". Тогда я ничего не поняла. Только теперь понимаю -прощался. 

-Мы живем в той стране, где КГБ писали с большой буквы,а Бог с маленькой,где до обеда все были атеистами,а после обеда стали верующими.Я знаю,что вы не из новых верующих,а из вечно верующих.Как вы думаете, почему так сложно складываются отношения церкви и гражданского общества? Почему бывает так уязвим посредник между Богом и человеком? 

-Мы очень много говорили об этом с отцом Александром.Однажды мы ехали с ним по загорской дороге,и я говорила ему примерно то же самое,что и вы сейчас. Только еще жестче: где же люди, это же пустыня... И вдруг он просит Юру,моего мужа,остановить машину -тогда безумно красиво цвела сирень...И он в рясе, размашистым своим шагом пошел и купил на обочине у бабки мне огромный букет - православные священники обычно этого не делают -и сказал: "Катюша, посмотрите,тут,в этой стране,после всех экспериментов цветы растут,хотя здесь трава не должна расти...Здесь все больное. И церковь такая же больная,как и вся страна ". Но именно он мне не раз говорил, что наше место здесь,помогать своей стране. Что ты спрятал -то потеряно, что ты отдал - то твое". 


Что неожиданно: за канонизацию Николая Романова выступила Новодворская (Новое время, №33, с. 29). Просто потому, что тот погиб и не отрекся. Впрочем, мне больше нравится другой диссидентский принцип: отрекшихся все равно не осуждать. А у нас - вон, опять недавно одна прихожанка величественно скривилась при упоминании отца Глеба Якунина (речь шла о публикации воспоминаний Меня, где есть одно неблагоприятное для Якунина высказывание; при первой публикации меня семья Меня попросила это высказывание опустить, что я и сделал). Мол, пускай пожинает, что посеял. А мне кажется это подлостью: когда человек "свой", оберегать его репутацию, а когда уже как бы не свой (вот здесь "как бы" очень уместо), так и пусть его... Кто не сидел за веру, тот должен иметь совесть хотя бы настолько, чтобы не осуждать. И к патриарху это тоже относится.





Две дочери Путина (10 класс и 9) в школу не ходят: из соображений безопасности. К ним ходят учителя (Комсомольская правда, 1.9.2000, с. 3). Сталин до такого не додумался. Может быть, пример Светланы как раз и побудил Путина не отдавать дочек в школу? Надеется обеспечить им лучшее будущее? Ну, еще убедится, что чем больше безопасности, тем меньше всего остального.


 Перейти к следующему обзору
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова