Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

 

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 1999 год

НЕДАВНИЕ ИСТОРИИ:  21 мая 1999 г. и ранее

Обзор наиболее интересных сообщений прессы для программы "Радиоцерковь"

Вернуться к предыдущему обзору

Иностранные события

1. Мнение иностранца — редкое — прорвалось на страницы "Литературной газеты" (28.4.1999) - скульптор Игорь Шелковский из Парижа: "Российская интеллигентность вновь проходит проверку на вшивость (великодержавную). Первый раз это было с началом войны в Чечне, и потери были велики (начиная с Солженицына — "голоса не возвысил"). Вот сейчас обваливаются бастионы — Гайдар, Явлинский... Казалось бы, чего проще: наконец умные страны объединились не на основе выгоды, прагматизма или оптимальности, а на основе идеала". Шелковский верит, что косовары вернутся в свои дома, а России "задним умом поймет необходимость этой акции".

2. Вот ошибка так ошибка: Дм. Кравцов (Вечерняя Москва, 7.5.1999) заявил, что парижская мэрия солидарна с Милошевичем, потому что на ней плакат, говорящий о солидарности с жителями Косова. А на фото видно, что плакат гласит о солидарности с "беженцами из Косово", то есть с теми, кто убежал от Милошевича.

3. Анатолий Иванов (Труд, 13.5.1999): в Амстердаме у торговца на блошином рынке купили две эскиза Рембрандта по паре долларов, установили подлинность, перепродали за 48 тысяч долларов. Вот притча, которая прямо просится в Евангелие: мало иметь сокровище, надо знать, что оно — сокровище. А мы часто расхваливаем Евангелие так, словно пытаемся сбыть залежалый товар по дешевке. После смерти будем смотреть на тех, кого обратили ко Христу, и рвать на себе волосы: какие же они святые, а мы, идиоты, другим Евангелие дали, а сами остались у разбитого корыта. Да хотя бы и у целого.

4. Артем Рондарев (МК-бульвар, 10.5.1999): Ансамбль U2, все ирландцы из Дублина, правоверные католики, сомневались, не сатанинская ли музыка рок-н-ролл, но в конце концов стали его играть. Группа остросоциальная и политизированная, миллионеры. по мнению автора обуржуазились, "прекратили играть рок-н-ролл и начали играть музыку". Главный группы Боно Вокс: "Большинство людей считает, что нас вышибли пинком из рая. Я в этом не уверен. По-моему, это мы вышибли оттуда Господа". А по-моему, Бог — не в раю, Он выше Рая.

5. Круто: о гонках "Формула-1" заметка Александра Филиппова (Известия, 5.5.1999) с названием "Если и есть бог, то его зовут "Феррари". Для дурного настроения это означает, что спорт — дело богоборческое, для нормального — что спорт тоже жаждет веры, хотя бы в эрзаце. А значит, не все потеряно.

6. Андрей Колесников (Известия, 8.5.1999) утверждает, что "есть информационная война НАТО" и тут же — "западная пресса достаточно объективно информирует о событиях в Югославии". А ведь НАТО сам газет не издает, в чем же тогда информационная война? Он подчеркивает, что большинство европейцев поддерживает войну в Сербии, хотя при этом настроены анти-американски. Но почему? Не потому, что не нравится наличие жандарма в Европе, а потому что хотят сами быть жандармами своей земле. Мда... Он же: в России по данным фонда "Общественное мнение" (а где ВЦИОМ — единственный надежный источник информации?) 63% за Сербию. Ну, а питекантропы все были за людоедство — ну и что?

7. Александр Кустарев (Новое время, №19) о списке тысячи самых богатых людей Англии в "Санди таймс": много высокооплачиваемых наемных менеджеров корпораций, разбогатевшие бизнесмены — например. на производстве упаковки "Тетра Пакинг". Много из богемы (Маккартни). Сфера обслуживания: новый тип кафе. 10 лет назад половина из тысячи были богачами по наследству, теперь — только треть. У нас, пожалуй, все самые богатые люди — по наследству, только не лично от отцов, а наследуют связи, наследуют безнравственность и непроизводительность. У нас ни один богач не может сказать: я произвел вот то-то. Между тем, есть прямая связь между торговлей и миром: "Лавочники не нации: уничтожать клиентов друг друга они не могут — кто тогда в лавку ходить будет?" И как ни критикуй потребительское общество, в этом его правда — после тысячелетий обществ, смысл жизни полагавших в войне и чести.

8. Артем Улунян (Русская мысль, 6.5.1999) дает критический очерк о косовской армии освобождения, неприятнейшей банде, которые убивали своих же, настроенных пацифистки (в середине января 1999 г. убили сподвижника Руговы Малоку, сожгли несколько косоварских сел). В этом и разница между свободолюбивым человеком и холопом: свободолюбивый человек обязательно скажет о том, что грешна не одна какая-то сторона. Холоп обрадуется и завопит: ага, а вы их защищаете — и тут же выставит Милошевича безгрешным.

9. Дм. Филипченко (Известия, 5.5.1999): близ вершины Эвереста нашли останки англичанина Джорджа Мэллори (кстати, сына священника), который погиб в 1924 г. В принципе, он мог погибнуть и не дойдя до вершины, но Эдмунд Хиллари, поднявшийся туда в 1953 году, уже и до этой находки говорил: "Почти уверен. что Мэллори смог достичь Эвереста и погиб уже при спуске". Вот это "спортивная игра". Хиллари сказал: "Гималаи — это слишком большой район земли, и места славы хватит всем". Кольми паче Царствие Небесное... Веровать — значит физически ощутить огромность Божьего мира, где славы хватит на всех.

10. Очерк Моны Платоновой о русском дизайнере Вл.Пирожкове, который живет во Франции, получает 3 тысячи долларов в месяц (больше среднего), работает на Ситроен (Вечерняя Москва, 6.5.1999) и говорит, что дизайнеры различаются по масштабу мышления, одни проектируют маленькие штучки — пепельницы, другие дома, "я же могу ориентироваться в масштабе от десяти сантиметров до четырех метров, на большее понимания пока не хватает". Завидная трезвость в самооценке и интересный параметр для самооценки.

11. Статья С.Ковалева (Общая газета, 13.5.1999) - наконец-то! Критикует призывы к славянской солидарности как племенной атавизм, призывы к православной солидарности как лицемерие ("подавляющее большинство наших сограждан какой рукой креститься выучили только вчера - и то нетвердо"). Да, пишет, "ругать западных лидеров, решивших ракетно-бомбовым ударом развязать косовский узел, есть за что. Политическая и военная некомпетентность, блистательное невежество ... безответственность по отношению к судьбе заложников ... косовских албанцев". Но — добиваться санкции ООН глупо, ее бы не дали, и что "сидеть и смотреть, как Слободан Милошевич наводит этнический порядок в Косове?" Увы, боюсь на столь прямо поставленный ответ я бы сказал: да. Но не "сидеть и смотреть", а сидеть и молиться. С точки зрения Ковалева это — глупый и лукавый ответ, но другого, думается, у христианина быть не может. Но как хорошо Ковалев про наше антизападничество: "Кредиты нам давали, чтобы закабалить ... гуманитарную помощь посылали, чтобы унизить". "Это по нам метит НАТО своими бомбами". Ковалев критикует "демократов", которые бранят НАТО за "подставку", нарушили-де право и дискредитировали идею демократии (Гайдар и ему подобные). Ковалев разделяет обвинение Запада в двойных стандартах (надо бы вмешиваться и в защиту курдов, и в защиту чеченцев - "но  ведь пишу не об их акции, а о нашей реакции"). Но: "мы забываем, что право — не самоцель и не религиозная догма, а всего лишь путь к справедливости и безопасности. Мы забываем, что нормы права чего-то стоят лишь тогда, когда они обеспечивают права, свободу и достоинство человека. Мы забываем, что мировой правопорядок, такой, каким он сложился после Второй мировой войны, был заложен в городе Нюрнберге, в ходе одного из самых антиправовых и одного из самых справедливых судебных процессов в истории". Увы, здесь Ковалев здорово "подставляется" сам, ибо проповедует антиправовую теорию, противопоставляя право и справедливость. Он вынужден так делать, потому что достаточно честен, но недостаточно образован, и не может четко сформулировать источники права — народ, личность, правительство - кто является источником права? Он выстраивает иерархию прав (право наций на самоопределение - фикция, право человека на жизнь - вот высшая ценность), но не вписывает эту иерархию в систему естественного права, без чего вся конструкция рассыпается и открывается дорога полному произволу.

12.  Леонид Велехов бранит европейских правозащитников, они якобы пронатовские, не беспокоятся о жертвах бомбардировок (Итоги, 4.5.1999). Бранили и наших, и вот "Независимая газета" (14.5.1999) напечатала отличный ответ критика Бориса Альтшулера — вот за это все-таки люблю "НГ", ни одна другая газета не имеет столь развитой системы откликов: он подчеркивает, что за резню в Косово отвечает и России, не осудившая вовремя Милошевича, перечисляет многочисленные заявления русских правозащитных организаций. осуждающие действия НАТО и сравнивающие их с чеченской бойней. Альтшулер осуждает Солженицына за то, что он, "резко осуждая действия НАТО, не нашел ни слова порицания для Милошевича". Да, Солженицын здорово сел в лужу, прославив античный героизм сербов — как только бомбежки пошли всерьез, они попрятались, "молодцы против овец".

13. Юрий Строганов (Труд. 20.5.1999): руководители тюрем Латвии проявили "своеобразную гуманность", единодушно поддержав идею отмену смертной казни. Директор департамента мест заключения Витолдс Захарс заявил: "Смертная казнь — это вообще не наказание, а физическое уничтожение". Строганов ехидничает: "Мировая практика показывает, что пожизненное заключение не способствует исправлению". Как будто смертная казнь или ее страх ему способствуют!

Российские события

1. Ужас, словно по Стругацким - живем против течения времени. Особенно это видно на примере "Московских новостей", в которых возвращается запах перестройки — и ее авторы. Религию ведет Александр Нежный, тут огромная статья Юрия Черниченко (11.5.1999): против совхоза "Гигант" под Ростовом на Дону, где бандиты и партийная номенклатура вместе грабят крестьян. "Игра в освобождение, объявленная возможность взять свой пай и хозяйствовать — не мертвая ли душа?"

2. Игорь Корольков (Известия, 12.5.1999): очерк о том, как коммунист и министр сельского хозяйства Кулик напугал Запад ложной угрозой голода в России, чтобы получить даровую пшеницу и возможность нажиться на спекуляции ею самому и своим близким. Причем американцы, зная, как крадут, требовали конкурса для выбора поставщика, требовали отстранить от гумпома компанию "Росхлебопродукт", уже уличенную в воровстве — но именно этой компании поручили и переговоры с американцами, еще до проведения конкурса. и назначили в конце концов ее. Американцам оставалось настаивать на "прозрачности" поставок, но ведь в конечном счете казнокрад уверен: уличат его в воровстве иностранцы, но бомбить не будут — и потому крадет. Правда, бомбежки Сербии заставляют их нервничать — отсюда такая истерика по этому поводу.

3. Московское досье: ЖЭКи в стачке с московской строительной монополией, дают строителям бесплатное электричество и воду, а плату взыскивают (не расшифровывая, за что), с жителей, изводя их мнимыми "долгами". Здесь и просто берут взятки. Вяч. Басков (Вечерняя Москва, 7.5.1999) в полемике с теми, кто объясняет взяточничество бедностью: "Взятки берут не бедные, а порочные. Бедные-то как раз обычно самые честные. Потому и бедные". Первый тезис справедлив, а вот второй ошибочен: бедные разные, и есть бедность от честности (в порочной системе), но есть и бедность от лени. Как и богатство бывает разное, что и делает жизнь интересной и лишенной заранее данных решений.

4. Марина Токарева (Общая газета, 13.5.1999) дает интервью с питерскими интеллигентами: Даниил Гранин считает, что скверна "неразборчивость" интеллигенции, "у нас в стране нет ни одной "гостиной", куда не пускали бы негодяев ... убеждения больше не определяют поведение, теперь они вообще домашняя радость". Между прочим, на Западе негодяев стараются не пускать, но все-таки публичных разборок стараются не устраивать, о политике не разговаривают, но отлучение происходит, только очень тихо-тихо. В неразборчивости, причем принципиальной, нашей интеллигенции обнаруживается ее не дореволюционное, а большевистское происхождение — она была создана для обслуживания интересов партии, и вне обслуживания (теперь - правительства) себя не мыслит. Драматург Александр Володин бранит Ельцина, что предал интеллигенцию, бранит интеллигенцию, что не вышла протестовать против войны в Чечне. Ну, почему же — выходили. Не все — но интеллигент и не должен двигаться строем, иначе какой же он интеллигент? И плохо, что русская интеллигенция слишком часто бывала монолитна не в нравственных вопросах, а в тактических. Утверждение Токаревой, что интеллигенция "почти утратила право говорить от лица общества" и должна это право завоевать заново, кажется сомнительным — интеллигент тем и отличается, что говорит лишь от своего лица, не от имени общества или Истины.

5. А вот еще пример того, как бывший советский интеллигент опять становится советским интеллигентом: Максим Соколов (Известия, 14.5.1999): попытка осудить Ельцина за войну в Чечне якобы дает Чечне повод "потребовать от РФ выплаты репараций, чего всегда требуют от побежденного в войне виновника преступной агрессии". Да нет, не то что не всегда, а пожалуй даже и никогда — в современных войнах. И во второй мировой войне — мы взяли с Германии репарации, а американцы дали Германии денег. Ложная аксиома, на которой выстраивается истерика — тоже, конечно, ложная. Что до первого пункта Соколова — что осуждение Ельцина дало бы повод требовать международного признания Чечни, то, конечно, этого признания не миновать. Конечно, никто с нами воевать за Чечню не будет, но разве самим не стыдно делать вид, что это — часть нашей страны?

6. В том же номере "Известий" Вл. Мау (тот самый, который до последнего защищал пирамиду ГКО), похвалив Соколова за предложение ограничить избирательное право — мол, "всеобщее избирательное право работает только в развитых странах" — предлагает "усилить элементы добровольности и финансового участия граждан в избирательном процессе. Иными словами, в финансировании выборов должны принимать участие сами граждане, внося небольшую плату при регистрации в качестве избирателя". Это, мол, ограничит популизм. В общем, ввести имущественный ценз. В таких случаях мне хочется поступить подобно французскому барону, который, когда ему Мазарини прислал десять тысяч ливров с просьбой о сотрудничестве, послал Мазарини двадцать тысяч с просьбой никогда больше его не беспокоить никакими обращениями. А какие слова нашел "усилить элементы финансового участия граждан в избирательном процессе". А ведь тот же Соколов возмущался всевластием (которое ему помстилось) Березовского. А чего тут возмущаться: пусть Березовский с Гусинским промеж себя голосуют, они, видимо, самые ответственные люди России, если мерять ответственность деньгами.

7. Александр Сагамонов (Известия, 10.4.1999): война в Сербии есть принципиально новое явление, "это не война, а военная операция — то есть проект, имеющий некие рациональные цели, по достижении которых операция заканчивается. При этом военные силы жестко контролируются государством, чего не бывает, когда идет война". Софистика, — в любой войне на поверхности есть рациональные цели, есть предполагаемый момент окончания "проекта", есть "контроль". А что толку в контроле, если все равно дети гибнут?

8. Тамара Александрова (Общая газета, 4.3.1999): прелестный очерк о жизни мордовской глубинки, Ругают демократов, грабят — заставляют сдавать молоко на молокозавод по полтора рубля. Кто заставляет — районное начальство. У них по-прежнему план, прежний социализм, конфискуют товары у тех, кто пытается продать что-либо за пределы республики. А ругают не коммунистов, ругают демократов — как и при советской власти ругали не коммунистов, ругали диссидентов. Коммунизм на том и стоит, что дает человеку возможность все свои беды перевалить на мифического врага.

9. Исаичу в "Архипелаг": бывший чекист, смершевец майор Михаил Поспелов рассказывает с наслаждением в "Совершенно секретно", №5, 1999, с. 25, как посадили, а частью расстреляли группу русских моряков, которые были интернированы в Швеции — якобы бежали к врагу. Причем в этом рассказе столько несуразиц, что ясно: автор врет и сам не видит, как врет. Якобы двое из моряков замыслили побег, склонили к измене остальных, убили несогласных политруков. Допустим — но почему же "убийцы" вернулись на родину? почему вернулись их "сообщники". посаженные за "участие в преступлении", за то, что "склоняли моряков к невозвращению" — хотя вернулись. Хорошую газет издает Артем Боровик, хорошую советскую газету. И статья про гомосексуализм православного епископа в том же номере — в ту же кассу.

10. Досье на Сергея Степашина: р. 2.3.1952 в Порт-Артуре, образование - политрук, кандидат исторических наук (тема: "Партийное руководство противопожарными формированиями". Ехидная кличка: "Пожарник"). В августе 1991 г. поддержал Ельцина, за что был назначен главой питерской чеки, тут от Собчака получил роскошную квартиру. В октябре 1993 одним из первых перебежал к Ельцину и стал первым замом главы ЧК, с марта 1994 главой ЧК (тогда - ФСК). Пробыл тут 15 месяцев, был одним из моторов войны в Чечне. Публично заявил: "Я не против нарушения прав человека, если этот человек - преступник" (Независимая газета, 13.5.1999).  Защитил докторскую о развитии российской демократии во время войны в Чечне. Был уволен за Буденновск 30.6.1995, 10.11.1995 вернулся в строй — назначен курировать силовые структуры от правительства. С 2.7.197 министр юстиции, с апреле 1998 глава МВД.

Перейти к следующему обзору

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова